Реклама от ассоциации:





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


ПРИКАЗ

от 4 июля 1989 г. N 541


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


В целях дальнейшего укрепления пожарной охраны и улучшения противопожарной защиты учебно-воспитательных учреждений системы народного образования приказываю:

1. Ввести в действие Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки и утвержденные Гособразованием СССР 10 мая 1989 года.

2. Республиканским органам управления народным образованием, органам управления учебными заведениями министерств и ведомств:

2.1. Довести настоящие Правила до соответствующих органов народного образования и учебно-воспитательных учреждений и обеспечить контроль за их соблюдением.

3. Считать действующими Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 года, для высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Гособразования СССР.

4. Считать утратившими силу Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов и других учебно-воспитательных учреждений системы Министерства просвещения СССР, утвержденные Минпросом СССР 3 января 1969 года.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Гособразования СССР т. Терещенко Л.М.


Первый заместитель Председателя

Ф.И.ПЕРЕГУДОВ







ПРАВИЛА

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,

ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


1. Общие положения


1.1. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее - детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.

Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.

1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.

1.4. Руководитель детского учреждения обязан:

а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;

б) организовывать изучение настоящих Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в Приложении 3. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.

Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.

С учащимися IV - XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению Правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. Программа обучения приведена в Приложении 4;

в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) - дружины юных пожарных;

г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в Приложении 1).

План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.

Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);

д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;

е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;

ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

1.5. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:

а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.

В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;

б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;

в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.

1.6. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендуемых организаций.


2. Общие требования пожарной безопасности


2.1. Содержание территории, зданий и помещений.

2.1.1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

2.1.2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.

О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомить пожарную охрану.

2.1.4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

2.1.5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

2.1.7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

2.1.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

2.1.11. Двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.

В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

2.1.12. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

2.1.13. Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

2.1.14. В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления перекрытий торф, стружку, опилки и другие горючие материалы, крепить к дымоходам радио- и телевизионные антенны.

2.1.15. Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначения помещений и место хранения ключей.

2.1.16. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

2.1.17. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.


Пункт 2.1.18 Правил признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 27.07.2006 N ГКПИ06-595 в отношении служебных жилых помещений в зданиях, спроектированных с учетом размещения в них помещений для проживания обслуживающего персонала, с момента вступления решения в законную силу.


2.1.18. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

2.1.19. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.

2.1.20. Приямки окон подвальных и цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.

2.1.21. В зданиях детских учреждений запрещается:

а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;

в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанные с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;

г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

д) забивать двери эвакуационных выходов;

е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения, за исключением специально оборудованных помещений;

з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;

к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с применением открытого огня.

Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;

о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

2.1.22. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.

2.1.23. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других работ на объектах народного хозяйства.

2.1.24. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях, под наблюдением работника детского учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается.

Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.

2.1.25. Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (Приложение 2).

2.1.26. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения и другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

2.2. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

2.2.1. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.

2.2.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается.

2.2.3. В помещениях котельных запрещается:

а) производить работы, не связанные с эксплуатацией котельных установок, допускать в котельную и поручать наблюдение за работой котлов посторонним лицам;

б) допускать подтекание жидкого топлива или утечку газа в местах соединения трубопроводов и из форсунок;

в) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;

г) работать при неисправных приборах контроля и автоматики;

д) разжигать котельные установки без предварительной их продувки воздухом;

е) сушить одежду, обувь, дрова и другие горючие материалы на конструкциях и оборудовании котлов и трубопроводах;

ж) закрывать горючими материалами жалюзи воздушного отопления;

з) оставлять находящиеся в работе котлы без присмотра;

и) допускать к работе лиц, не прошедших специальной подготовки, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

к) хранить запасы твердого топлива, превышающие суточную потребность;

л) пользоваться расходными баками, не имеющими устройств для удаления топлива в аварийную емкость (безопасное место) в случае пожара.

2.2.4. У топочного отверстия печи на деревянном полу должен быть закреплен предтопочный металлический лист размером не менее 50 x 70 см.

2.2.5. Дымоходы печей и дымовые трубы необходимо очищать от сажи перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца в течение отопительного сезона.

2.2.6. Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий.

В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей не позднее чем за час до прихода детей.

2.2.7. Категорически запрещается разжигать печи керосином, бензином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, оставлять без надзора топящиеся печи, а также поручать присмотр за ними детям и посторонним лицам.

2.2.8. Топить печи с неисправными и открытыми дверцами, а также использовать для топки дрова, превышающие по длине глубину топливника, не допускается.

2.2.9. При переводе печей с одного вида твердого топлива на другой они должны быть соответствующим образом переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичом и т.д.).

2.2.10. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.

2.2.11. Использование вентиляционных каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов запрещается.

2.2.12. Угли, зола и шлак из печей должны выгребаться в металлическую тару с ножками и плотно закрывающейся крышкой и удаляться в специально отведенные места.

2.2.13. Топливо (дрова, уголь, торф и т.д.) должно храниться в специально приспособленных для этих целей помещениях или на отгороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от строений. В подвальных и цокольных помещениях со сгораемыми перекрытиями хранение дров, угля и других видов топлива не допускается.

2.2.14. Хранение в вентиляционных камерах оборудования и материалов запрещается.

2.2.15. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), установленные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит должны содержаться в исправном состоянии.

2.2.16. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:

а) отключать огнезадерживающие устройства;

б) выжимать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества;

в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.

2.2.17. В местах забора воздуха должна быть исключена возможность появления горючих газов и паров, дыма, искр и открытого огня.

2.3. Электроустановки.

2.3.1. Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

2.3.2. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 2.3.1 настоящих Правил, своевременно устранять выявленные недостатки.

2.3.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

2.3.4. Устройство и эксплуатация временных электросетей, за исключением электропроводки, питающей места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускается.

2.3.5. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).

2.3.6. Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры следует применять гибкие кабели с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Подключение переносных светильников следует предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.

2.3.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов не допускается.

2.3.8. Осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.

2.3.9. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.

2.3.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппараты следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

2.3.11. При эксплуатации электроустановок запрещается:

а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;

д) использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;

е) применять для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;

ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;

з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения.

2.3.12. Всякого рода новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны производиться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.

2.3.13. Во всех помещениях (независимо от их назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.

2.3.14. Используемые для отопления небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.

2.3.15. Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.

2.4. Противопожарное водоснабжение.

2.4.1. Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).

2.4.2. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.

2.4.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана.

Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год следует производить проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их "на ребро".

На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:

- буквенный индекс ПК;

- порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.

2.4.4. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану.

2.4.5. Водоемы и резервуары следует содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств.

2.4.6. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега.

2.5. Установки пожарной автоматики.

2.5.1. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Учреждения, не имеющие возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязаны заключить соответствующие договора на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями Минприбора СССР.

2.5.2. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.

2.5.3. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

2.5.4. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.

2.5.5. При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:

а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;

б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;

в) складировать материалы на расстоянии менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;

г) использование трубопроводов установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;

д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации.


3. Первичные средства пожаротушения


3.1. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Нормы первичных средств пожаротушения приведены в Приложении 2.

3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76*.

3.3. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:

а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

3.4. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

3.5. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о месте их расположения.

3.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.

3.8. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.

3.9. На территории зданий IIIа, IIIб, IV, IVб и V степеней огнестойкости, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт., топоры - 2 шт., лопаты - 2 шт., багры - 2 шт., лестницы приставные - 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 куб. м - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 куб. м).

3.10. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.

3.11. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.


4. Требования пожарной безопасности для помещений

различного назначения


4.1. Учебные классы и кабинеты.

4.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.

4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

4.1.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускаются.

4.1.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях.

4.1.5. Запрещается складывать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.

4.1.6. Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается.

При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для организаций кинопроката.

4.1.7. Демонстрирование диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора) передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при соблюдении следующих требований:

а) демонстрирование кинофильмов проводится на узкопленочной аппаратуре;

б) диапроектор или узкопленочный кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из помещения;

в) во время демонстрации диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов присутствуют учащиеся (воспитанники) одной учебной группы в количестве не более 50 человек;

г) к работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по технике пожарной безопасности, выданный местными органами кинофикации и государственного пожарного надзора;

д) кинофильмы, предназначенные для очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или фильмоскопах.


5. Требования пожарной безопасности при проведении

культурно-массовых мероприятий


5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.

5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.

5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:

а) в зданиях I и II степени огнестойкости - в помещениях любого этажа;

б) в зданиях III - V степени огнестойкости - только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.

Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.

5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м кв. на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м кв. на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.

5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:



При односторонней
эвакуации   

При двухсторонней
эвакуации   

В зданиях I, II и III      
степени огнестойкости      

30      

60      

В зданиях IV и V           
степени огнестойкости      

15      

30      


5.9. Расстояние между рядами должно быть:


Количество непрерывно     
установленных мест в ряду   

Наименьшее  
расстояние между
спинками сидений
(в метрах)  

Ширина  
прохода  
между рядами
(в метрах)

при односторонней
эвакуации ряда 

при двусторонней
эвакуации ряда

до 7     

до 15     

0,80     

0,35   

8 - 12    

16 - 25    

0,85     

0,40   

13 - 20    

26 - 40    

0,90     

0,45   

21 - 25    

41 - 45    

0,95     

0,50   

26 - 30    

51 - 60    

1,00     

0,55   


5.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.

Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается.

5.11. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.

В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться.

5.12. Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.

5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.

5.14. В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:

а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;

в) применять горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;

г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

д) хранить имущество, инвентарь и другие предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а также в подвалах, расположенных под помещениями;

е) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);

ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;

з) устанавливать стулья, кресла и т.п., конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;

и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднооткрывающиеся запоры;

к) устанавливать на окнах глухие решетки.

5.15. Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений, в проходах должны устраиваться пологие пандусы.

5.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.

5.17. Руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия.

5.18. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.

При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.

5.19. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.

5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.

Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений.

5.21. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

5.22. Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.

5.23. При оформлении елки запрещается:

а) использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;

б) применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;

в) обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.


6. Порядок действия в случае возникновения пожара


6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре;

приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществить руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставлять посты безопасности на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.







Приложение 1


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ (УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ)

НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА


Утверждается руководителем

детского учреждения


N
п/п

Наименование   
действий     

Порядок и последовательность
действий         

Должность,
фамилия 
исполнителя

Сообщение о пожаре

При обнаружении пожара или 
его признаков необходимо не-
медленно сообщить по телефо-
ну в пожарную часть, задей-
ствовать систему оповещения
людей о пожаре, поставить в
известность руководителя   
детского учреждения или за-
мещающего его работника    


Эвакуация детей из
загоревшегося зда-
ния, порядок эваку-
ации при различных
вариантах         

Все дети должны выводиться 
наружу через коридоры и вы-
ходы согласно плану немед- 
ленно при обнаружении пожара
или по сигналу оповещения  
(указывается вид сигнала)  


Сверка списочного 
состава с фактичес-
ким наличием эваку-
ированных из здания
детей             

Все эвакуированные из здания
дети проверяются по имеющим-
ся в группах и классах пои-
менным спискам (классным   
журналам)                  


Пункты размещения 
эвакуированных де-
тей               

В дневное время дети группа-
ми (классами) размещаются в
здании... (указать адрес). В
ночное время они эвакуируют-
ся в здание (указать адрес)


Тушение возникшего
пожара работниками
детского учреждения
до прибытия пожар-
ной части         

Тушение пожара организуется
и проводится немедленно с  
момента его обнаружения ра-
ботниками детского учрежде-
ния, не занятыми эвакуацией
детей. Для тушения использу-
ются все имеющиеся в учреж-
дении средства пожара      



ПЛАН

помещений детского учреждения с нанесением путей эвакуации

(оформляется с учетом требований ГОСТ 12.1.114-82)


Примечание. Пути следования детей во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости от сложившейся обстановки.


__________________________________________________________________

         (должность и подпись лица, разработавшего план)


    С планом эвакуации и распределением обязанностей ознакомлены


____________  ___________________  ________________  _____________

   (дата)         (должность)          (Ф.И.О.)        (подпись)







Приложение 2


N
п/п

Назначение помещения

Единица
измерения

Огнетушители  

Примечания

пенные
емк. 
10 л 
или  
порош-
ковые
5 кг 

уг-
ле-
кис-
лот-
ные
емк.
2 л

бре- 
зенто-
вое  
или  
асбес-
товое
полот-
но   
разме-
ром 2
x 2 м

1

2         

3   

4  

6  

7    

Классы, кабинеты,  
аудитории, лекцион-
ные и административ-
ные помещения,     
спальные помещения,
групповые детских  
дошкольных учрежде-
ний, общежития проф-
техучилищ          

30 погон-
ных мет-
ров длины
коридора,
фойе,   
холла,  
рекреации

1  



Не менее 
двух на  
этаж или 
его часть,
выделенную
глухими  
стенами и
перегород-
ками     

Лаборатории химии, 
физики, биологии,  
лаборантские при   
них, помещения для 
трудового обучения 
(кроме мастерских по
обработке металлов),
кружковые техничес-
кого моделирования,
живописи, юных нату-
ралистов, кинофото-
лаборатории, библио-
теки, комнаты для  
хранения и чистки  
оружия, студии     

100 кв. м

1  



Не менее 
одного на
помещение

Кабинеты информатики
и вычислительной   
техники, радиотехни-
ческие центры, элек-
тромашинные помеще-
ния и помещения вен-
тиляционных систем 

100 кв. м

1  


Не менее 
одного   
пенного и
одного уг-
лекислот-
ного на  
помещение

Закрытие учебно-   
спортивные залы,   
обеденные, актовые,
лекционные и читаль-
ные залы, мастерские
по обработке металла

200 кв. м

1  



Не менее 
двух на  
помещение

Гаражи, открытые   
стоянки автомашин, 
тракторов и др. тех-
ники (без учета пер-
вичных средств пожа-
ротушения, которыми
оборудованы транс- 
портные средства)  

100 кв. м
или 5   
единиц  
техники 
на откры-
той сто-
янке    

1  


1  

Не менее 
двух на  
помещение
или стоян-
ку. Допол-
нительно 
оборудуют-
ся ящиком
с песком и
лопатой  

Котельные на твердом
и газообразном топ-
ливе               

На 2 кот-
ла      

1  



Ящик с   
песком и 
лопатой  

Котельные на жидком
топливе            

На 1 ко-
тел     

1  


1  

То же    

Кинопроекционная,  
кинопередвижка     

На 1 ап-
парат   

1  


1  

То же    







Приложение 3


ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО

ИНСТРУКТАЖА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Для изучения Правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).

Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ: с планом и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи. Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажа делается запись в журнале по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.







Приложение 4


ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений Правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению Правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V - VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном подъеме. С учащимися I - IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников Правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.


Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране

и добровольных пожарных организациях


Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства - всенародное дело. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.


Тема 2. Огонь - друг и враг человека


Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.


Тема 3. Причины возникновения пожаров


Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях - детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение Правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка - основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.


Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении


Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.


Тема 5. Берегите жилище от пожаров


Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.


Тема 6. Первичные средства пожаротушения.

Знаки безопасности


Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждение, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.


Тема 7. Системы автоматического пожаротушения

и пожарной сигнализации


Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.


Тема 8. Что нужно делать при пожаре


Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов; отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска обрезная 200 по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541
Скачать: Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541
Наши предложения:
  1. Постановление Совмина СССР от 19.11.1990 N 1161
  2. Постановление Президиума ВС РСФСР от 29.10.1990
  3. Постановление Президиума ВС РСФСР от 29.10.1990
  4. Приказ МВД СССР от 25.10.1990 N 400
  5. Приказ Гособразования СССР от 22.10.1990 N 666
  6. Постановление Совмина СССР от 18.10.1990 N 1063
  7. Указ Президента СССР от 12.10.1990 N УП-868
  8. Постановление Совмина СССР от 11.10.1990 N 1011
  9. Постановление Совмина СССР от 26.09.1990 N 974
  10. Приказ Гособразования СССР от 19.09.1990 N 616
  11. Постановление Совмина СССР от 04.09.1990 N 895
  12. Приказ Минкультуры РСФСР от 31.08.1990 N 283
  13. Распоряжение Совмина РСФСР от 30.08.1990 N 1064-р
  14. Постановление Совмина СССР от 24.08.1990 N 849
  15. Постановление Совмина СССР от 16.08.1990 N 833
  16. Постановление Совмина СССР от 11.08.1990 N 806
  17. Постановление Совмина СССР от 06.06.1967 N 515
  18. Приказ Гособразования СССР от 19.07.1990 N 504
  19. Типовое положение о предметной (цикловой) комиссии среднего специального учебного заведения
  20. Приказ Гособразования СССР от 18.07.1990 N 499
  21. Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 17.07.1990 N 173
  22. Приказ Гособразования СССР от 05.07.1990 N 466
  23. Приказ Гособразования СССР от 22.06.1990 N 432
  24. Приказ Гособразования СССР от 08.06.1990 N 390
  25. Приказ Гособразования СССР от 08.06.1990 N 400
  26. Приказ Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94
  27. Приказ Гособразования СССР от 07.06.1990 N 388
  28. Постановление Президиума ВЦСПС от 04.06.1990 N 7-19
  29. Приказ Гособразования СССР от 04.06.1990 N 375
  30. Приказ Минпроса СССР от 31.12.1971 N 103
  31. Приказ Минобразования РСФСР от 29.05.1990 N 133
  32. Постановление Совмина СССР от 24.05.1990 N 507
  33. Указ Президента СССР от 15.05.1990 N 177
  34. Постановление Совмина РСФСР от 15.05.1990 N 153
  35. Постановление Совмина РСФСР от 18.09.1974 N 517
  36. Постановление Совмина РСФСР от 31.03.1965 N 421
  37. Приказ Гособразования СССР от 07.05.1990 N 307
  38. Письмо Минфина СССР от 24.04.1990 N 54
  39. Приказ Гособразования СССР от 23.04.1990 N 280
  40. Приказ Гособразования СССР от 19.04.1990 N 269
  41. Приказ Минобразования РСФСР от 10.04.1990 N 82
  42. Постановление Совмина СССР от 07.04.1990 N 345
  43. Постановление Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 07.04.1990 N 330
  44. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.09.1966 N 729
  45. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.10.1977 N 933
  46. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.08.1974 N 656
  47. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.04.1969 N 240
  48. Приказ Гособразования СССР от 12.03.1990 N 168
  49. Постановление Совмина СССР от 06.03.1990 N 250
  50. Постановление Совмина СССР от 21.02.1990 N 195
  51. Приказ Гособразования СССР N 117, Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР N 4 от 12.02.1990
  52. Постановление Совмина СССР от 10.02.1990 N 146
  53. Постановление Совмина СССР от 05.07.1973 N 469
  54. Постановление Совмина СССР от 27.12.1968 N 1035
  55. Постановление Совмина СССР от 15.06.1981 N 552
  56. Постановление Совмина СССР от 10.12.1976 N 1007
  57. Приказ Госкомспорта СССР от 07.02.1990 N 46
  58. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 02.02.1990 N 5
  59. Указ Президиума ВС РСФСР от 24.01.1990
  60. Приказ Гособразования СССР от 17.01.1990 N 45
  61. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 64
  62. Приказ Гособразования СССР от 28.12.1989 N 951
  63. Письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 N 09-14/897
  64. Постановление Совмина РСФСР от 22.11.1989 N 335
  65. Постановление Совмина РСФСР от 10.11.1989 N 328
  66. Письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 03.11.1989 N 1-141-И
  67. Приказ Гособразования СССР от 24.10.1989 N 802
  68. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 16.10.1989 N 863
  69. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.10.1971 N 755
  70. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 13.03.1987 N 328
  71. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.08.1969 N 681
  72. Постановление Совмина РСФСР от 05.10.1989 N 296
  73. Постановление Совмина РСФСР от 22.06.1984 N 265
  74. Письмо Минобразования РСФСР от 28.09.1989 N 84
  75. Письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 05.09.1989 N 1-1316-17/16/18
  76. Постановление Совмина СССР от 30.12.1959 N 1425
  77. Постановление Совмина СССР от 17.03.1973 N 162
  78. Постановление Совмина СССР от 13.07.1970 N 529
  79. Постановление Совмина СССР от 03.08.1953 N 2049
  80. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 24.08.1989 N 34
  81. Постановление Совмина СССР от 21.08.1989 N 674
  82. Постановление Совмина СССР от 17.08.1989 N 657
  83. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 313
  84. Приказ Гособразования СССР от 15.08.1989 N 667
  85. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 11.08.1989 N 32
  86. Приказ Гособразования СССР от 01.08.1989 N 635
  87. Постановление Секретариата ВЦСПС от 24.07.1989 N 15-42
  88. Приказ Гособразования СССР от 18.07.1989 N 593
  89. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.03.1989 N 285
  90. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.06.1961 N 536
  91. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.02.1966 N 83
  92. Приказ Гособразования СССР от 07.07.1989 N 563
  93. Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541
  94. Письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 N 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 N 6-300
  95. Инструктивное письмо Минобразования РСФСР от 30.06.1989 N 17-154-6
  96. Положение о производственной практике учащихся технических школ (курсов) железнодорожного транспорта и метрополитенов
  97. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 26.06.1989 N 23
  98. Приказ Гособразования СССР от 23.06.1989 N 513
  99. Приказ Гособразования СССР от 20.06.1989 N 497
  100. Концепция дошкольного воспитания
  101. Приказ Гособразования СССР от 19.05.1989 N 419
  102. Постановление Совмина РСФСР от 19.04.1989 N 128
  103. Письмо Минобразования РСФСР от 18.04.1989 N 10-266/25
  104. Постановление Совмина РСФСР от 07.04.1989 N 117
  105. Приказ Гособразования СССР от 07.04.1989 N 328
  106. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.08.1977 N 793
  107. Приказ Гособразования СССР от 13.03.1989 N 186
  108. Приказ Гособразования СССР от 10.03.1989 N 181
  109. Постановление Совмина СССР от 03.03.1989 N 196
  110. Приказ Министра обороны СССР от 26.02.1989 N 90
  111. Приказ Гособразования СССР от 17.02.1989 N 113
  112. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 27.01.1989 N 6
  113. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.01.1989 N 44/4-55
  114. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.01.1989 N 47
  115. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 16.11.1967 N 1064
  116. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.12.1977 N 1111
  117. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.05.1963 N 533
  118. Постановление Совмина СССР, ЦК КПСС от 30.08.1954 N 1863
  119. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.06.1978 N 498
  120. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 316
  121. Постановление Совмина СССР от 19.02.1953 N 539
  122. Постановление Совмина СССР от 12.04.1956 N 456
  123. Постановление Совмина СССР от 09.04.1964 N 285
  124. Постановление Совмина СССР от 23.06.1964 N 486
  125. Приказ Гособразования СССР от 30.12.1988 N 570
  126. Постановление Совмина СССР от 22.02.1985 N 178
  127. Руководство по безопасному проведению практики студентов вузов, учащихся техникумов и ПТУ на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору СССР
  128. Постановление Совмина СССР от 28.11.1988 N 1361
  129. Постановление Совмина СССР от 10.02.1967 N 130
  130. Постановление Совмина СССР от 19.11.1988 N 1341
  131. Письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6
  132. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.03.1987 N 327
  133. Постановление Совмина СССР от 15.10.1988 N 1210
  134. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.03.1987 N 326
  135. Постановление Совмина СССР от 15.10.1988 N 1193
  136. Приказ Гособразования СССР N 369, Минздрава СССР N 745 от 04.10.1988
  137. Постановление Совмина РСФСР от 29.09.1988 N 410
  138. Постановление Совмина СССР от 29.09.1988 N 1132
  139. Постановление Совмина РСФСР от 26.09.1988 N 405
  140. Постановление Совмина СССР от 22.09.1988 N 1106
  141. Постановление Совмина РСФСР от 26.08.1988 N 356
  142. Приказ Гособразования СССР от 22.08.1988 N 286
  143. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 06.04.1978 N 271
  144. Постановление Совмина СССР от 09.08.1988 N 989
  145. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.11.1977 N 1029
  146. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 N 463
  147. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1966 N 874
  148. Положение о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений
  149. Постановление Совмина СССР от 29.07.1988 N 922
  150. Приказ Гособразования СССР от 21.07.1988 N 224
  151. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1988 N 842
  152. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 314
  153. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.03.1987 N 325
  154. Постановление Совмина СССР от 21.06.1988 N 771
  155. Постановление Совмина СССР от 14.05.1970 N 333
  156. Постановление Совмина СССР от 14.01.1969 N 44
  157. Постановление Совмина СССР от 16.04.1974 N 273
  158. Постановление Совмина СССР от 27.08.1968 N 652
  159. Письмо Минпроса РСФСР от 08.06.1988 N 10-12/18
  160. Письмо Минпроса РСФСР от 03.06.1988 N 10-136-6
  161. Распоряжение Совмина СССР от 31.05.1988 N 1089р
  162. Постановление Совмина РСФСР от 21.04.1988 N 142
  163. Инструктивное письмо Гособразования СССР от 18.04.1988 N 5
  164. Приказ Госпрофобра СССР от 05.03.1988 N 34
  165. Приказ Минпроса СССР от 05.03.1988 N 36
  166. Приказ Минпроса СССР от 23.02.1988 N 26
  167. Постановление Совмина СССР от 22.02.1988 N 263
  168. Постановление Совмина СССР от 22.02.1985 N 177
  169. Приказ Минпроса СССР от 16.02.1988 N 21
  170. Приказ Минпроса СССР от 16.02.1988 N 19
  171. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.02.1988 N 198
  172. Приказ Госпрофобра СССР от 29.01.1988 N 10
  173. Распоряжение Совмина СССР от 18.01.1988 N 82р
  174. Письмо Минпроса РСФСР от 08.01.1988 N 4-М
  175. Письмо Минпроса РСФСР N 108-М, Минфина РСФСР N 08/419 от 30.12.1987
  176. Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1973 N 353
  177. Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совмина РСФСР от 28.07.1959 N 1287
  178. Приказ Минпроса РСФСР от 18.12.1987 N 224
  179. Письмо Минпроса РСФСР от 17.12.1987 N 104-М
  180. Приказ Минпроса СССР от 07.12.1987 N 226
  181. Письмо Минпроса СССР от 30.11.1987 N 84-М
  182. Приказ Минвуза СССР от 27.11.1987 N 810
  183. Приказ Минпроса СССР от 20.11.1987 N 212
  184. Приказ Минвуза СССР от 17.11.1987 N 790
  185. Приказ Минпроса РСФСР от 04.11.1987 N 190
  186. Письмо Минпроса СССР от 03.11.1987 N 75-М
  187. Постановление Совмина СССР от 26.10.1987 N 1200
  188. Постановление Совмина РСФСР от 16.10.1987 N 402
  189. Постановление Совмина СССР от 02.06.1982 N 470
  190. Постановление Совмина СССР от 29.08.1980 N 738
  191. Письмо Минпроса РСФСР от 30.09.1987 N 64-М
  192. Приказ Минпроса СССР от 28.09.1987 N 178
  193. Приказ Минвуза СССР N 637, Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР N 63 от 15.09.1987
  194. Постановление Секретариата ВЦСПС от 11.09.1987 N 25-15
  195. Приказ Минвуза СССР от 09.09.1987 N 626
  196. Приказ Минпроса СССР от 31.08.1987 N 167
  197. Приказ Минпроса СССР от 31.08.1987 N 166
  198. Постановление Секретариата ВЦСПС от 31.07.1987 N 22-5, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 28.08.1987 N С-15/37а, Приказ Минпроса СССР от 12.08.1987 N 152
  199. Письмо Минпроса СССР от 19.08.1987 N 63-М
  200. Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях. Методические указания

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика