Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Образование. Наука. Культура » Образование » Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением


Утверждаю

Заместитель Главного

санитарного врача Союза ССР

П.ЛЯРСКИЙ

14 декабря 1964 г. N 510-64


ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ И ХИМИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РТУТИ

И ПРИБОРОВ С РТУТНЫМ ЗАПОЛНЕНИЕМ


"Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением" разработаны кафедрами гигиены труда и гигиены детей и подростков Киевского ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. акад. А.А. Богомольца.


I. Общие положения


1. Программой преподавания физики предусматриваются демонстрация и лабораторные работы с применением металлической ртути и приборов с ртутным заполнением.

В соответствии с табелем оборудования общеобразовательных школ в кабинетах физики предусматривается наличие до 0,5 кг ртути. Одновременно в этих помещениях, как правило, на протяжении всего учебного года хранятся открытые барометрические трубки, трубки Мельде и ряд учебно-физических приборов, содержащих ртуть. Среди последних: ртутные манометры, чашки с ртутью для демонстрации опыта Торричелли, химические термометры, приборы для изучения закона Клайперона с У-образной трубкой, заполненной ртутью (к прибору придается ампула с ртутью), прибор для определения теплового коэффициента давления воздуха (к прибору придается ртуть в пробирке), прибор для демонстрации опыта Дальтона, содержащий открытый ртутный манометр.

Некоторые опыты, предусмотренные программой по химии, ведут к выделению паров ртути, например, демонстрация опыта по диссоциации окиси ртути сопровождается нагреванием HgO, что вызывает интенсивное выделение в воздух ртутных паров.

Кроме того, в кабинетах химии и лаборантских комнатах при них среди химических реактивов, хранящихся для последующей демонстрации учащимся, находятся металлическая ртуть и некоторые неорганические ртутные соли.

2. Отсутствие надлежащего внимания к хранению, технике работы и правилам безопасности при использовании ртути и ртутных приборов может привести к стойкому загрязнению воздуха кабинетов физики и химии ртутными парами и, что особенно опасно, к сорбции ртути материалами строительных конструкций указанных помещений (штукатурка стен и потолка, покрытия пола, дверные полотна, оконные рамы, подоконники и др.), а также рабочей мебелью (столы, лабораторные шкафы, деревянные детали приборов и т.д.).

Образование указанных выше вторичных источников поступления ртути в зону дыхания учащихся вследствие ее десорбции может обусловить постоянный кругооборот ртути в помещении (воздух - материалы - воздух). Эти вторичные источники (депо), образовавшиеся в различных материалах, становятся главным фактором загрязнения помещений ртутью.

В результате их наличия ртуть может стойко удерживаться в воздухе учебного помещения и после окончания демонстрации соответствующих опытов и проведения лабораторных работ с использованием ртути.

Показательно, что во многих учебных кабинетах, где демонстрации и лабораторные работы, ранее связанные с использованием ртути, были давно прекращены, на протяжении последующих нескольких лет ртутные пары постоянно обнаруживались в воздухе. Это свидетельствует о том, что в кабинетах физики, кроме первичного, имеет место и вторичное загрязнение воздуха парами ртути. Этому механизму загрязнения воздуха парами ртути способствует высокая температура воздуха в кабинетах (до 22° - 26° и выше), высокая радиационная температура, а также то, что окна кабинетов физики нередко ориентированы на южные румбы и не имеют солнцезащитных приспособлений.

В некоторых школах отмечена "миграция" паров ртути из кабинетов физики и химии в другие помещения. Ртуть нередко обнаруживается в воздухе лестничной клетки, к которой примыкают кабинеты физики и химии, не только на тех этажах, где они располагаются, но и на нижерасположенных этажах. Пары ртути обнаруживаются иногда и в помещениях, смежных с кабинетами физики и химии - в коридоре, биологических кабинетах и прочих учебных комнатах (от следов до 0,025 мг/куб. м).

Такое положение может создать угрозу возникновения ртутных интоксикаций прежде всего среди учащихся, организм которых обладает повышенной чувствительностью к токсическим воздействиям и которые достаточное время проводят в кабинетах физики и химии. Так, учебными программами общеобразовательной школы на курс физики и химии в 0 - 10 классах приходится около 900 учебных часов; во время прохождения этих предметов все занятия по физике и химии проводятся в учебных кабинетах.

Большую часть своего времени проводят в кабинетах физики и химии преподаватели этих дисциплин в общеобразовательной школе. Они находятся в помещениях кабинетов и во внеучебные часы, проверяя выполнение домашних заданий, подготавливая для демонстраций опыты и лабораторные работы.

Из изложенного выше становится очевидной возможность (при наличии стойкого загрязнения кабинетов ртутью) длительного воздействия ртутных паров как на организм учащегося, так и на работающих в кабинетах преподавателей и лаборантов.

3. Задача профилактики загрязнения воздушной среды учебных кабинетов физики и химии может быть успешно разрешена путем:

а) правильного устройства и содержания помещений учебных кабинетов и лабораторных комнат;

б) правильного оборудования рабочих мест и соблюдения правил по хранению, технике работы с ртутью и приборами с ртутным заполнением;

в) соблюдения правил личной гигиены;

г) систематического разъяснения и обучения преподавателей и учащихся мерам профилактики загрязнений ртутью воздуха учебных кабинетов;

д) максимального ограничения использования ртути для демонстраций, лабораторных работ и так называемых фронтальных экспериментов;

е) запрещения постановки демонстрационных опытов и лабораторных работ, связанных с использованием ртути, не предусмотренных программой;

ж) запрещения использования приборов, аппаратов и химических реактивов, содержащих ртуть, не предусмотренных списком типового учебного оборудования, и реактивов для оснащения кабинетов физики и химии.

4. В кабинетах физики и химии должны быть вывешены "Правила внутреннего распорядка", включающие специальные пункты по обязанности работы с ртутью и ртутными приборами, а также мерам личной профилактики.

5. К демонстрации опытов, связанных с применением ртути и ртутной аппаратуры, учителя физики и химии должны допускаться только после ознакомления с "Инструкцией по устройству и санитарному содержанию помещений, а также мерам личной профилактики при работах с металлической ртутью в лабораториях", утвержденной Главной государственной санитарной инспекцией СССР 8 мая 1941 г.

6. Основное требование к экспериментам, связанным с использованием ртути в школах и др. учебных заведениях, - это полная безопасность их для учащихся и преподавателей.

В помещениях школы наличие в воздухе паров ртути недопустимо.


II. Устройство и содержание помещений учебных

кабинетов и лаборантских комнат


7. Всякого рода работы с металлической ртутью должны производиться только в кабинетах (лабораториях) физики и химии; запрещается использование этих кабинетов в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам.

8. Полы должны быть ртутеустойчивыми, для чего покрытие пола следует производить из ртутенепроницаемых материалов: резинового линолеума или винипласта с примесью мягчителя, придающего ему упругость <*>. В качестве покрытий пола в помещениях, где проводятся работы с ртутью, могут использоваться также полихлорвиниловый пластикат, литые диабазовые плитки, асбоэбонитовые плитки. Все они являются одновременно неэлектропроводными и водонепроницаемыми материалами, обладают устойчивостью по отношению к кислотам, щелочам и другим активным реагентам, что особенно важно в химических кабинетах.

--------------------------------

<*> Обычный линолеум сравнительно легко пропускает ртуть.


Винипласт - одно из наиболее надежных ртутенепроницаемых покрытий. Обладает хорошими электроизоляционными и механическими свойствами. Устойчив к щелочам, а также к кислотам средних концентраций.

При использовании винипласта для покрытия пола его обезжиривают, предварительно подогревают, а затем укладывают на горячей битумной мастике.

Релин (резиновый линолеум) - ртутенепроницаем и является одним из хороших покрытий не только для полов, но и для лабораторных столов, рабочей поверхности вытяжных шкафов и т.д.; не разрушается щелочами средних концентраций, а также кислотами слабых и средних концентраций, за исключением азотной кислоты; водоустойчив. Укладывается на горячей битумной мастике. Соединение листов релина производят внахлестку (с подрезкой слоев) при помощи резинового клея или путем вулканизации.

Асбоэбонитовые плитки - по своей химической стойкости почти аналогичны релину. Могут укладываться как на горячей битумной мастике, так и на мастике, состоящей из одной части клея БФ-4 и 3-х частей кварцевой муки.

Плитки "фенолит-2" - устойчивы по отношению к воде и кислотам слабых концентраций, прикрепляются к полу битумной мастикой, швы между плитками (шириной 4 - 5 мм) следует заполнять серно-битумной мастикой или арзамит-замазкой. В состав последней входят фенолоформальдегидная смола, порошкообразные наполнители и ускорители твердения. Состав мастики: 15% битума, 50% серы, 32% тонкомолотого минерального наполнителя, 3% нафталина. Для приготовления мастики в разогретый до 160° битум при постоянном перемешивании добавляют серу. Затем в смесь при медленном нагревании с целью предотвращения выгорания серы прибавляют наполнитель и нафталин, и все компоненты тщательно перемешивают до получения однородной массы.

Наличие между поверхностью пола и его основанием прослойки ртутноупорного материала еще более гарантирует надежность полов в учебных кабинетах и лаборантских комнатах с точки зрения загрязнения их проливаемой ртутью или ртутью, сорбированной из воздуха.

9. Сопряжение плинтусов с полом и стенами должно препятствовать скапливанию ртути, для чего материал, используемый для покрытия пола, должен у стен подниматься на 10 см и крепиться к ним заподлицо. Указанные материалы не следует настилать без соответствующих внутренних плинтусов.

10. Допускается комбинированное покрытие пола. В этих случаях по периметру помещения, где располагаются лабораторные шкафы с посудой и реактивами, тяжелая аппаратура, вытяжной шкаф, в качестве покрытия могут использоваться плитки, а остальная площадь пола покрывается релином или винипластом.

11. Места стыков настила пола с водопроводными трубами, трубами отопительной системы, стойками приборов и т.д. должны быть тщательно заделаны с помощью битумной мастики с пылевидным наполнителем, хлорвиниловой пасты или минеральной массы с последующим ее флюатированием. Сущность последнего состоит в воздействии солей кремнефтористоводородной кислоты (флюаты) на известняки, в результате образуются труднорастворимые в воде соединения, обладающие значительной плотностью и прочностью, не пропускающие ртуть.

12. Покрытие стен в учебных кабинетах и лаборантских комнатах должно быть непроницаемым для ртути и легко очищаться от нее. В связи с тем, что масляная краска легко сорбирует ртуть даже при условии, что последняя приготовлена на натуральной олифе, рекомендуется производить покрытие специальными ртутенепроницаемыми красками, лаками и эмалями. При этом должны использоваться и специальные грунтовки, состоящие из одной части раствора битума в органическом растворителе и одной части перхлорвинилового лака. После полного высыхания сухую оштукатуренную поверхность следует покрыть шпаклевкой, приготовленной из перхлорвинилового грунта и порошкообразных минеральных наполнителей. Последующая окраска производится в 2 - 3 слоя перхлорвиниловой эмалью ХСЭ-1, ХСЭ-3 или красками других марок и затем покрывается в один слой перхлорвиниловым лаком ХСЛ-1. Наиболее надежной защитой от загрязнения ртутью является покрытие стен сверху донизу без панелей. При комбинированной окраске покрытие стены должно производиться на высоту 1,8 - 2 м ртутенепроницаемыми составами в виде панелей, а выше панелей - клеевыми красками. Поверхности стен и потолков должны быть гладкими, места переходов между ними закругленными, легко поддающимися влажной уборке.

13. Двери, оконные переплеты и подоконники должны быть ртутенепроницаемыми и легко очищаемыми от ртути. С этой целью их следует шпаклевать смесью, состоящей из одной части раствора битума в органическом растворителе (бензол) и одной части перхлорвинилового светлого лака с добавлением мела, а затем (после полного высыхания) подготовленные к окраске поверхности окрашивать перхлорвиниловыми красками и покрывать перхлорвиниловым лаком.

14. Кабинеты физики и химии должны иметь умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

15. Помещения кабинетов физики и химии, а также лаборантские комнаты следует оборудовать водяным отоплением. Отопительные приборы должны иметь гладкие поверхности с регулировкой нагрева и быть доступными для очистки.

Температура в этих помещениях не должна превышать 16 - 18° С.

16. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью легко открывающихся фрамуг и обеспечивать минимум трехкратный воздухообмен.

17. Помещения кабинетов химии и физики должны оборудоваться местной вентиляцией в виде вытяжных шкафов. Последние следует устанавливать между учебными кабинетами и лаборантской комнатой с устройством доступа из обоих помещений. В связи с тем, что ртутные пары тяжелее воздуха, необходимо предусмотреть в указанных шкафах, наряду с верхней вытяжкой, возможность отсоса воздуха из нижней зоны. Рабочая поверхность вытяжного шкафа должна быть покрыта релином, винипластом или другими пластическими материалами, которые следует поднять вверх по боковым стенкам шкафа на 100 мм и прикрепить к ним заподлицо. Скорость движения воздуха при открытых дверцах шкафа во время манипуляций с ртутью должна быть не менее 0,5 м в секунду, а при работах, связанных с нагреванием ртути, не менее 1 м в секунду. Вентиляция должна включаться за 30 минут до начала демонстраций опытов или лабораторных работ, связанных с использованием ртути, и выключаться не раньше 30 минут после их окончания.


III. Требования к оборудованию рабочих мест

и технике работы с металлической ртутью


18. Рабочие столы, лабораторные шкафы и другая мебель, находящаяся в учебных кабинетах и лаборантских комнатах, должны иметь гладкие поверхности, окрашенные ртутенепроницаемыми красками, устанавливаться на ножках с сохранением свободного пространства между полом и основанием мебели не менее 20 см для обеспечения возможности уборки пола под ними. Рабочие столы, на которых выполняются лабораторные работы, связанные с применением ртути, должны иметь по краям возвышающиеся борта и отверстия для стока ртути. Поверхность столов должна покрываться релином, который, огибая борт стола, закрепляется на его нижней поверхности. Под отверстием в столе для сбора ртути устанавливается толстостенный стеклянный сосуд, заполненный до половины дистиллированной водой или 5-процентным раствором соляной кислоты. В этот сосуд погружается отросток от отверстия в столе. Сосуд после окончания работ должен освобождаться от ртути, а отверстие в столе плотно закрываться пластмассовой пробкой.

19. Если во время демонстрации опыта или в процессе лабораторных работ ртуть была пролита, то учащиеся должны быть немедленно выведены из кабинета, а разлитая ртуть собрана.

С этой целью используются амальгированные пластинки или кисточки из белой жести, которые должны быть в каждом кабинете физики и химии и храниться в специальном сосуде с плотнозакрывающейся пластмассовой пробкой.

20. В опытах с ртутью, в частности при демонстрации опыта Торричелли, разрешается пользоваться только толстостенными барометрическими трубками. Однако при быстром наливании ртути может разбиться и толстая трубка, в связи с чем рекомендуется при заполнении трубок ртутью пользоваться воронкой с оттянутым концом. Выполнять эту манипуляцию, как и последующие, диктуемые условиями опыта, следует над эмалированным кюветом.

Если ртуть наливается в высокий сосуд, то рекомендуется установить его на мягкой подкладке и медленно лить ртуть по стенкам.

21. Постановка лабораторной работы или демонстрации опытов, связанных с открытой ртутью, могут проводиться только под вытяжным шкафом при действующей вентиляции.

22. Наполнение барометрических трубок, трубок Мельде, манометров и других приборов ртутью должно производиться только на противнях и под вытяжным шкафом. Борты противней должны иметь высоту не менее 100 - 150 мм. Противни должны иметь гладкую поверхность, покрашены перхлорвиниловой эмалью и покрыты перхлорвиниловым лаком. Допускается окраска их и другими ртутенепроницаемыми красками. Противни должны использоваться при работе с ртутными приборами или установками и вне вытяжного шкафа на лабораторных столах.

23. Категорически запрещается использование для демонстрации и лабораторных работ приборов с открытыми поверхностями ртути, а также хранение неисправных ртутных приборов. Запрещается использование ртутных барометров, вместо которых можно применять барометры-анероиды.

24. По окончании занятий аппаратуру, содержащую ртуть с открытой поверхностью, надлежит освободить от последней и промыть сначала холодной водой в фарфоровой посуде (с целью удаления капелек ртути, прилипших к стенкам приборов), а затем вымыть горячей водой.

Собранная в фарфоровой посуде ртуть должна быть слита в стеклянную банку с пробкой для хранения. Длительное (более одного дня) оставление ртути в приборах после их использования при демонстрации опыта - категорически запрещается.

Работа по очистке помещений и приборов от ртути должна производиться в халате и резиновых перчатках.


IV. Хранение ртути и приборов с ртутным заполнением


25. Запасы ртути должны храниться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми пробками емкостью не более 500 мл.

Стеклянные сосуды с ртутью рекомендуется хранить под вытяжным шкафом на металлических эмалированных или окрашенных масляной краской противнях. Хранение ртути в лаборантских комнатах допускается либо в металлических или глиняных специальных баллонах, либо в запаянных стеклянных ампулах, в каждой из которых помещается 30 - 40 мл ртути. Ампулы следует хранить в специальных коробках, сделанных из 2 мл стали.

26. Сосуды с ртутью и приборы с ртутным заполнением должны храниться в лабораторном шкафу.

Стены и полки шкафов должны быть гладкими и выкрашенными масляной, эмалевой или перхлорвиниловой краской, ртутные приборы следует расположить на эмалированных противнях. Шкаф не должен помещаться возле нагревательных приборов, у стен, ориентированных на юг, напротив оконных проемов в местах повышенной инсоляции.

27. Ртутные приборы не должны размещаться непосредственно у дверей, около проходов, вблизи отопительных приборов или других нагреваемых поверхностей, а также вблизи окон, выходящих на юг и юго-запад.

Стеклянные части приборов, содержащих ртуть, должны иметь ограждения.


V. Меры личной профилактики


28. При лабораторных работах со ртутью необходимо строжайшее соблюдение соответствующих правил личной гигиены.

29. Все манипуляция с ртутью, ртутными соединениями, а также приборами и установками, содержащими ртуть, должны производиться после соответствующего инструктажа, касающегося правил безопасности при работах с ртутью.

30. Работы в физических и химических кабинетах (преподаватели, лаборанты, а при проведении лабораторных работ и учащиеся) рекомендуются проводить в халатах, застегивающихся сзади и не имеющих карманов, и в головных уборах - косынках, шапочках. Спецодежда должна храниться изолированно, использоваться во время постановки опытов с ртутью.

Халаты, используемые при работах с ртутью, запрещается уносить домой.

31. Категорически запрещается брать ртуть в руки и производить отсасывание ее ртом.

32. Манипуляции с открытой ртутью (при ее очистке, дистилляции и т.д.) следует производить в хлорвиниловых или резиновых перчатках. После окончания этих манипуляций перчатки перед снятием с рук следует тщательно вымыть. При разрыве или проколе перчаток дальнейшее пользование ими не допускается. После окончания лабораторных работ учащиеся должны тщательно вымыть руки теплой водой с мылом и щеткой.

33. Запрещается хранение и прием пищи в помещениях кабинетов физики и химии и лаборантских при них.


VI. Правила уборки и механическая очистка помещений


    34.  Уборка  пола  в  учебных кабинетах и лаборантских комнатах при них

должна  производиться не реже одного раза в день влажным способом, при этом

в  дни демонстрации опытов и постановки лабораторных работ с использованием

ртути   уборочные   тряпки   должны   смачиваться  подкисленным   раствором

марганцевого  калия  (1  г KMnO  на литр воды  с  добавлением 5 мл  соляной

                               4

кислоты), а затем после протирания пола их следует тщательно прополоскать в

ведре.  Из ведра загрязненный раствор сливается в канализацию, а оставшийся

на дне осадок,  содержащий  ртуть,  собирается  в  специальную  посуду  для

ртутных отходов.

35. Не реже двух раз в месяц должна производиться генеральная уборка помещения, включающая в себя обметание потолка, промывку теплой мыльной водой стен, мебели, оконных стекол, рам, подоконников, дверей, осветительной арматуры и т.д.

36. Для уборки помещений, где возможно ртутное загрязнение, необходимо иметь отдельные щетки, ведра, тряпки, использование которых в др. помещениях запрещается. Уборочный инвентарь должен храниться в плотнозакрывающемся шкафу.

37. Для собирания загрязненной ртути (ртуть, собранная при уборке, при разливе и т.д.) необходимо иметь специальную банку с притертой пробкой.

38. Вата и тряпки, которыми протирают мебель и лабораторное оборудование, загрязненные ртутью, собираются в специальные банки, наполненные 1-процентным раствором марганцовокислого калия.

Учебные кабинеты, где проводится большое число лабораторных работ и демонстраций с использованием ртути и где в связи с этим образовались стойкие "депо" сорбированной и залежной ртути, подлежат капитальному ремонту с обновлением покрытий стен, оборудования и мебели.

39. Для удаления капелек видимой ртути может использоваться также паста "Перегуд" (р-р пиролюзита в 5-процентном р-ре HCl в виде полужидкой кашицы).

    Паста  накладывается  тонким слоем на обрабатываемую поверхность; через

1,5  часа  этот  слой  вместе  с  прилипшими  капельками ртути надо удалить

сначала  шпателем,  затем  щеткой; капельки ртути стряхиваются в стеклянные

сосуды  с водой. Поверхность пола и оборудования при наличии серного налета

конденсата  паров  ртути  протираются  ветошью,  смоченной  в  машинном или

трансформаторном  масле, а поверхность стен, потолка, дверей, подоконников,

мебели следует  обработать  0,1-процентным  р-ром  KMnO   (на 1 л - 1 - 2 г

                                                       4

KMnO   с   добавлением  5  мл  HCl  (уд. вес 1,19)). Марганцовокислый калий

    4

необходимо предварительно растереть и растворить в небольшом объеме горячей

воды,  затем  раствор  переливается  в  сосуд  с  водой,   куда   добавляют

соответствующее количество HCl.

Дополнительно к собиранию капель разлитой ртути обезвреживание остатков ее достигается путем обработки соответствующей поверхности пола, рабочих столов и т.д. 0,2-процентным раствором марганцовокислого калия или 20-процентным раствором хлорного железа.

Для улавливания мельчайших капелек пролитой ртути рекомендуется так называемый "ртутный магнит", представляющий собой медную спираль, обработанную азотной кислотой и амальгированную.

Амальгирование достигается натиранием поверхности белой жести ртутью или натиранием пластинок (медных, цинковых или латунных) раствором ртути в 10-процентной азотной кислоте. Приставшие к амальгированным поверхностям капли ртути стряхивают в сосуд с водой с плотнозакрывающейся пластмассовой пробкой.

Особенно тщательное внимание следует уделить собиранию ртути, если ее капли скопились в щелях пола или мебели. Собирать ртуть следует от периферии к центру.

40. С целью обнаружения и обезвреживания ртути необходимо при помощи лупы тщательно осмотреть стены, полы, двери, подоконники, мебель, оборудование, затем капельки ртути должны быть собраны и удалены. Для этого следует использовать резиновые груши, пылесос с выбросом загрязненного воздуха наружу, водоструйный вакуум-насос. При аспирации к рабочему месту подводят шланг насоса и к нему присоединяют "ловушку" (склянку Дрекселя, заполненную водой), на второе отверстие ловушки надевают резиновую трубку с наконечником, при помощи которого ртуть засасывают насосом в ловушку.


VII. Мероприятия в случаях обнаружения залежной ртути

в подпольном пространстве


    41.  С  целью обезвреживания залежной ртути рекомендуется использование

20-процентного  раствора FeCl  (технику приготовления и применения раствора

                             3

см. в Приложении N 2).

Применяя 20-процентный р-р хлорного железа в качестве демеркуризатора, следует иметь в виду, что он является сильным окислителем, и металлические детали приборов при воздействии раствора подвергаются коррозии.

Эффективность действия демеркуризационных растворов зависит от степени непосредственного взаимодействия их с ртутью, которая при условии проникновения последней в подполье не всегда оказывается достаточной. В связи с этим поверхностная обработка пола демеркуризационным раствором в случае преимущественного скопления залежной ртути в подпольном пространстве, как правило, не достигает цели.

42. В отдельных случаях можно рекомендовать проводить демеркуризацию газообразным сероводородом, при этом на поверхности капель ртути образуется пленка сернистых соединений. Эти соединения испаряются значительно медленнее, чем металлическая ртуть. Некоторым преимуществом этого метода является большая способность проникновения в места образования залежной ртути (подпольное пространство).

Однако под влиянием механического сотрясения и при изменении объема ртутных капелек вследствие температурных перепадов пленка ссыпается, обнажая металлическую ртуть. При этом испарение ртути начинается снова. Ртутные соединения, образующие пленку, с течением времени распадаются, переходя снова в металлическую ртуть. Поэтому даже при условии полного контакта демеркуризатора с залежной ртутью в первые 1 - 1,5 недели концентрация ртутных паров значительно снижается, затем она постепенно повышается и достигает прежнего уровня через 3 - 4 недели.

Использование демеркуризационных растворов приводит к временному эффекту, в связи с чем радикальным мероприятием является полное механическое удаление всей залежной ртути, а также материалов, загрязненных ртутью.

43. Качество проведенной демеркуризации проверяется санитарно-эпидемиологическими станциями (санэпидотделом районных больниц) путем анализов воздуха на пары ртути и стройматериалов на сорбированную ртуть.


VIII. Контроль за эксплуатацией кабинетов физики и химии


За соблюдением правил работы с металлической ртутью и за своевременным осуществлением необходимых мероприятий по предотвращению загрязнения ртутью воздуха учебных кабинетов должен вестись постоянный контроль работниками народного образования, санитарно-эпидемиологических станций или санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц и медицинскими работниками школ.

Качественное определение наличия ртутных паров рекомендуется проводить с помощью реактивных бумажек (см. Приложение N 1).

Результаты должны регистрироваться в специальном журнале с пронумерованными страницами, с наклеиванием каждый раз тех экземпляров реактивных бумажек, которые были использованы для качественного контроля. На каждой такой реактивной бумажке с оборотной ее стороны должна быть четко написана дата, а в случае изменения цвета, свидетельствующего о наличии ртути, экспозиция, при которой произошло это изменение.


N
п/п

Дата

Наименование
рабочего места

Результат показаний наличия
или отсутствие окрашивания
бумажки, экспозиция   

Место для наклеивания
использованной   
реактивной бумажки 







С целью ознакомления учителей физики и химии с новыми эффективными мероприятиями по профилактике ртутных интоксикаций необходимо проводить для них семинары.

К проведению семинаров должны широко привлекаться санитарные врачи - специалисты в области гигиены труда и гигиены детей и подростков. Эти же специалисты должны проводить инструктаж медицинских работников школ и других учебных заведений по вопросам профилактики интоксикаций парами ртути, производить контрольные анализы воздуха на количественное содержание паров ртути, а также организовывать специальные обследования здоровья учащихся, педагогов и лиц вспомогательного персонала, обслуживающего учебные кабинеты.






Приложение N 1


СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ БУМАЖЕК

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРОВ РТУТИ


Равные объемы 10-процентного раствора йодистого калия и 10-процентного раствора медного купороса сливаются в стеклянную посуду. После осаждения осадка верхний слой раствора сливается декантацией. Осевший осадок фильтруют через бюхнеровскую воронку под разрежением.

Осадок на фильтре промывают дистиллированной водой, затем 1-процентным раствором сульфита натрия (до обесцвечивания), после этого еще несколько раз промывают водой, которую тщательно отсасывают.

Осадок с фильтра переносят в чисто вымытую стеклянную баночку с притертой пробкой, сюда же прибавляют этиловый спирт до получения пастообразной массы. Полученную массу подкисляют 25-процентной азотной кислотой из расчета одна капля на 50 мл массы.

Для приготовления полосок полученная масса ватной палочкой наносится тонким слоем на полоски фильтровальной бумаги, которые после этого высушиваются в эксикаторе.

Высушенные бумажки переносят на хранение в стеклянные банки с притертой пробкой. При анализах реактивные бумажки развешиваются в помещениях у рабочих мест на уровне дыхания под наблюдением ответственного лица. Экспонированные бумажки при наличии паров ртути приобретают розовый оттенок.

Результаты показаний контрольных бумажек отмечаются в журнале.


Примерные данные зависимости


    Между началом окрашивания         Между наличием концентрации

       реактивной бумажки               паров ртути в воздухе


         через 15 минут                     0,7   мг/куб. м

         -"-   20 -"-                       0,3   -"-

         -"-   30 -"-                       0,2   -"-

         -"-   50 -"-                       0,1   -"-

         -"-   90 -"-                       0,05  -"-

         -"-   180-"-                       0,03  -"-

         -"-   1 сутки                      0,001 -"-


Реактивные бумажки могут изготовить школьники под руководством учителей химии.






Приложение N 2


ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫЕ РАСТВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАБОТКЕ

СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

И РАБОЧЕЙ МЕБЕЛИ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РТУТЬЮ


1. Паста "Перегуд".

    В  5-процентном  р-ре  соляной  кислоты  растворить пиролюзит (MnO ) до

                                                                      2

консистенции полужидкой кашицы.

    2. 0,2 р-р KMnO , подкисленный HCl (уд. вес 1,19).

                   4

    На 1 л раствора берут 1 - 2 ч. KMnO  и прибавляют 5 мл соляной кислоты.

                                       4

KMnO   предварительно  растирают  и  растворяют  в небольшом объеме горячей

    4

воды,  затем  переливают  в  сосуд  с водой, куда добавляют соответствующее

количество HCl.

    3. 20-процентный раствор хлорного железа.

    Хлорное  железо  готовится из окиси железа (Fe O ). В твердом состоянии

                                                  2 3

оно желто-бурого цвета, в разбавленном растворе - желтого.

При энергичном перемешивании металлической ртути с водным раствором хлорного железа с помощью мягкой кисти или щетки капельки ртути деформируются и теряют свои жидкие свойства, превращаясь в мелкий серый порошок (ртутная чернь).

Вслед за этим в результате химической реакции эмульгированная ртуть либо полностью переходит в кислородные и хлорные соединения, либо эти соединения образуют защитную пленку. Быстрота реакции зависит от количества ртути и степени эмульгирования, т.е. размеров капель ртути.

    Приготовление  20-процентного  р-ра  FeCl   -  один литр 20-процентного

                                             3

р-ра  FeCl  готовится растворением на холоду 200 г FeCl  (водного) в 800 мл

          3                                            3

воды (нагревания следует избегать, т.к. увеличивается гидролиз).

Из безводного хлорного железа приготовляется 10 - 12-процентный раствор.

Ввиду бурного протекания процесса растворения порошок хлорного железа необходимо всыпать понемногу при перемешивании в отмеренный объем воды. Растворение можно производить в стеклянной, свинцовой или толстостенной железной посуде.

    При  применении  отходов хлорного железа, содержащих большое количество

свободного   хлористого   водорода,  необходимо  при  наличии  в  помещении

металлической   аппаратуры   нейтрализовать  его  избыток.  Для  этой  цели

прибавляют  технический мел в количестве 50 - 60 г на 1 л раствора хлорного

железа.  Добавление мела к раствору хлорного железа производится не ранее 1

-  2  часов  до  его употребления, т.к. при длительном состоянии выделяется

коллоидальный гидрат окиси железа Fe(OH)  и раствор густеет.

                                        3

    Применение   р-ра  FeCl   для  обезвреживания  "залежной ртути" - после

                           3

удаления  механическим  путем  всей видимой на полу ртути р-р наливается на

обрабатываемую  поверхность  из  расчета 1 ведро на 25 кв. м площади. После

этого  пол  несколько  раз  тщательно  протирается мягкой кистью или щеткой

вместе  с р-ром. Рекомендуется р-р FeCl  оставлять до полного высыхания (на

                                       3

1,5  -  2  суток).  Р-р  FeCl  в качестве демеркуризатора рекомендуется для

                             3

обработки крашеного деревянного пола, а также пола из плиток.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: хвойные балансы по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
Скачать: Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
Наши предложения:
  1. Постановление Совмина РСФСР от 30.10.1969 N 613
  2. Постановление Совмина СССР от 19.09.1969 N 758
  3. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 N 542
  4. Постановление Совмина РСФСР от 09.09.1969 N 535
  5. Положение о стажировке мастеров производственного обучения учебных заведений системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию
  6. Постановление Совмина СССР от 14.08.1969 N 658
  7. Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах, школах и группах продленного дня (методические рекомендации)
  8. Постановление Совмина СССР от 09.06.1969 N 430
  9. Приказ Минпроса РСФСР от 27.05.1969 N 134
  10. Постановление Совмина РСФСР от 08.05.1969 N 282
  11. Приказ Минвуза СССР от 31.03.1969 N 239
  12. Положение об интернатах при школах (с полным государственным обеспечением), находящихся в районах Крайнего Севера, и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
  13. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 22.01.1969 N 1/8-Ц
  14. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 65
  15. Приказ Минвуза СССР от 20.01.1969 N 43
  16. Приказ Минвуза СССР от 13.01.1969 N 30
  17. Постановление Совмина СССР от 18.12.1968 N 1000
  18. Постановление Совмина РСФСР от 14.11.1968 N 724
  19. Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
  20. Постановление Совмина СССР от 08.08.1968 N 609
  21. Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные учебные заведения
  22. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1968 N 477
  23. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 175-ц
  24. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 10.06.1968 N 170-ц
  25. Приказ Минвуза СССР от 30.05.1968 N 444
  26. Письмо Минпроса РСФСР N 135-М, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР N 228 от 30.04.1968
  27. Постановление Совмина СССР от 29.04.1968 N 289
  28. Приказ Минздрава СССР от 01.04.1968 N 250
  29. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 N 220
  30. Приказ Минздрава СССР от 12.02.1968 N 115
  31. Приказ Минвуза СССР от 25.12.1967 N 816
  32. Постановление Совмина РСФСР от 15.12.1967 N 927
  33. Постановление Совмина РСФСР от 30.09.1954 N 1564
  34. Распоряжение Совмина РСФСР от 11.07.1967 N 1805-р
  35. Приказ Минздрава СССР от 05.07.1967 N 533
  36. Письмо Минпроса СССР от 19.06.1967 N 52-М
  37. Постановление Совмина СССР от 15.06.1967 N 542
  38. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 05.05.1967 N И-32
  39. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 от 27.03.1967
  40. Постановление Совмина РСФСР от 19.09.1966 N 767
  41. Постановление Совмина СССР от 25.08.1966 N 690
  42. Постановление Совмина РСФСР от 14.06.1966 N 523
  43. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 27.04.1966 N 319
  44. Постановление Совмина СССР от 02.03.1966 N 160
  45. Письмо Минвуза СССР от 17.01.1966 N Т-13/32
  46. Методическое письмо О сроках допуска детей к труду в школьных мастерских после некоторых острых заболеваний
  47. Инструктивно-методические указания по проведению врачебной профессиональной консультации подростков
  48. Постановление Совмина РСФСР от 26.08.1965 N 994
  49. Постановление Совмина СССР от 18.08.1965 N 626
  50. Типовые штаты административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ-интернатов с особым режимом
  51. Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.07.1965
  52. Постановление Президиума ВС СССР от 09.07.1965
  53. Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1965 N 792
  54. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1965 N 431
  55. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 06.05.1965 N И-34
  56. Постановление Совмина СССР от 18.03.1965 N 180
  57. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 15.02.1965 N И-10
  58. Письмо Минфина СССР от 04.02.1965 N 38
  59. Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
  60. Закон СССР от 11.12.1964 N 3096-VI
  61. Постановление Совмина СССР от 05.11.1964 N 912
  62. Постановление Совмина РСФСР от 13.10.1964 N 1274
  63. Инструктивно-методические указания о порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям
  64. Постановление Совмина СССР от 03.08.1964 N 646
  65. Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
  66. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1964 N 499
  67. Постановление ЦИК СССР N 44, СНК СССР N 411 от 16.09.1930
  68. Постановление Совмина РСФСР от 20.04.1964 N 491
  69. Постановление Совмина СССР от 19.03.1960 N 304
  70. Постановление Совмина СССР от 18.10.1963 N 1076
  71. Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших учебных заведений
  72. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820
  73. Постановление Совмина РСФСР от 15.06.1963 N 757
  74. Инструктивно-методические указания по работе с ртутью в физических и химических лабораториях восьмилетних и средних школ
  75. Постановление Совмина СССР от 09.11.1962 N 1143
  76. Постановление Совмина РСФСР от 03.10.1962 N 1310
  77. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 284
  78. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 283
  79. Постановление Совмина СССР от 27.07.1962 N 772
  80. Приказ Минвуза СССР от 15.06.1962 N 233
  81. Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
  82. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.04.1962 N 374
  83. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.1962 N 299
  84. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.01.1962 N 34
  85. Приказ Минвуза СССР от 09.01.1962 N 11
  86. Приказ Минвуза СССР от 02.01.1962 N 2
  87. Положение о совете факультета высшего учебного заведения
  88. Приказ Минвуза СССР от 30.10.1961 N 302
  89. Инструкция о медико-санитарном обслуживании воспитанников школ-интернатов
  90. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 17.10.1961 N И-66
  91. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 N 817
  92. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 22.07.1961 N И-50
  93. Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1961 N 734
  94. Постановление Совмина СССР от 27.05.1961 N 468
  95. Приказ Минвуза СССР от 11.01.1961 N 9
  96. Постановление Совмина СССР от 17.12.1960 N 1286
  97. Приказ Минвуза СССР от 17.11.1960 N 584
  98. Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1960 N 1225
  99. Инструктивные указания по санитарному контролю за организацией и проведением труда школьников в пионерских лагерях (городских и загородных) и в оздоровительных лагерях для школьников 9 - 11 классов
  100. Приказ Минпроса РСФСР от 30.03.1960 N 97
  101. Постановление Совмина РСФСР от 14.03.1960 N 370
  102. Постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327
  103. Приказ Минвуза СССР от 31.12.1959 N 396
  104. Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 N 2027
  105. Постановление Совмина РСФСР от 14.12.1959 N 1957
  106. Постановление Секретариата ВЦСПС от 04.12.1959
  107. Постановление Совмина РСФСР от 04.11.1959 N 1778
  108. Постановление Совмина СССР от 18.09.1959 N 1099
  109. Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения ясли-сад и комплектования их детьми
  110. Постановление Совмина РСФСР от 18.08.1959 N 1381
  111. Постановление Совмина СССР от 02.07.1959 N 720
  112. Постановление Совмина РСФСР от 30.06.1959 N 1132
  113. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 N 603
  114. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1959 N 558
  115. Закон СССР от 24.12.1958
  116. Указания о порядке учета учебной работы в заочных средних специальных учебных заведениях
  117. Постановление Совмина РСФСР от 04.10.1957 N 1099
  118. Постановление Совмина РСФСР от 12.06.1957 N 597
  119. Постановление Совмина СССР от 15.09.1956 N 1290
  120. Постановление Совмина СССР от 09.08.1956 N 1106
  121. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 06.08.1956 N 166-М
  122. Закон СССР от 14.07.1956
  123. Постановление ЦК КПСС от 26.06.1956
  124. Приказ Минвуза СССР от 11.05.1956 N 396
  125. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках
  126. Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1955
  127. Приказ Минвуза СССР от 27.12.1954 N 1261
  128. Постановление Совмина СССР от 15.12.1954 N 2446
  129. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 13.09.1954 N Т-11-19/3076
  130. Постановление Совмина СССР от 30.01.1954 N 171
  131. Указания о ведении журнала учебных занятий в средних специальных учебных заведениях
  132. Приказ Минвуза СССР от 07.03.1953 N 57-АФ
  133. Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1953 N 42
  134. Постановление Совмина СССР от 30.04.1952 N 2140
  135. Постановление Совмина СССР от 22.02.1952 N 1034
  136. Постановление Совмина СССР от 26.11.1951 N 4857
  137. Приказ Минвуза СССР от 30.08.1951 N 1485
  138. Приказ Минвуза СССР от 04.01.1951 N 5/Т
  139. Приказ Минвуза СССР от 23.08.1950 N 1434
  140. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 18.07.1950 N Т-1-19/4280
  141. Распоряжение Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р
  142. Постановление Совмина СССР от 18.05.1949 N 2004
  143. Распоряжение Совмина СССР от 15.08.1948 N 11466р
  144. Постановление Совмина СССР от 09.08.1948 N 3000
  145. Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 N 1840
  146. Постановление Совмина СССР от 10.02.1948 N 246
  147. Постановление Совмина СССР от 25.04.1947 N 1324
  148. Приказ Минздрава СССР от 15.07.1946 N 449
  149. Приказ Минпроса РСФСР от 18.06.1946 N 598
  150. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР
  151. Постановление СНК СССР от 03.06.1944 N 655
  152. Постановление СНК РСФСР от 14.04.1944 N 333
  153. Постановление СНК СССР от 05.03.1944 N 246
  154. Постановление СНК РСФСР от 10.01.1944 N 18
  155. Постановление СНК СССР от 16.06.1943 N 661
  156. Приказ Наркомпроса РСФСР от 24.12.1942 N 1825
  157. Указ Президиума ВС СССР от 14.09.1942
  158. Распоряжение СНК СССР от 15.05.1941 N 1149
  159. Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940
  160. Приказ Наркомсвязи СССР от 15.10.1940 N 765
  161. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852
  162. Постановление СНК СССР от 25.10.1936 N 1914
  163. Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936
  164. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936
  165. Постановление СНК РСФСР от 25.05.1934
  166. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  167. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  168. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  169. Постановление СНК СССР от 20.04.1934 N 902
  170. Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934
  171. Постановление Президиума ЦИК СССР от 27.02.1934
  172. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  173. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  174. Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 751 от 27.04.1933
  175. Постановление СНК СССР от 10.02.1933 N 181
  176. Постановление СНК РСФСР от 09.09.1932
  177. Постановление СНК РСФСР от 25.03.1932 N 298
  178. Постановление ЦИК СССР N 26, СНК СССР N 50 от 17.01.1932
  179. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 644 от 01.08.1931
  180. Постановление СНК РСФСР от 13.07.1931 N 752
  181. Постановление ЦИК СССР N 11, СНК СССР N 504 от 13.07.1931
  182. Постановление СНК СССР от 21.06.1931 N 476
  183. Постановление СНК СССР от 08.06.1931 N 33
  184. Постановление СНК РСФСР от 18.11.1930
  185. Постановление ЦИК СССР N 43, СНК СССР N 308 от 14.08.1930
  186. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930
  187. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928
  188. Постановление СНК РСФСР от 16.08.1928
  189. Постановление СНК РСФСР от 08.08.1928
  190. Постановление СНК РСФСР от 23.07.1927
  191. Постановление НКТ СССР от 18.07.1927 N 182
  192. Постановление СНК РСФСР от 25.06.1927
  193. Постановление СНК РСФСР от 02.04.1927
  194. Постановление СНК РСФСР от 23.02.1927
  195. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1926
  196. Декрет СНК РСФСР от 23.11.1926
  197. Постановление СНК СССР от 14.06.1926
  198. Декрет СНК РСФСР от 27.09.1926
  199. Декрет СНК РСФСР от 24.09.1926
  200. Декрет СНК РСФСР от 15.09.1926

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика