Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Образование. Наука. Культура » Образование » Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью


Утверждаю

Заместитель Главного

санитарного врача Союза ССР

П.ЛЯРСКИЙ

17 июля 1964 г. N 486-64


ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О ПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛЬЮ


Инструктивно-методическое письмо разработано отделом гигиены детей и подростков Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института при участии Института гигиены детей и подростков АМН СССР.


I. Значение учебной мебели и ее характеристика


Учебной мебелью школьники пользуются по несколько часов ежедневно на протяжении многих лет. Поэтому качество этой мебели оказывает значительное влияние не только на работоспособность детей, их успеваемость и поведение на уроках и в перемены, но и на состояние здоровья учащихся.

Основным типом учебной мебели в школах являлась до настоящего времени парта Ф.Ф. Эрисмана, с изменениями и дополнениями, предложенными доцентом О.В. Флеровым.

Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР в 1964 году утверждены новые ГОСТы: "Парты школьные", "Столы ученические" и "Стулья ученические", которые вводятся в действие с 1 июля 1965 года после проверки образцов мебели, изготовленных по новым чертежам. Новым ГОСТом на парты школьные предусматривается применение наиболее прогрессивных конструкций.

ГОСТами регламентируются основные размеры мебели без указания ее конструктивного решения; для смежных номеров мебели допускается унификация отдельных размеров; предусматриваются приспособления для крепления пюпитров, для изменения угла наклона крышки стола, парты и др.

До ввода в действие новых ГОСТов, действует ГОСТ 5995-51 "Парты школьные", предусматривающий конструкцию парты типа Ф.Ф. Эрисмана.

Основной особенностью парты Эрисмана является то, что все ее элементы, за исключением откидной части крышки столика, неподвижны и наглухо скреплены между собой.

Поэтому парту нужно подбирать для школьника так, чтобы ее основные элементы соответствовали пропорциям тела ребенка. Поскольку пропорции тела, в частности высота голени, находятся в прямой зависимости от роста ребенка, парты подбираются в соответствии с его ростом.

Согласно принятому делению школьников на семь ростовых групп, парты изготовляются семи размеров: с N 6 до N 12 включительно по данным таблицы N 1.


Таблица N 1


РОСТОВЫЕ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ

И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ НОМЕРА ПАРТ <*>


--------------------------------

<*> Детская мебель с N 1 по N 5 предназначается для дошкольников.


-------------------------------T---------------------------------¬

¦      Рост учащихся в см      ¦Соответствующий росту номер парты¦

+------------------------------+---------------------------------+

¦1. 110 - 119                  ¦N 6                              ¦

¦2. 119 - 129                  ¦N 7                              ¦

¦3. 130 - 139                  ¦N 8                              ¦

¦4. 140 - 149                  ¦N 9                              ¦

¦5. 150 - 159                  ¦N 10                             ¦

¦6. 160 - 169                  ¦N 11                             ¦

¦7. 170 и выше                 ¦N 12                             ¦

L------------------------------+----------------------------------


Основными элементами парты являются скамья и стол, скрепленные между собой в таком положении, что крышка стола нависает над скамьей на 4 см, создавая отрицательную дистанцию скамьи (4 см). Такая установка скамьи в отношении стола дает возможность школьнику сидеть прямо без наклона вперед в удобной и неутомительной позе.

Если школьная парта изготовлена правильно и подобрана ребенку по росту, то она дает прочную и удобную опору его туловищу и другим частям тела. На скамье размещаются седалище и 2/3 бедра ребенка. Его туловище не скользит вперед, так как сиденье скамьи делается с седлообразной впадиной. Ноги школьника согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямыми углами и всей ступней опираются на пол или подножку.

На крышке парты свободно располагаются предплечья и кисти рук. Туловище ребенка в крестцово-поясничном изгибе позвоночника получает дополнительную и крайне необходимую опору в виде спинки сиденья, которая по высоте, размерам и форме соответствует крестцово-поясничному изгибу позвоночника. Одновременно создается наиболее благоприятное расстояние (30 - 35 см) от глаз ребенка до лежащих на столике книги или тетради.

Если парта изготовлена неправильно или не соответствует росту ребенка, то сидеть за ней крайне утомительно. Постоянная неправильная поза способствует нарушению осанки.

Слишком узкая скамья не дает достаточной опоры туловищу, чересчур широкая - зажимает в подколенных впадинах кровеносные сосуды и нервы.

На низкой скамье ноги ребенка согнуты под острым углом, что мешает нормальному кровообращению, а на высокой - не достают до пола или подножки, что утомляет ребенка.

Сидя за высоким столом, ребенок вынужден поднимать предплечья вверх или опускать левую руку вниз, искривляя позвоночник. При высоком столике сокращается расстояние от глаз ученика до лежащих на столике учебных пособий, что может способствовать развитию близорукости. За низким столом ученик вынужден горбиться. При удалении от стола спинки стула или парты ребенок не может ею пользоваться и опирается грудью на край стола. Приближение спинного бруска к крышке парты стесняет движения ребенка. В обоих случаях создаются помехи дыханию, кровообращению, пищеварению.

Длительное пользование плохо изготовленной или не соответствующей росту партой утомляет детей и может способствовать развитию у них нарушений осанки и зрения.

В обеспечении школьников учебной мебелью имеются существенные недостатки. Нередко допускаются нарушения ГОСТа при изготовлении парт. Имеет место неправильное распределение их по школам и неумелое использование в школах. Поэтому органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы должны систематически контролировать качество учебной мебели, ее распределение по школам и использование на местах.


II. Изготовление и распределение учебной мебели


При организации государственного санитарного надзора за изготовлением и распределением учебной мебели необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Имеющиеся в школах стандартные парты конструкции Эрисмана отвечают основным гигиеническим и педагогическим требованиям и в настоящее время являются основным типом учебной мебели. Наряду с партами могут использоваться столы со стульями. Столы и стулья подбираются учащимися так же, как и парты.

2. При изготовлении новых парт желательна, при сохранении требуемых ГОСТом размеров, их модернизация в следующих направлениях:

а) введение пластмассового покрытия крышек столиков, что делает парты более современными и облегчает удаление чернильных пятен;

б) замена деревянного каркаса металлическим (трубчатым), что облегчает парту;

в) изготовление для учащихся 1 - 4 классов парт с изменяющимся (до горизонтального положения) наклоном крышки столиков для уроков ручного труда с изменением высоты заднего края крышки столика не более 2 см;

г) окраска крышек парт и столов в светло-зеленый, светло-бежевый, светло-серый цвета, с коэффициентом отражения 35 - 50% (используемые краски, эмульсии и эмали должны быть влагостойкими и позволять ежедневную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств).

3. Многоростовые парты с подъемным механизмом ввиду несовершенства существующих конструкций, недолговечности, повышенной стоимости, сложности в эксплуатации не могут явиться основным типом учебной мебели для массовых школ.

Применение универсальной мебели возможно в школах-интернатах, санаторно-лесных школах и других специальных учебных заведениях, где занятия производятся в одну смену, а состав детей периодически (до 2 - 3 раз в год) меняется.

Изготовление универсальных парт допускается не более чем на три смежных размера с 6 по 8 и с 9 по 11 с сохранением для них постоянных дистанций и высоты спинки, а также глубины сиденья соответственно размерам 7 и 10 номеров мебели.

4. Одним из основных мероприятий по более качественному изготовлению учебной мебели всех необходимых размеров является централизованное производство школьных парт, ученических столов и стульев на крупных предприятиях с круглогодичным производственным циклом.

5. Учебная мебель должна изготовляться всех размеров, что обеспечит правильное распределение мебели по школам в соответствии с ростовым составом учащихся.

6. В планы производства учебной мебели необходимо включать ежегодное изготовление парт для замены пришедших в негодность из расчета 5% от имеющихся в наличии в школах города, района, области (исчисляя срок годности парт в 20 лет).

Кроме того, для правильного обеспечения учебной мебелью всех учащихся, в школах необходимо создать пятипроцентный резерв парт (фонд маневрирования). Поэтому при планировании заказов для школ-новостроек следует исходить из необходимости приобретения не 20, а 21 парты на класс. При отсутствии в школах пятипроцентного резерва парт последний должен быть создан на протяжении ближайших 2 - 3 лет путем внесения коррективов в планы производства парт.

Изготовление парт и другой учебной мебели может быть разрешено только при наличии рабочих чертежей, согласованных с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы союзной республики и соответствующих ГОСТу на школьную мебель.

Отклонения в размерах мебели допускаются по габаритам +/- 5 мм, угол наклона крышки стола у парт должен составлять 13 - 15°.

В конструкции стола и стульев 6 - 9 номеров должно быть безопасное в отношении травматизма устройство, обеспечивающее установку правильной дистанции стула при письме и чтении. Сиденье скамьи и стула делается профилированным по форме бедра и ягодиц учащегося. Профиль спинки сообразуется с профилем спины учащегося.

    Учебная  мебель  маркируется  предприятием с помощью металлического или

пластмассового жетона, прочно прикрепленного на внешней боковой поверхности

парты   (стола)   и   внутренней   поверхности  сиденья  стула.  На  жетоне

обозначается  числителем  N  парты,  а  знаменателем  ростовая  группа, для

                                          N 9

которой  мебель  предназначена,  напр. ---------. На   внутренней   боковой

                                       140 - 149

поверхности мебели  ставится  производственная  марка  с  указанием  ГОСТа,

наименования и адреса предприятия-изготовителя.

Контроль за качеством изготовляемой мебели должен осуществляться путем проверки наличия на предприятии чертежей учебной мебели, соответствия их требованиям ГОСТа, а также путем тщательного измерения в натуре основных элементов изготовленной мебели (по 5 - 6 экземпляров каждого номера).

Производство учебной мебели, не соответствующей требованиям ГОСТа, должно быть запрещено. Лица, виновные в изготовлении нестандартных парт, должны привлекаться к ответственности.

Правильно определить ассортиментный набор парт для школ-новостроек можно с помощью статистически достоверных ростовых таблиц учащихся, составленных санитарно-эпидемиологическими станциями на основании измерения роста городских и сельских школьников в данной местности.

Ориентировочно для оборудования однокомплектных школ в средней полосе РСФСР из общего количества мебели, по данным измерения роста учащихся 1961 года, требуется: восьмилетней школе - N 6 - 3%, N 7 - 21 %, N 8 - 23%, N 9 - 23%, N 10 - 21%; N 11 - 8%, N 12 - 1%; одиннадцатилетней школе - N 6 - 2%, N 7 - 19%, N 8 - 20%, N 9 - 20%, N 10 - 22%, N 11 - 11%, N 12 - 6%; трехлетней школе в составе IX - XI классов и вечерней (сменной) школе - N 10 - 21%, N 11 - 44%, N 12 - 35%.

Распределение парт по классам может производиться согласно "Санитарным правилам содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", утвержденных Госсанинспекцией Министерства здравоохранения СССР 22 мая 1962 г. N 397-62 (см. таблицу N 2).


Таблица N 2


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ (СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ)

ПО КЛАССАМ В ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ (В ШТУКАХ)


Класс

N мебели           

Примечание           


6

7

8

9

10

11

12

1. В случае оборудования классов 
двухместными столами количество  
стульев удваивается.             
2. При оборудовании помещений    
одноместной мебелью удваивается  
количество соответствующих номеров
столов и стульев.                

1     

14

-  

-  

-  

2     

10

-  

-  

-  

3     

12

-  

-  

-  

4     

3  

-  

-  

5     

10

5  

1  

-  

6     

10 

2  

-  

7     

10 

6  

1  

8     

10 

8  

2  

9     

5  

10 

5  

10 и 11


4  

8  

8  


Количество парт разных номеров для школ-новостроек исчисляется с учетом ориентировочного количества тех или иных классов во вновь открываемой школе.

При заказе парт в счет фонда амортизации и для создания резерва (фонда меневрирования) необходимо исходить из наличия в школах парт разных размеров. В первую очередь с помощью этих заказов необходимо исправить промахи, допущенные ранее в комплектовании школ мебелью, и пополнить их партами дефицитных размеров.


III. Контроль за использованием учебной мебели в школах


Изучение состояния использования учебной мебели в школах показало наличие крупных недостатков. Во многих школах парты своевременно не маркируются, рост учащихся измеряется с большим опозданием, парты разных размеров расставляются по классам неправильно, школьники размещаются без учета роста, при подборе парт не всегда учитывается состояние здоровья детей, допускается неправильное, с большим возрастным разрывом, чередование классов, занимающихся посменно в одних и тех же помещениях. Как правило, фактическое обеспечение учащихся мебелью нужных размеров значительно ниже имеющихся в школах объективных возможностей.

Устранение указанных выше недостатков возможно путем осуществления следующих мероприятий.

1. Измерение роста учащихся. Измерение роста детей следует проводить в самом начале учебного года или в последних числах августа (в "пробный день"). Рост измеряется непосредственно в классе с помощью мерной рейки, на которой помимо сантиметровых делений отмечены жирной чертой деления на ростовые группы и обозначены соответствующие группам номера парт. Мерная рейка прикрепляется на стене или двери на высоте одного метра от пола. Рост учащихся измеряется в обычной обуви; результаты и дата измерения роста заносятся в классные журналы и ученические дневники.

2. Маркировка парт. При отсутствии фабричной маркировки парт последние маркируются в школе. Размеры нестандартных парт определяются по высоте от пола заднего (обращенного к ученику) края крышки столика. При отсутствии маркировочных жетонов номер парты и ростовая группа учащихся обозначаются на парте масляной краской или спиртовым лаком.

3. Расстановка парт в классе. После измерения роста учащихся классный руководитель составляет ростовую таблицу учащихся класса по следующей форме:


----T--------------------------------T---------------------------¬

¦ N ¦        Наличие учащихся        ¦      Необходимо парт      ¦

¦п/п+----------------T---------------+------------T--------------+

¦   ¦   рост в см    ¦  количество   ¦     N      ¦  количество  ¦

+---+----------------+---------------+------------+--------------+

¦¦110 - 119       ¦6              ¦N 6         ¦3             ¦

¦¦120 - 129       ¦26             ¦N 7         ¦13            ¦

¦¦130 - 139       ¦8              ¦N 8         ¦4             ¦

L---+----------------+---------------+------------+---------------


Комплектование каждого класса партами производится на основании ростовой таблицы учащихся.

Парты в классах расставляются в три ряда. Расстояние между рядами парт должно составлять 70 - 75 см, от наружной стены - 60 - 70 см, от внутренней противоположной - 50 - 60 см, от задней стены класса - 40 - 50 см. Расстояние от первых парт до классной доски должно составлять 2 - 2,75 м от задних - не более 8 м. Свет в классе должен падать с левой стороны от учащихся. Допускается дополнительное освещение классов справа от учащихся или сзади, а также справа и сзади, однако левостороннее освещение должно быть преобладающим. Делать окна в передней части класса безусловно воспрещается, а имеющиеся окна должны быть заделаны или должно быть изменено расположение классной доски и парт. Парты в классах расставляются по размерам, от меньших в передней части класса к большим в задней. Исключение делается для учащихся с ослабленным зрением и слухом, для которых ставятся парты нужных им размеров соответственно в первом и третьем от окон ряду парт в передней части класса.

В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия, учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, рекомендуется не менее чем дважды за учебный год менять местами, соблюдая соответствие номера парты росту.

Школьники размещаются за партами в строгом соответствии с их ростом. Ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться за лучше освещенными партами первого от окон ряда, причем дети, не обеспеченные коррегирующими очками, размещаются ближе к классной доске и учителю. Ученики с пониженным слухом сажаются на парты нужного им размера в передней части класса. Детей с ревматическими заболеваниями, склонных к ангине и простудам, следует размещать дальше от наружной стены.

Номера парт с обозначением даты измерения роста каждого учащегося, состояния его зрения и слуха должны вноситься в классный журнал.

В школах Белорусской ССР успешно используются на протяжении ряда лет схемы размещения учащихся за партами (см. Приложение N 2). Схемы включаются в классные журналы в двух экземплярах и заполняются классными руководителями с помощью медицинских работников, обслуживающих школу. Схему рекомендуется заполнять в самом начале учебного года карандашом, а после устранения обнаруженных в подборе парт недостатков, не позднее 20 сентября - чернилами.

На схеме обозначены все парты с указанием их размеров, записаны фамилия и рост каждого ученика, указано состояние их зрения и слуха, т.е. собраны воедино и наглядно представлены все данные, необходимые для правильного размещения учащихся за партами. Сводка с правой стороны схемы указывает, какими партами укомплектован класс, соответствует ли их набор ростовому составу учащихся и одновременно напоминает учителю, какие парты нужны ученикам каждой ростовой группы. Внизу схемы делается подсчет, сколько учеников данного класса может сидеть правильно при данном наборе парт и сколько фактически размещено за партой нужного размера. Схема подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и, находясь в классном журнале, является действенной формой контроля за правильным использованием парт в школах. Включение таких схем в классные журналы облегчает подбор парт для учащихся и контроль за правильным использованием учебной мебели в школах.

Принципы подбора для учебных помещений столов со стульями и расстановки их в классах - те же, что и при подборе и расстановке парт. Учебная мебель для кабинетов подбирается с учетом ростового состава занимающихся в них школьников. Чтобы облегчить правильный подбор мебели для учащихся, в кабинетах следует расставлять максимально возможное количество столов и стульев различных размеров.

При использовании в качестве учебной мебели столов со стульями необходимо уделять внимание выработке у школьников прочных навыков правильной постановки стульев с отрицательной дистанцией сиденья (-4 см), что обеспечивает правильную рабочую позу учащихся. Использование в классах или кабинетах табуретов или другой мебели без спинок запрещается.

В учебных мастерских при объяснениях преподавателя, демонстрации пособий и изделий, при выполнении некоторых операций школьники должны пользоваться мебелью для сидения. Учитывая незначительную продолжительность пользования (несколько минут за урок 2 - 3 раза в неделю), мастерские могут обеспечиваться табуретками, откидными, выдвижными, поворотными сиденьями без спинок.

Во избежание преждевременного утомления учащихся и возможных нарушений у них осанки, верстаки в столярных и тиски в слесарных мастерских должны устанавливаться на разных уровнях в зависимости от роста детей. При отсутствии верстаков с переменным уровнем крышки и при установке тисков на одном уровне мастерские должны оборудоваться деревянными решетками разной высоты для использования в качестве подставок под ноги. Планки решеток должны быть достаточной ширины, чтобы давать ногам удобную опору.


IV. Использование учебной мебели при двухсменных занятиях


Для обеспечения большинства учащихся мебелью соответствующей росту при двухсменных занятиях необходимо правильно распределять классы по сменам. В одних и тех же помещениях необходимо размещать по возможности в первую и вторую смену только параллельные и смежные по годам обучения классы. Размещение в одном и том же помещении классов с разрывом в 2 - 3 и более годов обучения недопустимо, так как при этом исключается возможность правильного подбора парт для школьников обеих смен.

Сокращение разрыва в возрасте и годах обучения посменно занимающихся школьников может быть достигнуто при занятиях учащихся старших классов посменно со старшими классами и начальных - с начальными.

На опыте работы школ Белорусской ССР установлено, что изложенные рекомендации по использованию учебной мебели при двухсменных занятиях не приводит к нарушению педагогического процесса, преемственности в преподавании и условий труда педагогов. Это достигается путем сосредотачивания всей учебной нагрузки большинства из педагогов в одной смене. При необходимости работы учителя в двух сменах дни работы в разных сменах чередуются или даются последние уроки в первой смене и первые - во второй. При длительной учебной нагрузке в обеих сменах в какой-либо день недели - следующий за ним день данный учитель освобождается от занятий.

Как показывает практика, чередование старших классов со старшими можно успешно вводить только с начала учебного года с тщательным учетом учебной нагрузки учителей в различных классах. Введение такого чередования в середине учебного года вынуждает либо передавать значительную часть уроков от одних учителей другим, нарушая преемственность в преподавании, либо вынуждает часть учителей работать в две смены.

Знание трудностей, возникающих в школах при двухсменных занятиях, и путей преодоления этих трудностей поможет найти правильное решение вопросов, связанных с подбором мебели для учащихся.


V. Устранение дефектов, допущенных в комплектовании

учебной мебелью действующих школ


Как показали наблюдения в школах накопилось значительное количество нестандартной мебели, причем в ряде случаев ассортимент мебели по размерам не соответствует ростовому составу учащихся.

Помимо дефектов в конструкции парт, допускавшихся при их изготовлении, большое количество парт и другой учебной мебели утратило стандартность в результате неквалифицированного небрежного ремонта.

Пользование нестандартными партами снижает работоспособность и успеваемость школьников, наносит ущерб их здоровью и потому не может быть допущено в школах. Имеющиеся на местах нестандартные парты в кратчайший срок подлежат обязательной переделке. Парты, переделка которых сложна и экономически нецелесообразна, подлежат выбраковке и безусловному изъятию из обращения. Сроки переделки и изъятия нестандартных парт должны определяться, исходя из местных условий, органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с органами народного образования.

Основные дефекты в конструкции парт. Наиболее существенными и вредно влияющими на здоровье детей дефектами нестандартной парты являются:

а) Неправильная дистанция скамьи. Дистанция скамьи для парт всех размеров одинакова и должна составлять минус 4 см. Наиболее распространенным дефектом в конструкции парт является чрезмерное удаление скамьи от столика с образованием нулевой или даже положительной дистанции скамьи (до 10 - 15 см и более).

б) Неправильная дистанция спинки. Дистанция или расстояние от наиболее выпуклой части спинки до заднего края крышки стола по горизонтали часто бывает больше нормы. Реже встречаются парты с уменьшенной против нормы дистанцией спинки, что также недопустимо.

в) Неправильная ширина скамьи. Этот дефект в конструкции парт широко распространен. В большом числе случаев ширина скамьи делается значительно меньше нормы.

г) Неправильные размеры крышки столика. Часто у парт оказывается меньше нормы ширина наклонной части крышки столика, что мешает правильному расположению на столике предплечий и увеличивает дистанцию скамьи и спинки парты.

д) Неправильные соотношения в высоте скамьи и столика. Разница в высоте скамьи и столика (дифференция) составляет у парт разных размеров от 20,5 до 32 см. Изготовление парт с нарушением дифференции встречается довольно часто.

е) Неправильная высота спинки. Высота нижнего края спинного бруска от пола у парт разных размеров колеблется в пределах 43 - 66 см. Довольно часто высота спинного бруска не соответствует требованиям ГОСТа.

Из дефектов парт, возникающих при плохом ремонте, наиболее распространены следующие:

а) отсутствие откидных крышек;

б) отсутствие спинок, неправильная форма их и высота крепления;

в) неправильное крепление крышек форточными завесами.


Устранение дефектов в конструкции парт


Отмеченные выше и другие менее существенные дефекты в конструкции школьных парт без особых затруднений могут и должны быть устранены.

Наиболее существенный и распространенный дефект в конструкции парт - увеличенная дистанция скамьи и спинки - может быть устранен тремя способами:

а) путем увеличения наклонной части крышки столика;

б) увеличением ширины скамьи;

в) с помощью приближения скамьи к столику.

Выбор того или иного способа или же их сочетания определяется конструктивными особенностями переделываемой парты. Обычно при устранении таких дефектов, как неправильная ширина скамьи и столика, устанавливается нормальная дистанция скамьи и спинки.

Увеличить ширину столика можно путем увеличения размеров откидной или неоткидной части крышки.

Ширина скамьи может быть увеличена до нужных размеров путем замены узкой доски сиденья на более широкую или с помощью дополнительной деревянной рейки, соответствующей толщины и ширины.

Если сиденье не имеет седлообразной впадины, то его задний край должен быть опущен на 1,5 - 2 см ниже переднего, чтобы предупредить сползание туловища ребенка вперед.

Если доведенная до нормы ширина столика и сиденья будет недостаточна для создания нормальной дистанции скамьи и спинки, следует выбить из пазов шипы, с помощью которых стойки сиденья закреплены в полозья, и закрепить их на столярном клею в новых пазах ближе к столику или сменить полозья.

Для переделки парт, имеющих неправильную дифференцию (разницу в уровнях стола и сиденья), необходимо уменьшить высоту боковых стоек сиденья или заменить их более высокими. В отдельных случаях можно уменьшить высоту боковых стоек столика. Их замена более сложна и нецелесообразна.

Переделка парт с неправильным уровнем спинки производится путем уменьшения размеров стойки, к которой крепится спинной брусок, или ее замены.

Указанные выше работы по переделке нестандартных парт успешно могут быть выполнены в мастерской каждой восьмилетней и средней школы силами учащихся под руководством мастеров по труду. В мастерских восьмилетних и средних школ могут быть переделаны нестандартные парты начальных школ, входящих в их микрорайоны. Для переделки нестандартных парт могут быть использованы ближайшие мебельные и деревообделочные комбинаты и также местные мастера-умельцы.

Безусловной и первоочередной переделке подлежат парты со следующими конструктивными дефектами:

а) парты без откидных крышек;

б) парты с положительной дистанцией скамьи;

в) парты, имеющие уменьшенную против нормы более чем на 3 см ширину сиденья;

г) парты, имеющие нарушения в дистанции спинки свыше 3 см;

д) парты со значительными нарушениями установленной для данного номера дифференции (свыше 3 см);

е) парты с грубыми нарушениями установленной для данного номера высоты спинки (более чем на 4 см);

ж) парты с выступающими над поверхностью столиков завесами.

Особое внимание следует обратить на исправление грубых просчетов и ошибок, допущенных в комплектовании школ партами разных размеров в предшествующие годы. Достигнуть этого можно только путем тщательно подготовленного и хорошо проведенного перераспределения (обмена) парт разных размеров между школами в соответствии с их фактической потребностью.

Частичный обмен парт между школами проводился во многих городах и районах и в ряде случаев значительно улучшил ассортимент имеющихся в школах парт.

Как показала практика, проведение обмена требует непосредственного руководства со стороны соответствующего отдела народного образования и санитарно-эпидемиологической станции или санэпидотдела.

Эффективный обмен парт возможен при наличии точных данных о количестве в школах парт разных размеров, числе учащихся, соответствующих ростовых групп, и установленном в школах чередовании классов, занимающихся посменно в каждой классной комнате.

Схема или график обмена парт между школами составляется отделом народного образования с помощью органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и может предусматривать прямой обмен парт между школами.

При отсутствии нужного для прямого обмена ассортимента парт в двух школах следует намечать группы школ, между которыми наиболее целесообразен обмен партами нужных размеров. Возможна организация обмена парт между школами и через обменные пункты.

Парты, предназначаемые для обмена, предварительно должны быть тщательно и добросовестно отремонтированы.

Обмен парт между школами может дать положительный эффект в том случае, если сознанием его необходимости проникнутся руководители школ и отделов народного образования. Достигнуть этого можно только категорическим требованием со стороны органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, чтобы все школы в определенный срок были обеспечены учебной мебелью всех нужных им размеров в ассортименте, соответствующем ростовому составу учащихся.


* * *


Обеспечение всех школьников удобной мебелью является одним из важнейших разделов работы медицинских работников школ. Они должны иметь точные данные о росте детей, состоянии их зрения и слуха, данные о размерах имеющейся в школе учебной мебели и оказывать помощь руководителям школ и учителям в создании в школе нужного набора парт, в их маркировке, расстановке по классам и в правильном размещении за учебной мебелью всех школьников.

Медицинские работники школ должны периодически посещать уроки во всех классах, наблюдать за размещением и позой учеников и давать необходимые советы учителям и школьникам.

Контроль за правильным использованием учебной мебели в школах и помощь в этом вопросе органам народного образования является одним из наиболее важных разделов работы органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по гигиене детей и подростков.






Приложение N 1


Таблица 1


ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ПАРТ В ММ <*>


--------------------------------

<*> По ГОСТ 5994-51.


----T----------------------------------T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ N ¦      Наименование элементов      ¦N 6 ¦N 7 ¦N 8 ¦N 9 ¦N 10¦N 11¦N 12¦

¦п/п¦                                  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

+---+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+----+

¦ 1 ¦                2                 ¦¦¦¦¦¦¦¦

+---+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+----+

¦1. ¦Высота заднего края крышки парты  ¦520 ¦560 ¦620 ¦680 ¦730 ¦765 ¦800 ¦

¦   ¦над полом (обращенного к ученику) ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦2. ¦Длина крышки двухместной парты    ¦1100¦1100¦1100¦1200¦1200¦1200¦1200¦

¦3. ¦Длина крышки одноместной парты    ¦600 ¦600 ¦600 ¦700 ¦700 ¦700 ¦700 ¦

¦4. ¦Ширина наклонной части крышки     ¦380 ¦380 ¦400 ¦400 ¦420 ¦420 ¦430 ¦

¦5. ¦Ширина горизонтальной части крышки¦90  ¦90  ¦90  ¦90  ¦90  ¦90  ¦90  ¦

¦6. ¦Ширина откидной части крышки      ¦160 ¦160 ¦160 ¦170 ¦170 ¦170 ¦180 ¦

¦7. ¦Высота подножки над полом         ¦130 ¦130 ¦130 ¦150 ¦150 ¦150 ¦150 ¦

¦   ¦(по средней линии)                ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦8. ¦Ширина подножки                   ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦

¦9. ¦Расстояние заднего края подножки  ¦270 ¦270 ¦300 ¦305 ¦325 ¦325 ¦325 ¦

¦   ¦от переднего края сиденья         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦   ¦(по вертикали)                    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦10.¦Высота нижней поверхности полки   ¦395 ¦420 ¦480 ¦530 ¦580 ¦620 ¦670 ¦

¦   ¦над полом                         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦11.¦Глубина полки                     ¦210 ¦210 ¦225 ¦230 ¦230 ¦230 ¦230 ¦

¦12.¦Высота сиденья над полом          ¦315 ¦340 ¦380 ¦410 ¦440 ¦465 ¦480 ¦

¦13.¦Глубина скамьи                    ¦260 ¦270 ¦280 ¦300 ¦320 ¦340 ¦360 ¦

¦14.¦Длина скамьи двухместной парты    ¦1000¦1000¦1000¦1100¦1100¦1100¦1200¦

¦15.¦Длина скамьи одноместной парты    ¦500 ¦500 ¦500 ¦600 ¦600 ¦600 ¦600 ¦

¦16.¦Высота нижнего края спинного      ¦430 ¦460 ¦510 ¦550 ¦590 ¦635 ¦660 ¦

¦   ¦бруска над полом                  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦17.¦Ширина спинного бруска            ¦100 ¦110 ¦120 ¦130 ¦140 ¦150 ¦160 ¦

¦18.¦Дистанция спинки (расстояние      ¦200 ¦210 ¦220 ¦240 ¦260 ¦280 ¦300 ¦

¦   ¦наиболее выпуклой части спинного  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦   ¦бруска от заднего края крышки     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦   ¦парты)                            ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦19.¦Отрицательная дистанция скамьи    ¦40  ¦40  ¦40  ¦40  ¦40  ¦40  ¦40  ¦

L---+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+-----


Таблица 2


ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТОЛА В ММ


----T-------------------------T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ N ¦ Наименование элементов  ¦N 6 ¦N 7 ¦N 8 ¦N 9 ¦N 10¦N 11¦N 12¦

¦п/п¦                         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

+---+-------------------------+----+----+----+----+----+----+----+

¦1. ¦Высота заднего края      ¦520 ¦560 ¦620 ¦680 ¦730 ¦770 ¦800 ¦

¦   ¦крышки стола над полом   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦2. ¦Длина крышки двухместного¦1100¦1100¦1100¦1200¦1200¦1200¦1200¦

¦   ¦стола                    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦3. ¦Длина крышки одноместного¦600 ¦600 ¦600 ¦650 ¦650 ¦650 ¦650 ¦

¦   ¦стола                    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦4. ¦Ширина крышки            ¦500 ¦500 ¦500 ¦500 ¦500 ¦500 ¦500 ¦

¦5. ¦Высота подножки над полом¦130 ¦130 ¦130 ¦150 ¦150 ¦150 ¦150 ¦

¦   ¦(по средней линии)       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦6. ¦Ширина подножки          ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦80  ¦

¦7. ¦Высота нижней поверхности¦380 ¦430 ¦480 ¦530 ¦580 ¦630 ¦650 ¦

¦   ¦полки (от пола)          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦8. ¦Глубина полки            ¦230 ¦230 ¦230 ¦230 ¦230 ¦230 ¦230 ¦

¦9. ¦Расстояние средней линии ¦370 ¦370 ¦370 ¦400 ¦400 ¦400 ¦400 ¦

¦   ¦подножки от заднего края ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦   ¦крышки стола             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦   ¦(по горизонтали)         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

L---+-------------------------+----+----+----+----+----+----+-----


Примечание. Крышка стола может иметь откидную часть размером не менее 170 мм.


Таблица 3


ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА В ММ


----T---------------------------T----T---T---T----T----T----T----¬

¦ N ¦  Наименование элементов   ¦N 6 ¦N 7¦N 8¦N 9 ¦N 10¦N 11¦N 12¦

¦п/п¦                           ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

+---+---------------------------+----+---+---+----+----+----+----+

¦1. ¦Высота сидения над полом   ¦315 ¦340¦380¦410 ¦440 ¦470 ¦480 ¦

¦2. ¦Ширина сидения             ¦320 ¦320¦320¦360 ¦360 ¦400 ¦400 ¦

¦3. ¦Глубина сидения            ¦320 ¦320¦320¦340 ¦340 ¦360 ¦360 ¦

¦4. ¦Высота нижнего края спинки ¦110 ¦130¦130¦150 ¦150 ¦170 ¦170 ¦

¦   ¦над сидением               ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦5. ¦Высота верхнего края спинки¦290 ¦310¦310¦330 ¦330 ¦350 ¦350 ¦

¦   ¦над сидением               ¦    ¦   ¦   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

L---+---------------------------+----+---+---+----+----+----+-----






Приложение N 2


                                   СХЕМА

         размещения за партами учащихся ________ класса __________

                средней школы N _____ в 196_/196_ уч. году


Начало занятий в классе в ___ часов __ минут. В помещении посменно занимается ____ класс


----------------------------------------T---------------------------------------T---------------------------------------¬

¦    Третий ряд (у внутренней стены)    ¦             Средний ряд               ¦          Первый от окон ряд           ¦

+--------------T----T--------------T----+--------------T----T--------------T----+--------------T----T--------------T----+

¦ Фамилия, имя ¦Рост¦ Фамилия, имя ¦Рост¦ Фамилия, имя ¦Рост¦ Фамилия, имя ¦Рост¦ Фамилия, имя ¦Рост¦ Фамилия, имя ¦Рост¦

¦              ¦в см¦              ¦в см¦              ¦в см¦              ¦в см¦              ¦в см¦              ¦в см¦

+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+

¦   Дополнительная парта, размер N ___  ¦   Дополнительная парта, размер N ___  ¦   Дополнительная парта, размер N ___  ¦

¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦

+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        7-я парта, размер N ___        ¦        7-я парта, размер N ___        ¦        7-я парта, размер N ___        ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        6-я парта, размер N ___        ¦        6-я парта, размер N ___        ¦        6-я парта, размер N ___        ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        5-я парта, размер N ___        ¦        5-я парта, размер N ___        ¦       5-я парта, размер N ___         ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        4-я парта, размер N ___        ¦        4-я парта, размер N ___        ¦       4-я парта, размер N ___         ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        3-я парта, размер N ___        ¦        3-я парта, размер N ___        ¦       3-я парта, размер N ___         ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        2-я парта, размер N ___        ¦        2-я парта, размер N ___        ¦       2-я парта, размер N ___         ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+-------------------+

¦        1-я парта, размер N ___        ¦        1-я парта, размер N ___        ¦        1-я парта, размер N ___        ¦

¦            ¦      ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦              ¦    ¦             ¦     ¦

+------------+------+--------------+----+--------------+----+--------------+----+--------------+----+-------------+-----+

¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦Зрение ___ Слух ___¦

¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦Очки:              ¦

¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦назначены (да, нет)¦

¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦носит (да, нет)    ¦

L-------------------+-------------------+----------T--------+----------T--------+-------------------+--------------------

                                                   ¦   СТОЛ УЧИТЕЛЯ    ¦

                                                   L--------------------


    Школьный врач _______________                                                   Классный руководитель ______________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы (заведующий)

(Подпись)


В КЛАССЕ ИМЕЕТСЯ


Парт N 6 ___ шт., учащихся ростом 110 - 119 см ___ чел.

Парт N 7 ___ шт., учащихся ростом 120 - 129 см ___ чел.

Парт N 8 ___ шт., учащихся ростом 130 - 139 см ___ чел.

Парт N 9 ___ шт., учащихся ростом 140 - 149 см ___ чел.

Парт N 10 ___ шт., учащихся ростом 150 - 159 см ___ чел.

Парт N 11 ___ шт., учащихся ростом 160 - 169 см ___ чел.

Парт N 12 ___ шт., учащихся ростом 170 см и выше ___ чел.

Примечания. 1. Схема заполняется не позднее 20 сентября классным руководителем (учителем) с помощью медицинских работников, обслуживающих школу.

2. Классы указываются с буквенными обозначениями (а, б, в и т.д.). При трехсменных занятиях указываются оба класса, занимающиеся посменно с данным.

3. Размер парты указывается по ее маркировочному номеру.

4. Рост учащихся указывается в обычной обуви, при использовании данных антропометрического измерения к росту ученика добавляется 2 см на высоту каблука.

5. Острота зрения указывается врачом в общепринятых обозначениях.

6. В графе "Очки назначены, носит" нужное подчеркнуть.


Сидит за партой, соответствующей росту __________ чел.

Может сидеть за партой, соответствующей росту _________ чел.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: фанкряж по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
Скачать: Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
Наши предложения:
  1. Постановление Совмина РСФСР от 30.10.1969 N 613
  2. Постановление Совмина СССР от 19.09.1969 N 758
  3. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 N 542
  4. Постановление Совмина РСФСР от 09.09.1969 N 535
  5. Положение о стажировке мастеров производственного обучения учебных заведений системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию
  6. Постановление Совмина СССР от 14.08.1969 N 658
  7. Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах, школах и группах продленного дня (методические рекомендации)
  8. Постановление Совмина СССР от 09.06.1969 N 430
  9. Приказ Минпроса РСФСР от 27.05.1969 N 134
  10. Постановление Совмина РСФСР от 08.05.1969 N 282
  11. Приказ Минвуза СССР от 31.03.1969 N 239
  12. Положение об интернатах при школах (с полным государственным обеспечением), находящихся в районах Крайнего Севера, и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
  13. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 22.01.1969 N 1/8-Ц
  14. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 65
  15. Приказ Минвуза СССР от 20.01.1969 N 43
  16. Приказ Минвуза СССР от 13.01.1969 N 30
  17. Постановление Совмина СССР от 18.12.1968 N 1000
  18. Постановление Совмина РСФСР от 14.11.1968 N 724
  19. Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
  20. Постановление Совмина СССР от 08.08.1968 N 609
  21. Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные учебные заведения
  22. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1968 N 477
  23. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 175-ц
  24. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 10.06.1968 N 170-ц
  25. Приказ Минвуза СССР от 30.05.1968 N 444
  26. Письмо Минпроса РСФСР N 135-М, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР N 228 от 30.04.1968
  27. Постановление Совмина СССР от 29.04.1968 N 289
  28. Приказ Минздрава СССР от 01.04.1968 N 250
  29. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 N 220
  30. Приказ Минздрава СССР от 12.02.1968 N 115
  31. Приказ Минвуза СССР от 25.12.1967 N 816
  32. Постановление Совмина РСФСР от 15.12.1967 N 927
  33. Постановление Совмина РСФСР от 30.09.1954 N 1564
  34. Распоряжение Совмина РСФСР от 11.07.1967 N 1805-р
  35. Приказ Минздрава СССР от 05.07.1967 N 533
  36. Письмо Минпроса СССР от 19.06.1967 N 52-М
  37. Постановление Совмина СССР от 15.06.1967 N 542
  38. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 05.05.1967 N И-32
  39. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 от 27.03.1967
  40. Постановление Совмина РСФСР от 19.09.1966 N 767
  41. Постановление Совмина СССР от 25.08.1966 N 690
  42. Постановление Совмина РСФСР от 14.06.1966 N 523
  43. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 27.04.1966 N 319
  44. Постановление Совмина СССР от 02.03.1966 N 160
  45. Письмо Минвуза СССР от 17.01.1966 N Т-13/32
  46. Методическое письмо О сроках допуска детей к труду в школьных мастерских после некоторых острых заболеваний
  47. Инструктивно-методические указания по проведению врачебной профессиональной консультации подростков
  48. Постановление Совмина РСФСР от 26.08.1965 N 994
  49. Постановление Совмина СССР от 18.08.1965 N 626
  50. Типовые штаты административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ-интернатов с особым режимом
  51. Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.07.1965
  52. Постановление Президиума ВС СССР от 09.07.1965
  53. Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1965 N 792
  54. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1965 N 431
  55. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 06.05.1965 N И-34
  56. Постановление Совмина СССР от 18.03.1965 N 180
  57. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 15.02.1965 N И-10
  58. Письмо Минфина СССР от 04.02.1965 N 38
  59. Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
  60. Закон СССР от 11.12.1964 N 3096-VI
  61. Постановление Совмина СССР от 05.11.1964 N 912
  62. Постановление Совмина РСФСР от 13.10.1964 N 1274
  63. Инструктивно-методические указания о порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям
  64. Постановление Совмина СССР от 03.08.1964 N 646
  65. Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
  66. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1964 N 499
  67. Постановление ЦИК СССР N 44, СНК СССР N 411 от 16.09.1930
  68. Постановление Совмина РСФСР от 20.04.1964 N 491
  69. Постановление Совмина СССР от 19.03.1960 N 304
  70. Постановление Совмина СССР от 18.10.1963 N 1076
  71. Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших учебных заведений
  72. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820
  73. Постановление Совмина РСФСР от 15.06.1963 N 757
  74. Инструктивно-методические указания по работе с ртутью в физических и химических лабораториях восьмилетних и средних школ
  75. Постановление Совмина СССР от 09.11.1962 N 1143
  76. Постановление Совмина РСФСР от 03.10.1962 N 1310
  77. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 284
  78. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 283
  79. Постановление Совмина СССР от 27.07.1962 N 772
  80. Приказ Минвуза СССР от 15.06.1962 N 233
  81. Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
  82. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.04.1962 N 374
  83. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.1962 N 299
  84. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.01.1962 N 34
  85. Приказ Минвуза СССР от 09.01.1962 N 11
  86. Приказ Минвуза СССР от 02.01.1962 N 2
  87. Положение о совете факультета высшего учебного заведения
  88. Приказ Минвуза СССР от 30.10.1961 N 302
  89. Инструкция о медико-санитарном обслуживании воспитанников школ-интернатов
  90. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 17.10.1961 N И-66
  91. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 N 817
  92. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 22.07.1961 N И-50
  93. Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1961 N 734
  94. Постановление Совмина СССР от 27.05.1961 N 468
  95. Приказ Минвуза СССР от 11.01.1961 N 9
  96. Постановление Совмина СССР от 17.12.1960 N 1286
  97. Приказ Минвуза СССР от 17.11.1960 N 584
  98. Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1960 N 1225
  99. Инструктивные указания по санитарному контролю за организацией и проведением труда школьников в пионерских лагерях (городских и загородных) и в оздоровительных лагерях для школьников 9 - 11 классов
  100. Приказ Минпроса РСФСР от 30.03.1960 N 97
  101. Постановление Совмина РСФСР от 14.03.1960 N 370
  102. Постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327
  103. Приказ Минвуза СССР от 31.12.1959 N 396
  104. Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 N 2027
  105. Постановление Совмина РСФСР от 14.12.1959 N 1957
  106. Постановление Секретариата ВЦСПС от 04.12.1959
  107. Постановление Совмина РСФСР от 04.11.1959 N 1778
  108. Постановление Совмина СССР от 18.09.1959 N 1099
  109. Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения ясли-сад и комплектования их детьми
  110. Постановление Совмина РСФСР от 18.08.1959 N 1381
  111. Постановление Совмина СССР от 02.07.1959 N 720
  112. Постановление Совмина РСФСР от 30.06.1959 N 1132
  113. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 N 603
  114. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1959 N 558
  115. Закон СССР от 24.12.1958
  116. Указания о порядке учета учебной работы в заочных средних специальных учебных заведениях
  117. Постановление Совмина РСФСР от 04.10.1957 N 1099
  118. Постановление Совмина РСФСР от 12.06.1957 N 597
  119. Постановление Совмина СССР от 15.09.1956 N 1290
  120. Постановление Совмина СССР от 09.08.1956 N 1106
  121. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 06.08.1956 N 166-М
  122. Закон СССР от 14.07.1956
  123. Постановление ЦК КПСС от 26.06.1956
  124. Приказ Минвуза СССР от 11.05.1956 N 396
  125. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках
  126. Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1955
  127. Приказ Минвуза СССР от 27.12.1954 N 1261
  128. Постановление Совмина СССР от 15.12.1954 N 2446
  129. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 13.09.1954 N Т-11-19/3076
  130. Постановление Совмина СССР от 30.01.1954 N 171
  131. Указания о ведении журнала учебных занятий в средних специальных учебных заведениях
  132. Приказ Минвуза СССР от 07.03.1953 N 57-АФ
  133. Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1953 N 42
  134. Постановление Совмина СССР от 30.04.1952 N 2140
  135. Постановление Совмина СССР от 22.02.1952 N 1034
  136. Постановление Совмина СССР от 26.11.1951 N 4857
  137. Приказ Минвуза СССР от 30.08.1951 N 1485
  138. Приказ Минвуза СССР от 04.01.1951 N 5/Т
  139. Приказ Минвуза СССР от 23.08.1950 N 1434
  140. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 18.07.1950 N Т-1-19/4280
  141. Распоряжение Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р
  142. Постановление Совмина СССР от 18.05.1949 N 2004
  143. Распоряжение Совмина СССР от 15.08.1948 N 11466р
  144. Постановление Совмина СССР от 09.08.1948 N 3000
  145. Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 N 1840
  146. Постановление Совмина СССР от 10.02.1948 N 246
  147. Постановление Совмина СССР от 25.04.1947 N 1324
  148. Приказ Минздрава СССР от 15.07.1946 N 449
  149. Приказ Минпроса РСФСР от 18.06.1946 N 598
  150. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР
  151. Постановление СНК СССР от 03.06.1944 N 655
  152. Постановление СНК РСФСР от 14.04.1944 N 333
  153. Постановление СНК СССР от 05.03.1944 N 246
  154. Постановление СНК РСФСР от 10.01.1944 N 18
  155. Постановление СНК СССР от 16.06.1943 N 661
  156. Приказ Наркомпроса РСФСР от 24.12.1942 N 1825
  157. Указ Президиума ВС СССР от 14.09.1942
  158. Распоряжение СНК СССР от 15.05.1941 N 1149
  159. Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940
  160. Приказ Наркомсвязи СССР от 15.10.1940 N 765
  161. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852
  162. Постановление СНК СССР от 25.10.1936 N 1914
  163. Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936
  164. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936
  165. Постановление СНК РСФСР от 25.05.1934
  166. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  167. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  168. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  169. Постановление СНК СССР от 20.04.1934 N 902
  170. Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934
  171. Постановление Президиума ЦИК СССР от 27.02.1934
  172. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  173. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  174. Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 751 от 27.04.1933
  175. Постановление СНК СССР от 10.02.1933 N 181
  176. Постановление СНК РСФСР от 09.09.1932
  177. Постановление СНК РСФСР от 25.03.1932 N 298
  178. Постановление ЦИК СССР N 26, СНК СССР N 50 от 17.01.1932
  179. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 644 от 01.08.1931
  180. Постановление СНК РСФСР от 13.07.1931 N 752
  181. Постановление ЦИК СССР N 11, СНК СССР N 504 от 13.07.1931
  182. Постановление СНК СССР от 21.06.1931 N 476
  183. Постановление СНК СССР от 08.06.1931 N 33
  184. Постановление СНК РСФСР от 18.11.1930
  185. Постановление ЦИК СССР N 43, СНК СССР N 308 от 14.08.1930
  186. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930
  187. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928
  188. Постановление СНК РСФСР от 16.08.1928
  189. Постановление СНК РСФСР от 08.08.1928
  190. Постановление СНК РСФСР от 23.07.1927
  191. Постановление НКТ СССР от 18.07.1927 N 182
  192. Постановление СНК РСФСР от 25.06.1927
  193. Постановление СНК РСФСР от 02.04.1927
  194. Постановление СНК РСФСР от 23.02.1927
  195. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1926
  196. Декрет СНК РСФСР от 23.11.1926
  197. Постановление СНК СССР от 14.06.1926
  198. Декрет СНК РСФСР от 27.09.1926
  199. Декрет СНК РСФСР от 24.09.1926
  200. Декрет СНК РСФСР от 15.09.1926

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика