Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Образование. Наука. Культура » Образование » Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

от 22 августа 1968 г. N 125-9/873-3


О САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА РЕЖИМОМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ <*>


--------------------------------

<*> Разработано с участием Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и НИИ возрастной физиологии и физвоспитания АПН СССР.


В последние годы произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса в школе: внедрение новых форм и методов обучения, переход на новые учебные программы и планы и т.п.

Широкое распространение получили школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением некоторых предметов учебных программ (математики, физики, химии, радиоэлектроники, биологии, агробиологии, гуманитарных предметов и др.).

Многочисленные наблюдения гигиенистов указывают, что учебный процесс представляет значительную нагрузку для развивающегося и формирующегося организма школьника. Поэтому чрезвычайно важно так организовать учебный режим, чтобы он способствовал высокой работоспособности, хорошей успеваемости и укреплению здоровья школьников, т.е. сохранению высокого уровня физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня, недели и учебного года.

Это возможно при условии строгого соответствия учебно-трудовой нагрузки возрастным и функциональным возможностям развивающегося организма.

При осуществлении контроля за учебным процессом в школе необходимо обратить внимание на соответствие учебно-трудовой нагрузки учащихся количеству часов, которое предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (10 ноября 1966 г. N 874); максимальное количество обязательных учебных часов в неделю для I - IV классов - 24; для V - XI классов - 30 учебных часов в неделю, включая занятия по труду и физической культуре.

Несмотря на уменьшение недельной учебной нагрузки по сравнению с учебными планами прошлых лет, вопросы гигиены учебной работы школьников, состояние их здоровья должны оставаться в центре внимания врачей и педагогов.

Среди многочисленных вопросов, подлежащих санитарному контролю, особое внимание должно быть обращено на гигиеническую организацию учебного процесса учащихся младших классов. Научные исследования гигиенистов показали, что дети 7-летнего возраста, поступающие в первый класс, с трудом адаптируются к новым, непривычным для них условиям школьной жизни. В начальном периоде обучения (первый год, первое полугодие) школьникам на уроках приходится преодолевать большую мышечную нагрузку по удержанию "рабочей позы". Последние 10 - 15 минут каждого 45-минутного урока очень утомительны для детей и проходят при сниженной работоспособности учащихся, следовательно, педагогически мало эффективны (умственное утомление и статическое напряжение). Поэтому учебный процесс должен быть организован с учетом функциональных возможностей детского организма.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. предусмотрено продолжительность уроков в I классе сократить до 35 минут (при наличии соответствующих условий). Опыт некоторых школ подсказывает, что возможна организация специального режима для младших классов (сокращенная длительность уроков) без нарушения режима остальных классов.

Следовательно, нужно стремиться ввести облегченный режим для учащихся первых классов, может быть рекомендован:

- либо "ступенчатый" режим занятий для первоклассников (постепенное увеличение продолжительности и количества уроков). Так, в сентябре - октябре - 3 урока по 30 минут; ноябре - декабре - 4 урока по 30 минут. Начиная со второго полугодия, продолжительность уроков может быть 35 минут. За счет сокращения длительности уроков дети смогут больше бывать на свежем воздухе;

- либо проведение так называемых комбинированных уроков с введением на последних 15 мин. урока чтения, рассказов, инсценировок, ролевых игр, физкультурных занятий и пр.

При таком учебном режиме значительно улучшается функциональное состояние учащихся.

Однако не только продолжительность уроков и всего учебного дня определяет высокую работоспособность и благоприятный уровень физиологических показателей учащихся, необходимо большое внимание уделить гигиенической организации самого урока. При контроле за учебным процессом необходимо обратить внимание на то, чтобы педагоги широко использовали наглядные учебные пособия (показ, иллюстрацию, постановку простейших опытов, рассказ по картинкам); чередовали различные виды деятельности как в течение урока, так и в течение учебного дня; проводили физкультурные паузы через каждые 10 минут работы, в связи с тем, что для детей младшего школьного возраста особенно утомительно неподвижное сидение за партой и что продолжительность активного внимания их не более 10 - 20 минут.

Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх (умеренной активности); это увеличивает двигательную активность детей, повышает работоспособность, уменьшает и отодвигает утомление учащихся. В целях сохранения высокой работоспособности и хорошего функционального состояния организма учащихся на протяжении недели необходимо использовать опыт школ г. г. Мурманска, Ленинграда и др. городов по введению сокращенного или облегченного учебного дня - четверга.

В связи с переходом школ на трехлетнее начальное обучение существенно увеличится нагрузка учащихся начальных классов. Перед практикой санитарного надзора выдвигаются новые сложные задачи.

Во избежание перегрузки учащихся особенно важно, чтобы учебный материал был рационально распределен с учетом возраста детей и их функциональных возможностей не только по годам обучения, но внутри учебного дня и каждого урока.

Необходимо проследить за влиянием учебной нагрузки на работоспособность и состояние здоровья детей, обучающихся по новой трехлетней программе. Школьники первых классов, обучающиеся по этой системе, особенно нуждаются в сокращенной длительности урока и учебного дня в первом полугодии учебного года.

Следует рекомендовать педагогам проводить с учащимися I - III классов ежедневные 20-минутные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, дополнительно к двум обязательным урокам физкультуры. Эти занятия могут проводить учителя I - III классов или ученики старших классов - физкультурный актив школы.

В нашей стране с каждым годом увеличивается число специализированных школ, в которых углубленно изучаются некоторые предметы учебных программ (математика, физика, химия, биология, гуманитарные предметы и т.п.).

Эти школы требуют пристального внимания гигиенистов, т.к. нагрузка учащихся специализированных школ значительно выше, чем в массовых школах. В связи с тем, что отмечаются значительные нарушения в режиме для учащихся (недосыпание, недостаточный отдых на воздухе и т.д.), особое внимание необходимо обратить на организацию учебного процесса и режим для учащихся.

Учитывая трудность начального периода обучения в IX классе специальной школы (ускоренный темп прохождения материала, лекционный метод и т.п.), следует рекомендовать постепенный переход к лекционному методу преподавания и дифференцированный режим обучения; регулировать объем задаваемых на дом уроков.

Время на подготовку домашних заданий не должно превышать для IX - X классов 3 - 4 часа в день, воскресные дни должны быть освобождены от занятий и предназначены для отдыха.

У учащихся общеобразовательных школ, особенно специализированных школ, велика умственная нагрузка и чрезвычайно мала двигательная активность (явления гиподинамии), поэтому необходимо строго следить, чтобы уроки физической культуры не заменялись другими уроками, регулярно, ежедневно проводились физкультпаузы между III и IV уроками или IV и V уроками.

Строгий контроль должен быть установлен за составлением учебного расписания и его соблюдением.

При составлении школьного расписания необходимо обратить внимание педагогов на то, чтобы было соблюдено оптимальное соотношение общеобразовательных предметов с уроками, которые дают возможность увеличить двигательную активность учащихся (уроки труда, уроки физкультуры и т.п.).

Существенным моментом при составлении расписания является недопустимость сдвоенных уроков, за исключением контрольных работ, лабораторных занятий и уроков труда в старших классах, но с обязательным соблюдением между уроками перемены. Допускаются также сдвоенные уроки для учащихся V - X классов по физической культуре в зимнее время, когда проходится раздел учебной программы "Лыжная подготовка". Сдвоенные уроки являются однообразным раздражителем, вызывающим возбуждение в одних и тех же клетках коры головного мозга, что создает предпосылки для возникновения торможения в коре головного мозга.

По этим же причинам нецелесообразно "скопление" в расписании смежных уроков не только по одноименным, но и по разным предметам, которые связаны в основном с напряжением одних и тех же органов и систем (письмо и черчение, уроки физической культуры и уроки труда, уроки физики, алгебры и геометрии и т.п.). Совершенно недопустимы строенные уроки. Как показали исследования, в средней школе допустимы сдвоенные 35-минутные уроки: с перерывом в 5 минут между каждым 30-минутным уроком и перерывом в 10 минут через 70 минут занятий. Такой опыт оправдал себя с педагогической и гигиенической позиций.

При составлении расписания следует также учитывать объем домашних заданий. Как правило, учащиеся старших классов затрачивают много времени на приготовление домашних заданий. Поэтому не следует сосредотачивать в один день уроки, требующие прочтения большого количества страниц учебников или большого объема письменных заданий, т.е. должно четко соблюдаться правильное чередование уроков, требующих устной подготовки, с уроками письменной подготовки <*>.

--------------------------------

<*> Время, затрачиваемое на приготовление домашних заданий, должно быть для:

    I классов             - 1 час

    II классов            - 1 - 1,5 часа

    III - IV классов      - 1,5 - 2 -"-

    V - VI классов        - 2 - 2,5 -"-

    VII классов           - 2,5 - 3 -"-

    VIII - X (XI) классов - 3 - 4   -"-.


Работоспособность учащихся имеет неравномерный характер на протяжении учебного дня и учебной недели. На это также необходимо обратить внимание педагогов.

Так, на первом уроке (аналогично понедельнику) происходит "врабатывание", "вхождение" в учебную работу, поэтому работоспособность учащихся в этот период довольно низкая.

Высокие показатели умственной работоспособности и благоприятные физиологические показатели наблюдаются у учащихся на вторых и третьих уроках (соответственно, вторник, среда - дни оптимальной работоспособности). Начиная с четвертого урока (с четверга учебной недели), у большинства учащихся отмечается постепенное падение работоспособности.

Наиболее низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках (в младших классах на 4-ом, в средних и старших на 5-ом) и в последние дни учебной недели (в пятницу и субботу).

Таким образом, при построении учебного расписания следует учитывать характер работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и учебной недели.

Уроки по наиболее трудным предметам следует проводить в часы и дни оптимального функционального состояния организма школьников. Это подтверждается тем, что при проведении контрольного опроса и контрольных письменных работ на последних уроках и в последние дни недели учащиеся получали худшие оценки, чем при проведении данных работ в часы и дни высокой работоспособности школьников.

Поскольку уроки труда и физического воспитания представляют переключение с умственной деятельности на физическую - лучше всего включать их в середине учебного дня, т.е. на 3 - 4 уроках, этим достигается уменьшение утомления на последующих уроках. Эти уроки целесообразно включать в расписание в дни недели с несколько сниженной работоспособностью учащихся: понедельник, четверг, пятница, суббота.

Определенного внимания заслуживает применение технических средств в обучении. Во многих школах используются в обучении кино, радио, телевидение, звукозапись и т.п. Введение в учебный процесс технических средств позволит повысить эффективность усвоения учебного материала.

Данные научных исследований уже сейчас показывают, что применение технических средств в учебном процессе позволяет в наглядной форме преподносить изучаемый материал, вызывает у школьников большой интерес к таким урокам, создает положительные эмоции. Особенно желательно внедрение в школу "дневного кино" по системе Новицкого, не требующего затемнения учебного помещения и не препятствующего широкой его аэрации. Наряду с этим, особенно просмотр теле- и киноуроков в неблагоприятных условиях, представляет большую нагрузку для школьников и вызывает чрезмерное напряжение зрения, слуха и ведет к раннему утомлению.

Исходя из этого, необходимо рекомендовать, чтобы длительность телевизионных учебных передач не превышала 25 - 30 минут; уроки, вызывающие напряжение зрения (черчение, рисование и т.п.), не должны следовать или предшествовать телеурокам и киноурокам. При этом следует обратить внимание педагогов, что однообразные, монотонные передачи, даже непродолжительные, но построенные по типу лекций, бесед, перегруженные схематическим материалом, вызывают у школьников неблагоприятные реакции со стороны центральной нервной системы и снижение работоспособности.

Весьма существенной, с гигиенической точки зрения, является смена, в которую проходят учебные занятия.

Наблюдения педагогов и врачей указывают, что наиболее благоприятной для школьников является первая смена. Данные научных исследований указывают, что функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся, обучающихся во вторую смену, значительно ухудшается, чем у школьников, обучающихся в первую смену.

Поэтому, чтобы исключить вредное влияние на детей и подростков занятий во второй смене, необходимо каждый год чередовать смены для учащихся. Это диктуется и педагогическими соображениями: выпускникам и первым классам предоставить возможность заниматься в первой смене. Остальные классы следует распределить таким образом, чтобы разрыв в возрасте детей, занимающихся в обе смены в одной классной комнате, не превышал 1 - 2 лет, - это обеспечит соответствие мебели росту учащихся. В тех школах, где существуют параллельные классы, распределение по сменам возможно провести следующим образом: один класс занимается в первую смену, другой - во вторую, меняясь каждый год. Чтобы избежать слишком раннего вставания младших школьников, а в связи с этим недосыпания их, вполне возможно начинать учебный день учащихся младших классов не с первого, а со второго урока. Таким образом, младшие школьники кончают свой учебный день с пятым уроком. Шестой час отводится на уборку помещения. Это даст возможность начинать занятия младших классов второй смены значительно раньше.

Многие школы перешли на кабинетную систему обучения. Наряду с положительными сторонами этой системы - охват большего количества учащихся первой сменой - имеются и отрицательные моменты. Нередко возрастной разрыв учащихся, занимающихся в одном кабинете, превышает 1 - 2 года. Чтобы избежать этого, желательно для преподавания одного предмета иметь два помещения, из которых одно предназначается для учащихся V - VII классов и оборудуется мебелью 9 - 10 номеров, а второе - для учащихся VIII - X классов и, соответственно, оборудуется мебелью 10 - 12 номеров.

Имеются случаи, когда школьники почти всю перемену тратят на переход из одного кабинета в другой и не успевают отдохнуть и позавтракать. Поэтому необходимо добиваться увеличения времени для перемены и правильно ее организовать, а также создания благоприятных условий воздушной среды и хорошего санитарного состояния помещений кабинетов.

В старших классах в настоящее время предусмотрены факультативные занятия - по выбору школьников. Эти занятия организуются на основе индивидуальных интересов школьников и преследуют цель расширить и углубить знания учащихся.

Факультативные занятия помогают учащимся и в профессиональной ориентации. Нужно полагать, что интересные и в разумной "дозировке" занятия не будут утомительными для школьников. Для чего необходимо строго контролировать количество часов, которое не должно превышать: 2-х часов в неделю в VII классе; 3-х - в VIII классе; 4-х - в IX - X классах.

Следует обратить внимание на то, чтобы факультативные занятия не являлись обязательными для всех учащихся и чтобы это время не использовалось для репетиторских занятий с неуспевающими и для различных дополнительных уроков.

Количество учащихся на факультативных занятиях не должно превышать 15 - 20 человек. Если факультативные занятия объединяют учащихся параллельных классов, то количество часов на эти занятия определяется как один класс, а не на сумму часов объединенных в группу параллелей.

Факультативные занятия должны проводиться через 45 минут - один час после обязательных занятий. За это время учащиеся должны отдохнуть и пообедать. Во время проведения занятий через каждые 45 минут работы устраивать 10-минутные перемены.

Следует отметить, что неупорядоченный учебный режим приводит к нарушению общего режима дня школьников, значительному нарушению таких важных компонентов режима, как сон и пребывание на открытом воздухе.

Было установлено, что в прямой связи с большой учебной нагрузкой находится неблагоприятная динамика состояния здоровья учащихся. При общем в стране благополучии физического развития и состояния здоровья учащихся многие годы не наблюдается улучшения таких показателей здоровья, как близорукость, осанка и др.

В связи с чем при санитарном контроле за учебным процессом основное внимание должно быть уделено состоянию здоровья школьников путем длительного наблюдения за функциональным состоянием организма в динамике учебного процесса.

Особого внимания требуют к себе школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, и ослабленные дети (после перенесенных острых заболеваний). Педагоги не всегда учитывают состояние здоровья школьников и предъявляют к ним требования, как к здоровым школьникам. Специальные же наблюдения у этих школьников показали, что в связи с более быстрой истощаемостью клеток головного мозга они быстрее утомляются, чем здоровые их сверстники, и имеют более низкую работоспособность; эти дети чаще оказываются в числе неуспевающих. Поэтому учащимся с отклонениями в состоянии здоровья, в соответствии с рекомендациями школьного врача, следует ограничивать учебно-трудовую нагрузку: сокращение длительности урока и учебного дня, дополнительный выходной день, сокращение объема домашних заданий и трудовой нагрузки, увеличение времени пребывания на открытом воздухе и т.п.

В связи с изложенным перед органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы встают новые и ответственные задачи по обеспечению контроля за организацией условий обучения учащихся и проведению необходимых оздоровительных мероприятий.


Заместитель Главного

санитарного врача СССР

Д.ЛОРАНСКИЙ


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: изготовление клеенного бруса по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
Скачать: Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
Наши предложения:
  1. Постановление Совмина РСФСР от 30.10.1969 N 613
  2. Постановление Совмина СССР от 19.09.1969 N 758
  3. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 N 542
  4. Постановление Совмина РСФСР от 09.09.1969 N 535
  5. Положение о стажировке мастеров производственного обучения учебных заведений системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию
  6. Постановление Совмина СССР от 14.08.1969 N 658
  7. Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах, школах и группах продленного дня (методические рекомендации)
  8. Постановление Совмина СССР от 09.06.1969 N 430
  9. Приказ Минпроса РСФСР от 27.05.1969 N 134
  10. Постановление Совмина РСФСР от 08.05.1969 N 282
  11. Приказ Минвуза СССР от 31.03.1969 N 239
  12. Положение об интернатах при школах (с полным государственным обеспечением), находящихся в районах Крайнего Севера, и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
  13. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 22.01.1969 N 1/8-Ц
  14. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 65
  15. Приказ Минвуза СССР от 20.01.1969 N 43
  16. Приказ Минвуза СССР от 13.01.1969 N 30
  17. Постановление Совмина СССР от 18.12.1968 N 1000
  18. Постановление Совмина РСФСР от 14.11.1968 N 724
  19. Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
  20. Постановление Совмина СССР от 08.08.1968 N 609
  21. Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные учебные заведения
  22. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1968 N 477
  23. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 175-ц
  24. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 10.06.1968 N 170-ц
  25. Приказ Минвуза СССР от 30.05.1968 N 444
  26. Письмо Минпроса РСФСР N 135-М, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР N 228 от 30.04.1968
  27. Постановление Совмина СССР от 29.04.1968 N 289
  28. Приказ Минздрава СССР от 01.04.1968 N 250
  29. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 N 220
  30. Приказ Минздрава СССР от 12.02.1968 N 115
  31. Приказ Минвуза СССР от 25.12.1967 N 816
  32. Постановление Совмина РСФСР от 15.12.1967 N 927
  33. Постановление Совмина РСФСР от 30.09.1954 N 1564
  34. Распоряжение Совмина РСФСР от 11.07.1967 N 1805-р
  35. Приказ Минздрава СССР от 05.07.1967 N 533
  36. Письмо Минпроса СССР от 19.06.1967 N 52-М
  37. Постановление Совмина СССР от 15.06.1967 N 542
  38. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 05.05.1967 N И-32
  39. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 от 27.03.1967
  40. Постановление Совмина РСФСР от 19.09.1966 N 767
  41. Постановление Совмина СССР от 25.08.1966 N 690
  42. Постановление Совмина РСФСР от 14.06.1966 N 523
  43. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 27.04.1966 N 319
  44. Постановление Совмина СССР от 02.03.1966 N 160
  45. Письмо Минвуза СССР от 17.01.1966 N Т-13/32
  46. Методическое письмо О сроках допуска детей к труду в школьных мастерских после некоторых острых заболеваний
  47. Инструктивно-методические указания по проведению врачебной профессиональной консультации подростков
  48. Постановление Совмина РСФСР от 26.08.1965 N 994
  49. Постановление Совмина СССР от 18.08.1965 N 626
  50. Типовые штаты административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ-интернатов с особым режимом
  51. Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.07.1965
  52. Постановление Президиума ВС СССР от 09.07.1965
  53. Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1965 N 792
  54. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1965 N 431
  55. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 06.05.1965 N И-34
  56. Постановление Совмина СССР от 18.03.1965 N 180
  57. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 15.02.1965 N И-10
  58. Письмо Минфина СССР от 04.02.1965 N 38
  59. Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
  60. Закон СССР от 11.12.1964 N 3096-VI
  61. Постановление Совмина СССР от 05.11.1964 N 912
  62. Постановление Совмина РСФСР от 13.10.1964 N 1274
  63. Инструктивно-методические указания о порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям
  64. Постановление Совмина СССР от 03.08.1964 N 646
  65. Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
  66. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1964 N 499
  67. Постановление ЦИК СССР N 44, СНК СССР N 411 от 16.09.1930
  68. Постановление Совмина РСФСР от 20.04.1964 N 491
  69. Постановление Совмина СССР от 19.03.1960 N 304
  70. Постановление Совмина СССР от 18.10.1963 N 1076
  71. Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших учебных заведений
  72. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820
  73. Постановление Совмина РСФСР от 15.06.1963 N 757
  74. Инструктивно-методические указания по работе с ртутью в физических и химических лабораториях восьмилетних и средних школ
  75. Постановление Совмина СССР от 09.11.1962 N 1143
  76. Постановление Совмина РСФСР от 03.10.1962 N 1310
  77. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 284
  78. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 283
  79. Постановление Совмина СССР от 27.07.1962 N 772
  80. Приказ Минвуза СССР от 15.06.1962 N 233
  81. Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
  82. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.04.1962 N 374
  83. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.1962 N 299
  84. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.01.1962 N 34
  85. Приказ Минвуза СССР от 09.01.1962 N 11
  86. Приказ Минвуза СССР от 02.01.1962 N 2
  87. Положение о совете факультета высшего учебного заведения
  88. Приказ Минвуза СССР от 30.10.1961 N 302
  89. Инструкция о медико-санитарном обслуживании воспитанников школ-интернатов
  90. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 17.10.1961 N И-66
  91. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 N 817
  92. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 22.07.1961 N И-50
  93. Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1961 N 734
  94. Постановление Совмина СССР от 27.05.1961 N 468
  95. Приказ Минвуза СССР от 11.01.1961 N 9
  96. Постановление Совмина СССР от 17.12.1960 N 1286
  97. Приказ Минвуза СССР от 17.11.1960 N 584
  98. Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1960 N 1225
  99. Инструктивные указания по санитарному контролю за организацией и проведением труда школьников в пионерских лагерях (городских и загородных) и в оздоровительных лагерях для школьников 9 - 11 классов
  100. Приказ Минпроса РСФСР от 30.03.1960 N 97
  101. Постановление Совмина РСФСР от 14.03.1960 N 370
  102. Постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327
  103. Приказ Минвуза СССР от 31.12.1959 N 396
  104. Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 N 2027
  105. Постановление Совмина РСФСР от 14.12.1959 N 1957
  106. Постановление Секретариата ВЦСПС от 04.12.1959
  107. Постановление Совмина РСФСР от 04.11.1959 N 1778
  108. Постановление Совмина СССР от 18.09.1959 N 1099
  109. Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения ясли-сад и комплектования их детьми
  110. Постановление Совмина РСФСР от 18.08.1959 N 1381
  111. Постановление Совмина СССР от 02.07.1959 N 720
  112. Постановление Совмина РСФСР от 30.06.1959 N 1132
  113. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 N 603
  114. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1959 N 558
  115. Закон СССР от 24.12.1958
  116. Указания о порядке учета учебной работы в заочных средних специальных учебных заведениях
  117. Постановление Совмина РСФСР от 04.10.1957 N 1099
  118. Постановление Совмина РСФСР от 12.06.1957 N 597
  119. Постановление Совмина СССР от 15.09.1956 N 1290
  120. Постановление Совмина СССР от 09.08.1956 N 1106
  121. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 06.08.1956 N 166-М
  122. Закон СССР от 14.07.1956
  123. Постановление ЦК КПСС от 26.06.1956
  124. Приказ Минвуза СССР от 11.05.1956 N 396
  125. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках
  126. Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1955
  127. Приказ Минвуза СССР от 27.12.1954 N 1261
  128. Постановление Совмина СССР от 15.12.1954 N 2446
  129. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 13.09.1954 N Т-11-19/3076
  130. Постановление Совмина СССР от 30.01.1954 N 171
  131. Указания о ведении журнала учебных занятий в средних специальных учебных заведениях
  132. Приказ Минвуза СССР от 07.03.1953 N 57-АФ
  133. Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1953 N 42
  134. Постановление Совмина СССР от 30.04.1952 N 2140
  135. Постановление Совмина СССР от 22.02.1952 N 1034
  136. Постановление Совмина СССР от 26.11.1951 N 4857
  137. Приказ Минвуза СССР от 30.08.1951 N 1485
  138. Приказ Минвуза СССР от 04.01.1951 N 5/Т
  139. Приказ Минвуза СССР от 23.08.1950 N 1434
  140. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 18.07.1950 N Т-1-19/4280
  141. Распоряжение Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р
  142. Постановление Совмина СССР от 18.05.1949 N 2004
  143. Распоряжение Совмина СССР от 15.08.1948 N 11466р
  144. Постановление Совмина СССР от 09.08.1948 N 3000
  145. Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 N 1840
  146. Постановление Совмина СССР от 10.02.1948 N 246
  147. Постановление Совмина СССР от 25.04.1947 N 1324
  148. Приказ Минздрава СССР от 15.07.1946 N 449
  149. Приказ Минпроса РСФСР от 18.06.1946 N 598
  150. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР
  151. Постановление СНК СССР от 03.06.1944 N 655
  152. Постановление СНК РСФСР от 14.04.1944 N 333
  153. Постановление СНК СССР от 05.03.1944 N 246
  154. Постановление СНК РСФСР от 10.01.1944 N 18
  155. Постановление СНК СССР от 16.06.1943 N 661
  156. Приказ Наркомпроса РСФСР от 24.12.1942 N 1825
  157. Указ Президиума ВС СССР от 14.09.1942
  158. Распоряжение СНК СССР от 15.05.1941 N 1149
  159. Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940
  160. Приказ Наркомсвязи СССР от 15.10.1940 N 765
  161. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852
  162. Постановление СНК СССР от 25.10.1936 N 1914
  163. Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936
  164. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936
  165. Постановление СНК РСФСР от 25.05.1934
  166. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  167. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  168. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  169. Постановление СНК СССР от 20.04.1934 N 902
  170. Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934
  171. Постановление Президиума ЦИК СССР от 27.02.1934
  172. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  173. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  174. Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 751 от 27.04.1933
  175. Постановление СНК СССР от 10.02.1933 N 181
  176. Постановление СНК РСФСР от 09.09.1932
  177. Постановление СНК РСФСР от 25.03.1932 N 298
  178. Постановление ЦИК СССР N 26, СНК СССР N 50 от 17.01.1932
  179. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 644 от 01.08.1931
  180. Постановление СНК РСФСР от 13.07.1931 N 752
  181. Постановление ЦИК СССР N 11, СНК СССР N 504 от 13.07.1931
  182. Постановление СНК СССР от 21.06.1931 N 476
  183. Постановление СНК СССР от 08.06.1931 N 33
  184. Постановление СНК РСФСР от 18.11.1930
  185. Постановление ЦИК СССР N 43, СНК СССР N 308 от 14.08.1930
  186. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930
  187. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928
  188. Постановление СНК РСФСР от 16.08.1928
  189. Постановление СНК РСФСР от 08.08.1928
  190. Постановление СНК РСФСР от 23.07.1927
  191. Постановление НКТ СССР от 18.07.1927 N 182
  192. Постановление СНК РСФСР от 25.06.1927
  193. Постановление СНК РСФСР от 02.04.1927
  194. Постановление СНК РСФСР от 23.02.1927
  195. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1926
  196. Декрет СНК РСФСР от 23.11.1926
  197. Постановление СНК СССР от 14.06.1926
  198. Декрет СНК РСФСР от 27.09.1926
  199. Декрет СНК РСФСР от 24.09.1926
  200. Декрет СНК РСФСР от 15.09.1926

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика