Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Образование. Наука. Культура » Образование » Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов


Утверждаю

Заместитель

Главного государственного

санитарного инспектора СССР

К.СМИРНОВ

22 мая 1962 г. N 397-62


САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

И УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ


Правильное санитарное содержание школ обеспечивает оптимальные условия обучения и воспитания, благоприятствующие нормальному развитию детей и подростков, укреплению их здоровья и сохранению работоспособности в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности.

Настоящие Правила распространяются на все общеобразовательные школы - начальные, восьмилетние, одиннадцатилетние, трехлетние в составе IX - XI классов, вечерние (сменные), а также на учебные корпуса школ-интернатов.


I. Естественное и искусственное освещение


Все учебные помещения должны иметь хорошее естественное освещение, для чего необходимо:

а) протирать ежедневно влажным способом стекла окон с внутренней стороны и тщательно мыть их снаружи не менее 3 раз в год и изнутри не менее одного раза в месяц.

Примечание. К мытью окон, безотносительно этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов;


б) окрашивать переплеты и проемы белой матовой стойкой краской не реже одного раза в год;

в) не закрашивать нижние секции окон белой краской, не вешать занавески и шторы, не расставлять на подоконниках комнатные цветы; цветы следует помещать в переносных цветочницах (высотой 65 - 70 см от пола); конструкции шторных устройств для затемнения специальных учебных помещений (кабинет физики, химии, кинокласс и др.) должна быть такой, чтобы в нерабочем положении шторы не препятствовали прониканию дневного света и не снижали освещенности;

г) сажать деревья от здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии, но не более 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.

2. Стены, потолок, полы, оборудование должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов; коэффициент отражения ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования в учебных помещениях должен отвечать таблице 1.


Таблица 1


----T-------------T---------T------------------------------------¬

¦ N ¦ Ограждающие ¦Требуемый¦  Требуемый коэффициент отражения   ¦

¦п/п¦ поверхности ¦ коэффиц.¦           обеспечивается           ¦

¦   ¦и поверхности¦отражения¦                                    ¦

¦   ¦оборудования ¦         ¦                                    ¦

+---+-------------+---------+------------------------------------+

¦ 1 ¦      2      ¦    3    ¦                 4                  ¦

+---+-------------+---------+------------------------------------+

¦1. ¦Потолки      ¦ 70 - 85 ¦Побелкой мелом                      ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦2. ¦Двери и двер-¦ 70 - 85 ¦Покраской стойкой белой краской     ¦

¦   ¦ные проемы,  ¦         ¦                                    ¦

¦   ¦оконные про- ¦         ¦                                    ¦

¦   ¦емы и пере-  ¦         ¦                                    ¦

¦   ¦плеты рам    ¦         ¦                                    ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦3. ¦Стены (верх) ¦ 60 - 80 ¦Покраской мелом, клеевыми красками: ¦

¦   ¦             ¦         ¦бледно-желтой, светло-бирюзовой,    ¦

¦   ¦             ¦         ¦светло-зеленой, палевой             ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦4. ¦Стены панели,¦ 50 - 60 ¦Окраской поливинилацетатными и сили-¦

¦   ¦высотой 1,50 ¦         ¦катными красками светлых тонов, ука-¦

¦   ¦- 1,75 м     ¦         ¦занных в пункте 3, допускающих еже- ¦

¦   ¦             ¦         ¦недельное мытье стен мылом и теплой ¦

¦   ¦             ¦         ¦водой                               ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦5. ¦Парты, столы ¦ 35 - 50 ¦Окраской крышек парт и столов в зе- ¦

¦   ¦и стулья     ¦         ¦леный, светло-зеленый, светло-серый ¦

¦   ¦             ¦         ¦цвет или отделкой с сохранением тек-¦

¦   ¦             ¦         ¦стуры; откидная часть стола с двух  ¦

¦   ¦             ¦         ¦сторон окрашивается в те же цвета,  ¦

¦   ¦             ¦         ¦что и поверхность стола; остальные  ¦

¦   ¦             ¦         ¦части парты, основание стола и стул ¦

¦   ¦             ¦         ¦окрашивают в светлые цветовые тона  ¦

¦   ¦             ¦         ¦(светло-желтый цвет, цвет слоновой  ¦

¦   ¦             ¦         ¦кости) или сохраняют натуральный    ¦

¦   ¦             ¦         ¦цвет древесины. Используемые краски,¦

¦   ¦             ¦         ¦эмульсии и эмали должны позволять   ¦

¦   ¦             ¦         ¦ежедневную влажную уборку мебели    ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦6. ¦Полы         ¦ 25 - 30 ¦Использование насколько возможно    ¦

¦   ¦             ¦         ¦светлых материалов для покрытия по- ¦

¦   ¦             ¦         ¦лов                                 ¦

¦   ¦             ¦         ¦                                    ¦

¦7. ¦Классные     ¦ 10 - 15 ¦Использованием линолеума, релина,   ¦

¦   ¦доски        ¦         ¦пластмасс или других материалов,    ¦

¦   ¦             ¦         ¦обеспечивающих слегка упругую, ров- ¦

¦   ¦             ¦         ¦ную, без изъянов и трещин, гладкую  ¦

¦   ¦             ¦         ¦матовую поверхность коричневого или ¦

¦   ¦             ¦         ¦темно-зеленого цветов; покрытие     ¦

¦   ¦             ¦         ¦должно допускать ежедневное мытье.  ¦

¦   ¦             ¦         ¦Примечание: Для кабинетов черчения  ¦

¦   ¦             ¦         ¦и рисования рекомендуются классные  ¦

¦   ¦             ¦         ¦доски черного цвета                 ¦

L---+-------------+---------+-------------------------------------


3. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей: витрины, плакаты, таблицы, стенгазеты - следует развешать в классе на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край развешиваемых предметов не располагался выше 1,75 м от пола.

4. В учебных помещениях мебель должна размещаться: парты и столы в классах, учебных кабинетах и лабораториях так, чтобы свет падал с левой стороны от учащихся; верстаки в столярной мастерской - перпендикулярно или под углом 30 - 45° к окнам при расстоянии между верстаками в 80 см; верстаки в слесарной мастерской - вдоль окон в один ряд или в два ряда с расстоянием между рядами в 1,2 м; возможно размещение двухместных слесарных верстаков сдвоенными перпендикулярно к окнам; ножные машины в швейной мастерской - перпендикулярно окнам в один - два ряда так, чтобы свет на лапку машины падал слева.

Примечание. Падение света из окон спереди от учащихся не допускается. Поэтому окна в стене, на которой расположена классная доска, должны быть наглухо заделаны.


5. Окна учебных помещений, ориентированные на юг, юго-запад и запад, должны иметь солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и пр.), исключающие возможное перегревание классных комнат.

6. В средней полосе СССР с октября по март месяц на первых двух уроках первой смены необходимо повышать уровень освещенности учебных помещений включением искусственного освещения. В дневные и вечерние часы искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем (таблица 2). Электропроводка в классах должна позволять раздельное включение ламп, для освещения 3-го ряда (наиболее отдаленного от окон). Желательно использование фотоэлектрического реле, включающего автоматически искусственное освещение при снижении уровня освещенности учебных помещений естественным светом.


Таблица 2


ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ СССР


---------T-------T---------------T-------T-------T---------------¬

¦ Месяц  ¦ Число ¦Время включения¦ Месяц ¦ Число ¦Время включения¦

¦        ¦месяца ¦искусственного ¦       ¦месяца ¦искусственного ¦

¦        ¦       ¦   освещения   ¦       ¦       ¦   освещения   ¦

+--------+-------+---------------+-------+-------+---------------+

¦Сентябрь¦1 - 10 ¦     17,00     ¦Февраль¦1 - 10 ¦     15,00     ¦

¦        ¦11 - 20¦     16,30     ¦       ¦11 - 20¦     15,15     ¦

¦        ¦21 - 31¦     16,00     ¦       ¦21 - 29¦     15,30     ¦

¦        ¦       ¦               ¦       ¦       ¦               ¦

¦Октябрь ¦1 - 10 ¦     15,30     ¦Март   ¦1 - 10 ¦     15,45     ¦

¦        ¦11 - 20¦     15,00     ¦       ¦11 - 20¦     16,00     ¦

¦        ¦21 - 31¦     14,30     ¦       ¦21 - 31¦     16,30     ¦

¦        ¦       ¦               ¦       ¦       ¦               ¦

¦Ноябрь  ¦1 - 10 ¦     14,15     ¦Апрель ¦1 - 10 ¦     17,00     ¦

¦        ¦11 - 20¦     14,00     ¦       ¦11 - 20¦     17,15     ¦

¦        ¦21 - 30¦     13,45     ¦       ¦21 - 30¦     17,30     ¦

¦        ¦       ¦               ¦       ¦       ¦               ¦

¦Декабрь ¦1 - 10 ¦     13,45     ¦Май    ¦1 - 10 ¦     18,00     ¦

¦        ¦11 - 20¦     13,45     ¦       ¦11 - 20¦     18,30     ¦

¦        ¦21 - 31¦     13,30     ¦       ¦21 - 31¦     19,00     ¦

¦        ¦       ¦               ¦       ¦       ¦               ¦

¦Январь  ¦1 - 10 ¦     14,00     ¦Июнь   ¦1 - 10 ¦     19,30     ¦

¦        ¦11 - 20¦     14,15     ¦       ¦11 - 20¦     19,45     ¦

¦        ¦21 - 31¦     14,30     ¦       ¦21 - 30¦     19,45     ¦

L--------+-------+---------------+-------+-------+----------------


7. Минимальная освещенность от общего освещения в помещениях школы обеспечивается использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания по действующим нормам (см. таблицу 4).

а) При освещении люминесцентными лампами в классе площадью 50 кв. м должно быть: либо 12 действующих светильников типа ШОД-2-40 или ШЛД-2-40 (две линии по 6 светильников в каждой), либо 8 светильников ШОД-2-80 и ШЛД-2-80 (по 4 светильника в ряду - для общего освещения; классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ или ШКД; в каждом светильнике ШОД или ШЛД помещаются лампы белого света (типа БС), расстояние одного ряда светильника от наружной стены - 1,2 м, второго ряда от внутренней стены - 1,5 м.

Примечание. Все светильники люминесцентного освещения: ШОД-2-40 (школьный общего освещения диффузный), ШЛД-2-40 (школьный люминесцентный диффузный), ШЛП (школьный люминесцентный потолочный), ШМЗ (школьный местного освещения зеркальный), ШКД (школьный, классная доска) должны быть укомплектованы бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА).


б) При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 7 или 8 действующих световых точек (7 - если напряжение в сети равно 127 вольтам, 8 - если напряжение в сети ровно 220 вольтам) общей мощностью 2100 - 2400 Вт; используются подвесные на штанге (высота подвеса над рабочей поверхностью - 1,9 м), светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения, светильник кольцевой - СК-300: кольцевой металлической - КМО-300, с лампами накаливания мощностью 300 Вт; полиэтиленовый кольцевой рассеянного света - ПРК; светильники располагаются в два ряда при расстоянии от внутренней стены - 1,5 м и наружной - 1,3 м. Расстояние между светильниками в рядах должно быть 2,65 м, расстояние светильников от классной доски - 1,2 м, расстояние светильников от стены, противоположной классной доске - 1,6 м.

Допускается временное, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, использование в учебных помещениях светильников типа закрытая люцетта, шар молочного стекла;

в) Для помещений временного пребывания учащихся могут использоваться светильники, указанные в табл. 3.


Таблица 3


СВЕТИЛЬНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВРЕМЕННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ


--------------------T--------------------------------------------¬

¦   Наименование    ¦             Освещение лампами              ¦

¦    помещений      +-------------------T------------------------+

¦                   ¦  люминесцентными  ¦      накаливания       ¦

+-------------------+-------------------+------------------------+

¦Рекреации и        ¦ШОД-2-40           ¦СК-300                  ¦

¦вестибюли          ¦ШЛП-2-40           ¦КМО-300                 ¦

¦                   ¦СШ-2-40            ¦ПКР-300                 ¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Гимнастические залы¦Плафоны, защищенные¦Карнизное освещение     ¦

¦                   ¦от механических    ¦зеркальными лампами;    ¦

¦                   ¦повреждений        ¦плафон, защищенный от   ¦

¦                   ¦                   ¦механических повреждений¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Актовые залы       ¦ПЛ-6-40            ¦СК-300                  ¦

¦                   ¦ПЛ-10-40           ¦люстры                  ¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Кабинеты врачей    ¦плафон             ¦шар молочного стекла МШ ¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Административные   ¦ШОД-2-40           ¦СК-300                  ¦

¦помещения          ¦ШЛП-2-40           ¦ЛЦ (люцетта)            ¦

¦                   ¦СШ-2-40            ¦                        ¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Лестничные клетки  ¦плафон             ¦плафон                  ¦

¦                   ¦                   ¦                        ¦

¦Санузлы            ¦                   ¦ПВН-60                  ¦

L-------------------+-------------------+-------------------------


г) При расчете примерной общей мощности световых точек, обеспечивающих требуемый по нормам уровень искусственной освещенности лампами накаливания, допустимо руководствоваться произведением удельной мощности (количество ватт на 1 кв. м пола помещения) на общую площадь помещения (см. табл. 4).


Таблица 4


НАИМЕНЬШАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ

В ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ И НА УЧАСТКЕ


----T-----------------T-------------T------------------T---------¬

¦ N ¦  Наименование   ¦  Наименьш.  ¦  Поверхности, к  ¦Удельная ¦

¦п/п¦    помещения    ¦  освещенн.  ¦которым относятся ¦мощность ¦

¦   ¦   или рабочей   ¦    в лк     ¦нормы освещенности¦(ватт на ¦

¦   ¦   поверхности   +------T------+                  ¦ 1 кв. м ¦

¦   ¦                 ¦при   ¦при   ¦                  ¦пола) при¦

¦   ¦                 ¦люми- ¦лампах¦                  ¦ лампах  ¦

¦   ¦                 ¦нес-  ¦нака- ¦                  ¦накалив. ¦

¦   ¦                 ¦центн.¦ливан.¦                  ¦         ¦

+---+-----------------+------+------+------------------+---------+

¦ 1 ¦        2        ¦      3      ¦        4         ¦    5    ¦

+---+-----------------+------T------+------------------+---------+

¦¦Классные комнаты,¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦учебные кабинеты,¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦лаборатории,     ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦аудитории:       ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦а) столы и парты ¦ 300  ¦ 150  ¦Горизонтальная по-¦   48    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦верхность на уров-¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦не 0,8 м от пола  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦б) классные доски¦ 300  ¦ 150  ¦Вертикальная по-  ¦    -    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦верхность         ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Кабины черчения  ¦ 400  ¦ 200  ¦Горизонтальная по-¦   64    ¦

¦   ¦(на столах)      ¦      ¦      ¦верхность на уров-¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦не 0,8 м от пола  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Живые уголки     ¦ 300  ¦ 150  ¦То же             ¦   48    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Мастерские по об-¦ 300  ¦ 150  ¦-"-               ¦   48    ¦

¦   ¦работке металла и¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦дерева           ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Швейные мастер-  ¦ 400  ¦ 200  ¦-"-               ¦   64    ¦

¦   ¦ские             ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Кабинеты домовод-¦ 300  ¦ 150  ¦-"-               ¦   48    ¦

¦   ¦ства             ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Пионерские комна-¦ 300  ¦ 150  ¦-"-               ¦   48    ¦

¦   ¦ты               ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Библиотеки       ¦ 300  ¦ 150  ¦-"-               ¦   48    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦¦Кабинеты врачей  ¦ 200  ¦ 100  ¦-"-               ¦   32    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦10 ¦Учительские      ¦ 200  ¦ 100  ¦-"-               ¦   32    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦11 ¦Кабинеты директо-¦ 200  ¦ 100  ¦-"-               ¦   32    ¦

¦   ¦ров              ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦12 ¦Спальные комнаты ¦  75  ¦  30  ¦-"-               ¦    9,6  ¦

¦   ¦в интернатах     ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦13 ¦Буфеты           ¦ 200  ¦ 100  ¦-"-               ¦   32    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦14 ¦Актовые залы     ¦ 200  ¦ 100  ¦На полу           ¦   32    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦15 ¦Спортивные залы  ¦ 200  ¦ 100  ¦То же             ¦   32    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦16 ¦Рекреация и кори-¦ 150  ¦  75  ¦-"-               ¦   24    ¦

¦   ¦доры рекреации   ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦17 ¦Вестибюли        ¦ 100  ¦  50  ¦-"-               ¦   16    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦18 ¦Гардеробы        ¦ 100  ¦  50  ¦-"-               ¦   16    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦19 ¦Коридоры (тран-  ¦ 100  ¦  50  ¦-"-               ¦   16    ¦

¦   ¦зитн.)           ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦20 ¦Санузлы          ¦  75  ¦  30  ¦-"-               ¦    9,6  ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦21 ¦Лестницы         ¦ 100  ¦  50  ¦На площадках и    ¦   16    ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦ступенях лестницы ¦         ¦

¦   ¦                 ¦      ¦      ¦                  ¦         ¦

¦22 ¦Участок          ¦  40  ¦  20  ¦На земле          ¦    -    ¦

L---+-----------------+------+------+------------------+----------


Примечание. 1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное освещение у верстаков, станков, машин с использованием светильников "Альфа" на гибком кронштейне.

2. При наличии в школе других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих поверхностях должна быть обеспечена в соответствии с характером и точностью (разрядом) производимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

3. В кабинете врача, учительской и кабинете директора также необходимо предусмотреть дополнительное местное освещение.


д) По истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания 1000, а для люминесцентных - 2500 - 3000 часов горения) лампы необходимо заменять, не дожидаясь полного выхода их из строя.

е) При отсутствии централизованного снабжения населенных пунктов электроэнергией, школы должны устанавливать местные источники электроэнергии (движки, ветровые двигатели и т.д.) и лишь в крайних случаях использовать для освещения учебных помещений керосино-калильные или линейные лампы типа "Молния".

В помещении площадью 50 кв. м должно быть не менее 7 керосиновых ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий; керосино-калильные и керосиновые лампы необходимо снабжать абажурами или колпаками, заслоняющими пламя лампы от глаз.

ж) Светильники должны очищаться не реже 1 раза в 2 месяца, а стекла керосиновых ламп протираться ежедневно; фитили также должны ежедневно очищаться и подрезаться.

Примечание. Запрещается привлекать учащихся, даже старших классов, к очищению осветительной арматуры.


II. Воздушно-тепловой режим


8. Независимо от наружной температуры в осенне-весеннее и зимнее время относительная влажность воздуха должна быть 40 - 60% и при этом температура в классах, кабинетах и лабораториях не ниже +16 и не выше +17 °C; в столярных мастерских, в гимнастическом зале и рекреациях не ниже +14 и не выше +16 °C, в душевых не ниже +25 °C.

9. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть 1-пятидесятая.

10. Все фрамужные приборы должны содержаться в исправном состоянии и позволять свободно открывать фрамуги либо специальным рычажным затвором, либо натяжением шнура или при помощи палки с крючком. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать.

11. Все учебные помещения путем открывания фрамуг или форточек должны тщательно проветриваться в перемены, а рекреационные - во время уроков. По окончании занятий вечером и утром перед началом занятий до прихода учащихся, а также в перерыве между первой и второй сменами, между занятиями одиннадцатилетней и вечерней школ, обеспечивается и проводится сквозное проветривание помещений (одновременно открываются фрамуги (окна) в классах и коридорах, при этом двери учебных помещений остаются открытыми).


Таблица 5


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ


-------------------------T---------------------------------------¬

¦  Наружная температура  ¦      Длительность проветривания       ¦

¦                        ¦          помещений (в мин.)           ¦

¦                        +------------------T--------------------+

¦                        ¦ в малые перемены ¦в большие перемены и¦

¦                        ¦                  ¦   между сменами    ¦

+------------------------+------------------+--------------------+

¦от +10 до +6 °C         ¦     4 - 10       ¦       25 - 35      ¦

¦от +5 до 0°             ¦     3 - 7        ¦       20 - 30      ¦

¦от 0 до -5°             ¦     2 - 5        ¦       15 - 25      ¦

¦от -5 до -10°           ¦     1 - 3        ¦       10 - 15      ¦

¦ниже 10°                ¦     1 - 1,5      ¦        5 - 10      ¦

L------------------------+------------------+---------------------


12. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. В сухую погоду в любое время года учащимся должна быть обеспечена возможность проводить перемены на воздухе.

13. Уроки физической культуры рекомендуется проводить в хорошо аэрируемых гимнастических залах, для чего: при температуре наружного воздуха выше +5 °C и скорости движения воздуха не более 2 м в сек. открывать в зале с подветренной стороны одно - два окна; при более низкой температуре наружного воздуха и большей скорости движения воздуха открывать одну - три фрамуги; если температура воздуха в помещении оказывается ниже 15 - 16° на уроках гимнастики или 13 - 14° на уроках с подвижными играми учащихся, проветривание зала следует прекращать. При температуре наружного воздуха ниже -10 °C и скор. движения воздуха более 7 м/сек. сквозное проветривание зала производится в отсутствие учащихся в перемены и в перерывы между занятиями, по указанной в пункте 11 схеме проветривания.

14. Помещения (неотапливаемые веранды, актовый зал, приспособленные классные комнаты, рекреации зального типа), отведенные в школах продленного дня для дневного сна учащихся, должны хорошо проветриваться. Фрамуги и форточки в этих помещениях во время сна детей оставляются открытыми.

15. В уборных и кухне, во избежание затекания воздуха из них в рекреации и учебные помещения, должны быть хорошо действующие вытяжные каналы. Фрамуги и форточки в уборных заклеиваются; при наличии люфт-клозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией: должны быть обеспечены регулярная топка печи, хорошая тяга через выгреб (пламя, поднесенное к очку, энергично затягивается в выгреб), исправное состояние люка выгребной ямы; люк выгреба и двери люфт-клозета должны плотно закрываться; устройство вытяжной вентиляции в люфт-клозете помимо основной тяги через выгреб запрещается; запрещается также сливать в выгреб помои из-под умывальников, а также воду после мытья полов, окон, стен и т.д.

16. Должна быть обеспечена хорошая работа вытяжных устройств в учебных и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением большого количества тепла или пыли (муфельная печь, точильные и шлифовальные круги, клееварка и др.).

17. Количество удаляемого вентиляцией воздуха должно регулироваться задвижками или жалюзями в вентиляционных отверстиях. Решетки вентиляционных отверстий ежемесячно очищаются от пыли.

18. В случаях отсутствия центрального отопления обогрев учебных помещений может производиться печами большой теплоемкости (железные печи устанавливать запрещается); топка печей производится из коридоров; при использовании дров печи топятся поздно вечером или рано утром, печные трубы, во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода, должны быть закрыты не ранее полного сгорания топлива и не позже чем за два часа до прихода учащихся.


III. Школьная мебель и рассаживание учащихся


19. Основным типом мебели для учащихся I - IV классов остается двухместная парта, в которой стол и сиденье связаны между собой.

Допускается оборудовать учебные помещения I - IV классов школ-интернатов и школ с продленным днем одноместными столами и стульями при наличии у них устройства, фиксирующего на время уроков письма, чтения, рисования, арифметики положение стула по отношению к столу в отрицательной дистанции (край сидения стула заходит за край стола) равной 40 мм, а крышку стола в наклонном положении под углом 12 - 15°.

20. Классные комнаты для учащихся V - VIII классов могут быть оборудованы партами или столами и стульями соответствующих размеров (номеров), классные комнаты для учащихся IX - XI классов могут оборудоваться двухместными столами.

Примечание. Запрещается заменять стулья табуретками или скамейками.


21. Рассаживание учащихся в классах по партам, а также за столами и стульями должно производиться в соответствии с их ростом (в обуви) (см. табл. 6).


Таблица 6


ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ


---------------T-------------T-----------------------------------¬

¦   Для детей  ¦ Номер парты,¦           Высота в (см)           ¦

¦ ростом (в см)¦стола и стула+--------------------T--------------+

¦              ¦             ¦     края парты,    ¦сидения скамьи¦

¦              ¦             ¦(стола), обращенного¦   (стула)    ¦

¦              ¦             ¦ к учащемуся (в см) ¦              ¦

+--------------+-------------+--------------------+--------------+

¦  110 - 119   ¦      6      ¦         52         ¦     31,5     ¦

¦  120 - 129   ¦      8      ¦         56         ¦     34       ¦

¦  130 - 139   ¦      8      ¦         62         ¦     38       ¦

¦  140 - 149   ¦      9      ¦         68         ¦     41       ¦

¦  150 - 159   ¦     10      ¦         73         ¦     44       ¦

¦  160 - 169   ¦     11      ¦         77         ¦     47       ¦

¦  170 - 179   ¦     12      ¦         80         ¦     48       ¦

L--------------+-------------+--------------------+---------------


22. Ориентировочно для оборудования однокомплектных школ в средней полосе РСФСР из общего количества мебели, руководствуясь данными 1958 - 1961 гг. по измерению роста учащихся (в обуви), требуется: восьмилетней школе - N 6 - 3%, N 7 - 21%, N 8 - 23%, N 9 - 23%, N 10 - 21%, N 11 - 8%, N 12 - 1%, одиннадцатилетней школе - N 6 - 2%, N 7 - 19%, N 8 - 20%, N 9 - 20%, N 10 - 22%, N 11 - 11%, N 12 - 6%, трехлетней школе в составе IX - XI классов и вечерней (сменной) школе - N 10 - 21%, N 11 - 44%, N 12 - 35%.

Лаборатории биологии, физики, химии оборудуются специальными не более чем двухместными столами; кабинеты черчения оборудуются специальными одноместными чертежными столами.

23. Процентное распределение общего количества требуемых парт, столов и стульев может использоваться местными отделами народного образования при заказах школьного оборудования мебельным производством. Коррективы в данные, приведенные в пункте 22, могут вноситься санитарно-эпидемиологическими станциями на основании специальных измерений роста учащихся (в обуви) в городских и сельских школах той или иной местности, которые должны проводиться каждые 5 - 10 лет.

24. В каждом классе (учебном кабинете) вновь оборудуемых школ следует расставлять двухместные парты, столы и стулья нескольких номеров, ориентируясь на распределение мебели, представленное в таблице 7.


Таблица 7


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ ПО КЛАССАМ

В ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ (В ШТУКАХ)


----------T----T----T----T----T----T----T----T-----------------------------¬

¦   \N ме-¦¦¦¦¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦         Примечание          ¦

¦    \бели¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦                             ¦

¦Класс\   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦                             ¦

+---------+----+----+----+----+----+----+----+-----------------------------+

¦1        ¦¦ 14 ¦  3 ¦  - ¦  - ¦  - ¦¦1. В случаях оборудования    ¦

¦2        ¦¦ 10 ¦  8 ¦  1 ¦  - ¦  - ¦¦классов двухместными столами ¦

¦3        ¦¦  4 ¦ 12 ¦  4 ¦  - ¦  - ¦¦количество соответственных   ¦

¦4        ¦¦  1 ¦  8 ¦  8 ¦  3 ¦  - ¦¦номеров стульев удваивается. ¦

¦5        ¦¦  - ¦  4 ¦ 10 ¦  5 ¦  1 ¦¦2. В случаях оборудования    ¦

¦6        ¦¦  - ¦  1 ¦  7 ¦ 10 ¦  2 ¦¦помещений одноместной мебелью¦

¦7        ¦¦  - ¦  - ¦  2 ¦ 11 ¦  6 ¦¦удваивается кол-во           ¦

¦8        ¦¦  - ¦  - ¦  - ¦ 10 ¦  8 ¦¦соответственных номеров      ¦

¦9        ¦¦  - ¦  - ¦  - ¦  5 ¦ 10 ¦¦столов и стульев             ¦

¦10 и 11  ¦¦  - ¦  - ¦  - ¦  4 ¦  8 ¦¦                             ¦

L---------+----+----+----+----+----+----+----+------------------------------


25. В городах и больших населенных пунктах необходимо периодически по потребности производить между школами обмен номерами мебели, имеющимися в избытке.

26. Парты, столы и стулья должны расставляться в классе по номерам: меньшие номера - ближе к классной доске, большие номера - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их номера, ставятся первыми в первом ряду или в третьем ряду.

27. Парты и столы должны быть установлены вдоль класса в три ряда. Расстояние между наружной стеной класса и 1 рядом парт 0,6 - 0,7 м, ширина проходов между рядами парт - 0,7 - 0,75 м, расстояние между внутренней стеной класса и партами - 0,5 - 0,6 м.

Расстояние от доски до первых парт должно быть 2 - 2,75 м и не более 8 метров до последней парты; самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее шести метров.

28. Маркировка парт, столов и стульев после ремонта, измерение роста учащихся и их рассаживание должны производиться учителями и классными руководителями под руководством врачей и медицинских сестер в начале каждого учебного года. К каждой парте (столу на наружной стороне боковой стойки прикрепляется металлическая пластинка с цифрой, соответствующей номеру парты (стола)).

Измерение роста учащихся (в обуви) может производиться обычной сантиметровой лентой, станковым ростомером или специально изготовленной линейкой А.Ф. Никитина - О.В. Флерова.

Примечание. Прибор представляет собой прямую двухметровую рейку или складную линейку. На линейке с обеих сторон в определенной системе наносятся соответствующие обозначения для указанных измерений. На стороне, предназначенной для определения номеров парт, отмечены жирной чертой фактические высоты уровня заднего края крышки и сидения парты для каждого из номеров - с 6 по 12. Против каждой черты проставлен римской цифрой соответствующий номер парт и рост учащихся, для которых она подходит. Поставив прибор на пол у края крышки парты, сразу определяют, каков номер данной парты, т.е. для каких учащихся она подходит. Номер парты и рост учащихся записываются на внешней стороне боковой стойки парты (вверху) и заносится в опись парт по номерам. Другая сторона линейки служит для определения роста учащихся и номера парты, которая для них подходит. На этой стороне линейки, кроме обычных делений на сантиметры, нанесены полосы в 10 см шириной; на каждой полосе проставлен римской цифрой номер парты, подходящей для учащихся данного роста.


29. Номера парт с обозначением даты измерения роста каждого учащегося, состояния его зрения и слуха должны заноситься в классный журнал.

30. Не менее чем дважды за учебный год, в целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия, учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт их росту.

31. При ремонте мебели, осуществляемой школой, должны строго соблюдаться основные размеры каждого номера парты; целесообразно, при возможности, заменять обычные петли, которыми крепится откидная часть крышки стола парты специальными торцовыми петлями, повышающими во много раз прочность крепления; запрещается: уменьшать ширину откидных частей стола парты, заменять их целыми досками и закреплять их неподвижно, уменьшать ширину сидения скамьи.

32. Окраска мебели или отделка ее должны производиться в соответствии с указаниями пункта 5 (табл. 1) настоящей Инструкции, окраска целиком всей парты или только скамьи и основания стола в белый цвет исключается.


IV. Содержание и уборка участка и помещений школы


33. Школьный участок должен широко использоваться для пребывания учащихся на воздухе во время перемен, проведения занятий по физической культуре, уроков биологии на опытном огороде или в саду и организации внешкольного досуга учащихся.

34. Участок ограждается от улицы, озеленяется, разбивается на зоны в зависимости от его общей площади.


Таблица 8


---------------------------------T-------------------------------¬

¦       Наименование зон         ¦    Площадь (в га) участка     ¦

¦                                +-------T-------T-------T-------+

¦                                ¦  1,0  ¦  1,5  ¦  2,0  ¦  3,0  ¦

¦                                +-------+-------+-------+-------+

¦                                ¦     Площадь зоны в кв. м      ¦

+--------------------------------+-------T-------T-------T-------+

¦Учебно-опытная                  ¦ 2200  ¦ 3200  ¦  4200 ¦  4900 ¦

¦Спортивная                      ¦ 3400  ¦ 4800  ¦ 11600 ¦ 12800 ¦

¦Отдыха                          ¦от 1500 до 2500¦       ¦       ¦

¦Зеленых насаждений              ¦от 1000 до 2000¦       ¦       ¦

¦Хозяйственного двора и проездов ¦от 800 до 1000 ¦       ¦       ¦

L--------------------------------+---------------+-------+--------


Учебно-опытная зона участка может располагаться с любой стороны здания школы на расстоянии не менее высоты здания. Спортивную зону не следует располагать перед окнами учебных помещений; целесообразно размещать ее в глубине участка. Планировка и оборудование спортивной зоны должны обеспечить условия для игры в футбол, лапту, ручной мяч, занятий по легкой атлетике. Вблизи хозяйственных помещений должен отводиться участок под хозяйственный двор. Последний должен быть изолирован от спортивной и учебно-опытной зоны, озеленен и иметь отдельный въезд с улицы. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способы удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае решаются по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.

В вечернее время должно быть обеспечено освещение территории участка, исходя из нормы освещенности в 40 - 20 люксов на земле.

35. Физкультурные площадки следует отгораживать одну от другой живой изгородью. Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, должны засеиваться невысокой, трудно вытаптывающейся травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса и лугового мятлика).

36. Весь участок должен ежедневно убираться: трава, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом должны поливаться водой, в зимнее время общая игровая площадка и дорожки - расчищаться от снега, в физкультурной зоне - устраиваться горки для катания на санках и заливаться площадка под каток; ранней весной и поздней осенью должны производить очистку территории.

37. Дорожка к дворовой уборной должна иметь твердое покрытие (асфальт, щебень, бетон и др.). Кабина дворовой уборной периодически дезинфицируется 10% раствором хлорной извести. Стульчаки промываются 1 - 2 раза в день горячей водой со щелоком.

38. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие (бетонированное, асфальтовое, утрамбованный гравий). У входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног. При входе в помещение школы (в тамбуре) должны находиться коврики для вытирания ног и веник для обметания ног от снега, в раздевальной - галошница. Все эти приспособления перед каждой сменой учащихся должны очищаться от грязи, пыли, снега и, по мере загрязнения, промываться и просушиваться.

39. Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная уборка всего помещения школы (классы, коридоры, учительские и др.) при открытых окнах и фрамугах. Одновременно с влажным подметанием полов должны протираться слегка влажной тряпкой столы, подоконники, приборы отопления. Желательно использование пылесосов.

40. Классная доска должна ежедневно тщательно мыться, а тряпки, предназначенные для стирания мела с доски, после уроков - выполаскиваться; каждая классная доска должна быть снабжена лотками для задержания меловой пыли, ванночками или ящиками для хранения мела и тряпки, держателями для указки и чертежных принадлежностей (угольника, циркуля, линейки и др.).

41. После каждой перемены должна быть проведена влажная уборка коридора и рекреационного зала.

42. Паркетные полы в классах и коридорах должны один раз в месяц натираться воском или мастикой; досчатые некрашенные полы обрабатываются пылесвязывающими веществами один раз в 2 месяца; пылесвязывающая смесь наносится на пол умеренно из расчета 1 кг на 15 кв. м. Пылесвязывающая смесь готовится в пропорции: 20 кг масла (солярового, веретенного или машинного), 2 кг скипидара, 0,2 кг сиккатива.

Примечание. Во избежание запыленности воздуха частицами краски запрещается производить покрытие паркетных или досчатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде или мастиками, составленными вопреки рекомендуемым рецептам.


43. Особое внимание должно быть обращено на уборку гимнастического зала. Это помещение должно тщательно проветриваться между занятиями групп и при уборке. Влажная уборка гимнастического зала с обтиранием спортивного оборудования должна производиться не менее двух раз в день. Маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю.

Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна производиться не реже одного раза в неделю.

Учащиеся допускаются в гимнастический зал только в спортивных костюмах и обуви (трусы, майка, тапочки).

44. Умывальные и уборные после каждой перемены должны тщательно очищаться и приводиться в порядок, полы протираться, унитазы смываться и очищаться, сиденья и держки протираться тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе (2% раствор хлорамина или 2% осветленный раствор хлорной извести), для чего должен быть выделен специальный уборочный инвентарь.

При отсутствии в школе водопровода в умывальных должны быть оборудованы наливные умывальники.

45. Еженедельно должна проводиться тщательная уборка школьных помещений: протирание стен влажной тряпкой на всем протяжении панелей, удаление паутины и раз в месяц генеральная уборка с мытьем панелей, полов, радиаторов, подоконников и т.д.

46. Уборочный инвентарь (пылесосы, полотеры, ведра, щетки, тряпки и пр.) должен храниться в специальном помещении в закрытых, хорошо проветриваемых, шкафах.

Инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен храниться раздельно с прочим уборочным инвентарем школы.


V. Школьные буфеты и столовые


47. Школьные столовые, а при отсутствии таковых буфеты, должны устраиваться в соответствии с санитарными требованиями; в столовых и буфетах должны обеспечиваться необходимые гигиенические условия для приготовления, хранения и приема пищи.

48. Обеденные залы следует оборудовать столами на 4 - 6 - 10 мест и стульями, табуретками или скамейками. Столы должны иметь гигиеническое покрытие: легко моющееся, устойчивое против высокой температуры и дезинфицирующих средств (мрамор, пластик и др. или клеенку). Столы ежедневно моются горячей водой с содой и мылом, а после каждой посадки протираются влажным способом.

49. Время пользования буфетом (столовой) для каждого класса должно устанавливаться особым расписанием.

Учащиеся начальных классов должны пользоваться буфетом (столовой) под наблюдением учителя, дежурных родителей, учащихся старших классов. Перед приемом пищи учащиеся должны вымыть руки с мылом и вытереть индивидуальным полотенцем.

50. Все работники школьных буфетов (столовых) должны проходить обязательные профилактические медицинские обследования, согласно действующей инструкции Министерства здравоохранения СССР.

51. Персонал буфетов должен обеспечиваться специальной одеждой (халатами, колпаками, косынками), полотенцами и мылом для мытья рук.

52. Питьевые фонтанчики должны содержаться в исправном состоянии и регулярно очищаться.

53. В школах, где отсутствуют питьевые фонтанчики, учащиеся должны обеспечиваться остуженной кипяченой водой, содержащейся в эмалированных бачках. Крышки бачков должны закрываться и запираться на замок и сверху покрываться чехлом из белой материи. Около бачков должны быть чистые стаканы или эмалированные кружки. Вода в бачках должна меняться ежедневно, а стаканы - мыться горячей водой.

54. Директор школы и медицинский персонал, обслуживающий школу, должны проявлять постоянную заботу о школьном питании и осуществлять повседневный контроль за работой школьного буфета (столовой).


VI. Привитие учащимся санитарно-гигиенических навыков


55. Помимо гигиенических знаний, которые учащиеся получают в школе и на уроках "здоровья", а затем последовательно при прохождении ботаники, зоологии и физиологии, физики и химии, учителя и педагоги должны систематически прививать учащимся санитарно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения:

а) учителя должны проводить с учащимися санитарно-просветительную работу, медицинские работники, обслуживающие учреждение, должны консультировать учителей по вопросам гигиенического воспитания, состояния здоровья учащихся и индивидуального режима для отдельных школьников;

б) педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-гигиенического режима, соблюдения чистоты помещений и участка, тщательного проветривания классов, безукоризненной опрятности костюма (белый воротничок или подворотничок, тщательно отглаженный костюм, чистый носовой платок, вычищенные ботинки и т.д.), чистых рук, а также правильной посадки за партами;

в) учителя в начальных классах и санитарный актив учащихся под наблюдением классного руководителя в 5 - 7 классах должны систематически проверять чистоту рук и одежды школьников, наличие носовых платков.

56. Директор школы и заведующий учебной частью обязаны улучшить качество гигиенического образования учащихся и усилить контроль за прохождением уроков "здоровья" в начальных классах, а в средних и старших классах при изучении соответствующих разделов в курсах ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, физики и химии.


VII. Ответственность за выполнение санитарно-гигиенического

режима в школе и контроль за его проведением


57. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на директора школы.

58. Медицинский персонал, обслуживающий школу, осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности учащихся.

59. Систематический контроль за соблюдением школами настоящих Санитарных правил возлагается на санитарно-эпидемиологические станции.

Настоящие Санитарные правила разработаны Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

С изданием настоящих Санитарных правил утрачивают силу:

а) "Инструкция о соблюдении санитарно-гигиенического режима в школах городов и рабочих поселков", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР и Министерством просвещения РСФСР 12 мая 1952 г.;

б) "Инструкция по применению люминесцентных источников света в осветительных установках школьных зданий", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР 26 сентября 1952 г. N 108.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: хвойные балансы по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
Скачать: Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
Наши предложения:
  1. Постановление Совмина РСФСР от 30.10.1969 N 613
  2. Постановление Совмина СССР от 19.09.1969 N 758
  3. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 N 542
  4. Постановление Совмина РСФСР от 09.09.1969 N 535
  5. Положение о стажировке мастеров производственного обучения учебных заведений системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию
  6. Постановление Совмина СССР от 14.08.1969 N 658
  7. Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах, школах и группах продленного дня (методические рекомендации)
  8. Постановление Совмина СССР от 09.06.1969 N 430
  9. Приказ Минпроса РСФСР от 27.05.1969 N 134
  10. Постановление Совмина РСФСР от 08.05.1969 N 282
  11. Приказ Минвуза СССР от 31.03.1969 N 239
  12. Положение об интернатах при школах (с полным государственным обеспечением), находящихся в районах Крайнего Севера, и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
  13. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 22.01.1969 N 1/8-Ц
  14. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 65
  15. Приказ Минвуза СССР от 20.01.1969 N 43
  16. Приказ Минвуза СССР от 13.01.1969 N 30
  17. Постановление Совмина СССР от 18.12.1968 N 1000
  18. Постановление Совмина РСФСР от 14.11.1968 N 724
  19. Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3
  20. Постановление Совмина СССР от 08.08.1968 N 609
  21. Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные учебные заведения
  22. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1968 N 477
  23. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 175-ц
  24. Письмо Минавтошосдора РСФСР от 10.06.1968 N 170-ц
  25. Приказ Минвуза СССР от 30.05.1968 N 444
  26. Письмо Минпроса РСФСР N 135-М, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР N 228 от 30.04.1968
  27. Постановление Совмина СССР от 29.04.1968 N 289
  28. Приказ Минздрава СССР от 01.04.1968 N 250
  29. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 N 220
  30. Приказ Минздрава СССР от 12.02.1968 N 115
  31. Приказ Минвуза СССР от 25.12.1967 N 816
  32. Постановление Совмина РСФСР от 15.12.1967 N 927
  33. Постановление Совмина РСФСР от 30.09.1954 N 1564
  34. Распоряжение Совмина РСФСР от 11.07.1967 N 1805-р
  35. Приказ Минздрава СССР от 05.07.1967 N 533
  36. Письмо Минпроса СССР от 19.06.1967 N 52-М
  37. Постановление Совмина СССР от 15.06.1967 N 542
  38. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 05.05.1967 N И-32
  39. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 от 27.03.1967
  40. Постановление Совмина РСФСР от 19.09.1966 N 767
  41. Постановление Совмина СССР от 25.08.1966 N 690
  42. Постановление Совмина РСФСР от 14.06.1966 N 523
  43. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 27.04.1966 N 319
  44. Постановление Совмина СССР от 02.03.1966 N 160
  45. Письмо Минвуза СССР от 17.01.1966 N Т-13/32
  46. Методическое письмо О сроках допуска детей к труду в школьных мастерских после некоторых острых заболеваний
  47. Инструктивно-методические указания по проведению врачебной профессиональной консультации подростков
  48. Постановление Совмина РСФСР от 26.08.1965 N 994
  49. Постановление Совмина СССР от 18.08.1965 N 626
  50. Типовые штаты административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ-интернатов с особым режимом
  51. Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.07.1965
  52. Постановление Президиума ВС СССР от 09.07.1965
  53. Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1965 N 792
  54. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1965 N 431
  55. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 06.05.1965 N И-34
  56. Постановление Совмина СССР от 18.03.1965 N 180
  57. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 15.02.1965 N И-10
  58. Письмо Минфина СССР от 04.02.1965 N 38
  59. Инструктивно-методические указания по устройству, оборудованию и содержанию кабинетов физики и химии учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием ртути и приборов с ртутным заполнением
  60. Закон СССР от 11.12.1964 N 3096-VI
  61. Постановление Совмина СССР от 05.11.1964 N 912
  62. Постановление Совмина РСФСР от 13.10.1964 N 1274
  63. Инструктивно-методические указания о порядке предоставления академических отпусков студентам высших и средних специальных учебных заведений по медицинским показаниям
  64. Постановление Совмина СССР от 03.08.1964 N 646
  65. Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
  66. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1964 N 499
  67. Постановление ЦИК СССР N 44, СНК СССР N 411 от 16.09.1930
  68. Постановление Совмина РСФСР от 20.04.1964 N 491
  69. Постановление Совмина СССР от 19.03.1960 N 304
  70. Постановление Совмина СССР от 18.10.1963 N 1076
  71. Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших учебных заведений
  72. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820
  73. Постановление Совмина РСФСР от 15.06.1963 N 757
  74. Инструктивно-методические указания по работе с ртутью в физических и химических лабораториях восьмилетних и средних школ
  75. Постановление Совмина СССР от 09.11.1962 N 1143
  76. Постановление Совмина РСФСР от 03.10.1962 N 1310
  77. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 284
  78. Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 N 283
  79. Постановление Совмина СССР от 27.07.1962 N 772
  80. Приказ Минвуза СССР от 15.06.1962 N 233
  81. Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов
  82. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.04.1962 N 374
  83. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.1962 N 299
  84. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.01.1962 N 34
  85. Приказ Минвуза СССР от 09.01.1962 N 11
  86. Приказ Минвуза СССР от 02.01.1962 N 2
  87. Положение о совете факультета высшего учебного заведения
  88. Приказ Минвуза СССР от 30.10.1961 N 302
  89. Инструкция о медико-санитарном обслуживании воспитанников школ-интернатов
  90. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 17.10.1961 N И-66
  91. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 N 817
  92. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 22.07.1961 N И-50
  93. Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1961 N 734
  94. Постановление Совмина СССР от 27.05.1961 N 468
  95. Приказ Минвуза СССР от 11.01.1961 N 9
  96. Постановление Совмина СССР от 17.12.1960 N 1286
  97. Приказ Минвуза СССР от 17.11.1960 N 584
  98. Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1960 N 1225
  99. Инструктивные указания по санитарному контролю за организацией и проведением труда школьников в пионерских лагерях (городских и загородных) и в оздоровительных лагерях для школьников 9 - 11 классов
  100. Приказ Минпроса РСФСР от 30.03.1960 N 97
  101. Постановление Совмина РСФСР от 14.03.1960 N 370
  102. Постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 N 327
  103. Приказ Минвуза СССР от 31.12.1959 N 396
  104. Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 N 2027
  105. Постановление Совмина РСФСР от 14.12.1959 N 1957
  106. Постановление Секретариата ВЦСПС от 04.12.1959
  107. Постановление Совмина РСФСР от 04.11.1959 N 1778
  108. Постановление Совмина СССР от 18.09.1959 N 1099
  109. Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения ясли-сад и комплектования их детьми
  110. Постановление Совмина РСФСР от 18.08.1959 N 1381
  111. Постановление Совмина СССР от 02.07.1959 N 720
  112. Постановление Совмина РСФСР от 30.06.1959 N 1132
  113. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 N 603
  114. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1959 N 558
  115. Закон СССР от 24.12.1958
  116. Указания о порядке учета учебной работы в заочных средних специальных учебных заведениях
  117. Постановление Совмина РСФСР от 04.10.1957 N 1099
  118. Постановление Совмина РСФСР от 12.06.1957 N 597
  119. Постановление Совмина СССР от 15.09.1956 N 1290
  120. Постановление Совмина СССР от 09.08.1956 N 1106
  121. Циркулярное письмо Минпроса РСФСР от 06.08.1956 N 166-М
  122. Закон СССР от 14.07.1956
  123. Постановление ЦК КПСС от 26.06.1956
  124. Приказ Минвуза СССР от 11.05.1956 N 396
  125. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках
  126. Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1955
  127. Приказ Минвуза СССР от 27.12.1954 N 1261
  128. Постановление Совмина СССР от 15.12.1954 N 2446
  129. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 13.09.1954 N Т-11-19/3076
  130. Постановление Совмина СССР от 30.01.1954 N 171
  131. Указания о ведении журнала учебных занятий в средних специальных учебных заведениях
  132. Приказ Минвуза СССР от 07.03.1953 N 57-АФ
  133. Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1953 N 42
  134. Постановление Совмина СССР от 30.04.1952 N 2140
  135. Постановление Совмина СССР от 22.02.1952 N 1034
  136. Постановление Совмина СССР от 26.11.1951 N 4857
  137. Приказ Минвуза СССР от 30.08.1951 N 1485
  138. Приказ Минвуза СССР от 04.01.1951 N 5/Т
  139. Приказ Минвуза СССР от 23.08.1950 N 1434
  140. Инструктивное письмо Минвуза СССР от 18.07.1950 N Т-1-19/4280
  141. Распоряжение Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р
  142. Постановление Совмина СССР от 18.05.1949 N 2004
  143. Распоряжение Совмина СССР от 15.08.1948 N 11466р
  144. Постановление Совмина СССР от 09.08.1948 N 3000
  145. Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 N 1840
  146. Постановление Совмина СССР от 10.02.1948 N 246
  147. Постановление Совмина СССР от 25.04.1947 N 1324
  148. Приказ Минздрава СССР от 15.07.1946 N 449
  149. Приказ Минпроса РСФСР от 18.06.1946 N 598
  150. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетних и средних школ РСФСР
  151. Постановление СНК СССР от 03.06.1944 N 655
  152. Постановление СНК РСФСР от 14.04.1944 N 333
  153. Постановление СНК СССР от 05.03.1944 N 246
  154. Постановление СНК РСФСР от 10.01.1944 N 18
  155. Постановление СНК СССР от 16.06.1943 N 661
  156. Приказ Наркомпроса РСФСР от 24.12.1942 N 1825
  157. Указ Президиума ВС СССР от 14.09.1942
  158. Распоряжение СНК СССР от 15.05.1941 N 1149
  159. Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940
  160. Приказ Наркомсвязи СССР от 15.10.1940 N 765
  161. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852
  162. Постановление СНК СССР от 25.10.1936 N 1914
  163. Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936
  164. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936
  165. Постановление СНК РСФСР от 25.05.1934
  166. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  167. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  168. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934
  169. Постановление СНК СССР от 20.04.1934 N 902
  170. Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934
  171. Постановление Президиума ЦИК СССР от 27.02.1934
  172. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  173. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933
  174. Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 751 от 27.04.1933
  175. Постановление СНК СССР от 10.02.1933 N 181
  176. Постановление СНК РСФСР от 09.09.1932
  177. Постановление СНК РСФСР от 25.03.1932 N 298
  178. Постановление ЦИК СССР N 26, СНК СССР N 50 от 17.01.1932
  179. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 644 от 01.08.1931
  180. Постановление СНК РСФСР от 13.07.1931 N 752
  181. Постановление ЦИК СССР N 11, СНК СССР N 504 от 13.07.1931
  182. Постановление СНК СССР от 21.06.1931 N 476
  183. Постановление СНК СССР от 08.06.1931 N 33
  184. Постановление СНК РСФСР от 18.11.1930
  185. Постановление ЦИК СССР N 43, СНК СССР N 308 от 14.08.1930
  186. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930
  187. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928
  188. Постановление СНК РСФСР от 16.08.1928
  189. Постановление СНК РСФСР от 08.08.1928
  190. Постановление СНК РСФСР от 23.07.1927
  191. Постановление НКТ СССР от 18.07.1927 N 182
  192. Постановление СНК РСФСР от 25.06.1927
  193. Постановление СНК РСФСР от 02.04.1927
  194. Постановление СНК РСФСР от 23.02.1927
  195. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1926
  196. Декрет СНК РСФСР от 23.11.1926
  197. Постановление СНК СССР от 14.06.1926
  198. Декрет СНК РСФСР от 27.09.1926
  199. Декрет СНК РСФСР от 24.09.1926
  200. Декрет СНК РСФСР от 15.09.1926

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика