Реклама от ассоциации:


"Медицинское право", 2009, N 4


АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ В РОССИИ


В статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы российского законодательства в области трансплантологии: принятая концепция неиспрошенного согласия, закрепленная в ст. 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека", понятие биологической смерти, которая дает право на изъятие органов. В Законе нет точной формулировки понятия "смерть". Купля-продажа органов и (или) тканей человека влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за такие деяния. Актуальность статьи связана с тем, что необходимо усовершенствовать законодательство. На сегодняшний день трансплантология развивается быстро, а законы не отвечают современным требованиям, и все это создает определенные пробелы в российском законодательстве.

На сегодняшний день мы можем с уверенностью говорить о том, что уровень развития современной науки позволяет врачам проводить сложнейшие операции в области трансплантологии. Трансплантация представляет собой медицинскую операцию по пересадке отдельных органов или тканей от одного человека (донора) другому, нуждающемуся в них. Перечень органов человека - объектов трансплантации утвержден Законом РФ от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <*>, а также Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2001 г.; в него входят: сердце, легкое, комплекс сердце - легкое, печень, почка, поджелудочная железа с двенадцатиперстной кишкой, селезенка, эндокринные железы <**>.

--------------------------------

<*> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (второй абзац преамбулы был дополнен). См.: Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ // Справочная правовая система "Гарант".

<**> Приказ Минздрава России и Российской академии наук от 13 декабря 2001 г. N 448/106 "Об утверждении Перечня органов человека - объектов трансплантации и Перечня учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов" (в ред. от 16 мая 2005 г.).


На первый взгляд складывается впечатление, что эта тема исключительно медицинская, но хочу отметить, что современные достижения медицинской науки и активное вмешательство врачей в жизнедеятельность организма нуждаются в правовом регулировании и исследовании как юристами, так и медиками.

Большой вопрос вызывает принятая концепция неиспрошенного согласия <*>. Как я уже отмечала, в 1992 г. законодательство России было приведено в соответствие с принципами защиты прав и достоинства человека в сфере медицины, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводится к признанию этого права по аналогии права человека распоряжаться своей собственностью после смерти. Согласно ст. 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" забор и использование органов из трупа осуществляются, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого или если возражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие. Из этого можно сделать вывод, что любой физически здоровый россиянин в случае тяжелой травмы, несовместимой с жизнью, может стать донором органов. Для этого ни согласия самого человека, ни согласия его родственников не требуется. Принимается во внимание лишь явно выраженное при жизни нежелание или прямой запрет его родных на изъятие. В Законе также ничего не сказано о том, что врачам необходимо найти родственников, чтобы спросить их согласие. В случае изъятия органов счет идет на минуты. Отсюда вытекает следующая проблема, когда родные доноров крайне возмущаются, узнав об изъятии органов. В данном случае нужно отметить, что важнейшим условием для реализации права человека или его родственников на отказ от изъятия органов является полная информированность населения о сути этого права и о механизмах фиксации своего отказа. Однако на сегодняшний день большинство населения не знает, что по Закону "О трансплантологии" все россияне согласны быть донорами, и врач не обязан спрашивать согласия у родственников умершего. Большинство населения не знает механизм оформления прижизненного отказа. Специалист по биоэтике П.Д.Тищенко отмечает то обстоятельство, что механизм отказа разъяснен лишь в ведомственной инструкции Министерства здравоохранения, что является существенным нарушением прав граждан <**>. Данная модель фактически нарушает принцип добровольного информированного согласия, не создает условий для соблюдения права личности на определение судьбы своего физического тела. По мнению профессора А.В.Недоступа, при ныне существующем принципе и "нашем буйном криминалитете" никто не может дать гарантии безопасности человеку.

--------------------------------

<*> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (ст. 8).

<**> Юдин Б.Г., Тищенко П.Д. Введение в биоэтику. М., 1998.


Далее необходимо затронуть следующую проблему - понятие биологической смерти <1>, которая дает право на изъятие органов. В Законе о трансплантации нет исчерпывающе точной формулировки понятия "смерть". В одном случае речь идет о биологической смерти, в другом - о смерти мозга <2>. Даже через два часа после смерти человека отдельные клетки его сердца продолжают сокращаться, издавать импульс, который отразится на электрокардиограмме. Это так и называется - ритм умирающего сердца. Человек, не имеющий медицинской подготовки, может предположить, что больной еще жив. Но это процесс необратимый. Если строго следовать тому, что предписывает Закон, надо дождаться, чтобы и эти импульсы прекратились. Но тогда уже и органы будет изъять невозможно - они умрут, как и все тело <3>. Нужно отметить, что необходимо усовершенствовать механизм констатации смерти, который на сегодняшний день передан полностью в ведение врачей. Методика констатации смерти мозга регламентирована Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N 460, утверждающим Инструкцию по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Это создает определенные пробелы в Законе, которые напрямую связаны с квалификацией преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации. Например, убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. "ж" ч. 2 ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. "ж" ч. 2 ст. 127.1. УК РФ <4>).

--------------------------------

<1> Представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Биологическая смерть.

<2> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 (ст. 9 "Определение момента смерти").

<3> Батенева Т. Все на продажу // URL: www.inauka.ru/mifs/article36568.

<4> Статья введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".


Еще в 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 г. 44-я сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам руководствоваться ими при выработке политики в данной области.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" последние не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом же Законе в ст. 15 устанавливается запрет медицинским учреждениям, которые вправе проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей на их продажу. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за подобного рода деяния. Конечно, при желании можно было бы использовать ст. 175 УК РФ "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем". Но, во-первых, органы и ткани человека вряд ли подпадают под термин "имущество"; во-вторых, при подобной квалификации из круга преступлений будут выпадать случаи купли-продажи законно добытых анатомических сегментов тела человека (что недопустимо); и, в-третьих, в настоящее время к предметам преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, не относятся радиоактивные материалы, оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества, наркотические средства, незаконный оборот которых наказывается по ст.ст. 220, 222, 228, 234 УК РФ. Это связано с тем, что данные предметы относятся к категории ограниченных в гражданском обороте или изъятых из него. Представляется, что органы и ткани человека также относятся к таким предметам, и, следовательно, общественные отношения в сфере их оборота должны иметь специальное уголовно-правовое регулирование. Поэтому логично было бы дополнить действующий УК РФ статьей "Незаконный оборот органов и тканей человека". При этом диспозицию данной статьи можно было бы сформулировать так: "Незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, сбыт органов или тканей человека, а равно реклама данных действий <*>".

--------------------------------

<*> Тихонова С.С. Указ. соч. С. 128.


Соблюдение очередности согласно листу ожидания приобретает повышенную актуальность в связи с растущим расслоением населения по уровню доходов и, соответственно, по уровню доступности медицинской помощи. Необходимо при разработке нормативных актов предусмотреть потенциально равные возможности для операций по пересадке трансплантатов вне зависимости от материального благосостояния пациента. Это может считаться отличительной особенностью трансплантации органов и тканей от других медицинских мероприятий. "В свете принципов справедливого и равноправного распределения органов - трансплантатов следует обеспечить их доступность для пациентов только по медицинским показаниям, а не по финансовым и прочим соображениям" <*> - один из руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения о трансплантации человеческих органов свидетельствует о важности данной проблемы. Существующая сейчас практика лечения так называемых коммерческих больных, когда последние, путем внесения денежных сумм за предоставление медицинских услуг в виде трансплантации, получают необходимый трансплантат, минуя официальную очередность, не должна быть распространена. По всей видимости, резонно выглядят аргументы в защиту частичной коммерциализации трансплантологии, мотивируя такой подход последующей возможностью безвозмездного лечения других, не имеющих возможности оплатить трансплантацию больных. Однако повсеместное внедрение такой практики в перспективе может подорвать доверие к провозглашаемым принципам гуманности и одинаковой доступности квалифицированной медицинской помощи для всех <**>.

--------------------------------

<*> Трансплантология: Руководство / Под ред. акад. В.И.Шумакова. М., 1995. С. 11.

<**> Сальников В.П., Стеценко С.Г. Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека: Научное издание. Серия: "Право и медицина". СПб.: Фонд "Университет", 2000.


Создание общефедеральной системы донорских органов типа трансплантационной системы "Евротрансплант" облегчило бы проблему дефицита органов. Данная система возникла в 1967 г., когда многие трансплантологи Европы пришли к выводу, что подбор пар донора и реципиента с наилучшей гистосовместимостью может быть осуществлен быстро и точно при наличии большого пула реципиентов, ожидающих трансплантацию почки, находясь на лечении диализом и зарегистрированных в специальном листе ожидания <*>. Очевидно, что при комплексном подходе (в том числе с использованием международных банков) в решении задач поиска и подбора необходимых донорских органов успешный исход трансплантации более очевиден. Реальная картина с подбором подходящих донорских органов выглядит по медицинским канонам не как механический выбор, а как сложная, многоступенчатая система.

--------------------------------

<*> Цит. по: Юдин А.А., Савицкая А.П., Кузнецова Л.А. Организационные аспекты системы "Евротрансплант" // Вопросы трансплантологии и искусственных органов. М., 1989. С. 8.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наше общество еще не готово принимать такие решения. Ведь мы, пока живем, не задумываемся о том, что кому-то может понадобиться почка или печень. Во многих европейских странах эту проблему давно уже во многом решили при активном участии телевидения и печатных изданий. В дорожно-транспортных авариях каждый год в России погибают десятки тысяч людей, часть из них - потенциальные доноры. И в то же время существует большое количество заболеваний, которые могут быть излечены единственным путем: с помощью трансплантации органов. И если предположить, что в будущем появится такая служба, скажем, на территории Российской Федерации и стран СНГ, это позволило бы спасти значительное количество жизней людей, мучительно ждущих донорский орган на нескончаемых листах ожидания и умирающих, так и не дождавшись. На сегодняшний день за создание такой службы борются только сами трансплантологи и их пациенты.


Соискатель кафедры

международного и европейского права

Казанского государственного

университета им. В.И.Ульянова-Ленина

Г.Р.ГАЛЕЕВА

Подписано в печать

17.08.2009


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: брус стоимость работ по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Актуальные правовые проблемы современной трансплантологии в России
Скачать: Статья. Актуальные правовые проблемы современной трансплантологии в России
Наши предложения:
  1. Статья. Добровольная подмена
  2. Статья. Классификация врачебных преступлений в законодательстве различных стран
  3. Статья. Проблемы эффективности форм защиты прав потребителей лекарственных средств (на примере Республики Татарстан)
  4. Статья. Правовые вопросы содержания учредительных документов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
  5. Статья. Актуальные правовые проблемы современной трансплантологии в России
  6. Статья. Обеспечение прав пациентов при проведении медико-психологической реабилитации ветеранов войн
  7. Статья. Россия нуждается в глобальной реформе медицины
  8. Статья. Влияние эмоциональных состояний на криминальную агрессию женщин
  9. Статья. Дисквалификация как мера юридической ответственности фармацевтического работника
  10. Статья. Об уголовно-правовой защите человеческого плода в процессе внутриутробного развития и родов
  11. Вопрос: Согласно административному кодексу, если доказано, что невозможно соблюсти норму закона, то наказание не назначают (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). В ходе проверки установлено, что в аптеке не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных средств (отсутствуют 8 препаратов), что является грубым нарушением лицензии, и влечет
  12. Статья. Во всю ширь полномочий Росздравнадзор пойдет на борьбу с фальсификатом
  13. Статья. Расплата за грехи
  14. Статья. Конкуренцию восстановили законными мерами
  15. Письмо Росздравнадзора от 03.07.2009 N 01И-375/09
  16. Статья. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников в Российской Федерации
  17. Статья. Юридический статус эмбриона в международном праве (правоприменительная практика)
  18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2009 N 377
  19. Статья. Сергей Колесников: право первой ночи ушло к исполнительной власти
  20. Статья. Пациент всегда прав
  21. Статья. Страхование ответственности врачей как система противоречий и конфликтов интересов
  22. Статья. Добросовестное заблуждение
  23. Статья. Тюрьма - палата. Дело подольских фармацевтов не завершилось после суда
  24. Вопрос: Какой орган и на каком основании решает, на кого следует наложить штраф: на юридическое или на должностное лицо? И на кого из должностных лиц: заведующего отделом, заведующую аптекой или директора сети?
  25. Вопрос: Является ли фармацевт аптеки, занимающий определенную должность, обязанности которого закреплены в должностной инструкции, должностным лицом с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях?
  26. Статья. Перепутаницы не вышло. Иск Росздравнадзора к Сотексу отклонен
  27. Вопрос: В ходе местных проверок Росздравнадзором наше предприятие было оштрафовано за то, что работник первого стола отпустила рецептурный препарат без рецепта врача. Штраф был наложен на юридическое лицо, т.е. предприятие. У нас вопрос: почему штрафные санкции выписаны сразу на юр. лицо, а не на физическое? Ведь свои
  28. Вопрос: Организация А имеет лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами. Организация Б имеет лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами. Вопрос: могут ли организации А и Б заключить между собой посреднический договор (договор комиссии, агентский договор) на закуп товара, по которому организация Б
  29. Статья. Если фармспециалист - иностранец (окончание)
  30. Статья. Организационно-правовые проблемы, связанные с соблюдением врачебной тайны в пенитенциарном учреждении
  31. Статья. Судебно-медицинская экспертиза по делам о врачебных преступлениях
  32. Письмо Росздравнадзора от 18.03.2009 N 01И-132/09
  33. Письмо Росздравнадзора от 18.03.2009 N 01И-131/09
  34. Статья. Ответственность предложено ужесточить
  35. Статья. Инициатива наказания
  36. Вопрос: Врач клинической лабораторной диагностики проводит медицинское освидетельствование на факт употребления наркотических средств по направлению госнаркоконтроля. Выдает результаты, которые дальше идут в суд. Требуется ли этому врачу какой либо документ, кроме сертификата специалиста, чтобы эти результаты анализов в суде
  37. Вопрос: Поясните порядок учета и уничтожения специальных рецептурных бланков не верно заполненных врачами в ЛПУ. Необходимо ли включать в комиссию по уничтожению специальных рецептурных бланков представителей ФСНК и органов окружающей среды?
  38. Статья. Юридическая ответственность сотрудников аптечных организаций за нарушения в сфере обращения ЛС
  39. Письмо Росздравнадзора от 13.01.2009 N 01И-5/09
  40. Письмо Росздравнадзора от 13.01.2009 N 01И-4/09
  41. Письмо Росздравнадзора от 13.01.2009 N 01И-3/09
  42. Статья. Сильнодействующее законодательство (окончание)
  43. Статья. О необходимости передачи сети бюро судебно-медицинских экспертиз под ведомство Росздравнадзора
  44. Статья. Медицинская тайна в законодательстве Украины: проблемы уголовно-правовой охраны
  45. Статья. К вопросу об административной ответственности, обусловленной безлицензионной медицинской деятельностью
  46. Статья. Автомобильные аптечки зависли в судебной невесомости
  47. Статья. С точностью на оборот. Фармкомпании призвали сплотиться с государством в борьбе с фальсификатом
  48. Статья. О декриминализации фармацевтического рынка
  49. Статья. Правовые и организационные аспекты охраны служебной, коммерческой и врачебной тайны в лечебно-профилактическом учреждении
  50. Приказ Росздравнадзора от 24.10.2008 N 8433-Пр/08
  51. Приказ Росздравнадзора от 18.09.2006 N 2070-Пр/06
  52. Статья. Нужен ли государственный контроль за реактивами двойного назначения?
  53. Приказ Росздравнадзора от 29.09.2008 N 7740-Пр/08
  54. Статья. Лекарственное пиратство в России: пути решения задач
  55. Статья. Оценки за знания, а не за деньги
  56. Вопрос: Посоветуйте как поступить в такой ситуации. Моя коллега уволилась, и заведующая аптекой попросила меня поработать за нее, пока не найдут замену. Уже несколько месяцев я, по сути, работаю с двойной нагрузкой - выполняю свои и чужие обязанности (бесплатно!). Как это соотноситься с трудовым законодательством?
  57. Статья. Понятие и правовая природа медицинских услуг
  58. Статья. Права пациента на личную неприкосновенность и их исполнение в системе муниципальных лечебно-профилактических учреждений
  59. Статья. Уголовное дело врача Н.Ч.
  60. Статья. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников
  61. Статья. Медицинская тайна гражданина после его смерти
  62. Статья. Характеристика дефектов оказания медицинской помощи по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз
  63. Статья. Клонирование человека как правовая категория
  64. Статья. О методике экспертного анализа неблагоприятных исходов лечения, обусловленных закономерным развитием заболеваний
  65. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.08.2008 N 646
  66. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.02.2008 N 119
  67. Вопрос: В аптеке наркоконтроль сделал контрольный закуп БАД Вечная молодость. А за 2 недели нам пришло письмо с Роспотребнадзора как информационное, где перечислялся перечень добавок Китайского производства и говорилось о том, что были случаи выявления в них сильнодействующего вещества сибутрамина. Мы, прочитав это письмо,
  68. Статья. Картельный приговор. ФАС готовится к борьбе с антиконкурентными соглашениями
  69. Приказ Росздравнадзора от 11.08.2008 N 6460-Пр/08
  70. Статья. Как защитить рынок от фальсифицированных лекарств
  71. Статья. Борьба с фальсифицированными лекарственными средствами
  72. Письмо Росздравнадзора от 31.07.2008 N 01И-484/08
  73. Статья. Две стратегии информирования пациента и получения добровольного согласия при осуществлении медицинского вмешательства
  74. Статья Как создать систему
  75. Вопрос: На организацию был наложен штраф за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, выразившегося в пропуске срока платы за загрязнение окружающей природной среды, в размере 100 000 руб. Какой код бюджетной классификации РФ следует указать в платежном поручении на уплату указанного штрафа в
  76. Вопрос: На руководителя организации наложен штраф за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в незаконном хранении психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен. Какой код бюджетной классификации следует применить в данном
  77. Статья. Тайное становится явным... и наказуемым
  78. Статья. Если в аптеке произошла кража
  79. Статья. Обнаружен фальсификат. Как действовать?
  80. Статья. Добровольное медицинское страхование и право личности на врачебную тайну
  81. Статья. Проблема эвтаназии: с позиции за и против
  82. Статья. Влияние трансплантологии на развитие уголовного законодательства Российской Федерации
  83. Статья. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы
  84. Статья. Основные черты конфликта, возникающего при оказании медицинских услуг
  85. Статья. Юридические аспекты деятельности по распространению лекарственных средств
  86. Статья. О правоотношениях, возникающих при применении принудительных мер медицинского характера
  87. Статья. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства о проведении искусственного прерывания беременности
  88. Статья. Медико-правовая оценка рубцов кожи как показатель ненадлежащего ведения медицинской документации
  89. Статья. Последствия врачебных ошибок при ненадлежащем оказании стоматологической помощи
  90. Статья. Правовое регулирование реализации БАД
  91. Статья. Рынок лекарств выстроят по правопорядку
  92. Вопрос: В учреждении здравоохранения выявлено хищение по подложным документам денежных средств районного бюджета (бюджетная деятельность). Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет
  93. Статья. С фармрынка хотят спороть фальшивки
  94. Статья. Законы путаны и противоречивы? - Ответственных нет!
  95. Статья. Административная ответственность за нарушение законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов
  96. Статья. В Воронежской области выявили лжефармацевта
  97. Вопрос: Можно ли закупать, хранить, реализовывать населению лекарственные средства Редуксин (Сибутрамин), в аптечных учреждениях при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно списков ПККН? Является ли уголовным нарушением по статье 234 УК РФ
  98. Статья. Ответственность за неоказание помощи не отменяется!
  99. О порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их
  100. О порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников
  101. О порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
  102. О порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению
  103. Статья. Соблюдение прав пациента как критерий правовой грамотности медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений
  104. Статья. Юридическая оценка этического поведения врача
  105. Статья. Критерии повышенной опасности при осуществлении медицинской деятельности
  106. Статья. Росздравнадзор ухватился за острые вопросы отрасли
  107. Статья. Платить придется по письму
  108. Статья. Перед природоохранным законодательством все равны
  109. Вопрос: Какие санкции могут применяться контролирующими органами к аптеке, которая в настоящее время реализует сильнодействующий препарат Меридиа по рецепту, но при отсутствии лицензии на право розничной торговли сильнодействующими? Ведь в ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности наличие такой деятельности не
  110. Статья. Гражданско-правовая ответственность лечебных учреждений за вред, причиненный несовершеннолетним пациентом
  111. Вопрос: Прокуратурой 17 января 2008 года было возбуждено дело об административном правонарушении по следующим основаниям: В декабре 2007 года прокуратурой и Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора была проведена совместная проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при реализации
  112. Вопрос: В ходе проверки аптеки представителями Росздравнадзора было выявлено нарушение условий хранения ряда лекарственных средств в отделе готовых лекарственных форм: препараты, требующие условий хранения не выше +25, хранились при температуре +27. В результате был составлен протокол об административном правонарушении.
  113. Статья. Равнение на право!
  114. Статья. Страхование врачебных рисков: нужен закон
  115. Статья. Проблемы информированности и получения добровольного согласия при осуществлении медицинского вмешательства пациентам из уязвимых групп населения
  116. Статья. Отпускные - без изъятий!
  117. Статья. Проблема определения правового статуса эмбриона в международном и российском праве
  118. Статья. О комплексе мер по обеспечению врачебной тайны
  119. Статья. Проблемы уголовно-правовой охраны медицинской тайны
  120. Статья. Проблемы реализации права пациента на информированное добровольное согласие при медицинском вмешательстве
  121. Вопрос: При проверке оптовой фармкомпании территориальным Управлением Росздравнадзора был выявлен факт не уничтожения лекарственного препарата, признанного фальсифицированным Росздравнадзором (г. Москва) (есть соответствующее Письмо Росздравнадзора о признании ЛС фальсифицированным, необходимости его изъятия из
  122. Статья. Борцов с фальсификатом не поддержали в Госдуме
  123. Вопрос: Если при проверке формирования цен в аптеке будут обнаружены нарушения, а именно завышение торговой надбавки выше максимально разрешенной нормативными актами, какая ответственность грозит юридическому лицу (предприятию), руководителю предприятия и должностному лицу (специалисту, ответственному за ценообразование
  124. Приказ Роспотребнадзора от 11.12.2007 N 360
  125. Статья. Опасная тенденция
  126. Статья. Депутаты берут свои фамилии обратно
  127. Статья. Росздравнадзор обратился к врачам. Ведомство намерено усилить контроль деятельности ЛПУ
  128. Статья. Законные требования
  129. Статья. Закон определяет и жестко регулирует
  130. Статья. В интересах пациента
  131. Статья. ДЛО попало под прокурорский надзор
  132. Статья. Фальсифицированные ЛС: МВД информирует
  133. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658
  134. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 656
  135. Статья. Принцип ЕГАИС хотят опробовать на фармрынке
  136. Письмо Роспотребнадзора от 02.10.2007 N 0100/9924-07-32
  137. Статья. Следственно-судебная практика по делам о врачебных преступлениях
  138. Статья. Проблемы уголовно-правовой охраны медицинской тайны (сообщение 1)
  139. Статья. Менеджмент качества медицинской помощи: классификация дефектов оказания акушерско-гинекологической медицинской помощи
  140. Письмо Роспотребнадзора от 17.09.2007 N 0100/9469-07-32
  141. Статья. Росздравнадзор о ситуации с подделкой лекарственных средств. Пресс-релиз
  142. Статья. БАД: продвижение и ответственность
  143. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 03.08.2007 N 32-16-13530
  144. Письмо Роспотребнадзора от 25.07.2007 N 0100/7470-07-32
  145. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2007 N 487
  146. Статья. За фиктивные медосмотры отправляют под суд
  147. Статья. Как защитить права пациента? (окончание)
  148. Статья. Материальная ответственность работника аптеки
  149. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007 N 483-О-О
  150. Статья. Права пациента и способы их защиты (начало)
  151. Статья. Грядет эра медицинского права
  152. Статья. Административная и уголовная ответственность аптеки (окончание)
  153. Статья. Административная и уголовная ответственность аптеки (начало)
  154. Вопрос: Я владею сетью аптечных пунктов, зарегистрированных как ПБОЮЛ. На 4 аптечных пункта я получила лицензию в марте 2004 г. (сроком до 03.2009), на один - 06.05 до 06.2010. При внеплановой проверке представители Росздравнадзора, сославшись на п. 4ж Постановления Правительства РФ 416 от 06.07.06, заявили, что я не имею права
  155. Статья. Этико-правовая культура врача как фактор качества медицинской помощи
  156. Вопрос: Аптечный пункт имеет лицензию на розничную реализацию лекарственных средств. Занимается фасовкой таблеток (Но-шпу из 100 таблеток фасуют по 10). Является ли фасовка технологической операцией процесса изготовления? Занимается ли аптечный пункт деятельностью без лицензии? Какое наказание понесет в данном случае
  157. Статья. О совершенствовании законодательства
  158. Статья. Аптеку проверяют сотрудники милиции
  159. Статья. Методика расследования врачебных преступлений против жизни и здоровья пациентов
  160. Статья. Ранняя неонатальная смерть: уроки одного гражданского дела
  161. Статья. Актуальные вопросы правовой оценки и расследования преступлений, связанных с дефектами оказания медицинской помощи
  162. Статья. Биоэтика - нетрадиционный источник медицинского права
  163. Статья. Имеет ли глава государства право на медицинскую тайну?
  164. Статья. Правовое регулирование отношений установления отцовства и материнства при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий
  165. Статья. Правовое регулирование суррогатного материнства
  166. Статья. Проверка: инструкция по выживанию
  167. Статья. Ответственность в сфере декларирования лекарственных средств
  168. Статья. Административная ответственность руководителей аптечных организаций в сфере лицензионной деятельности
  169. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2007 N 62
  170. Статья. Административная ответственность за нарушения условий хранения ЛС
  171. Статья. Врачебная тайна: гарантии сохранения и ответственность за нарушение
  172. Статья. Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций: проверки органами милиции (продолжение)
  173. Приказ Росздравнадзора от 12.12.2006 N 2733-Пр/06
  174. Статья. Какое законодательство заслуживаем, такое и имеем
  175. Статья. Ответственность за фальсификацию ужесточится
  176. Вопрос: Обращение ОТС-препарата на российском рынке сопровождается лишь одним видом инструкции по применению - для специалистов. Имеет ли право потребитель, купивший средство без назначения врача и пострадавший в результате нерационального применения этого лекарственного средства, потребовать возмещения ущерба от
  177. Вопрос: За грубые нарушения условий медицинской деятельности, предусмотренных лицензией, организация привлечена к административной ответственности. Ее работа приостановлена на 70 дней. Как за этот период рассчитываться с медицинским персоналом, не работающим в это время, и сотрудниками административного отдела (работают по
  178. Вопрос: В связи с вступлением в силу ст. 6 Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ были внесены изменения в п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах. Насколько значительны эти изменения?
  179. Статья. Учреждение может покупать медтехнику без конкурса
  180. Статья. Убытки от предоставления льгот медработникам
  181. Статья. Фонду не удалось взыскать ущерб с больницы
  182. Статья. Закон о правах и ответственности пациента - надежная защита от противоправных посягательств
  183. Статья. К вопросу о юридической ответственности медицинских работников
  184. Статья. Объем и принципиальное содержание права на здоровье в международных нормативно-правовых актах
  185. Статья. Био-медицинское право России
  186. Статья. Фармацевтический рынок: взгляд в будущее
  187. Статья. Фальсификат: свобода по понятиям
  188. Вопрос: Каковы особенности уголовной ответственности должностных лиц в сфере здравоохранения?
  189. Вопрос: Каковы особенности письменного оформления согласия на медицинское вмешательство или отказа от него несовершеннолетних, не достигших 15 лет?
  190. Вопрос: Существует ли перечень обстоятельств, исключающие преступность деяния в сфере профессиональной медицинской деятельности, которые могли бы служить основаниями для освобождения от уголовной ответственности медицинских работников?
  191. Вопрос: Могут ли быть применены какие-либо наказания к аптечной организации, если материалы, содержащие рекламную информацию о рецептурных препаратах и, соответственно, адресованные исключительно специалистам, находятся в ней в зоне зрительного доступа для покупателей?
  192. Статья. Консультация в месте продаж: что можно, что нельзя?
  193. Приказ Росздравнадзора от 01.09.2006 N 1951-Пр/06
  194. Статья. Соблюдает ли аптека Закон о защите прав потребителей?
  195. Статья. Новое положение о лицензировании
  196. Статья. Фармконсультация
  197. Статья. Лицензирование: игра по новым правилам
  198. Статья. Функции обязательств вследствие причинения вреда здоровью или жизни пациента
  199. Статья. Нормативно-правовая база страхования профессиональной ответственности медицинских работников в современных условиях
  200. Статья. Проблемы правового регулирования применения методов вспомогательных репродуктивных технологий

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
моб. тел.: +7-(921)-700-12-33
Яндекс.Метрика