Print E-mail
There are no translations available

Практика третейского разбирательства в регионах России

 

Буква закона - самый цивилизованный суд

Как мы уже рассказывали в газете «Правосознание», в Челябинске начал работу третейский суд в Челябинском региональном некоммерческом партнерстве «Правовая помощь». Сегодня мы беседуем с председателем этого третейского суда, доктором юридических наук Андреем АРЯМОВЫМ. Сущность третейского суда: стороны договариваются о разрешении их спора третьей стороной, которой обе доверяют. Более 80% всех хозяйственных споров в США разрешаются в форме альтернативных методов их решения (в том числе – третейскими судами).

-Расскажите, почему в последнее время возрастает интерес к третейскому судопроизводству?
-Большой популярностью в последнее время в государствах с развитой правовой системой пользуются так называемые «Альтернативные методы решения споров» (АМРС). Одним из них являются третейские суды, которые действуют и в нашей стране. Они позволяют «разгрузить» государственные суды и снизить судебные расходы сторон. Альтернативные методы решения споров оказались настолько эффективными на практике, что государственные органы во многих случаях официально рекомендуют их использование. Третейский суд – более гибкий и приспосабливаемый к потребностям сторон, чем гражданский и арбитражный судебный процесс.

- Сколько на сегодняшний день действует третейских судов в Челябинской области?
- Существуют как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды, созданные для решения конкретного спора. Последних может быть настолько много, что представляется сложным вести какой-либо учет их количества. Постоянно действующих третейских судов в Челябинской области официально три-четыре. В качестве сравнения возьмем наших соседей свердловчан. Там на сегодняшний день существует более двадцати активно действующих третейских судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды уже не мыслят без них своей деятельности. Это существенная разгрузка российской судебной системы.

- Третейские суды появились в России давно?
- Третейские суды появились намного раньше, чем государственные суды: они ведут свое начало от так называемых судов общин, которые возникли еще в период становления Киевской Руси. Реальный всплеск развития третейских судов связан с реформами XIX века. Более того, сейчас многие забыли о том, что термином арбитраж изначально обозначался именно третейский суд. После того, как в 30-е годы государство взяло его под свой контроль, арбитраж так и остался в системе государственного судопроизводства. Поэтому у третейских судов сегодня очень много общего с арбитражным производством. Третейский суд - это суд, максимально приближенный к народу.

- Чем отличается третейский суд от обычных государственных судов?
- Прежде всего, третейское судопроизводство предполагает рассмотрение дела в споре между сторонами, которые уже о чем-то договорились, то есть сделали шаг навстречу друг другу и подписали третейское соглашение. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда конфликт не антагонистичен. Как следствие, третейское судопроизводство – это цивилизованное решение спора между цивилизованными людьми.

- А кто назначает третейского судью в каждом конкретном споре?
- Третейское судопроизводство предполагает, что стороны, заключая третейское соглашение, сами определяют состав судей. Если подается исковое заявление в арбитражный суд, сторона не знает, к кому попадет дело, а судьи бывают разные.В нашем случае, стороны лишены такой неопределенности. Поскольку они заранее договариваются об этом, в дальнейшем вопросов об отводах, недоверии суду практически не ставится.

- Если говорить о финансовой стороне дела, куда выгодней обращаться спорщикам: в третейский суд или государственный?
- Могу сказать, что во многих судах Москвы и Санкт-Петербурга третейское разбирательство финансово емкое для сторон. Я исповедую принцип, что по затратной части третейское судопроизводство не должно отличаться от арбитражного судопроизводства и судов общей юрисдикции. Поэтому наши ставки абсолютно тождественны ставкам государственной пошлины. Обращаясь в третейский суд, стороны абсолютно ни в чем не проигрывают.

- Как вы считаете, уровень правовой культуры бизнеса за последние годы вырос?
- Уровень юридической грамотности растет количественно, но не качественно. Люди наконец-то поняли, что за решением споров не обязательно ехать к бандитам на поклон или искать милицейскую крышу, а достаточно обратиться в суд и разрешить конфликт в цивилизованном порядке. Но то, как вести себя в судах, что определяет меру допустимого поведения, они еще не поняли. Поэтому в классических государственных судах при разрешении гражданских споров царит такой накал страстей, неэтичные формы поведения сторон, что иной раз просто диву даешься. Я надеюсь, что с ростом качественного правосознания ситуация начнет меняться, и люди, в частности, обратят свое внимание на третейское судопроизводство, как наиболее цивилизованный способ решения споров.

Преимущества третейского судопроизводства
(по сравнению с классической судебной системой):

- его договорный характер позволяет сторонам выбирать лиц, которые будут отправлять правосудие, учитывая их профессиональные навыки и независимость в суждениях;
- стороны заранее могут установить пределы ответственности и формы ее взыскания;
- третейское судопроизводство изначально основано на договоренности сторон, поэтому намного вероятнее достижение мирового соглашения и добровольное исполнение судебного решения;
- оперативность третейского разбирательства (лишь одна инстанция);
- решения третейского суда вступают в силу немедленно, что обуславливает дешевизну процесса (третейский сбор за одну инстанцию вместо госпошлины за четыре);
- третейские суды просто обречены на компетентность, профессионализм, независимость и беспристрастность (даже малейшее сомнение в этих качествах повлечет «безработицу» конкретного третейского суда или судьи - к ним просто не будут обращаться);
- будучи негосударственным образованием, третейский суд более независим, чем суд традиционный, который является частью государственного механизма;
- третейское судопроизводство не отягчает государственный бюджет, оно финансово выгодно для государства, т.к. осуществляется за счет средств спорящих сторон.