Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Хозяйственная деятельность » Промышленность » Статья. GMP: мировая практика и российская реальность


"Фармацевтическое обозрение", 2002, N 10


GMP: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Согласно Федеральному закону РФ "О лекарственных средствах" (ст. 13, п. 1) производство лекарственных средств определяется как "серийное получение лекарственных средств в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств..." (то есть в соответствии с правилами GMP). Следовательно, закон - уже на уровне дефиниций, а не только требований - не признает существования фармацевтического производства, если оно не отвечает правилам GMP.

Вместе с тем внедрение Правил GMP в России осуществляется не только исходя из требований законодательства, но отражает объективную тенденцию развития отрасли, необходимость ее модернизации и интеграции в мировую экономику. Внедрение Правил отвечает интересам как потребителей, так и производителей. В России, как и в любой другой стране, переход отрасли на стандарты GMP осуществляется в целях:

- сокращения брака;

- обеспечения соответствия всех свойств производимых препаратов, в т.ч. непроверяемых фармакопейными методами (стабильность, биодоступность и т.п.), условиям их одобрения, отраженным в регистрационных материалах;

- укрепления позиций на национальном рынке;

- усиления экспортного потенциала.


Следует особо подчеркнуть преимущества соблюдения Правил GMP для самих производителей:

- сокращается риск санкций за выпуск некачественной продукции;

- резко сокращаются затраты по отзывам и переработке дефектной продукции;

- повышается престиж предприятия в своей стране и за рубежом, что содействует укреплению позиции на рынке;

- резко возрастает экспортный потенциал;

- возрастает привлекательность предприятия для инвесторов, технических и экономических партнеров.


ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВИЛ GMP


Правила GMP - один из элементов постоянно развивающейся контрольно-разрешительной системы. Ее развитие определяется усложнением производства лекарств. С середины 1960-х до середины 1980-х годов в мировой лекарственной индустрии произошли фундаментальные изменения. Прежде всего производство медикаментов трансформировалось из подотрасли химической промышленности, основанной на органической химии и химической технологии, в самостоятельную отрасль по выпуску готовых к употреблению дозированных форм. Научно-методической базой этого производства стали уже не химия и технология, а фармацевтические и медицинские науки.

К середине 1980-х годов под "лекарством" окончательно стали понимать не традиционные микстуры и пилюли, приготовленные ex tempore в аптеке, и не субстанции, что было характерно для эпохи "чудесных лекарств", наступившей после Второй мировой войны, а дозированные формы заводского изготовления, т.н. "фармацевтические продукты". Соответственно фармацевтические продукты оказались в центре нормативной и регуляторной деятельности государственных органов. Лекарственные субстанции перестали считаться готовой продукцией и перешли в категорию сырья для производства дозированных препаратов.

Это изменение характера отрасли сопровождалось усилением фармацевтических аспектов контроля качества, т.е. параметров, относящихся к дозированным формам. Сюда следует отнести требования в отношении скорости и полноты высвобождения, а также однородности количественного содержания действующих веществ, микробной чистоты нестерильных препаратов, субвизуальных механических загрязнений в инъекционных формах. Ужесточились требования в отношении стабильности.

В этот же период с ростом объемов производства ГЛС стали учащаться потенциально опасные для потребителей случаи пересортицы этикеток, которые, по понятным причинам, не могут контролироваться путем анализа образцов готовой продукции. С учетом трудностей контроля важнейших параметров качества на базе фармакопейного анализа и невозможности контроля готовой продукции по таким показателям, как биодоступность, стабильность, правильность маркировки, преимущественное развитие в управлении качеством продукции получил профилактический и комплексный подход. Место "контроля качества" заняло его "обеспечение".

На практике это привело к усилению зарождавшегося в этот период нового регуляторного механизма - регистрации фармацевтических продуктов и к появлению концепции GMP. Одновременно фармакопеи утратили статус единственного или важнейшего инструмента управления качеством и превратились в часть общей системы обеспечения качества.


Существенные изменения произошли в структуре отрасли. После Второй мировой войны основной объем мирового производства медикаментов приходился на инновационные компании, осуществлявшие весь цикл: создание и разработку новых, защищенных патентами препаратов, синтез субстанций, изготовление из них готовых форм, сбыт последних под торговыми наименованиями при поддержке агрессивной рекламы. Для этой формы бизнеса характерны отсутствие ценовой конкуренции и высокая норма прибыли. По рентабельности она уступает лишь авиакосмической промышленности, производству ликеро-водочных и табачных изделий. В связи с этим производители фирменных лекарств, как правило, не стремятся ограничивать свои затраты на обеспечение качества.

В 1960-е годы появилась новая категория предприятий - производители т.н. дженериков, т.е. воспроизведенных препаратов. Новые участники фармацевтического рынка не располагали ни опытом, ни финансовыми возможностями инновационных фирм, поскольку рентабельность производства и сбыта дженериков, как правило, не превышает среднюю межотраслевую. Ценовая конкуренция стала для них основным оружием в борьбе за рынок, а следовательно, появилась вероятность попыток "экономить на качестве". В этих условиях Правила GMP, представляющие собой дополнительный к фармакопейному анализу метод обеспечения качества, появились как нельзя кстати, а потому оказались востребованными органами нормативного контроля лекарств в большинстве стран с рыночной экономикой.

Первые Правила GMP создавались в США инспекторами Администрации по пищевым и лекарственным продуктам на основе обобщенного опыта лидеров отрасли - богатых и передовых производителей фирменных препаратов. При разработке Правил также были использованы новые для того периода управленческие методы, такие, как системный анализ и исследования операций, хорошо зарекомендовавшие себя в оборонной промышленности. Эти Правила затем были использованы в качестве инструмента для принудительной передачи методологии обеспечения качества мелким и средним компаниям, в первую очередь - изготовителям дженериков. К моменту их официального введения (середина 60-х годов) лидеры отрасли уже имели примерно 20-летний опыт работы в соответствии с принципами, лежащим в основе Правил GMP.


ВНЕДРЕНИЕ GMP В СССР/РОССИИ


Первое знакомство советских специалистов с Правилами GMP приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Оно осуществлялось работниками Минздрава СССР, в основном путем изучения документов, и на этом этапе в них не было обнаружено ничего предосудительного. Затем ознакомление было продолжено представителями Минмедпрома во время посещения зарубежных фирм. При этом посещались самые передовые предприятия, как правило, принадлежавшие богатейшим транснациональным корпорациям. Как представляется, достижения последних в сфере GMP показались советским производственникам настолько впечатляющими, что они потеряли охоту "догонять и перегонять Америку", а потому к концепции GMP сложилось негативное отношение. Если бы изучался опыт средних компаний, более близких к отечественным заводам по опыту и финансовым возможностям, и если бы при этом использовались официальные тексты Правил GMP, возможно, эта концепция GMP в нашей стране была бы воспринята иначе.

В суверенной России из прошлых ошибок не было сделано надлежащих выводов. Негативное отношение к концепции GMP сохранилось у многих работников отрасли по сей день. Зарубежный опыт в данной области и сейчас не изучается; принимаемым мерам по внедрению Правил GMP по-прежнему недостает своевременности и последовательности.

В качестве причины запаздывания с внедрением Правил GMP в России официально признается только одна - недостаток финансовых средств. Между тем, как представляется, немалую роль играет и психологическая неготовность ведущих специалистов к переменам. В подтверждение можно процитировать итоговый доклад проекта Тасис, посвященный развитию фармацевтического сектора в России (1997 г.): "Сильное сопротивление переменам. Как признает руководство Российской Федерации и представители промышленности, многие существующие проблемы, с которыми сталкивается российский фармацевтический сектор, являются прямым результатом некоторых устоявшихся в Советском Союзе стереотипов и методов работы".

В стране отсутствует государственная система переподготовки кадров, не издано ни одного официального методического пособия по внедрению Правил GMP. Игнорируются методические рекомендации ВОЗ в области инспектирования; Минздрав не располагает ни одним инспектором, способным проверить соблюдение Правил GMP на предприятии.

Слабо используются международно-признанные и важнейшие национальные методические материалы по отдельным разделам Правил GMP, например, в отношении роли и функций "специалиста, ответственного за качество", функционирования контрольно-аналитических лабораторий, содержания лабораторных животных для нужд фармацевтического анализа, инспектирования предприятий отрасли, порядка обеспечения качества лекарственных субстанций (Drug Master File) и т.п. Сюда же можно отнести документы по статистическому контролю качества и др.

В результате, до сего времени в нормативно-правовую базу фармацевтического сектора не вошли ключевые термины и понятия концепции GMP:

- Фармацевтический продукт - ГЛС промышленного изготовления, выпущенный в характерном оформлении (упаковка, маркировка).

- Качество фармацевтического продукта в практическом плане - соответствие всем положениям регистрационного досье (в части прописи, условий производства, показателей качества, оформления и т.п.).

Обеспечение качества фармацевтического продукта - комплексный и профилактический подход к управлению качеством.


КОНЦЕПЦИЯ GMP СЕГОДНЯ


Концепция GMP не стоит на месте, а развивается вслед за модернизацией фармацевтического производства и совершенствованием деятельности национальных органов нормативного контроля лекарств в индустриальных странах. Хотя она с самого начала создавалась на основе комплексного подхода к обеспечению качества, в разные периоды уделялось особое внимание то одному элементу, то другому. Если в 1960-х и 1970-х годах в центре внимания были новые для того времени требования к зданиям и помещениям, то в 1980-е годы акцент переместился на подготовку кадров и разработку стандартных инструкций (SOP) для каждой технологической и вспомогательной операции. Затем наступила эпоха валидации.

С конца 1980-х годов в фармацевтическое производство стали внедряться системы качества. В следующем десятилетии усилилась связь Правил GMP с регистрацией препаратов и с другими звеньями общей системы обеспечения качества лекарств. Эта связь схематически отражена на рисунке, заимствованном из журнала, выпускаемого Итальянской фармакопейной комиссией - "ProPHARMACOPOEIA".


ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВ


В настоящее время основное внимание уделяется следующим элементам концепции GMP:

- соответствие всей технологической и контрольной документации на производстве содержанию регистрационного досье на каждый препарат;

- "принуждение", т.е. жесткий контроль со стороны государства за соблюдением Правил, предполагающий не только декларированное, но и фактическое применение санкций к предприятиям-нарушителям.

Приметой времени можно также считать внедрение строгих методических правил и этических требований в работу самих государственных органов нормативного контроля лекарств: прозрачности (гласности), систем качества, мер по предотвращению конфликта интересов у сотрудников, мер по сохранению конфиденциальности документации и т.п.

Появление на мировом рынке фальсифицированных лекарств позволило по-новому взглянуть на проблему GMP. Как известно, одной из разновидностей лекарственных подделок являются т.н. "качественные фальсификаты" - препараты, удовлетворяющие фармакопейным требованиям. Они относятся к подделкам потому, что изготовлены нелицензированными, подпольными предприятиями, в то время как на этикетках указаны широко известные производители. Большинство экспертов за рубежом считают этот вид продукции таким же опасным, как и другие типы контрафактных лекарств, поскольку их соответствие стандартам носит неустойчивый характер, иначе говоря, не гарантировано.

Лицензированные производители, не соблюдающие Правил GMP, в равной степени отечественные и зарубежные, сродни изготовителям "качественных подделок". Несмотря на то, что к ряду образцов или серий их продукции особых претензий нет, в любой момент можно ожидать осложнений с качеством, в том числе серьезных. Поскольку процессы не валидированы, существует риск неоднородности как внутри серий, так и между ними. В условиях неоднородности серий выборочный фармакопейный контроль ни на предприятии, ни в сети распределения ("сертификация") не может обеспечить надлежащий уровень качества.


КАК ЗАВЕРШИТЬ ПЕРЕХОД НА GMP


С декабря 1999 г. начала реализовываться программа по разъяснению принципов GMP и переориентации работников отрасли в сторону внедрения Правил GMP. За истекший период удалось преодолеть многочисленные мифы, сложившиеся вокруг понятия GMP, в частности следующие:

- GMP - это, в основном здания и оборудование, причем именно такие, какими располагают транснациональные корпорации;

- GMP - орудие конкуренции, ничего больше;

- GMP можно купить, были бы доллары;

- GMP нам не по карману, а потому и обсуждать его внедрение нет смысла;

- можно выпускать качественные лекарства без GMP.

Отдельные предприятия отрасти уже перешли на работу по правилам GMP и получили соответствующие удостоверения ("Химфармкомбинат Акрихин", ЗАО "Брынцалов А", "Нижфарм", опытное производство Кардиоцентра). Ряд производителей вплотную приблизились к этому. Однако в целом освоение ОСТа 510 идет медленно. По состоянию на конец октября 2002 г. из 600-800 предприятий отрасли:

представили отчетов о внедрении ОСТа - 256 (из них согласовано - 252);

представили планов по внедрению 260 (из них одобрено - 220);

представили текущих (полугодовых) отчетов о ходе внедрения - 111.

Для успешного завершения перехода к работе по Правилам GMP в России прежде всего требуется создание соответствующих условий на общегосударственном уровне. Необходимы, в частности:

- нормативно-правовая и методическая база контроля за соблюдением Правил GMP. Сюда входят: квалифицированный инспекторат, методические материалы по проведению обследований предприятий отрасли и законодательная основа для принятия мер к нарушителям;

- отвечающая современным требованиям система регистрации лекарственных препаратов (по разделу "Качество" регистрационного досье). В настоящее время ее введению препятствует помимо прочих факторов акцент на контроль готовой продукции в сети распределения;

- постоянно действующая государственная программа подготовки и повышения квалификации кадров по проблеме GMP. В этой работе целесообразно воспользоваться возможностями международного сотрудничества по линии ВОЗ, Евросоюза (программа Тасис), ассоциаций фармацевтической промышленности и на двухсторонней основе;

- активизация приостановленной работы по присоединению России к Схеме международного сотрудничества в области признания фармацевтических инспекций;

- функционирование предприятий отрасли в подлинном смысле в рыночной экономике. Это означает что предприятия, не располагающие в полной мере надлежащими условиями для производства лекарств (помещения, оборудование, кадры, сырье и т.п.), не должны их производить. С другой стороны - порядок ценообразования должен позволять успешно работающим предприятиям получать надлежащую прибыть, в том числе и для реинвестирования.

Сегодня внедрить Правила GMP на каком-либо предприятии означает создать на нем свою собственную систему обеспечения качества продукции, уникальную в части комбинации конкретных решений (проектировочных, строительных, инженерных, технологических, кадровых и т.п.), но базирующуюся на общих принципах и правилах, учитывающую мировой опыт.

Определенную помощь в этом плане могло бы оказать изучение и внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 в отношении систем качества.

Крайне важно также видеть различие между Правилами GMP и системой качества конкретного предприятия. Системы качества предприятий, в равной мере отвечающих Правилам GMP, могут существенно отличаться за счет:

- использования альтернативных методов реализации Правил (носящих гибкий характер);

- применения дополнительных мер профилактики ошибок и отклонений (поскольку GMP - минимальные требования).

О слабости существующего порядка сертификации фармацевтических производств говорит следующий эпизод. В выпуске газеты "Фармацевтический вестник" от 16 апреля этого года (N 14) в качестве иллюстрации к статье "GMP - путь к сотрудничеству" приведена фотокопия свидетельства о соответствии производства лекарственных средств ОАО "Химфармкомбината Акрихин" требованиям ОСТа 42-510-98 (GMP). Свидетельство выдано 27 февраля 2002 г. под N 1. Именно этот первый номер вызвал недоуменные вопросы читателей. Как же так? Едва ли не весь прошлый год по телевидению нас информировали о наличии сертификата GMP N 1 у ЗАО "Брынцалов А". Означает ли это, что тот сертификат отобрали? Вроде бы нет, поскольку сейчас, после перерыва, демонстрация этого ролика возобновлена. А если нет, то кто же все-таки первым получил заветную бумагу?

На первый взгляд, все объясняется очень просто. В прошлом году функция лицензирования фармацевтического производства, тесно связанная с оценкой его технического состояния и организации, была закреплена за Минздравом РФ. Соответственно, ЗАО "Брынцалов А" получило свой документ от Минздрава. В начале текущего года постановлением Правительства (N 135 от 11 февраля) функция лицензирования была передана другому ведомству - Минпромнауки. Это министерство продолжило выдачу удостоверений на предмет соответствия требованиям ОСТа 42-510-98 (GMP), но перешло на новый формат. Поскольку теперь выдаются уже не сертификаты, а свидетельства, регистрация последних начата с N 1.

В тексте статьи поясняется, что обследование было осуществлено комиссией Минпромнауки РФ и что положительное заключение этой комиссии было согласовано с Минздравом. По Закону о лекарствах 1998 г. контроль фармацевтического производства отнесен к компетенции Федерального органа контроля качества лекарственных средств. На самом деле такого органа не существует; там, где в законе упомянут этот орган, следует читать "Минздрав России". Тем не менее инспектирование предприятий осуществляет комиссия Минпромнауки, которая лишь формально согласовывает свои заключения с Минздравом. Очевидно, такой порядок объясняется тем, что в Минздраве не осталось специалистов, настолько знакомых с Правилами GMP, чтобы проверять их соблюдение на предприятиях отрасли.

В цитируемой статье сообщается также, что "Акрихин" имеет немецкий сертификат GMP и условия производства на этом предприятии получили одобрение экспертов ВОЗ. Не совсем понятно, что имеется в виду под "немецким" сертификатом. Поясним, что в этой стране, имеющей, как и Россия, федеральное устройство, нет "всенемецкого", т.е. находящегося в центральном подчинении инспектората по GMP. В соответствии с конституцией функции обследования предприятий отрасли делегированы субъектам федерации (отдельным "землям" - Lander).

В СССР, а затем и в России, до недавнего времени существовала в той или иной форме группа государственных инспекторов, в задачу которых входили проверки состояния фармацевтического производства. Автор этих строк сам в прошлом работал в такой должности. Однако в последние годы был взят курс на отказ от профессиональных инспекторов и их замену общественной комиссией. Складывается впечатление, что руководство российского фармацевтического сектора не заинтересовано в объективной оценке предприятий отрасли в плане внедрения Правил GMP.

Нередко приходится слышать вопрос: "Как можно стимулировать переход российских фармпредприятий на стандарты GMP?" При наличии 30-летнего мирового опыта освоения стандартов GMP вряд ли стоит изобретать велосипед. Основным путем внедрения этих стандартов должен стать переход к нормальной, общепринятой сертификации фармацевтических продуктов. "Нормальная" в данном случае означает - не имеющая ничего общего с "Системой сертификации лекарственных средств системы сертификации ГОСТ Р" (чего стоит одно название!).

Суть данного предложения сводится к следующему:

- за пределы производственного предприятия, т.е. в систему распределения, может быть выпущена лишь та серия лекарственного препарата, на которую оформлен сертификат за подписью "лица, ответственного за качество продукции" (или "уполномоченного лица" - дело не в названии) данного предприятия;

- сертификат удостоверяет не только то, что испытанный в лаборатории образец (представляющий собой ничтожно малую часть серии) отвечает требованиям ГФ. Он прежде всего удостоверяет, что весь объем продукции, составляющей серию, выработан в условиях, полностью отвечающих всем положениям лицензии данного предприятия на производство, всем положениям регистрационного досье на данный препарат и всем официальным требованиям, относящимся к данному случаю (ГФ, ГОСТам, ОСТам, МРТУ, РТМ, МУ и т.п.) в той части, в которой они не включены в условия лицензирования и регистрации;

- "ответственное лицо" называется так потому, что несет личную ответственность перед законом за достоверность подписанного им сертификата;

- фамилия "ответственного (или Уполномоченного) лица" внесена в текст лицензии на производство. Следовательно, данный специалист не может быть заменен без уведомления и согласия лицензионного органа (т.е. государства). По этой причине попытки нажима на него мало перспективны.

После введения такого порядка предприятия будут заинтересованы в скорейшем внедрении Правил GMP, поскольку без этого ни одно "ответственное лицо" не согласится подписывать сертификаты, (а без подписи нельзя отгружать продукцию (см. выше). При этом введение начнется не с поиска средств на отделку стен мрамором или гранитом, а с наиболее "земных", достаточно быстро внедряемых разделов GMP: четкое распределение ответственности, документация, подготовка и мотивировка кадров и т.п.


НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


В связи с ожидаемым принятием закона о техническом регулировании работникам, связанным с проблемами обеспечения качества фармацевтической продукции, в недалеком будущем предстоит, очевидно, осваивать новые формы работы. Не секрет, что сегодня практика отраслевой стандартизации основана на компиляции документов советской эпохи с современными международными нормативами. Иными словами, в наших ОСТах по большей части делается попытка объединить несопоставимые положения и подходы. В этой связи шутники расшифровывают сокращение ОСТ как Основу Собственных Трудностей. Так озаглавлен проект статьи питерского специалиста М. Гетьмана про ОСТ 510 (Правила GMP), которую не согласился опубликовать ни один профильный журнал, очевидно по причине излишней прямоты и резкости. Процитируем несколько строк из этого труда:

"Взяли GMP EU, выдернули из общего контекста большую часть, перемешали, добавили несколько предложений собственного сочинения, подлили национальной специфики (в индивидуальном понимании авторов) и смастерили правдоподобный материал".

К сожалению, против такой оценки нечего возразить. К еще большему сожалению приходится констатировать, что по той же методике составлены и некоторые другие нормативы последнего времени, например ОСТ по оптовой торговле медикаментами.


Эксперт ВОЗ

А.П.МЕШКОВСКИЙ


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: брус 100х150 цена по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. GMP: мировая практика и российская реальность
Скачать: Статья. GMP: мировая практика и российская реальность
Наши предложения:
  1. Статья. Юридические аспекты организации производства лекарственных средств в России
  2. Статья. Нормирование обращения ЛС в контексте закона О техническом регулировании
  3. Статья. Особенности Федерального закона О техническом регулировании
  4. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.02.2004 N 294-22/23
  5. Статья. Правовые основы создания этических комитетов: международный опыт и задачи для России
  6. Статья. Особенности деловой этики азартных игроков лекарственного рынка
  7. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2004 N 295-22/14
  8. Постановление Госстандарта РФ от 16.01.2004 N 17-ст
  9. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.01.2004 N 294-22/2
  10. Статья. От GMP к системам качества XXI века
  11. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.12.2003 N 295-22/300
  12. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.12.2003 N 295-22/297
  13. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 383-ст
  14. Статья. Силовая борьба с барьерами
  15. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 384-ст
  16. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.12.2003 N 294-22/293
  17. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 23.12.2003 N 740
  18. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 23.12.2003 N 291-22/290
  19. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.12.2003 N 295-22/284
  20. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 16.12.2003 N 295-22/282
  21. Статья. Макроэкономические показатели состояния российского фармрынка и рейтинги фармдистрибьюторов
  22. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 08.12.2003 N 295-22/270
  23. Статья. Трагедия русского gcp, 2003
  24. Статья. Передний край борьбы за качество
  25. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 03.12.2003 N 295-22/265
  26. Статья. ФЗ О техническом регулировании - попытка безболезненного реформирования
  27. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 20.11.2003 N 295-22/256
  28. Статья. Обложение акцизами розлива этилового спирта в аптеках
  29. Статья. Этика работы с экспериментальными животными
  30. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 05.11.2003 N 295-22/247
  31. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233
  32. Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 N 494
  33. Вопрос: В связи с выходом приказа МЗ РФ N 460 от 23.09.2003 г.
  34. Приказ Минздрава РФ от 17.10.2003 N 486
  35. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 384
  36. Статья. Основные направления государственного контроля фармацевтических субстанций
  37. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.10.2003 N 291-22/223
  38. Письмо Минздрава РФ от 10.10.2003 N 13-16/94
  39. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.10.2003 N 295-22/222
  40. Статья. GMP-2005: обратной дороги нет
  41. Статья. Можно ли составить представление о производстве, опираясь на результаты самоинспекции?
  42. Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи
  43. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/210
  44. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/209
  45. Статья. Вопросы технического регулирования фармпроизводств
  46. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 04.09.2003 N 291-22/190
  47. Постановление Госстандарта РФ от 03.09.2003 N 101
  48. Вопрос: Может ли аптечное учреждение заниматься изготовлением спиртовых растворов согласно Перечню стандартных спиртовых растворов, разрешенных к изготовлению в аптеке в соответствии с действующей нормативной документацией (Приказ МЗ РФ N 308 от 21.10.1997) и производить их реализацию в пределах юридического лица (Приказ
  49. Статья. Прогнозирование производственно-экономической деятельности фармацевтических предприятий с использованием компонентно-регрессионных методов
  50. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 15.08.2003 N 295-22/181
  51. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2003 N 291-22/179
  52. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 06.08.2003 N 291-22/175
  53. Статья. 2005 год - революция или эволюция?
  54. Статья. Гомеопатические лекарственные формы
  55. Статья. Реальные проблемы идеальных лекарств
  56. Статья. Неизвестная гомеопатия
  57. Статья. Основные направления государственного контроля лекарственных средств в свете внедрения GMP ЕС и вступления России в ВТО
  58. Статья. Биоэтические документы Совета Европы и российское законодательство
  59. Методические рекомендации по рациональному выбору названий лекарственных средств
  60. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.06.2003 N 295-22/125
  61. Статья. Локализация и механизмы действия лекарственных веществ. Мишени для лекарственных веществ
  62. Статья. Клинические испытания: этический аспект
  63. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 266
  64. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 267
  65. Приказ Минздрава РФ от 28.05.2003 N 223
  66. Статья. Способы повышения эффективности фармбизнеса: выстраивание холдинговой структуры
  67. Статья. Безопасность медикаментозной помощи: проблема мониторинга
  68. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 294-22/99
  69. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 295-22/98
  70. Статья. Законодательное и нормативное регулирование лекарственного обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации
  71. Статья. Доказательная медицина в России: перспективы развития
  72. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.04.2003 N 295-22/86
  73. Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 N 172
  74. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.04.2003 N 295-22/82
  75. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309
  76. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 61
  77. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 60
  78. Правила организации чистых производств и контроля качества изделий медицинского назначения из полимеров, тканых и нетканых материалов, имеющих контакт с кровью. ПР 64-05-001-2002
  79. Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения. ОСТ 64-02-003-2002
  80. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  81. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  82. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  83. Классификация и организация помещений для производства нестерильных лекарственных средств. Методические указания. МУ 64-02-005-2002
  84. Производство лекарственных средств. Персонал фармацевтических предприятий. Основные положения. Методические указания. МУ 64-09-001-2002
  85. Производство лекарственных средств. Документация. Методические указания. МУ 64-04-002-2002
  86. Производство лекарственных средств. Валидация. Основные положения. Методические указания. МУ 64-04-001-2002
  87. Производство лекарственных средств. Термины и определения. Методические указания. МУ 64-01-001-2002
  88. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.04.2003 N 43
  89. Организация и контроль производства лекарственных средств стерильные лекарственные средства. Методические указания. МУ 42-51-1-93 + МУ 42-51-26-93
  90. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.04.2003 N 295-22/77
  91. Приказ Минздрава РФ от 04.04.2003 N 138
  92. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 107-ст
  93. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 108-ст
  94. Перечень названий лекарственных форм, используемых при регистрации лекарственных препаратов
  95. Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 N 128
  96. Статья. Государственная политика в условиях современного фармацевтического рынка. Меры по совершенствованию государственного регулирования лекарственного обеспечения
  97. Статья. Государство и аптека: эффективное партнерство?
  98. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.03.2003 N 295-22/56
  99. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.02.2003 N 294-22/34
  100. Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России
  101. Статья. Правовые основы проведения клинических исследований лекарственных препаратов
  102. Статья. Внедрение стандартов GMP на предприятиях отечественной фармпромышленности
  103. Рекомендации по стандартизации. Общие требования к информации изготовителя, сопровождающей медицинские изделия. Р 50.1.043-2003
  104. Письмо Минздрава РФ от 15.12.2002 N 2510/12411-02-32
  105. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 383
  106. Статья. Закон преградит дорогу фальсификатам
  107. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.11.2002 N 296-22/202
  108. Статья. Новая фармация
  109. Статья. Лицензирование производства лекарственных средств и правила GMP как система нормативных правовых актов обеспечения качества лекарственных средств
  110. Статья. GMP шагает по стране...
  111. Статья. GMP: мировая практика и российская реальность
  112. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 500
  113. Статья. Методологические подходы к углубленному анализу и прогнозу деятельности производственных фармацевтических предприятий
  114. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.09.2002 N 296-22/146
  115. Приказ Минздрава РФ от 11.09.2002 N 282
  116. Постановление Госстандарта РФ от 04.09.2002 N 321-ст
  117. Постановление Госкомстата РФ от 14.12.2000 N 128
  118. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.08.2002 N 296-22/132
  119. Статья. Возможности анализа деятельности производственных предприятий с использованием экономико-математических методов
  120. Письмо Минздрава РФ от 14.08.2002 N 2510/8395-02-32
  121. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2002 N 290-22/120
  122. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26
  123. Приказ Минздрава РФ от 06.06.2002 N 189
  124. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.05.2002 N 296-16/2340
  125. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.12.2001 N 293-22/183
  126. Постановление Госстандарта РФ от 17.05.2002 N 191-ст
  127. Имплантаты офтальмологические. Интраокулярные линзы. Часть 1. Термины и определения. ГОСТ Р 51892-2002 (ИСО 11979-1-99)
  128. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.04.2002 N 293-22/63
  129. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.04.2002 N 296-22/62
  130. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2002 N 96
  131. Статья. Феномены импортозамещения на лекарственном рынке
  132. Статья. Проблемы внедрения Правил GMP в России
  133. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890
  134. Письмо Госгортехнадзора РФ от 07.02.2002 N 02-35/78
  135. Статья. Этика клинических испытаний
  136. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2002 N 291-22/8
  137. Статья. Правила игры, или ОСТы для порядка
  138. Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP). ОСТ 42-510-98
  139. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.11.2001 N 293-22/152
  140. Письмо Минздрава РФ от 22.11.2001 N 2510/11892-01-32
  141. Порядок государственного надзора за качеством медицинских иммунобиологических препаратов. Методические указания. МУ 3.3.2.1081-01
  142. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.10.2001 N 292-22/145
  143. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2001 N 293-22/142
  144. Письмо Минздрава РФ, Департамента госконтроля лексредств и медтехники от 22.10.2001 N 291-22/140
  145. Вопрос: Проводится ли переконтроль субстанции антибиотика после истечения срока, указанного в сертификате качества? Если да, можно ли при положительных результатах переконтроля использовать эту субстанцию для производства лекарственной формы?
  146. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.09.2001 N 293-22/119
  147. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.09.2001 N 293-22/118
  148. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 12.09.2001 N 403
  149. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.08.2001 N 293-22/104
  150. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ О лекарственных средствах
  151. Тара потребительская полимерная для лекарственных средств. Общие технические условия. РД 64-800-01
  152. Приказ Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284
  153. Определение антикомплементарной активности препаратов иммуноглобулинов для внутривенного введения. Методические указания. МУК 3.3.2.1063-01
  154. Экспериментальное доклиническое изучение аддиктивного потенциала фармакологических средств. Методические рекомендации N 2000/112
  155. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 25.06.2001 N 253
  156. Письмо Главного государственного санитарного врача РФ от 18.06.2001 N 2510/6290-01-32
  157. Письмо Минздрава МО от 14.06.2001 N 5-15-11
  158. Общие требования к технологическому регламенту радиационной стерилизации изделий медицинского назначения однократного применения. Руководство. Р 2.6.4/3.5.4.1040-01
  159. Решение коллегии Минздрава РФ
  160. Указание Минздрава РФ от 06.02.2001 N 174-У
  161. Приказ Минздрава РФ от 31.01.2001 N 18
  162. Инструкция Порядок проведения контроля параметров воздушной среды в чистых помещениях и методы их измерений при производстве лекарственных средств. РДИ 42-505-00
  163. Графическое оформление лекарственных средств. общие требования. Методические указания. МУ 9467-015-05749470-98
  164. Приказ Минздрава РФ от 20.07.1998 N 217
  165. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2000 N 291-22/132
  166. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.10.2000 N 293-22/123
  167. Письмо Минздрава РФ от 05.10.2000 N 2510/10800-32
  168. Решение коллегии Минздрава РФ
  169. Постановление Госстандарта РФ от 25.09.2000 N 232-ст
  170. Асептическое производство медицинской продукции. Часть 1. Общие требования. ГОСТ Р ИСО 13408-1-2000
  171. Постановление Госкомстата РФ от 16.08.2000 N 74
  172. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 14.07.2000 N 307
  173. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000. Часть 1. Общие требования
  174. Распоряжение Мэра Москвы от 05.06.2000 N 592-РМ
  175. Информационное письмо МТУ МВТ от 23.05.2000 N 75
  176. Письмо Фармуправления МО от 20.04.2000 N 6-13-10
  177. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 102
  178. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 103
  179. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.03.2000 N 293-22/29
  180. Письмо Минэкономики РФ от 23.02.2000 N АС-216/26-188
  181. Приказ Минздрава РФ от 22.12.1999 N 448
  182. Приказ Минздрава РФ от 20.12.1999 N 446
  183. Приказ Минздрава РФ, Минэкономики РФ от 03.12.1999 N 432/512
  184. Упаковка стерильных лекарственных средств. Методические рекомендации N 99/145
  185. Приказ Минздрава РФ от 15.11.1999 N 412
  186. Вопрос: Какими зарегистрированными ценами следует руководствоваться при совместном производстве лекарственного препарата?
  187. Вопрос: До 1 июля 1999 г. продлены договоры, заключенные между инспекцией (Управлением) контроля лекарств и медтехники и российскими предприятиями. Как обстоят дела с договорами зарубежных предприятий - производителей?
  188. Приказ Минздрава РФ от 02.07.1999 N 266
  189. Приказ Минздрава РФ от 30.06.1999 N 253
  190. Письмо Комитета здравоохранения г. Москвы от 04.06.1999 N 1-04/1655
  191. Приказ Минздрава РФ от 13.05.1999 N 162
  192. Приказ Минздрава РФ от 15.04.1999 N 129
  193. Устройства комплексные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Требования химической и биологической безопасности. Методы испытаний в условиях предприятий-изготовителей. ОСТ 42-513-99
  194. Письмо Минздрава РФ от 15.03.1999 N 2510/2743-99-23
  195. Приказ Минздрава РФ от 05.01.1999 N 4
  196. Микробиологический мониторинг производственной среды. Методические указания. МУК 4.2.734-99
  197. Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации. ОСТ 42-511-99
  198. Гигиеническое нормирование лекарственных средств в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест и воде водных объектов. Методические указания. МУ 1.1.726-98
  199. Упаковка лекарственного растительного сырья и сухих лекарственных форм из растительного сырья. Методические рекомендации N 98/192
  200. Упаковка жидких нестерильных лекарственных препаратов. Методические рекомендации N 98/194

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика