Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Хозяйственная деятельность » Промышленность » Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России


"Экономический вестник фармации", 2003, N 2


ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ


Формирование фармацевтического рынка в России в настоящее время находится в реальной зависимости от социально-экономического положения и покупательного спроса населения.

Специфической особенностью фармацевтического рынка считается то, что товар, обращающийся на данном рынке, - лекарственное средство - является социально значимым. Поэтому актуальным становится изучение фармацевтического рынка с точки зрения развития товарной номенклатуры лекарственных средств.

Сравнительный анализ ассортимента лекарственных средств по основным фармакотерапевтическим группам показывает, что лекарства отечественного производства занимают объем, не превышающий 40%.

Объем фармацевтического рынка в России в 1996 году составлял 16 млрд. рублей, в 1997 году - 23,5 млрд. рублей, в 1998 году 27,7 млрд. рублей. При этом доля медикаментов отечественного производства составляет в среднем в 1996 г. - 40%, в 1997 г. - 45%, в 1998 г. - 46% [1].

По данным автора [2], фармацевтика в последние годы превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Однако движущей силой этого процесса по-прежнему выступает активизация фармацевтического импорта, рост объемов которого значительно опережает рост импорта в целом.

В результате на протяжении 2001 года доля отечественной продукции на российском рынке неуклонно сокращалась.

Совокупное производство готовых лекарственных средств в 2000 году выросло за счет традиционно производимых в России препаратов. Основную долю ассортимента составляет весьма ограниченный круг наиболее известных медикаментов. Для целого ряда заболеваний медицинская промышленность либо выпускает лекарства в малых количествах, либо производит устаревшие препараты, замененные за рубежом лекарствами новых классов и поколений. Большая часть российских лекарств по фармакологической сущности, по лекарственным формам, а также по используемым технологиям неконкурентоспособна, что может привести к снижению потребительского интереса [3].

Основной тенденцией политики целого ряда отечественных производителей является переход или концентрация усилий в сферу производства дженериков, причем преобладающая доля выпускаемых лекарственных средств, как указывалось выше, является устаревшими дженериками. Выпуск популярных в России дженериков обеспечивает существование предприятий в условиях жесткой конкурентной борьбы на фармрынке.

В связи с ограниченностью государственных бюджетов на здравоохранение во всем мире увеличивается внимание к использованию дженериков, привлекательность которых определяется низкой ценой, узнаваемостью торговой марки, как потребителями, так и врачами.

Наличие на рынке дженериков дает потребителям реальную возможность использовать самые современные лекарства, ранее не доступные из-за высокой стоимости. Преобладание дженериков характерно для российского фармацевтического рынка. Из общего числа зарегистрированных ЛС 83,2% составляли исключительно воспроизведенные препараты [4].

Стремление производителей удержаться на плаву за счет выпуска препаратов, разработанных и выпущенных на рынок более 20 лет назад, но пользующихся постоянным спросом потребителей, увы, способствует сокращению объемов производства, т.к. производители дженериков, начинают конкурировать друг с другом в понижении цены.

Производство лекарственных средств предприятиями медицинской промышленности в I квартале 2002 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,8% (по агрегатному индексу). Снижение выпуска ЛС обусловлено падением производства на многих крупнейших предприятиях отрасли [5].

По мнению аналитиков фармацевтического рынка, выход из создавшегося положения видится в развитии производства импортозамещающих лекарственных средств (дженериков, срок патентов на которые закончился недавно) и смене устаревшей номенклатуры либо в разработке оригинальных препаратов.

Остановимся более подробно на предлагаемых путях развития. Для отечественной фармацевтической промышленности наиболее перспективна ориентация на выпуск лекарственных препаратов, срок действия патентной защиты которых скоро истекает. При этом необходимо ориентироваться на выпуск максимального количества лекарственных форм с целью полного отказа от импорта конкретного препарата.

Возможности для этого есть, так как в 1999-2000 гг. истек срок патентной защиты 52 оригинальных ЛС с суммарным объемом продаж около 20 млрд. долл. США.

В 2001-2005 гг. истекает срок патентной защиты еще 100 оригинальных ЛС с суммарным объемом продаж около 60 млрд. долл. США. Отсюда следует, что пополнение ассортимента дженериков может идти за счет новых препаратов, которые являются дженериками оригинальных препаратов, срок действия патентов на которые закончился недавно [6].

Однако разработка, испытания и лицензирование новых препаратов - процесс длительный и ресурсоемкий.

Связано это с тем, что для выпуска нового дженерика предприятие должно разработать свою технологию его получения. В патенте указывается, как правило, приблизительная схема синтеза химического вещества. Получение полного описания технологии, включая "ноу-хау", возможно лишь на лицензионной основе.

Чрезвычайно актуальным для российской фарминдустрии является также вопрос разработки и выпуска отечественными производителями оригинальных препаратов (собственных разработок).

Однако в силу слабости экономики России последнее десятилетие характеризуется резким сокращением производства новых препаратов.

Государство, не обладающее финансовыми ресурсами, не в состоянии поддерживать спрос на результаты деятельности интеллектуальной сферы, а потребности фармацевтических предприятий в интеллектуальных продуктах сократились из-за неблагоприятных инвестиционных условий и необходимости решения сиюминутных задач.

Работа предприятий, пытающихся создать и внедрить оригинальные препараты, осложняется тем, что отсутствуют инвестиции, протекция со стороны государства, несовершенна законодательная и нормативно-методическая база, устарели принципы и подходы в управлении изобретательской деятельностью.

Вложение крупных инвестиций в разработку нового ЛС является весьма рискованным видом предпринимательства, т.к. результаты и отдача от вложений могут быть получены через длительный период времени, а могут быть затрачены впустую по причине научно-технической неудачи в разработке. Поэтому защищенность товара (лекарственного препарата) патентами, товарными знаками может выступать для инвестора дополнительной и веской гарантией эффективности его капиталовложений.

Как известно по законодательству, действующему до 1991 года, почти все изобретения были защищены авторскими свидетельствами. Патенты на изобретения составляли лишь незначительную часть (примерно 8%) от общего количества охранных документов и принадлежали иностранным заявителям [7].

Поэтому фармацевтический рынок на территории СССР, в отличие от стран Западной Европы и США, был представлен в основном непатентованными препаратами. Это связано с тем, что само существование оригинальных препаратов невозможно в условиях отсутствия реальной патентной защиты.

Однако с принятием в 1992 году нового российского законодательства в области патентного права были созданы предпосылки для развития отечественной фармацевтической отрасли, а также для создания и внедрения в стране оригинальных препаратов.

Связано это с тем, что Патентный закон Российской Федерации (далее Закон) гармонизирован с законодательством большинства развитых зарубежных стран в отношении охраны фармацевтических изобретений.

Закон предусматривает охрану патентами химических и лекарственных веществ, а также косвенную охрану продукта.

Теперь и в России патентная монополия, во-первых, позволяет разработчику в течение срока ее действия окупить средства, затраченные на разработку нового лекарства и его продвижение на рынок, а также получить прибыль от его реализации. А во-вторых, препятствует конкуренту зарегистрировать препарат в Минздраве РФ.

Иностранные компании, стремясь максимально освоить фармацевтический рынок России, не только экспортируют свою продукцию, но и активно патентуют в нашей стране свои новые разработки в области создания лекарственных средств.

При этом использование знаний и более чем вековой опыт международной практики патентования гарантирует данным заявителям успешную защиту и монопольное право для продвижения разработок на российском рынке.

Крупнейшие иностранные патентообладатели в России, как и во многих странах мира, - "транснациональные корпорации" (ТНК).

Одно из ведущих тематических направлений, к которому проявляется повышенный интерес иностранных заявителей, это лекарства и препараты, лекарственные формы, способы их получения и использования для диагностики, терапии и исследований, содержащих радиоактивные вещества (подкласс А 61 К по Международной патентной классификации) [8].

Из всех фармацевтических патентов Российской Федерации, опубликованных в официальном бюллетене. Патентного ведомства РФ за 2001 год, большинство (65%) принадлежит иностранным владельцам (в 2000 году эта доля составляла 61%).

Ежегодное снижение количества охранных документов, выданных отечественным заявителем, влечет за собой постепенное увеличение процента иностранных владельцев патентных прав.

Инновационная политика транснациональных корпораций создает "патентную основу" для контроля рынка новейших лекарственных средств фармацевтических технологий на территории России [9].

Поэтому актуальным представляется привлечение инвестиций в развитие научно-технической сферы, а также выработка и проведение грамотной патентной политики предприятия как составной части его научно-технической и информационной стратегии.

В свою очередь, разработка новых отечественных препаратов, обеспечение их надежной патентной охраной позволит предприятиям получить основные доходы, а соответственно и ресурсы для развития предприятий. При этом будет уменьшена зависимость государства от импорта лекарственных средств зарубежного производства.


Литература


1. Северцев В.А., Жепецкий Т. О состоянии медицинской промышленности. //Экономический вестник фармации. N 5/1999, - С. 105-106.

2. Тазлов П.Я. Российский фармацевтический рынок: расстановка сил. //Экономический вестник фармации. - Апрель 2002. - N 4 (50). - С. 33-38.

3. Кольцова Э., Пронина Е. Растет производство устаревших препаратов. //Ремедиум. 2001 (октябрь). - N 10. - С. 78-83.

4. Захарова В., Журов Д., Романова С. Медицинская промышленность в I кв. 2002 г. //Ремедиум. 2002 (июль-август). - С. 54-64.

5. Костромин С.А., Зайцева З.И., Васнецова О.А. Оценка современного состояния проблемы сертификации лекарственных средств в России //Фармация. 1999. - N 4. - С. 22-25.

6. Хабриев Р.У., Колесников В.Н. Оптимизация ассортимента лекарственных средств, выпускаемых отечественной фармацевтической промышленностью. //Тезисы докладов IX Всероссийского конгресса "Человек и лекарство". М., 2002 - С. 777.

7. Карпова Н. Правовая охрана и лицензирование ИС в России. //Интеллектуальная собственность. - 2000. - N 9. С. 44-57.

8. Корчагин А., Орлова Н., Нарумова О. Системный анализ патентования иностранных изобретений в России. //Интеллектуальная собственность. 2000. - N 9. - С. 16-25.

9. Орлов Д. Патентная статистика. На инновационном фронте без перемен /Ремедиум. 2002 (сентябрь). - С. 58-61.


Канд. фармац. наук

А.И.ГРОМАКОВА


Д-р фармац. наук

Всероссийский

научно-исследовательский

институт лекарственных и

ароматических растений

(ВИЛАР), Москва

Т.А.СОКОЛЬСКАЯ


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: оцилиндрованое бревно по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России
Скачать: Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России
Наши предложения:
  1. Статья. Юридические аспекты организации производства лекарственных средств в России
  2. Статья. Нормирование обращения ЛС в контексте закона О техническом регулировании
  3. Статья. Особенности Федерального закона О техническом регулировании
  4. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.02.2004 N 294-22/23
  5. Статья. Правовые основы создания этических комитетов: международный опыт и задачи для России
  6. Статья. Особенности деловой этики азартных игроков лекарственного рынка
  7. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2004 N 295-22/14
  8. Постановление Госстандарта РФ от 16.01.2004 N 17-ст
  9. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.01.2004 N 294-22/2
  10. Статья. От GMP к системам качества XXI века
  11. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.12.2003 N 295-22/300
  12. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.12.2003 N 295-22/297
  13. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 383-ст
  14. Статья. Силовая борьба с барьерами
  15. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 384-ст
  16. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.12.2003 N 294-22/293
  17. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 23.12.2003 N 740
  18. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 23.12.2003 N 291-22/290
  19. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.12.2003 N 295-22/284
  20. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 16.12.2003 N 295-22/282
  21. Статья. Макроэкономические показатели состояния российского фармрынка и рейтинги фармдистрибьюторов
  22. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 08.12.2003 N 295-22/270
  23. Статья. Трагедия русского gcp, 2003
  24. Статья. Передний край борьбы за качество
  25. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 03.12.2003 N 295-22/265
  26. Статья. ФЗ О техническом регулировании - попытка безболезненного реформирования
  27. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 20.11.2003 N 295-22/256
  28. Статья. Обложение акцизами розлива этилового спирта в аптеках
  29. Статья. Этика работы с экспериментальными животными
  30. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 05.11.2003 N 295-22/247
  31. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233
  32. Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 N 494
  33. Вопрос: В связи с выходом приказа МЗ РФ N 460 от 23.09.2003 г.
  34. Приказ Минздрава РФ от 17.10.2003 N 486
  35. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 384
  36. Статья. Основные направления государственного контроля фармацевтических субстанций
  37. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.10.2003 N 291-22/223
  38. Письмо Минздрава РФ от 10.10.2003 N 13-16/94
  39. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.10.2003 N 295-22/222
  40. Статья. GMP-2005: обратной дороги нет
  41. Статья. Можно ли составить представление о производстве, опираясь на результаты самоинспекции?
  42. Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи
  43. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/210
  44. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/209
  45. Статья. Вопросы технического регулирования фармпроизводств
  46. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 04.09.2003 N 291-22/190
  47. Постановление Госстандарта РФ от 03.09.2003 N 101
  48. Вопрос: Может ли аптечное учреждение заниматься изготовлением спиртовых растворов согласно Перечню стандартных спиртовых растворов, разрешенных к изготовлению в аптеке в соответствии с действующей нормативной документацией (Приказ МЗ РФ N 308 от 21.10.1997) и производить их реализацию в пределах юридического лица (Приказ
  49. Статья. Прогнозирование производственно-экономической деятельности фармацевтических предприятий с использованием компонентно-регрессионных методов
  50. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 15.08.2003 N 295-22/181
  51. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2003 N 291-22/179
  52. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 06.08.2003 N 291-22/175
  53. Статья. 2005 год - революция или эволюция?
  54. Статья. Гомеопатические лекарственные формы
  55. Статья. Реальные проблемы идеальных лекарств
  56. Статья. Неизвестная гомеопатия
  57. Статья. Основные направления государственного контроля лекарственных средств в свете внедрения GMP ЕС и вступления России в ВТО
  58. Статья. Биоэтические документы Совета Европы и российское законодательство
  59. Методические рекомендации по рациональному выбору названий лекарственных средств
  60. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.06.2003 N 295-22/125
  61. Статья. Локализация и механизмы действия лекарственных веществ. Мишени для лекарственных веществ
  62. Статья. Клинические испытания: этический аспект
  63. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 266
  64. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 267
  65. Приказ Минздрава РФ от 28.05.2003 N 223
  66. Статья. Способы повышения эффективности фармбизнеса: выстраивание холдинговой структуры
  67. Статья. Безопасность медикаментозной помощи: проблема мониторинга
  68. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 294-22/99
  69. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 295-22/98
  70. Статья. Законодательное и нормативное регулирование лекарственного обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации
  71. Статья. Доказательная медицина в России: перспективы развития
  72. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.04.2003 N 295-22/86
  73. Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 N 172
  74. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.04.2003 N 295-22/82
  75. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309
  76. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 61
  77. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 60
  78. Правила организации чистых производств и контроля качества изделий медицинского назначения из полимеров, тканых и нетканых материалов, имеющих контакт с кровью. ПР 64-05-001-2002
  79. Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения. ОСТ 64-02-003-2002
  80. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  81. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  82. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  83. Классификация и организация помещений для производства нестерильных лекарственных средств. Методические указания. МУ 64-02-005-2002
  84. Производство лекарственных средств. Персонал фармацевтических предприятий. Основные положения. Методические указания. МУ 64-09-001-2002
  85. Производство лекарственных средств. Документация. Методические указания. МУ 64-04-002-2002
  86. Производство лекарственных средств. Валидация. Основные положения. Методические указания. МУ 64-04-001-2002
  87. Производство лекарственных средств. Термины и определения. Методические указания. МУ 64-01-001-2002
  88. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.04.2003 N 43
  89. Организация и контроль производства лекарственных средств стерильные лекарственные средства. Методические указания. МУ 42-51-1-93 + МУ 42-51-26-93
  90. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.04.2003 N 295-22/77
  91. Приказ Минздрава РФ от 04.04.2003 N 138
  92. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 107-ст
  93. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 108-ст
  94. Перечень названий лекарственных форм, используемых при регистрации лекарственных препаратов
  95. Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 N 128
  96. Статья. Государственная политика в условиях современного фармацевтического рынка. Меры по совершенствованию государственного регулирования лекарственного обеспечения
  97. Статья. Государство и аптека: эффективное партнерство?
  98. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.03.2003 N 295-22/56
  99. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.02.2003 N 294-22/34
  100. Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России
  101. Статья. Правовые основы проведения клинических исследований лекарственных препаратов
  102. Статья. Внедрение стандартов GMP на предприятиях отечественной фармпромышленности
  103. Рекомендации по стандартизации. Общие требования к информации изготовителя, сопровождающей медицинские изделия. Р 50.1.043-2003
  104. Письмо Минздрава РФ от 15.12.2002 N 2510/12411-02-32
  105. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 383
  106. Статья. Закон преградит дорогу фальсификатам
  107. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.11.2002 N 296-22/202
  108. Статья. Новая фармация
  109. Статья. Лицензирование производства лекарственных средств и правила GMP как система нормативных правовых актов обеспечения качества лекарственных средств
  110. Статья. GMP шагает по стране...
  111. Статья. GMP: мировая практика и российская реальность
  112. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 500
  113. Статья. Методологические подходы к углубленному анализу и прогнозу деятельности производственных фармацевтических предприятий
  114. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.09.2002 N 296-22/146
  115. Приказ Минздрава РФ от 11.09.2002 N 282
  116. Постановление Госстандарта РФ от 04.09.2002 N 321-ст
  117. Постановление Госкомстата РФ от 14.12.2000 N 128
  118. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.08.2002 N 296-22/132
  119. Статья. Возможности анализа деятельности производственных предприятий с использованием экономико-математических методов
  120. Письмо Минздрава РФ от 14.08.2002 N 2510/8395-02-32
  121. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2002 N 290-22/120
  122. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26
  123. Приказ Минздрава РФ от 06.06.2002 N 189
  124. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.05.2002 N 296-16/2340
  125. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.12.2001 N 293-22/183
  126. Постановление Госстандарта РФ от 17.05.2002 N 191-ст
  127. Имплантаты офтальмологические. Интраокулярные линзы. Часть 1. Термины и определения. ГОСТ Р 51892-2002 (ИСО 11979-1-99)
  128. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.04.2002 N 293-22/63
  129. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.04.2002 N 296-22/62
  130. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2002 N 96
  131. Статья. Феномены импортозамещения на лекарственном рынке
  132. Статья. Проблемы внедрения Правил GMP в России
  133. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890
  134. Письмо Госгортехнадзора РФ от 07.02.2002 N 02-35/78
  135. Статья. Этика клинических испытаний
  136. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2002 N 291-22/8
  137. Статья. Правила игры, или ОСТы для порядка
  138. Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP). ОСТ 42-510-98
  139. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.11.2001 N 293-22/152
  140. Письмо Минздрава РФ от 22.11.2001 N 2510/11892-01-32
  141. Порядок государственного надзора за качеством медицинских иммунобиологических препаратов. Методические указания. МУ 3.3.2.1081-01
  142. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.10.2001 N 292-22/145
  143. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2001 N 293-22/142
  144. Письмо Минздрава РФ, Департамента госконтроля лексредств и медтехники от 22.10.2001 N 291-22/140
  145. Вопрос: Проводится ли переконтроль субстанции антибиотика после истечения срока, указанного в сертификате качества? Если да, можно ли при положительных результатах переконтроля использовать эту субстанцию для производства лекарственной формы?
  146. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.09.2001 N 293-22/119
  147. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.09.2001 N 293-22/118
  148. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 12.09.2001 N 403
  149. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.08.2001 N 293-22/104
  150. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ О лекарственных средствах
  151. Тара потребительская полимерная для лекарственных средств. Общие технические условия. РД 64-800-01
  152. Приказ Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284
  153. Определение антикомплементарной активности препаратов иммуноглобулинов для внутривенного введения. Методические указания. МУК 3.3.2.1063-01
  154. Экспериментальное доклиническое изучение аддиктивного потенциала фармакологических средств. Методические рекомендации N 2000/112
  155. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 25.06.2001 N 253
  156. Письмо Главного государственного санитарного врача РФ от 18.06.2001 N 2510/6290-01-32
  157. Письмо Минздрава МО от 14.06.2001 N 5-15-11
  158. Общие требования к технологическому регламенту радиационной стерилизации изделий медицинского назначения однократного применения. Руководство. Р 2.6.4/3.5.4.1040-01
  159. Решение коллегии Минздрава РФ
  160. Указание Минздрава РФ от 06.02.2001 N 174-У
  161. Приказ Минздрава РФ от 31.01.2001 N 18
  162. Инструкция Порядок проведения контроля параметров воздушной среды в чистых помещениях и методы их измерений при производстве лекарственных средств. РДИ 42-505-00
  163. Графическое оформление лекарственных средств. общие требования. Методические указания. МУ 9467-015-05749470-98
  164. Приказ Минздрава РФ от 20.07.1998 N 217
  165. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2000 N 291-22/132
  166. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.10.2000 N 293-22/123
  167. Письмо Минздрава РФ от 05.10.2000 N 2510/10800-32
  168. Решение коллегии Минздрава РФ
  169. Постановление Госстандарта РФ от 25.09.2000 N 232-ст
  170. Асептическое производство медицинской продукции. Часть 1. Общие требования. ГОСТ Р ИСО 13408-1-2000
  171. Постановление Госкомстата РФ от 16.08.2000 N 74
  172. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 14.07.2000 N 307
  173. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000. Часть 1. Общие требования
  174. Распоряжение Мэра Москвы от 05.06.2000 N 592-РМ
  175. Информационное письмо МТУ МВТ от 23.05.2000 N 75
  176. Письмо Фармуправления МО от 20.04.2000 N 6-13-10
  177. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 102
  178. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 103
  179. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.03.2000 N 293-22/29
  180. Письмо Минэкономики РФ от 23.02.2000 N АС-216/26-188
  181. Приказ Минздрава РФ от 22.12.1999 N 448
  182. Приказ Минздрава РФ от 20.12.1999 N 446
  183. Приказ Минздрава РФ, Минэкономики РФ от 03.12.1999 N 432/512
  184. Упаковка стерильных лекарственных средств. Методические рекомендации N 99/145
  185. Приказ Минздрава РФ от 15.11.1999 N 412
  186. Вопрос: Какими зарегистрированными ценами следует руководствоваться при совместном производстве лекарственного препарата?
  187. Вопрос: До 1 июля 1999 г. продлены договоры, заключенные между инспекцией (Управлением) контроля лекарств и медтехники и российскими предприятиями. Как обстоят дела с договорами зарубежных предприятий - производителей?
  188. Приказ Минздрава РФ от 02.07.1999 N 266
  189. Приказ Минздрава РФ от 30.06.1999 N 253
  190. Письмо Комитета здравоохранения г. Москвы от 04.06.1999 N 1-04/1655
  191. Приказ Минздрава РФ от 13.05.1999 N 162
  192. Приказ Минздрава РФ от 15.04.1999 N 129
  193. Устройства комплексные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Требования химической и биологической безопасности. Методы испытаний в условиях предприятий-изготовителей. ОСТ 42-513-99
  194. Письмо Минздрава РФ от 15.03.1999 N 2510/2743-99-23
  195. Приказ Минздрава РФ от 05.01.1999 N 4
  196. Микробиологический мониторинг производственной среды. Методические указания. МУК 4.2.734-99
  197. Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации. ОСТ 42-511-99
  198. Гигиеническое нормирование лекарственных средств в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест и воде водных объектов. Методические указания. МУ 1.1.726-98
  199. Упаковка лекарственного растительного сырья и сухих лекарственных форм из растительного сырья. Методические рекомендации N 98/192
  200. Упаковка жидких нестерильных лекарственных препаратов. Методические рекомендации N 98/194

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика