Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Хозяйственная деятельность » Промышленность » Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи


"Главный врач", 2003, N 5


УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ


Повышение эффективности системы лекарственной помощи требует специальных управленческих решений, которые, в свою очередь, невозможны без адекватного информационного обеспечения. Снабдить руководителя необходимой информацией может лишь хорошо поставленный учет. О нем пойдет речь в настоящей статье.


А. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ


1. Определение управленческого учета


Учет в организациях существует для того, чтобы снабжать информацией заинтересованных пользователей, желательно, при минимальных затратах. Заинтересованные пользователи делятся на две большие группы - это внутренние и внешние пользователи. Внутренние пользователи - это руководство и сотрудники организации. Внешние пользователи - это ведомственные руководители, органы надзора и контроля и др.

В российском здравоохранении преимущественное развитие получил учет, обеспечивающий интересы внешних пользователей. Именно они долгое время определяли все процедуры бухгалтерского, статистического, а также и налогового учета, менее всего ориентируясь на интересы самой организации и ее персонала. В настоящее время, с появлением рыночных механизмов, в отрасли стали зарождаться и все шире использоваться учетные процедуры для внутренних целей. Учет для снабжения информацией внутренних пользователей часто называют управленческим.

Управленческий учет имеет существенные отличия от прочих форм учета. Он:

1) осуществляется не по требованию закона, а по необходимости, чтобы принять решение;

2) не требует скрупулезной точности, ибо приблизительные данные позволяют оценить ситуацию и выработать решение;

3) охватывает лишь те участки и сферы деятельности организации, изучение которых достаточно для принятия решения;

4) ведется в произвольной форме, позволяющей получить и обработать нужную информацию;

5) предполагает высокую периодичность: часто информация представляется заинтересованным лицам ежедневно.

Как именно управленческий учет может помочь руководителю осуществлять основные управленческие функции (планирование, организацию, контроль и регулирование, мотивацию)?


Функция планирования


В процессе планирования руководитель составляет краткосрочные и долгосрочные планы. Долгосрочное планирование в нашей отрасли сейчас практически невозможно - правила игры меняются слишком часто. Краткосрочные планы представляют собой годовые бюджеты сметы. Управленческий учет дает составителям планов данные о результатах прошедших периодов, которые позволяют сделать прогноз на будущее.


Функция контроля и регулирования


Процесс контроля и регулирования состоит в сравнении фактических результатов с плановыми показателями с целью определения отклонений и корректировки расхождений. Для осуществления контроля и регулирования используются данные управленческого учета, которые сводятся в отчет о достигнутых результатах. В этих отчетах дается сравнительный анализ фактических результатов и запланированных показателей для каждого центра ответственности. Центр ответственности следует определить как сегмент (подразделение, отдел) организации, возглавляемый руководителем, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента. Процесс контроля по отклонениям позволяет выявить слабые места деятельности организации и освобождает руководителей от необходимости уделять время и внимание тем составляющим деятельностям организации, которые осуществляются в соответствии с планами.


Организационная работа


Организационная работа - создание структур, внутри которых будет осуществляться запланированная деятельность, направленная на достижение поставленных целей, а также распределение функций между исполнителями.

Отдел управленческого учета, как правило, выполняет функции центрального аппарата, снабжая линейных руководителей и руководителей центрального звена информацией, которая помогает им в принятии решений, планировании, осуществлении контроля и регулирования.

Система управленческого учета представляет собой как бы внутреннюю систему отчетности для созданной оргструктуры организации, способствуя ее трансформации в более эффективную структуру.


Стимулирование (мотивация)


Стимулирование - это целенаправленное воздействие на сознание работников, которое помогает им понять цели и задачи, стоящие перед организацией, и принять правильное решение для их выполнения.

Очевидно, что четкое представление о плановых показателях в значительной мере стимулирует деятельность людей. Отчеты об исполнении планов призваны мотивировать корректировку достигнутых индивидуальных показателей.


***


И наконец, заметим, что в условиях дефицита ресурсов важнейшие управленческие решения опираются на финансовую информацию. Поэтому основной задачей управленческого учета является сбор и обработка финансовой информации в интересах внутренних пользователей. В его основе лежит система учета затрат на производство товаров и услуг (деятельности различных подразделений организации).


Управление лекарственным обеспечением пациентов как одной из сторон деятельности ЛПУ требует:

1) планирования затрат на лекарственную помощь в разрезе всего ЛПУ и по центрам ответственности (подразделениям);

2) контроля за исполнением планов и корректировки отклонений от планов;

3) распределения между работниками функций по обеспечению лекарственной помощи;

4) мотивирования работников на выполнение возложенных на них функций и достижение плановых показателей.


2. Классификация затрат на производство


Поскольку, как говорилось выше, важнейшим видом информации, необходимой любому управленцу, всегда действующему в условиях дефицита ресурсов, является финансовая информация, в настоящем подразделе мы остановимся на видах затрат и методах их калькуляции. Экономисты производят учет затрат на производство (1) для определения себестоимости произведенной продукции; (2) для принятия решений; (3) для осуществления контроля и регулирования.

Рассмотрим особенности классификации затрат и методов калькуляции при осуществлении управленческого учета для каждого из перечисленных целей.


2.1. Учет затрат для оценки себестоимости и

полученной прибыли


Для оценки себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли необходимо различать входящие затраты и истинные затраты.

Входящие затраты - это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход, то они переходят в разряд истекших. Например, затраты ЛПУ на приобретение медикаментов, если они не израсходованы при оказании медицинской помощи и хранятся на аптечном складе, считаются входящими. Заметим, что в российских ЛПУ, по требованиям бюджетного бухгалтерского учета, моментом расходования медикаментов считается их выдача из аптеки в структурные подразделения. Такая практика до некоторых пор вполне устраивала внешних пользователей информации. Сегодня она уже не удовлетворяет страховщиков ДМС, ревизоров Счетной палаты и др. Так, страховщики готовы оплачивать не просто списанные с учета медикаменты, а выданные пациенту в ходе лечебно-диагностического процесса. Ревизоры Счетной палаты в ходе своих проверок все чаще интересуются объемами списанных в аптеке, но не выданных пациентам медикаментов, хранящихся в кабинетах старших медицинских сестер различных подразделений ЛПУ, и т.п.

Входящие затраты являются активами организации; истекшие затраты - расходами. Это важно понимать при начислении себестоимости продукции и прибылей. Так, медикаменты, приобретенные в отчетном периоде, но не израсходованные на лечение больных и хранящиеся на аптечном складе ЛПУ, не могут быть отнесены на себестоимость медицинских услуг, предоставленных больным в отчетном периоде. Затраты на эти медикаменты называют затратами отчетного периода.

В себестоимость медицинских услуг, предоставленных в отчетном периоде, включают затраты на медикаменты, израсходованные при оказании этих услуг.

Таким образом, для целей определения себестоимости затраты классифицируют на (1) затраты, входящие в себестоимость, и (2) затраты отчетного периода.

Бухгалтерский учет бюджетных учреждений признает лишь затраты отчетного периода. Затраты, входящие в себестоимость, он не учитывает. Если руководству ЛПУ необходимо знать величину этих затрат, ему придется создать дополнительные процедуры управленческого учета, с помощью которых будет собираться и анализироваться информация о медикаментах, выданных (введенных) пациентам в ходе диагностики и лечения. Опыт показывает, что такие системы в российских ЛПУ уже создаются. В основе их лежат традиционные "бумажные" технологии фиксации информации и "продвинутые" компьютерные.

В состав затрат, оцениваемых при определении себестоимости продукции и прибыли, входят три элемента:

1) затраты на основные материалы;

2) затраты на оплату труда основных работников;

3) накладные расходы.

К основным материалам относят те, которые прямо израсходованы на производство конкретного вида продукта (услуги). Например, ампулы и таблетки, предназначенные для лечения конкретного больного, относят к основным материалам. В свою очередь, дезинфекционные средства; среды для посевов смывом с предметов окружающей среды в порядок контроля за санэпидемиологическим режимом; мыло, с которым моет руки персонал ЛПУ, и т.п. - относят к вспомогательным материалам. Они не могут рассматриваться как принадлежность какого-то одного продукта (услуги).

Вспомогательные материалы относят к группе накладных расходов.

Однако не все материалы, прямо перенесенные на какой-либо вид продукции, классифицируют как основные. Например, кислород, безусловно, ассоциируется с конкретной услугой, однако учет его потребления больными наладить довольно сложно, для этого нужна дополнительная техника, которая может оказаться столь дорогой, что ее использование для более точного учета прямых затрат будет неоправданной.

Затраты на труд основных работников состоят из расходов, которые могут быть отнесены на конкретный продукт (услугу), овеществлены в нем (в ней). Примером таких расходов являются расходы на оплату труда лечащих врачей и медицинских сестер палатного отделения стационара. В противоположность этому, жалованья среднего руководящего персонала или персонала общебольничных служб (аптеки, например) не могут быть овеществлены в конкретной услуге, их относят к издержкам на непроизводственную рабочую силу. Как и вспомогательные материалы, расходы на производственную рабочую силу составляют часть накладных расходов.

Затраты на основные материалы и труд основных работников относят к основным расходам.

Накладные расходы включают в себя все издержки, за исключением основных расходов.

Процесс определения себестоимости продукции называют калькуляцией затрат.

На предприятии (в организации), выпускающем продукцию широкого ассортимента и выполняющем множество видов работ и услуг, затраты на выполнение каждой из них подсчитываются отдельно (в стационаре - персональный счет стационарного больного). Такую систему сбора учетных данных о затратах называют позаказной калькуляцией затрат.

В условиях производства однородной продукции себестоимость единицы продукции может быть получена простым делением общих затрат на число единиц продукции (так может быть определена себестоимость одного койко-дня). Этот метод калькуляции называют калькуляцией затрат по процессам (попроцессной калькуляцией).


2.2. Учет затрат для принятия решений и планирования


Система сбора информации для оценки себестоимости продукции и прибыли не дает знания, необходимого для принятия решений. Здесь нужна иная группировка затрат, другая их квалификация.

Затраты для оценки динамики затрат в зависимости от уровня производственной деятельности.

Какой объем производственной деятельности следует запланировать на следующий год?

Следует ли расширять тот или иной производственный сектор для увеличения выпуска продукции?

Можно ли уменьшить цены на услуги при увеличении их объемов?

Для принятия решения по каждому из этих вопросов руководитель должен иметь данные расчетов о затратах и доходах при различных вариантах действий.

Для оценки затрат при изменении объемов производства их разделяют на переменные, постоянные, полупеременные, полупостоянные.

Переменные затраты изменяются пропорционально объемам производственной деятельности. Затраты на медикаменты относят к переменным затратам.

Постоянные затраты остаются неизменимыми при любых объемах производства. Зарплата сотрудников больничной аптеки - пример постоянных затрат. При этом надо иметь в виду, что постоянные затраты являются константой в определенные промежутки времени. Значительный рост производства, а в случае работы больницы - значительный рост числа пролеченных больных, требует роста непроизводственных расходов на содержание общих служб (увеличение числа аптечных работников), что, в свою очередь, приводит к ступенчатому возрастанию затрат, относящихся к категории постоянных.

При разработке решения необходимо рассматривать лишь те затраты, которые имеют отношение к данной проблеме. К не принимаемым в расчет затратам относят те, которые не изменятся от принятого решения.

Экономисты употребляют также термины устранимые и неустранимые затраты (устранимые затраты - это те затраты, которых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимые затраты неизбежны). Выделяют особый вид затрат - безвозвратные затраты, которые также не учитываются при принятии решений. Анализируются также возможности, которые потеряны или которыми жертвуют при том или ином выборе. Их цена обозначается термином вмененные затраты.

Однако наиболее широкое распространение при принятии решений получил анализ приростных и предельных затрат. Остановимся на этом подробнее.

Приростные затраты возникают при выпуске дополнительной продукции. К примеру, при увеличении числа пролеченных больных в гинекологическом отделении на 100, приростные затраты на лекарственную помощь составляют 50 руб. х 100 = 5000 рублей.

При этом приростные затраты за коммунальные услуги гинекологического отделения будут равны нулю.

Если мы посчитаем дополнительные затраты на единицу дополнительной продукции, мы получим величину предельных затрат.

При принятии решения очень важно сравнить приростные затраты с приростным доходом, а также предельные затраты с предельными доходами.


2.3. Учет затрат для осуществления процесса контроля

и регулирования


Имея сведения о себестоимости продукции, нужно точно определить, как они определяются между отдельными участками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств.

Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам затрат (по центрам ответственности за расходование средств). Он требует выделения зон ответственности согласно оргструктуре организации.

Повторим определение центра ответственности, которое приводилось выше.

Центр ответственности - это сегмент организации, менеджер которого индивидуально отвечает за его работу.

Различают два типа центров ответственности:

- центр затрат, где менеджер несет ответственность за расходы, которые он контролирует. Палатное отделение стационара может рассматриваться как центр ответственности по расходам на медикаменты, потребляемые пациентами отделения;

- центр прибылей, где менеджер отвечает за доход от продаж и за расходы;

- центр инвестиций, где менеджер отвечает за доходы от продаж, расходы, а также за принятие инвестиционных решений.

Затраты и доходы, регистрируемые по центрам ответственности, разделяют на регулируемые и нерегулируемые менеджером центры ответственности. Если не классифицировать затраты на регулируемые и нерегулируемые менеджером, то довольно трудно дать оценку управленческим решениям менеджера. Более того, менеджеры потеряют интерес к результатам контроля за затратами, если они обнаружат, что их работа оценивается по статьям затрат, которые находятся вне сферы их компетенции. Выявив регулируемые затраты, следует установить отличия между плановыми показателями затрат и фактическими результатами. Разницу между планом и фактом называют отклонением от нормативных (сметных) затрат. Для того чтобы сравнение было корректным, важно сравнивать фактические и сметные затраты для одного и того же объема производимой продукции.


Б. СБОР ДАННЫХ О ЗАТРАТАХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ

СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ


Строго говоря, определение себестоимости продукции не относят к задачам управленческого учета. Это важное предварительное замечание, касающееся терминологии. Впрочем, в определенных обстоятельствах оценка себестоимости может использоваться при планировании и принятии решений.

Главной проблемой учета затрат для определения себестоимости состоит в отслеживании затрат на различные операции и продукты, что необходимо для распределения затрат между себестоимостью проданной продукции (например, медицинская помощь больным, закончившим стационарное лечение, оплаченная страховой компанией "Альфа" в отчетном периоде) и себестоимостью запасов, или нереализованной продукцией (например, медицинская помощь больному, который продолжает лечение в стационаре и будет выписан в следующих отчетных периодах) <*>.

--------------------------------

<*> Здесь будет рассматриваться модель позаказного калькулирования себестоимости, когда информация собирается на пролеченного больного (группу больных).


Как осуществляется учет материалов по мере их прохождения от момента закупки до момента переноса на продукцию и продажи продукции? Рассмотрим общие принципы, пригодные для организаций различного профиля.

Учетная информация о материалах, хранящихся на складах организации, собирается на складских карточках и иных в складских документах. На крупных предприятиях учет запасов ведется при помощи компьютера. Когда запас тех или иных материалов достигает уровня заказа, заведующий складом заполняет требование для отдела закупок приобрести тот или иной материал в размере заказа у соответствующего поставщика. При наличии компьютера требование на закупку автоматически печатается. Получив требование, отдел закупок производит маркетинговые исследования и выбирает поставщика, составляет заказ на поставку. Копия заказа на поставку направляется в группу приемки для сверки данных этого документа с количеством товаров, когда они прибудут.

При приемке материалов данные накладной на груз, выполненной поставщиком, сверяются с копией заказа на поставку. Сотрудник склада заполняет извещение о получении товара (ИПТ) и делает необходимые записи в карточке складского учета. ИПТ передается в отдел закупок и бухгалтерию. В отделе закупок делается отметка о выполнении заказа, а в бухгалтерии ИПТ будет сверено со счетом поставщика, чтобы оплату произвести только за те товары, которые действительно были получены. Счет от поставщика может быть получен через несколько дней после получения товаров, и бухгалтерия использует данные этого счета, чтобы оценить каждый из видов материалов, занесенных в ИПТ. Затем записи о товарах, перечисленных в ИПТ, вносятся в соответствующую графу счета Главной книги, где отражаются записи о запасах.

Производственный отдел, определив нужду в тех или иных материалах, перечисляет их в требованиях на отпуск со склада (ТОС) и передает ТОС вместе с соответствующим нарядом на выполнение работ заведующему складом в обмен на заказанные материалы. После этого заведующий складом заносит данные, содержащиеся в ТОС, в колонку "Отпущено" соответствующей складской карточки. Затем он направляет ТОС в бухгалтерию.

При получении ТОС бухгалтерия проставляет цену и сумму по каждому виду материалов. Эти данные берутся из колонки "Получено"" соответствующего счета Главной книги, в которой фиксируются заказы. Затем подсчитывается баланс количества и итогов каждого конкретного вида материалов.

В заключение производится начисление стоимости материалов в счета заказов или счета накладных расходов.

Такова общая практика. Бюджетный учет допускает серьезные отступления от предоставленной схемы. Главное состоит в том, что производственный отдел (палатное отделение) не выписывает наряд на выполняемые работы и, соответственно, бухгалтерия не может отнести стоимость материалов на соответствующий номер заказа, проставленный в наряде.

Заполнение этого пробела - серьезная задача для всех ЛПУ. Опыт решения задачи имеет Торжокская ЦРБ - см. ниже.

Проблема исчисления стоимости отпускаемого сырья (отпускаемых материалов).

Материалы одного и того же вида могут быть приобретены по различным ценам. Возникает вопрос, по какой цене отпускать их в производственные подразделения и включать в себестоимость. Существует несколько подходов к решению проблемы:

1) оценка материалов по реальным затратам;

2) использование средней цены;

3) метод FIFO - сначала отпуск материалов осуществляется в количестве и по цене первой партии, затем второй и т.д.;

4) метод LIFO - сначала производится отпуск материалов в количестве и по цене последней партии; в последнюю очередь отпускаются материалы по цене первой партии.

Какой из методов является предпочтительным? Ответ зависит от того, в каких целях производится расчет себестоимости. Рассмотрим внимательнее возможные цели.

1) Расчет себестоимости и прибыли для внешних (например, налоговых) отчетов.

При инфляции метод FIFO, который допускает, что товары, полученные первыми, будут и отпущены первыми, приводит к расчету более низкой себестоимости продукции и, следовательно, к более высокой прибыли.

Метод LIFO приводит к прямо противоположным результатам. Потому он хорош для бюджетных организаций, например ЛПУ, продающих свои услуги пациентам и компаниям ДМС, когда нужно обосновать максимальную цену продаваемых услуг, и плох для коммерческих организаций. Кстати, именно поэтому налоговые органы многих стран не разрешают использовать этот метод при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли.

2) Принятие решений внутри организации

Как следует оценивать запасы для принятия решений? - В первую очередь, из величины будущих расходов на материалы. Для этих целей расходы на материалы, включаемые в себестоимость, называют затратами, которые должны обеспечить возмещение, или затратами возмещения. Метод LIFO обеспечивает максимальное приближение к затратам возмещения. В случае, если у организации нет возможности установить будущие цены по всем видам материалов, следует использовать нормативную стоимость материалов. Под нормативными затратами понимают целевые затраты, используемые в начале отчетного периода, показывающие, сколько должны стоить закупки при их эффективном осуществлении.

Таким образом, оценивая затраты на материалы, нужно иметь в виду, что для внешней отчетности важно знать расходы прошлых периодов, а для принятия управленческих решений - данные о будущих затратах, затратах возмещения.

Следует иметь в виду, что данные учета материалов будут достоверными, если учет является непрерывным (текущим, перманентным). В противном случае следует проводить регулярную инвентаризацию с корректировкой данных.


***


Рассмотрев порядок определения прямых затрат на основные материалы, следует перейти к порядку отнесения на продукцию накладных расходов.

Чем больше доля накладных расходов, тем менее точный результат расчетов себестоимости можно получить. В сфере услуг доля накладных расходов значительно выше, чем в среде товарного производства. Первые отечественные методики расчета себестоимости медицинских услуг, используемые на "заре перестройки" и ранних рыночных отношений, допускали, что доля прямых расходов в ней была не выше 20-30%. Расходы на медикаменты часто переносились на себестоимость как накладные расходы, что вызывало крайнюю неудовлетворенность качеством полученных данных.

Впрочем, здесь следует уточнить: зачем мы рассчитывали себестоимость медицинских услуг?

1. Чтобы оценить прибыль (разницу между доходами и расходами) по хозрасчетной деятельности (ее отдельным видам). Для этой цели отнесение затрат на конечный продукт не является необходимым.

2. Для принятия решения о том, выгодно или нет продавать ту или иную услугу и какую цену следует назначить. В этом случае необходимо знание, как конкретные услуги потребляют ресурсы учреждения здравоохранения. Расчет себестоимости методом накладных расходов не способен дать объективной информации для целей принятия решения.

Как добиться максимальной точности при отнесении затрат на себестоимость методом накладных расходов? Главный принцип здесь таков: все производственные затраты (прямые и накладные) должны быть отнесены на себестоимость конкретной продукции. Непроизводственные накладные расходы фиксируются как затраты отчетного периода.


В. СБОР ДАННЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ


Управленческий учет позволяет принятие решения по основе ответа на следующий вопрос: как изменение объемов работ повлияет на финансовые результаты деятельности?

Перед руководителями ЛПУ довольно часто стоит вопрос: как изменятся финансовые результаты деятельности ЛПУ, работающего в условиях ОМС или имеющего хозрасчетный сектор, если увеличить (уменьшить) число пролеченных больных в том или ином подразделении?

Одним из методов управленческого учета, позволяющим дать ответ на подобный вопрос, является анализ безубыточности.

Цель анализа безубыточности - установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении объемов производства.

Мы остановимся на математическом подходе к анализу безубыточности производства.

Рассмотрим пример решения вопроса о повышении производительности кардиологического отделения больницы. Выгодно ли это? (Цифры, приведенные в примере, - условны).

Постоянные издержки отделения (с учетом общебольничных расходов) за один месяц - 50000 рублей <*> (а).

--------------------------------

<*> К постоянным издержкам на отделения отнесены расходы на зарплату с начислениями, расходы на коммунальные платежи, общебольничные расходы.


Переменные издержки <*> на одного пролеченного больного - 1000 рублей (в).

--------------------------------

<*> В переменные издержки на пролеченного больного входят расходы на медикаменты, иные расходные материалы и питание.


Средний тариф ОМС за одного пролеченного больного (в тариф включена I, II, IX, X и XIV статьи) - 1200 рублей (Р).

Доля бюджетного финансирования (III и XII статьи), отнесенная на кардиологическое отделение, - 20000 рублей (В).

Число пролеченных больных за 1 месяц - 1ОО (х).

Возможное изменение числа пролеченных больных - 80-120.

Используем математическую формулу:

Превышение доходов над расходами NP = [(число пролеченных больных) х (средний тариф ОМС) + (доля бюджетного финансирования, отнесенного на кардиологическое отделение)] - [(число пролеченных больных) х (переменные издержки за единицу) + (совокупные постоянные издержки]


NP = (Рх + В) - (вх + а).


Для определения точки безубыточности подставим в формулу цифровые значения из рассматриваемого примера, заметив предварительно, что в этой точке NP равно нулю, и решим уравнение с одним неизвестным - х:


              О = (1200х + 20000) - (1ОООх + 50000)

              х = 150 (пролеченных больных).


Итак, чтобы окупить расходы на лечение больных и содержание отделения, кардиологическое отделение должно за месяц пролечивать как минимум 150 больных. Иными словами, отделение нуждается в решительном повышении производительности и числа пролеченных больных.

Как изменится ситуация, если размер бюджетного финансирования будет уменьшен в 2 раза? Перепишем уравнение при условии, что В = 10000 рублей.


              О = (1200х + 10000) - (1000х + 50000)

              х = 200 (пролеченных больных).


К сожалению, такие объемы работы почти нереальны. Чтобы добиться окупаемости, следует подумать о сокращении расходов. Предположим, что больнице удалось сократить постоянные расходы на 20%. Сколько больных следует пролечить отделению, чтобы обеспечить окупаемость? В этом случае наше уравнение получит следующий вид (а = 40000 рублей):


              О = (1200х + 10000) - (1000х + 40000)

              х = 150 (пролеченных больных).


Осуществим еще одно изменение условий нашего примера. Больница решила заключить договор со страховой компанией ДМС, которая предполагает направление в отделение 15 пациентов кардиологического профиля. Какой тариф следует назначить страховщикам для оплаты лечения этих больных (у), чтобы обеспечить окупаемость, если число больных по линии ОМС останется прежним?


              О = [(100 х 1200 + 20000) + 15 х у] -

                  [(1000 х 100 + 50000) + (1000 х 15)]

              у = 1667 (рублей за одного пролеченного больного по

                  линии ДМС).


Рассмотрим еще один поворот сюжета в предполагаемом примере. Отделение регулярно не выполняет план и пролечивает в среднем 50 больных в месяц. Как изменятся финансовые результаты деятельности больницы, если это отделение закрыть и поставить на капитальный ремонт?

Доходы, которые фактически приносило отделение, когда пролечивало 50 больных в месяц: Рх = 1200 х 50 = 60000 (рублей).

(Величиной "В" мы можем пренебречь, так как бюджетное финансирование больницы не изменится в результате закрытия отделения).


Расходы, которые несло отделение, пролечивая 50 больных в месяц: вх + а = 1000 х 50 + 50000 = 100000 (рублей).


Определим, какие расходы будет нести больница, если отделение закроют? - Для этого нужно получить дополнительные данные о структуре постоянных расходов отделения.

Она представлена (грубая группировка): фондом оплаты труда отделения с начислениями (ФОТ); коммунальными платежами, приходящимися на отделение (КП); общебольничными расходами, распределенными на отделение (ОР). Предположим, величины этих расходов составляет соответственно - 50000, 20000 и 30000. При закрытии отделения и сокращении всего его персонала сохранятся коммунальные платежи, не изменятся и общебольничные расходы - их просто не будут относить на закрытое отделение. Таким образом, расходы отделения при условии его закрытия составляют 20000.

Итак, до закрытия отделения баланс его реальных доходов и расходов составлял:

доход - (+ 60000); расход - (1000 х 50 + 50000 + 20000);

убыточность отделения составляла (- 60000 рублей).

После закрытия баланс реальных доходов и расходов отделения составит: доход - 0 (рублей), расход - 20000 рублей, т.е. убыточность отделения составила 20000 рублей в месяц.

Расчеты показывают, что закрытие отделения выгодно больнице. Эти расчеты демонстрируют метод управленческого учета по анализу издержек для принятия решения с помощью определения ревелентных издержек и доходов будущего периода. Ревелентными называют издержки и доходы, величина которых изменяется в результате принятия решения, то есть это те расходы и доходы, которые следует принимать в расчет. В нашем примере мы не принимали в расчет долю бюджетного финансирования, отнесенную на отделение (В), и часть постоянных издержек (КП + ОР), ибо их величина не изменяется в результате закрытия отделения.


Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ПО ОТКЛОНЕНИЯМ


Планирование - важнейший элемент управления. Одним из методов краткосрочного планирования является составление программы действия на будущие периоды. Такие программы, отражающие текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми располагают фирмы, называют сметами. Сметы позволяют координировать действия различных подразделений, информировать работников о том, что они должны сделать для исполнения сметы, мотивировать персонал к действиям по достижению целей организации.

Сметы составляются по организации в целом, по центрам ответственности, по производственным функциям и т.д.

В российских ЛПУ такое разветвленное сметное планирование не принято. В результате их руководители не имеют возможности поставить перед подразделениями производственные задачи, определить их параметры, информировать о них персонал и руководителей этих подразделений, мотивировать их к достижению сметных параметров, совершать корректирующие действия при отклонении от утвержденных показателей, оценивать качество действий руководителей подразделений по достижению поставленных перед ними задач.

Важнейшими параметрами таких смет являются показатели расходов на медикаменты и иные расходные материалы. При разработке этих показателей может использоваться калькуляция себестоимости по нормативным издержкам.

Калькуляция себестоимости по нормативным издержкам не только помогает в составлении смет, она также полезна для оценки эффективности деятельности управляющих, обеспечения контроля, планирования будущих затрат, упрощения процедуры отнесения издержек на продукты.

Остановимся подробнее на процедуре калькуляции себестоимости по нормативным издержкам. Первый этап - определение нормативных затрат. В ходе специального исследования устанавливают, какие материалы наиболее приемлемы для приготовления каждого продукта согласно проекту и требованиям к качеству, а также точное количество материалов. Применительно к теме настоящего издания на этом этапе устанавливается, какие препараты необходимы для лечения больных и в каких количествах они могут понадобиться. Эти данные фиксируются в качестве нормативов количества материалов.

Нормативные расходы на материалы определяются умножением нормативных количеств на соответствующие нормативные цены.

Нормативные цены устанавливает отдел закупок. При этом предполагается, что он провел необходимое маркетинговое исследование.

При определении нормативных затрат возникает проблема требований к нормам. Они могут быть основными (постоянными, неизменными, на протяжении длительных периодов), идеальными (минимально возможными), текущими достижимыми нормами (реально достижимые цели при определенном напряжении).

Имея данные о нормативных расходах на медикаменты, руководитель имеет возможность тщательно проанализировать любые отклонения от этих нормативов, как по ЛПУ в целом, так и по отдельным подразделениям (центрам ответственности). При этом следует различать отклонения по цене на лекарства (материалы) и отклонения по использованию лекарств (материалов).

За отклонение по цене на лекарства должен отвечать отдел закупок (аптека), хотя возможна ситуация, когда он не мог повлиять на ситуацию (например, по причине недобросовестной централизованной поставки медикаментов). Другими словами, одни отклонения по цене могут быть следствием неэффективности действий, а другие - лежат вне пределов контроля организации.

Отклонения по использованию медикаментов, как правило, контролируют заведующие отделениями.

Поскольку анализ отклонений по всем видам материалов (медикаментов) является довольно трудоемким, рекомендуется классифицировать расходы на материалы по категориям А, В, С, а затем сосредоточиться на анализе отклонений по медикаментам из группы А.


Д. О ВВОДЕ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА


Любой руководитель знает, как трудно получить информацию для решения управленческих целей и задач. Самая большая проблема ее - первичная выборка и регистрация. Эти виды работ могут быть очень трудоемкими, часто требуют поиска специальных решений для разработки реальных в использовании методов регистрации первичной информации для последующей обработки и анализа.

Рассмотрим, как решается эта проблема в ЛПУ, где налажен управленческий учет медикаментов.

1. Опыт ежедневного учета затрат медикаментов на лечение больных в разрезе отделений стационара (Курганская областная больница).

Работниками больничной аптеки разработаны сводные листы назначений по отделениям, куда ежедневно переносятся назначения из историй болезни пациентов каждого отделения. По этим сводным листам назначений ведется ежедневная выдача и списание медикаментов из аптеки. Метод дает информацию для попроцессного метода расчета себестоимости медицинской помощи, когда сначала исчисляется себестоимость одного койко-дня пребывания в отделении, а затем определяется общая себестоимость лечения. Процедура переноса информации из историй болезни осуществляется следующим образом.

Сотрудники аптеки закреплены за палатными отделениями. Ежедневно каждый посещает 1-2-3 отделения. К определенному времени все врачи отделения собираются в ординаторской, где примерно в течение часа идет передача информации. Кстати, с одновременным обсуждением целесообразности тех или иных назначений, вынужденных замен и т.п. Это вполне реально, если учесть, что смена назначений осуществляется не более чем у 20-30% больных отделения (в 60-коечном отделении - 15-20% больным).

В аптеке информация переносится с бумажного носителя информации на компьютер, что позволяет производить обработку данных в автоматическом режиме.


2. Персонифицированный учет медикаментов в стационаре (опыт Белгородского Фонда ОМС).

Программы персонифицированного учета медикаментов, когда информация о лечении собирается на больного, разработаны и внедрены в ряде российских ЛПУ, а в Белгородской области система действует в масштабе всего региона. Остановимся подробнее на белгородском опыте.

Инициатором белгородского эксперимента стал региональный фонд ОМС. Анализ учета лекарственных средств, проведенный сотрудниками фонда, показал, что их предметно-количественный учет осуществляется только по узкому кругу препаратов, включенных в учетную группу, не превышающему 20-30 наименований. Остальные медикаменты (а это сотни наименований) учитываются в стоимостном выражении и списываются сразу после их выдачи в отделения, что не позволяет отследить: какие медикаменты и на какую сумму получены конкретным пациентом; на какую сумму покупает их самостоятельно; насколько оправданно то или иное назначение врача с медицинской и экономической точек зрения; какова динамика использования лекарственных средств. Решить перечисленные проблемы средствами существующего ручного учета практически невозможно. В связи с этим было решено создать автоматизированную систему персонифицированного учета медикаментов.

Работа по разработке и внедрению в лечебных учреждениях области программного комплекса "Персонифицированный учет лекарственных средств" была начата фондом в 1997 году (Г.И.Здоровцов, В.М.Поляков. Технология персонифицированного учета лекарственных средств. Белгород, 1998. 32 с.).

Перед разработчиками программы была поставлена задача обеспечить полный и детальный учет поступления и использования медикаментов в лечебном учреждении для каждого из пролеченных пациентов и лечебного учреждения в целом.

Первая версия программы более года эксплуатировалась в 20 лечебных учреждениях региона. В настоящее время фондом разработан и выполняется план дальнейшего внедрения и сопровождения программного комплекса. Эта работа ведется уже в 27 лечебных учреждениях, где установлено 184 компьютера. Прокладываются компьютерные сети Внедрением охвачены лечебные учреждения на 10344 койки, что составляет 75,5% всего коечного фонда системы ОМС Белгородской области.

Персонифицированный учет медикаментов позволил наладить систему контроля за движением лекарственных средств, начиная с их поступления в аптеку, затем - в отделение и заканчивая моментом выдачи пациенту.

В настоящее время в информационную систему включены следующие модули:

1) единая нормативная и справочная информация;

2) справочная информация по ЛПУ;

3) истории болезни;

4) учет лекарственных средств (на складе аптеки и в отделениях);

5) формирование заявки на основании данных о фактическом расходовании в ЛПУ;

6) реестр лекарственных средств, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;

7) анализ заболеваемости.

Комплекс формирует информацию для внешних (ТФОМС, управление здравоохранения) и внутренних (медицинский персонал лечебного учреждения) пользователей, обеспечивает сопоставимость показателей в динамике, достоверность, оперативность, простоту и экономичность учета.

Формируемые отчеты позволяют автоматизировать управленческий учет по всем группам лекарственных средств. Выходные формы персонифицированного учета используются при ведении бухгалтерского, а также при подготовке статистических отчетов экономической службой лечебного учреждения. Кроме того, при желании любой пациент может получить справку о лекарственных затратах на его лечение с указанием медицинских препаратов лечебного учреждения и медикаментов, приобретенных за счет пациента (если имел место такой факт). Образец счета представлен ниже.


                                                            Лист 1

ЦРБ N 1


         Затраты ЛПУ на медикаментозное лечение пациентов


                Дата и время формирования отчета:

                         06.05.2000 12:24


Ф.И.О.: Иванов Иван Иванович

Диагноз: Л25 Язва желудка


Отделение:

Дата поступления:           Дата выписки:           Койко-дней: 23


Наименование             

Количество
уп.  

Количество
ед.  

Стоимость,
руб.  

Медикаменты ЛПУ                 




Феназепам тб. бан.              
0,5 мг х 50                     

0,04  

2,00 

0,44  

Пиридоксина гидрохлорид 5% р-р  
д/и амп. 1 мл х 10              

0,60  

6,00 

1,86  

Витамин В1, 6% р-р амп. 1 мл х 10

0,70  

7,00 

3,15  

Циметидин тб. во фл. пласт.     
200 мг х 100                    

0,14  

14,00 

2,14  

Циметидин тб. уп. 200 мг х 100  

0,22  

22,00 

3,37  

Платифиллина гидротартрат 0,2   
р-р д/и амп. 1 мл               

2,20  

22,00 

30,43  

Метоклопрамид тб. фл. п/этил.   
10 мг х 100                     

0,33  

33,00 

29,03  

Метилуроцил тб. уп. 500 мг х 50 

0,72  

336,00 

7,92  

Панкреатин драже бан. 250 мг х 50

0,78  

39,00 

35,88  

Метоклопрамид тб. 10 мг х 100   

0,39  

39,00 

34,30  

Ампициллин тб. бл. 250 мг х 20  

4,00  

80,00 

27,00  

Метронидазол тб. бан. 250 мг х 20

3,00  

60,00 

18,00  

Всего по медикаментам ЛПУ       

13,12  

360,00 

193,52  

Итого по пациенту               

13,12  

360,00 

193,52  


Так как программа обеспечивает работу всего медицинского персонала лечебного учреждения в реальном масштабе времени, появляется возможность выявлять различные ошибки в назначениях в перспективном режиме, до выдачи их пациентам, и принимать своевременные меры по их исправлению.

Как видно, персонифицированный учет позволяет осуществлять позаказную калькуляцию себестоимости медицинской помощи на каждого пациента (группу пациентов).


3. Персонифицированный учет льготных медикаментов (опыт Торжокской ЦРБ)

В основу системы легли:

1) электронная городская база данных на льготников;

2) компьютерный ввод льготных рецептурных бланков в аптеках с последующим формированием персональных счетов на пациентов;

3) экспертная оценка рецепта путем сравнения с автоматизированным талоном амбулаторных пациентов (ТАП).

Такой подход дает 3 преимущества.

Первое: ТАП выдается в регистратуре. С ним пациент идет на прием к врачу. Если врач выписывает льготный рецепт, то в бланке рецепта он делает ссылку на номер ТАП. Этим действием подтверждается и личная явка пациента на прием к врачу и диагноз пациента на момент обращения.

Второе: Приказ МЗ РФ от февраля 1997 N 46 о вводе ТАП ф. N 025-10/у обязывает врача вносить в ТАП сведения: о льготном рецепте (серию, номер), о льготных лекарствах (наименование, количество, доза), о категории льготы (инвалид, участник, сахарный диабет). В нашем случае учет льготных рецептов ведут на своей ЭВМ работники аптеки, т.е. врачи на приеме освобождаются от дополнительной, дублирующей писанины.

Третье: При обращении пациента в регистратуру ЛПУ регистратор, до выдачи талона, уточняет на пациента сведения паспортного характера, т.е. просит предъявить удостоверение личности, страховой полис. Эти сведения хранятся в ЭВМ регистратуры и поддерживаются в актуальном состоянии. С ЭВМ регистратуры сведения передаются на ЭВМ аптеки и распечатываются в ТАП, что позволяет врачу на приеме не отвлекаться на сбор паспортных сведений и не требовать от пациента предъявления документов, подтверждающих льготу.


                    Пример распечатки паспортных в ТАП


100% скидка на медикаменты до 12.01.99, код льготы 13


Диспан. учет  % льготн. скидка  Личный код: 17158, Царева В.В. Дата рождения

код МКБ-10    по заболеванию    пол: женский                    12.01.96

J45.0         100                                  Место работы: не работает

                                Педиатрический участок городской: N 51;

L28.0         0                 Проживает:               Прописан:

                                г. Торжок,               район Торжокский

                                ул. Калининское шоссе,   д. Будово

                                д. 16, кв. 4             АО "Будовский"

Свидетельство о рождении П-ОН N 8256765

Полис 00095 N 762455 страховая компания ОМС "МедЭкспресс Полюс"


Пояснение:

1. Под цифрой "13 - код льготы "ребенок до 3-х лет"; 100% - это 100% скидка на приобретение лекарств по рецептам врачей, т.е. бесплатно; до 12.01.99 - это период действия льготы, т.е. 12.01.99 ребенку исполнится 3 года и льготы на медикаменты не будут действовать.

2. J45.0; код МКБ-10 "Бронхиальная астма" (с 01.01.99 - мы установили коды МКБ-10). По этому коду пациент Царева В.В. состоит на "Д" учете и будет получать бесплатно (100% скидка) бронхолитики, даже тогда, когда закончится льгота N 13.

L28.0 - "Простой хронический лишай" - код диспансерного учета, а льгот нет по этому диагнозу.

Программное обеспечение было пущено в рабочую эксплуатацию с января 1997 г. В бюджете города на 1997 г. на статью "льготное лекарственное обеспечение" было запланировано 1 млн. 200 тыс. руб. (такие деньги потратили на эти цели в 1996 году), а в 1997 году расходы по этой статье составили 658 тыс. руб., т.е. экономический эффект составил 48%. Оперативный электронный контроль помог администрации сберечь 542 тыс. руб. Почти в 2 раза сократился расход на льготное лекарственное обеспечение.


Льготные рецепты по г. Торжку, предъявленные аптеками

в бухгалтерию ЦРБ


Месяц 

Предъявлено
рецептов  

Выплачены суммы
в тыс. руб. 

Среднее душевое
потребление 
лекарств в руб.

Средневзвешенная
цена лекарств в 
одном рецепте в руб.

1996

1997

1996

1997 

1996 

1997 

1996  

1997  

Январь 

10,207

5,292

139 

61   

2,78 

1,22  

13,6  

11,5   

Февраль

7,911

3,393

107 

36   

2,14 

0,72  

13,5  

10,6   

Март   

5,596

7,509

98 

70   

1,96 

1,1460

17,5  

9,32  

Апрель 

6,473

3,190

106 

32   

2,12 

0,64  

16,3  

10,0   

Май    

5,425

3,629

96 

34   

1,92 

0,63  

17,6  

9,36  

Июнь   

5,725

2,927

97 

35   

1,94 

0,70  

16,9  

11,6   

Июль   

5,162

3,379

85 

53   

1,7  

1,06  

16,4  

15,6   

Август 

6,034

3,391

92 

55   

1,84 

1,10  

15,2  

17,2   

Сентябрь

5,756

3,706

93 

56   

1,86 

1,12  

16,1  

15,8   

Октябрь

6,142

5,355

91 

83   

1,82 

1,66  

14,8  

15,4   

Ноябрь 

5,516

4,228

99 

73   

1,98 

1,46  

17,9  

17,2   

Декабрь

5,789

4,693

97 

71   

1,94 

1,42  

16,7  

15,1   

Итого  

75,736

50,356

1200

658   

24,00 

13,16  

15,8  

13,06  


Заметим, что в аптеке был весь ассортимент медикаментов и ни одного отказа пациентам ни в выписке, ни в отпуске лекарств не было. Этот факт подтвержден актом проверки областного КРУ, по выводам и предложению которого губернатор области и принял Постановление о применении компьютерных технологий во всех аптечных и лечебных учреждениях области.


Сводный реестр рецептов от 04.01.99 N 12

Период с 01.01.98 по 31.12.98


По бесплатным рецептам


Наименование льготы 

Число
льгот-
ников

Коли-
чество
рецеп-
тов  

Полная  
стоимость

Сумма по счету 

Сумма  
к оплате

без  
скидки

скидка
(10%)

Уч. ВОВ               

804

3424

62402,31

1629,43

6075,39

56326,92

Лица вольн. состава   
уч. ВОВ               

195

973

16120,38

264,59

1585,73

14534,65

Инвалид ВОВ           

294

1816

32874,80

792,87

3208,93

29665,87

Родственники погибших 
в ВОВ                 

124

460

7457,70

167,96

729,24

6728,46

"Оборона Ленинграда"  

4

8

71,44

14,04

5,74

65,70

Блокада Ленинграда    

64

164

3126,03

99,26

302,73

2823,30

Узники концлагерей    

43

125

2339,20

59,40

227,98

2111,22

Интернационалисты     

108

117

2027,25

53,60

197,46

1829,79

Дети до 3-х лет       

2100

2197

29022,16

2582,15

2641,75

26380,41

Инвалид I гр.         

225

1229

42032,03

1338,90

4069,85

37962,18

Инвалид II гр. не раб.

940

7958

183887,36

5110,72

17880,52

166006,84

Дети-инвалиды до 16 лет

81

330

21517,11

4230,04

1728,82

19788,29

Чернобыльцы           

93

137

2556,57

13,16

254,41

2302,41

Онкозаболевания       
(140-239,9)           

728

1680

31784,43

937,02

3081,01

28703,42

Бронхиальная астма    

251

1929

59897,33

5423,10

5448,31

54449,02

Ревматизм (390)       

45

73

856,39

33,21

82,34

774,05

Ревматоидный артрит   
(714,0)               

109

218

4482,99

41,44

44,18

4038,81

Сист. Красная         
волчанка (710,0)      

5

19

486,89

0  

48,70

438,19

Болезнь Бехтерева     
(720,0)               

4

23

432,68

0  

43,32

389,36

Диабет (250-250,9)    

1089

11089

612805,89

9414,44

60345,00

552460,89

Рассеянный склероз    
(3340)                

24

11

503,76

0  

50,37

453,39

Глаукома (365-356,9)  

559

2480

43634,46

869,50

4279,14

39355,32

Шизофрения (295)      

122

172

2601,24

12,44

258,99

2342,25

Эпилепсия (345-345,9) 

95

532

19879,04

1524,55

1836,14

18042,90

Итого:                

8106

37164

899201,16

25093,59

87410,10

786697,42


4. Пример оценки расходных материалов в стоматологии с использованием нормативного подхода


                 Перечень медикаментов для услуг


"066127 - Коронка металлокерамическая или зуб металлокерамический"



п/п

Наименование               

Цена ед.

Коли-  
чество 

1.

Кисточки для нанесения бодинга           

1,56

0,02

2.

Паста полировочная для композитов Uni-Fill

39,14

1,00

3.

Супергипс "Дуралит Топаз" 1 г            

0,31

100,00

4.

Гипс медицинский 1 г                     

0,02

250,00

5.

Сплав "Веронит"  1 г                     

9,33

4,00

6.

Дентин "Дуцерам" 1 г                     

28,44

1,43

7.

Глазурь "Дуцерам" 1 г                    

44,96

0,11

8.

Жидк. д/глаз. и красителей "Дегусса" 1 мл

8,71

0,10

9.

Пастообр. упак. "Дуцерам" 1 мл           

245,95

0,13

10.

Масса режущ. края "Дуцерам" 1 г МК х 69  

20,44

0,23

11.

Набор красителей LFC-Stain Assor. "Дегусс"

78,47

0,68

12.

Головка угловая опорная 20               

1152,00

0,10

13.

Шиумпфлак с кисточкой 1 мл               

76,68

0,40

14.

Воск погруж. трехцв. 1 г                 

3,60

2,50

15.

Бор алмазн. (ортопед) 1 шт.              

64,80

0,10

16.

Щетки нейлоновые ортопедические 1 шт.    

30,10

0,01

17.

Щетки натуральные 1 шт.                  

27,32

0,02

18.

Диск абразивный для металлокерамики 1 шт.

21,60

0,10

19.

Головки шлиф. Фасонные для КХС 1 шт.     

10,25

0,30

20.

Диски сепарац. Вулкан. 1 шт.             

1,06

0,10

21.

Круги шлиф, для шлифовальных машин 1 шт. 

10,32

0,02

22.

Круги полировочные для бормашин 1 шт.    

3,02

0,10

23.

Фильцы 1 шт.                             

27,60

0,01

24.

Круги шлиф, для КХС 1 шт.                

6,84

0,07

25.

Электрокорунд 1 г                        

0,20

5,00

26.

Круги-диски прорезн. 150 мм 1 шт.        

14,40

0,03

27.

Тигли керамические 1 шт.                 

245,28

0,05

28.

Воск моделиров. 1 г                      

1,44

2,50

29.

Круги прорез, диаметром 40 мм 1 шт.      

4,70

0,30

30.

Сплав КХС 1 г                            

6,18

4,00

31.

Лак изоляц. ортопедический 1 мл Дуцера-Сеп

82,33

0,12

32.

Диск алмазный 1 шт. ортопедический       

144,00

0,10

33.

Форм. масса для литья Силикан 1 г        

0,29

50,00


5. Опыт штрих кодирования для ввода первичной информации

В НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе с 1999 г. внедрена специально разработанная методика учета медицинских услуг, оказанных каждому пролеченному пациенту. Методика основана на использовании штрих-кодовых марок, содержащих информацию о параметрах и стоимости каждой услуги (свидетельство ФИПС на полезную модель N 2001124162/90 (025776).


Рисунок - не приводится.


Марка содержит информацию о подразделении и номере рабочего места, виде услуги, стоимости услуги.

В истории болезни (медицинской карте) по мере оказания медицинских услуг, наряду с обычными записями об их проведении, вклеиваются соответствующие штрих-кодовые марки, содержащие информацию о вышеперечисленных параметрах. Марки берутся из предварительно подготовленного набора. При этом на каждом рабочем месте имеются лишь те марки, которые соответствуют фактически оказываемым услугам. По завершении лечения (или какого-либо из его этапов) в оперативном отделе информация с марок со штриховым кодом считывается с помощью обычного сканирующего устройства и поступает в базу данных (так называемую "электронную историю болезни"). В итоге формируется финансовая карточка на каждого пациента, в которой отражается наименование и стоимость каждого элемента лечебно-диагностического процесса. В среднем обработка каждой истории болезни осуществляется в течение 40 секунд, при этом возможность введения ошибочных записей по вине операторов практически исключена.


Финансовая карточка больного Борисова А.И.


История болезни: 3491/12438

Больной: Борисов А.И., 1936

Поступил: 12.03.2000 г. Выписан: 18.03.2000

Врач: Сергеев О.Е.

Отделение: хирургическое

Диагноз направления: О. живот

Диагноз при поступлении: О. аппендицит?

Диагноз окончательный: О. мезаденит.


    Доходы                                Расходы


--------T-------T----T-----------------------------------T-------¬

¦Бюджет ¦       ¦    ¦Анализ крови                       ¦  10,5 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦ДМС    ¦2934,89¦    ¦Анализ мочи                        ¦   6,75¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦ОМС    ¦       ¦    ¦УЗИ бр. полости                    ¦  54,2 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦Касса  ¦       ¦    ¦ФЛГ                                ¦  36,8 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦Договор¦       ¦    ¦ЭКГ                                ¦  16,4 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦       ¦       ¦    ¦Лапароскопия                       ¦ 685,3 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦Итого  ¦2934,89¦    ¦Наркоз                             ¦ 231,0 ¦

+-------+-------+    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Анализ крови                       ¦  10,5 ¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Конс. терапевта                    ¦  18,6 ¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Анализ крови б/х глюкоза, амилаза, ¦  38,5 ¦

¦               ¦    ¦АЛТ, ACT                           ¦       ¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Медикаменты                        ¦ 186,7 ¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Пребывание в отделении             ¦1357   ¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦Итого                              ¦2652,25¦

¦               ¦    +-----------------------------------+-------+

¦               ¦    ¦                                           ¦

+---------------+----+-------------------------------------------+

¦    Сальдо     ¦                      282,64 руб.               ¦

L---------------+-------------------------------------------------


Информация, заложенная в финансовой карточке, стала основой для формирования целого ряда аналитических подпрограмм и практической реализации управленческих решений.

С помощью программных средств стал возможен анализ информации из финансовых карточек об оказании тех или иных медицинских услуг и их стоимости в разрезе профилей отделений, заболеваний, возраста и пола госпитализированных, фактического объема работы (услуг) за любой промежуток времени, а также доли каждого клинического и параклинического подразделения в доходах и расходах учреждения по любому из источников. Кроме того, это позволило оперативно оценивать деятельность учреждения в целом и отдельных структурных подразделений, в частности, востребованность конкретных медицинских услуг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, нами были рассмотрены методические основы и практические подходы к организации управленческого учета для управления (планирования, организации, контроля мотивации персонала, принятия решений) лекарственным обеспечением в учреждениях здравоохранения.


И.С.МЫЛЬНИКОВА

А.П.ТЕРНОВСКИЙ


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: продам горбыль по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи
Скачать: Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи
Наши предложения:
  1. Статья. Юридические аспекты организации производства лекарственных средств в России
  2. Статья. Нормирование обращения ЛС в контексте закона О техническом регулировании
  3. Статья. Особенности Федерального закона О техническом регулировании
  4. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.02.2004 N 294-22/23
  5. Статья. Правовые основы создания этических комитетов: международный опыт и задачи для России
  6. Статья. Особенности деловой этики азартных игроков лекарственного рынка
  7. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2004 N 295-22/14
  8. Постановление Госстандарта РФ от 16.01.2004 N 17-ст
  9. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.01.2004 N 294-22/2
  10. Статья. От GMP к системам качества XXI века
  11. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.12.2003 N 295-22/300
  12. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.12.2003 N 295-22/297
  13. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 383-ст
  14. Статья. Силовая борьба с барьерами
  15. Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2003 N 384-ст
  16. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.12.2003 N 294-22/293
  17. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 23.12.2003 N 740
  18. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 23.12.2003 N 291-22/290
  19. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.12.2003 N 295-22/284
  20. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 16.12.2003 N 295-22/282
  21. Статья. Макроэкономические показатели состояния российского фармрынка и рейтинги фармдистрибьюторов
  22. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 08.12.2003 N 295-22/270
  23. Статья. Трагедия русского gcp, 2003
  24. Статья. Передний край борьбы за качество
  25. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 03.12.2003 N 295-22/265
  26. Статья. ФЗ О техническом регулировании - попытка безболезненного реформирования
  27. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 20.11.2003 N 295-22/256
  28. Статья. Обложение акцизами розлива этилового спирта в аптеках
  29. Статья. Этика работы с экспериментальными животными
  30. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 05.11.2003 N 295-22/247
  31. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233
  32. Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 N 494
  33. Вопрос: В связи с выходом приказа МЗ РФ N 460 от 23.09.2003 г.
  34. Приказ Минздрава РФ от 17.10.2003 N 486
  35. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 384
  36. Статья. Основные направления государственного контроля фармацевтических субстанций
  37. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.10.2003 N 291-22/223
  38. Письмо Минздрава РФ от 10.10.2003 N 13-16/94
  39. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 09.10.2003 N 295-22/222
  40. Статья. GMP-2005: обратной дороги нет
  41. Статья. Можно ли составить представление о производстве, опираясь на результаты самоинспекции?
  42. Статья. Управленческий учет в целях эффективности лекарственной помощи
  43. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/210
  44. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.09.2003 N 295-22/209
  45. Статья. Вопросы технического регулирования фармпроизводств
  46. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 04.09.2003 N 291-22/190
  47. Постановление Госстандарта РФ от 03.09.2003 N 101
  48. Вопрос: Может ли аптечное учреждение заниматься изготовлением спиртовых растворов согласно Перечню стандартных спиртовых растворов, разрешенных к изготовлению в аптеке в соответствии с действующей нормативной документацией (Приказ МЗ РФ N 308 от 21.10.1997) и производить их реализацию в пределах юридического лица (Приказ
  49. Статья. Прогнозирование производственно-экономической деятельности фармацевтических предприятий с использованием компонентно-регрессионных методов
  50. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 15.08.2003 N 295-22/181
  51. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2003 N 291-22/179
  52. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 06.08.2003 N 291-22/175
  53. Статья. 2005 год - революция или эволюция?
  54. Статья. Гомеопатические лекарственные формы
  55. Статья. Реальные проблемы идеальных лекарств
  56. Статья. Неизвестная гомеопатия
  57. Статья. Основные направления государственного контроля лекарственных средств в свете внедрения GMP ЕС и вступления России в ВТО
  58. Статья. Биоэтические документы Совета Европы и российское законодательство
  59. Методические рекомендации по рациональному выбору названий лекарственных средств
  60. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.06.2003 N 295-22/125
  61. Статья. Локализация и механизмы действия лекарственных веществ. Мишени для лекарственных веществ
  62. Статья. Клинические испытания: этический аспект
  63. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 266
  64. Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 267
  65. Приказ Минздрава РФ от 28.05.2003 N 223
  66. Статья. Способы повышения эффективности фармбизнеса: выстраивание холдинговой структуры
  67. Статья. Безопасность медикаментозной помощи: проблема мониторинга
  68. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 294-22/99
  69. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.05.2003 N 295-22/98
  70. Статья. Законодательное и нормативное регулирование лекарственного обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации
  71. Статья. Доказательная медицина в России: перспективы развития
  72. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.04.2003 N 295-22/86
  73. Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 N 172
  74. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 24.04.2003 N 295-22/82
  75. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309
  76. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 61
  77. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 60
  78. Правила организации чистых производств и контроля качества изделий медицинского назначения из полимеров, тканых и нетканых материалов, имеющих контакт с кровью. ПР 64-05-001-2002
  79. Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения. ОСТ 64-02-003-2002
  80. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  81. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  82. Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению. Методические указания. МУ 64-04-003-2002
  83. Классификация и организация помещений для производства нестерильных лекарственных средств. Методические указания. МУ 64-02-005-2002
  84. Производство лекарственных средств. Персонал фармацевтических предприятий. Основные положения. Методические указания. МУ 64-09-001-2002
  85. Производство лекарственных средств. Документация. Методические указания. МУ 64-04-002-2002
  86. Производство лекарственных средств. Валидация. Основные положения. Методические указания. МУ 64-04-001-2002
  87. Производство лекарственных средств. Термины и определения. Методические указания. МУ 64-01-001-2002
  88. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.04.2003 N 43
  89. Организация и контроль производства лекарственных средств стерильные лекарственные средства. Методические указания. МУ 42-51-1-93 + МУ 42-51-26-93
  90. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.04.2003 N 295-22/77
  91. Приказ Минздрава РФ от 04.04.2003 N 138
  92. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 107-ст
  93. Постановление Госстандарта РФ от 03.04.2003 N 108-ст
  94. Перечень названий лекарственных форм, используемых при регистрации лекарственных препаратов
  95. Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 N 128
  96. Статья. Государственная политика в условиях современного фармацевтического рынка. Меры по совершенствованию государственного регулирования лекарственного обеспечения
  97. Статья. Государство и аптека: эффективное партнерство?
  98. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.03.2003 N 295-22/56
  99. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.02.2003 N 294-22/34
  100. Статья. Особенности инновационного развития номенклатуры лекарственных средств в России
  101. Статья. Правовые основы проведения клинических исследований лекарственных препаратов
  102. Статья. Внедрение стандартов GMP на предприятиях отечественной фармпромышленности
  103. Рекомендации по стандартизации. Общие требования к информации изготовителя, сопровождающей медицинские изделия. Р 50.1.043-2003
  104. Письмо Минздрава РФ от 15.12.2002 N 2510/12411-02-32
  105. Приказ Минздрава РФ от 15.12.2002 N 383
  106. Статья. Закон преградит дорогу фальсификатам
  107. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.11.2002 N 296-22/202
  108. Статья. Новая фармация
  109. Статья. Лицензирование производства лекарственных средств и правила GMP как система нормативных правовых актов обеспечения качества лекарственных средств
  110. Статья. GMP шагает по стране...
  111. Статья. GMP: мировая практика и российская реальность
  112. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 500
  113. Статья. Методологические подходы к углубленному анализу и прогнозу деятельности производственных фармацевтических предприятий
  114. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 12.09.2002 N 296-22/146
  115. Приказ Минздрава РФ от 11.09.2002 N 282
  116. Постановление Госстандарта РФ от 04.09.2002 N 321-ст
  117. Постановление Госкомстата РФ от 14.12.2000 N 128
  118. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.08.2002 N 296-22/132
  119. Статья. Возможности анализа деятельности производственных предприятий с использованием экономико-математических методов
  120. Письмо Минздрава РФ от 14.08.2002 N 2510/8395-02-32
  121. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.08.2002 N 290-22/120
  122. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26
  123. Приказ Минздрава РФ от 06.06.2002 N 189
  124. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.05.2002 N 296-16/2340
  125. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.12.2001 N 293-22/183
  126. Постановление Госстандарта РФ от 17.05.2002 N 191-ст
  127. Имплантаты офтальмологические. Интраокулярные линзы. Часть 1. Термины и определения. ГОСТ Р 51892-2002 (ИСО 11979-1-99)
  128. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 29.04.2002 N 293-22/63
  129. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.04.2002 N 296-22/62
  130. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2002 N 96
  131. Статья. Феномены импортозамещения на лекарственном рынке
  132. Статья. Проблемы внедрения Правил GMP в России
  133. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890
  134. Письмо Госгортехнадзора РФ от 07.02.2002 N 02-35/78
  135. Статья. Этика клинических испытаний
  136. Письмо Департамента госконтроля лексредств и медтехники Минздрава РФ от 21.01.2002 N 291-22/8
  137. Статья. Правила игры, или ОСТы для порядка
  138. Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP). ОСТ 42-510-98
  139. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 26.11.2001 N 293-22/152
  140. Письмо Минздрава РФ от 22.11.2001 N 2510/11892-01-32
  141. Порядок государственного надзора за качеством медицинских иммунобиологических препаратов. Методические указания. МУ 3.3.2.1081-01
  142. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 31.10.2001 N 292-22/145
  143. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2001 N 293-22/142
  144. Письмо Минздрава РФ, Департамента госконтроля лексредств и медтехники от 22.10.2001 N 291-22/140
  145. Вопрос: Проводится ли переконтроль субстанции антибиотика после истечения срока, указанного в сертификате качества? Если да, можно ли при положительных результатах переконтроля использовать эту субстанцию для производства лекарственной формы?
  146. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.09.2001 N 293-22/119
  147. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.09.2001 N 293-22/118
  148. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 12.09.2001 N 403
  149. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 28.08.2001 N 293-22/104
  150. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ О лекарственных средствах
  151. Тара потребительская полимерная для лекарственных средств. Общие технические условия. РД 64-800-01
  152. Приказ Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284
  153. Определение антикомплементарной активности препаратов иммуноглобулинов для внутривенного введения. Методические указания. МУК 3.3.2.1063-01
  154. Экспериментальное доклиническое изучение аддиктивного потенциала фармакологических средств. Методические рекомендации N 2000/112
  155. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 25.06.2001 N 253
  156. Письмо Главного государственного санитарного врача РФ от 18.06.2001 N 2510/6290-01-32
  157. Письмо Минздрава МО от 14.06.2001 N 5-15-11
  158. Общие требования к технологическому регламенту радиационной стерилизации изделий медицинского назначения однократного применения. Руководство. Р 2.6.4/3.5.4.1040-01
  159. Решение коллегии Минздрава РФ
  160. Указание Минздрава РФ от 06.02.2001 N 174-У
  161. Приказ Минздрава РФ от 31.01.2001 N 18
  162. Инструкция Порядок проведения контроля параметров воздушной среды в чистых помещениях и методы их измерений при производстве лекарственных средств. РДИ 42-505-00
  163. Графическое оформление лекарственных средств. общие требования. Методические указания. МУ 9467-015-05749470-98
  164. Приказ Минздрава РФ от 20.07.1998 N 217
  165. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 25.10.2000 N 291-22/132
  166. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 17.10.2000 N 293-22/123
  167. Письмо Минздрава РФ от 05.10.2000 N 2510/10800-32
  168. Решение коллегии Минздрава РФ
  169. Постановление Госстандарта РФ от 25.09.2000 N 232-ст
  170. Асептическое производство медицинской продукции. Часть 1. Общие требования. ГОСТ Р ИСО 13408-1-2000
  171. Постановление Госкомстата РФ от 16.08.2000 N 74
  172. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 14.07.2000 N 307
  173. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. ГОСТ Р ИСО 11140-1-2000. Часть 1. Общие требования
  174. Распоряжение Мэра Москвы от 05.06.2000 N 592-РМ
  175. Информационное письмо МТУ МВТ от 23.05.2000 N 75
  176. Письмо Фармуправления МО от 20.04.2000 N 6-13-10
  177. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 102
  178. Приказ Минздрава РФ от 24.03.2000 N 103
  179. Письмо Департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава РФ от 14.03.2000 N 293-22/29
  180. Письмо Минэкономики РФ от 23.02.2000 N АС-216/26-188
  181. Приказ Минздрава РФ от 22.12.1999 N 448
  182. Приказ Минздрава РФ от 20.12.1999 N 446
  183. Приказ Минздрава РФ, Минэкономики РФ от 03.12.1999 N 432/512
  184. Упаковка стерильных лекарственных средств. Методические рекомендации N 99/145
  185. Приказ Минздрава РФ от 15.11.1999 N 412
  186. Вопрос: Какими зарегистрированными ценами следует руководствоваться при совместном производстве лекарственного препарата?
  187. Вопрос: До 1 июля 1999 г. продлены договоры, заключенные между инспекцией (Управлением) контроля лекарств и медтехники и российскими предприятиями. Как обстоят дела с договорами зарубежных предприятий - производителей?
  188. Приказ Минздрава РФ от 02.07.1999 N 266
  189. Приказ Минздрава РФ от 30.06.1999 N 253
  190. Письмо Комитета здравоохранения г. Москвы от 04.06.1999 N 1-04/1655
  191. Приказ Минздрава РФ от 13.05.1999 N 162
  192. Приказ Минздрава РФ от 15.04.1999 N 129
  193. Устройства комплексные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Требования химической и биологической безопасности. Методы испытаний в условиях предприятий-изготовителей. ОСТ 42-513-99
  194. Письмо Минздрава РФ от 15.03.1999 N 2510/2743-99-23
  195. Приказ Минздрава РФ от 05.01.1999 N 4
  196. Микробиологический мониторинг производственной среды. Методические указания. МУК 4.2.734-99
  197. Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации. ОСТ 42-511-99
  198. Гигиеническое нормирование лекарственных средств в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест и воде водных объектов. Методические указания. МУ 1.1.726-98
  199. Упаковка лекарственного растительного сырья и сухих лекарственных форм из растительного сырья. Методические рекомендации N 98/192
  200. Упаковка жидких нестерильных лекарственных препаратов. Методические рекомендации N 98/194

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика