Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Образование. Наука. Культура » Образование » Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 417


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРИКАЗ

от 26 апреля 2007 г. N 417


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях организации в образовательных учреждениях целенаправленной работы по вопросам профессионального самоопределения выпускников, их подготовки к жизни в реальных условиях рыночных отношений и повышения конкурентоспособности на рынке труда приказываю:


1. Утвердить Концепцию профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений Ленинградской области (приложение).

2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:



2.1. Довести Концепцию профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений Ленинградской области и прилагаемую к Концепции учебную программу по дисциплине "Психология" до руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

2.2. В условиях муниципальной системы образования создать условия для формирования системы профориентационной работы с обучающимися на основе Концепции профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений.

3. Ленинградскому областному институту развития образования (Лисицын С.А.) разработать методические рекомендации по реализации Концепции профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений.

4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на начальника отдела прогнозирования и развития региональной системы образования Шаповалову А.Д.


Председатель комитета общего

и профессионального образования

Ленинградской области

З.Г.Найденова






ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу комитета общего

и профессионального образования

Ленинградской области

от 26.04.2007 N 417


КОНЦЕПЦИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Данная Концепция определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений Ленинградской области. Она разработана в Ленинградском областном институте развития образования. Концепция включает осмысление актуальности проблемы профориентации для региональной системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику образовательных учреждений Ленинградской области.

Основой для создания Концепции профориентационной работы с учащимися в образовательных учреждениях Ленинградской области является следующее:

1. Анализ состояния и тенденций развития профориентационной работы в регионе.

2. Государственный заказ на качество профориентационной работы, отраженный в действующих международных и государственных нормативных правовых актах в области воспитания и образования:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон Российской Федерации "Об образовании";

Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

Федеральная программа развития образования;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

Региональные нормативно-правовые акты.

3. Социальные потребности жителей Ленинградской области в эффективной системе профориентации молодежи.


Актуальность проблемы


В рамках модернизации применительно к школе цель образования конкретизируется следующим образом: формирование у школьников способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной траектории, если школа становится последним этапом образования).

Образовательный процесс, построенный сообразно динамике возрастного развития, должен обеспечивать следующие результаты: понимание обучающимися ценности образования для личностного и профессионального развития; наличие соответствующих компетентностей, определенного социального опыта, умения делать осознанный выбор (на уровне имеющихся у них информации и опыта) и ответственности за него.

В условиях модернизации российского образования проблемы профессионального самоопределения школьников обретают все большее значение. Об этом свидетельствует анализ социологических исследований, документов развития образования в Российской Федерации и регионах.

Одной из приоритетных задач стратегии модернизации является целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Решение этой задачи требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности формирования профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют и условия перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению в общеобразовательных школах.

Сложившаяся ситуация требует обеспечения таких форм организации учебных занятий и их сочетаний, которые, будучи сообразны возрасту, в максимальной степени способствовали бы становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.

В психолого-педагогических исследованиях всех развитых стран сегодня ведется поиск в области содержания образования с тем, чтобы найти место внутри школьных программ для развития ресурсов личности ребенка. Задачи образования в современной школе все чаще понимаются как создание условий для индивидуального самовыражения, как формирование умений учиться и самостоятельно приобретать знания, прогнозировать свое будущее и эффективно разрешать проблемы в жизненных ситуациях. За последние годы в различных странах мира были введены новые предметы по развитию социальных умений, личностному росту, обучению общению и стратегиям поведения. Предполагается, что освоение этой системы даст возможность растущему человеку лучше понимать себя самого, более гуманно выстраивать свои отношения с другим человеком и с миром в целом. Для этого в школьных учебных планах должен быть специальный, самостоятельный предмет, содержанием которого, прежде всего, являются психологические знания и умения; он должен отвечать человеку на вопросы о самом себе, предоставлять знания о человеческих феноменах и средствах саморазвития.

Основная и старшая школа являются особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит (в силу достижения соответствующего возраста) социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи.

Условие, основание этого процесса - развитие рефлексивного, осмысленного отношения к себе как человеку, создающему свое настоящее и будущее на основе становления способности к самоанализу. Путь, способ личностного развития в юности происходит через решение юным человеком проблемы меры общения и обособления, зависимости и независимости, меры самостоятельности и принадлежности к значимой группе, нахождение меры, позволяющей строить траекторию своего личностного и социального роста. К сожалению, именно самоопределение и развитие самосознания - те особенности современного подростка, которые недостаточно учитываются современной школой.

Профессиональное самоопределение понимается как процесс полноценного личностного развития учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников "стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии". Правильный профессиональный выбор свидетельствует о сформированности личности учащегося, его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий. Важнейшим аспектом профессионального самоопределения является система ценностных ориентаций личности.

Одним из важнейших способов целенаправленного, постепенного формирования профессионального самоопределения учащихся основной и старшей школы является психологическое образование. В результате у обучаемых формируются следующие составляющие профессионального самоопределения: ориентация в мире профессий, умение планировать будущую деятельность, готовность к трудовой деятельности, готовность к преодолению жизненных трудностей; а также когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие; в данном подходе представляется возможным более глубоко раскрыть уровень "я хочу", осуществить определение уровня "я могу" и сформировать осознание уровня "надо" в рамках потребностей данной возрастной категории.


Цели, задачи профориентационной работы с учащимися и особенности их реализации


Главным результатом профориентационной работы в образовательных учреждениях Ленинградской области является обеспечение готовности учащихся к профессиональному самоопределению за счет активизации их психологических ресурсов. Наиболее важными здесь являются: процесс полноценного личностного развития учащегося; сформированность его мотивационно-потребностной сферы; наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания; адекватность выбора профессионального пути в соответствии с личностными особенностями и потребностями социально-экономической сферы. Важнейшим аспектом профессионального самоопределения является система ценностных ориентаций личности.

В рамках стратегии модернизации общего образования основной задачей профориентации является создание в образовательном учреждении условий для:

- осознания учащимися своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);

- осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;

- определения в самом себе - что хочу, что могу, что буду делать для подготовки к выбранной профессиональной деятельности.


Основные принципы профориентационной работы с учащимися в Ленинградской области


В соответствии с целями и задачами Концепции профориентационной работы с учащимися в Ленинградской области целесообразно выделить исходные принципы профориентационной работы, обязательные для любого социального института, участвующего в профориентации:

- безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей;

- согласование интересов личности и общества при определении профессионального пути;

- длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;

- деятельностный характер профессиональной ориентации;

- единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности;

- обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационных воздействий всеми участниками профориентационной деятельности.

В рамках стратегии модернизации общего образования самоопределение трактуется как базовый личностный процесс: осознание своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом; оформление своей роли, позиции, стиля поведения; определение в самом себе - что хочу, что могу, что буду делать, зачем буду это делать.

Профессиональное самоопределение, в свою очередь, рассматривается как оформление образа будущей профессиональной деятельности, выбор будущей профессиональной области.

Выделяются факторы, оказывающие влияние на процесс профессионального самоопределения (Е.А.Климов):

- склонности учащегося. О склонностях судят по тому, чем охотнее всего и подолгу занимается человек по собственной инициативе;

- осведомленность учащегося - что и как он знает о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях, о потребности общества в кадрах;

- уровень притязаний учащегося - на место среди людей, на общественное признание, вознаграждение его труда, на значительность своего будущего трудового вклада и т.д.;

- личные профессиональные планы учащегося - кем, с кем и где он собирается работать, где собирается обучаться и т.п.;

- планы родителей (или заменяющих их лиц) в отношении профессионального будущего учащегося;

- планы, так или иначе навязанные учащемуся его сверстниками, товарищами, то есть микрогруппой;

- объективная потребность общества в притоке кадров в те или иные области труда;

- состояние здоровья учащегося.

Анализируя данные факторы профессионального самоопределения, можно сказать, что первые четыре из них относятся к психологическим особенностям учащегося, пятый и шестой - к социально-психологическим особенностям его среды, седьмой и восьмой - к таким объективным факторам, с которыми приходится скорее считаться, чем пытаться на них повлиять. Каждый из указанных основных психологических факторов, включая способности, может быть выражен у разных оптантов по-разному, но все они, несомненно, оказывают влияние на формирование профессионального самоопределения.

На разных этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их развития и изменениям, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеет и то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему ту или иную профессию.

На характер процесса профессионального самоопределения влияют разные факторы:

- социально-психологические - это окружение, под влиянием которого формируются ценностные ориентации личности, определенное отношение к разным группам профессий, специфические социальные ожидания, установки и стереотипы. В частности, выявлено существование "скрытой внутригрупповой профориентационной деятельности, которая оказывает существенное влияние на формирование профессиональных намерений и жизненного пути учениками 9-10 классов";

- собственно психологические - это личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень личностного и интеллектуального развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.;

- индивидуальные психофизиологические определяют динамические характеристики протекания психических процессов, выражаются в виде разных темпераментов и могут либо способствовать выполнению определенных видов деятельности, либо затруднять их.

Насколько учащийся психологически подготовлен к реальной оценке общественных требований? С какими трудностями встречаются подростки при профессиональном самоопределении? Можно назвать следующие причины возникающих при самоопределении проблем:

- недостаточное знание учащимися мира профессий;

- низкий уровень психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность о собственных способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях;

- отсутствие знаний о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, отсюда и стремление переложить решение важнейших жизненных проблем на другого человека;

- неумение разобраться в себе;

- проблемы в общении;

- правовая некомпетентность.

Немаловажным моментом в процессе профессионального самоопределения является понятие о профессиональном жизненном плане, что трактуется как мысленное представление будущего. В поведении и жизни человека этот образ играет ключевую роль. Жизненный план - это структура, которая должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах (Е.А.Климов):

- главная цель - что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и будущего;

- цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей - первая область деятельности, специальность или работа, чему и где учиться, первый трудовой пост после окончания учебы, перспективы повышения мастерства и т.д.;

- пути и средства достижения ближайших жизненных целей - изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, проба сил, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение и т.д.;

- внешние условия достижения целей - трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей;

- внутренние условия - состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, личностные качества, необходимые для работы по данной специальности;

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непредвиденных непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов.

С течением времени ценности, касающиеся профессиональной сферы, меняются, перестраиваются. Выбор профессии может происходить неоднократно, то есть, человек может сменить за свою жизнь не одну работу. Этот процесс, несомненно, болезненен для личности, т.к. часто связан с ломкой старой структуры ценностных ориентаций и построением новой.

Проблемы, имеющие непосредственное отношение к вопросам профессионального самоопределения личности, могут решаться только на основе применения комплексного системного подхода, теоретико-экспериментальной разработки проблемы индивидуальности. Комплексный подход позволяет более правильно сориентировать школьника в выборе профессии, т.к. вырисовывает целостную картину его психических особенностей, его индивидуальности.

Проблема разработки критериев зрелости личности в современной ситуации остается дискуссионной, однако ее актуальность для профориентационной работы очевидна. Б.Г.Ананьев полагал, что моментами, характеризующими начало самостоятельной жизни в обществе, являются самовоспитание, ценностные ориентации на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы, цели, которые определяют общественное поведение и отношения. При наличии этих моментов выстраивается жизненный план, с которым юноша или девушка вступают в самостоятельную жизнь, осуществляется выбор профессии.


Стратегии реализации профориентационной работы с учащимися в образовательных учреждениях Ленинградской области


Важным моментом при разработке программ профориентационной деятельности является понимание методологических основ профориентационной работы в школе.

Существует целый спектр методологических подходов:

1. Тестологический подход. С этого подхода начала свое развитие профориентация. Он основан на сопоставлении (наложении) качеств человека, выявляемых с помощью тестов и требований профессии (Ф.Парсонс, Г.Мюнстенберг, Ю.З.Гильбух).

Использование батареи тестов позволяет за короткое время обследовать большое количество учащихся, составить психологические портреты и даже сформировать перечень рекомендуемых профессий. Этот подход называют "дифференциально-диагностическим" или "констатирующе-рекомендательным". Практика показывает, что в 90% случаев обращения к психологу за помощью в выборе профессии клиент ожидает тестирования и рекомендаций.

Применение данного подхода для профориентации школьников часто приводит к тому, что подростки и их родители воспринимают заключение психолога как руководство к действию, как основание для принятия окончательного решения. Нередко результаты тестирования обесцениваются и не принимаются во внимание, если не совпадают с мнением родителей ребенка. И в том и в другом случае участие подростка в планировании собственного будущего сводится к заполнению бланков тестов.

2. Рационалистическая стратегия предусматривает такую организацию работы, при которой профессиональный и жизненный путь "просчитываются" с опорой на четкую схему или модель такого пути.

Абсолютизация такого подхода может привести к неучету психофизиологических и личностных образований, к переоценке схем и алгоритмов принятия решений, которые не всегда могут соотноситься с реальностью. Особую осторожность следует проявлять при использовании компьютерных "советчиков", способных не только рационально принимать решения за оптанта, но, что еще хуже, в перспективе формировать у подростка "компьютерное мышление" при решении столь сложных вопросов.

3. Гуманистический подход предполагает помощь человеку в полноценной самореализации (реализация своего "образа Я") в профессиональном труде (Д.Сьюпер). Профессиональное развитие рассматривается как важнейшая часть общего развития личности (А.Маслоу). Данное направление отвергает какое-либо насилие и манипуляции над консультируемым. При всей привлекательности данного подхода следует признать, что в реальной жизни постоянно возникает конфликт между потребностями отдельного человека и потребностями общества, да и сам человек неоднозначен. Но именно такие противоречия нередко выступают условиям развития как отдельной личности, так и общества в целом.

4. Воспитательный (идеологический) подход предполагает формирование и реализацию определенной гражданской позиции и, как правило, напрямую связан с господствующей в данном обществе или социальной группе идеологической установкой (Б.А.Федоришин, С.Н.Чистякова и др.). Реализуется такая стратегия при участии всей системы формальных и неформальных социальных образований. Одним из элементов этой системы являются педагог и профконсультант, имеющий ту или иную мировоззренческую позицию. При таком понимании воспитательного подхода он может быть назван идеологическим или мировоззренческим.

5. Активизирующий (формирующий, развивающий) подход ставит своей главной целью подготовку подростка к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, т.е. формирование у него умения планировать судьбу, с учетом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентаций и потребностей общества (Е.А.Климов, И.С.Кон и др.). Реализация данного подхода является очень длительным и непростым делом, т.к. в идеале предполагается, что оптант должен сам решать свои проблемы. Формирование такого умения у школьника возможно при взаимодействии консультанта и консультируемого и примерно одинаковой степени внутренней активности в ходе решения профориентационных проблем.

Данная стратегия направлена не столько на сиюминутное разрешение конкретных задач (выбор профессии, выбор резервного варианта, проверка определенных профессионально важных качеств), сколько на подготовку молодого человека к самостоятельной ориентировке в меняющихся ситуациях профессионального и жизненного самоопределения. Этот подход наиболее эффективен и предполагает систему взаимосвязанных психолого-педагогических мер и частичную реализацию других профконсультационных стратегий.

6. Подход "частичные услуги". В абсолютизированном варианте главной посылкой, лежащей в основе такой стратегии, является предположение о том, что гораздо эффективнее помогать учащемуся небольшими советами, вовремя сообщать необходимую информацию об особенностях профессий и учебных заведений, проводить избирательную психодиагностику по запросам самих подростков и их родителей.

Наиболее эффективной стратегией профориентационной работы с учащимися является активизирующий (формирующий, развивающий) подход.


Направления реализации профориентационных задач


Основными направлениями реализации профориентационных задач выступают совершенствование и развитие навыков педагога в рамках профориентационной деятельности; создание и развитие системы профориентации в образовательном учреждении. Эти направления реализации профориентационных задач содержательно и технологически взаимосвязаны.


Совершенствование и развитие навыков педагога в рамках профориентационной деятельности


Такая работа может включать следующие этапы:

Организация объединений учителей и специалистов образования. В соответствии с задачами, которые решает та или иная школа, возникают различные формы профессиональных объединений учителей (классных руководителей), специалистов образования (социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и др.), а также сочетания различных форм объединений. Особое внимание следует уделить созданию временных творческих коллективов, рабочих групп, которые разрабатывают проекты создания системы профориентационной деятельности в образовательном учреждении.

Уяснение и согласование целей профориентационной работы со школьниками. Такое согласование, проводимое в режиме специально организованной групповой дискуссии, дает всем участникам понимание перспектив развития данного направления деятельности. Здесь также необходимо отметить необходимость согласования понятийного аппарата, обязанностей, выработки положений о работе различных групп участников образовательного процесса в русле общей концепции работы всего педагогического коллектива.

Профессиональная подготовка педагогов в образовательном учреждении. В соответствии с условиями в образовательном учреждении разрабатывается краткосрочное и долговременное планирование повышение квалификации педагога как на базе ОУ, так и за его пределами. Планируется разработка и реализация педагогических проектов, выступлений на конференциях и семинарах, обобщение опыта работы в рамках профориентационной деятельности в публикациях, посещения курсов, лекций, практикумов и др. Этой проблеме могут быть посвящены деловые игры, психологические тренинги, семинары-практикумы и др.

Изучение результативности работы педагога и педагогического коллектива в целом. Итоги диагностики должны стать основой для рефлексии над тенденциями, проблемами и достижениями в организации и совершенствовании системы профориентационной работы в школе.


Создание и развитие системы профориентационной работы со школьниками и молодежью в образовательных учреждениях


Региональная концепция профориентационной работы со школьниками и молодежью в образовательных учреждениях Ленинградской области является ориентировочной основой для создания педагогическими коллективами эффективной системы профориентационной работы.

Создание системы профориентационной деятельности в образовательном учреждении включает несколько этапов: целеполагание, согласование категориального аппарата, выбор содержания и средств профориентационной работы, определение результатов деятельности в рамках профориентации.

Целеполагание. Необходима выработка цели профориентационной работы всеми участниками (классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, руководители и сотрудники ресурсных центров, центров занятости населения и др.). Целеполагание в образовательной системе базируется на концептуальных положениях - основных категориях работы.

Согласование категориального аппарата (концептуальная общность).

Система профориентационной работы может стать эффективной при условии работы всех участников в едином "смысловом поле", поэтому необходимо определить смысл и содержание основных категорий работы. Именно процесс выработки общего понимания проблем может объединить специалистов, вовлечь их в общую творческую деятельность.

Содержание и средства профориентационной работы со школьниками в образовательном учреждении непосредственно связаны с целями. Средства профориентации предполагают формирование и развитие способности:

- осознания учащимися своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формой социальной и профессиональной взрослости);

- оформления своей роли, позиции, стиля поведения;

- определения в самом себе - что хочу, что могу, что буду делать, зачем буду это делать;

- осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области, адекватной личностным особенностям и потребностям социально-экономической сферы.

Определение результатов профориентационной работы со школьниками.

Можно выделить следующие критерии:

1. Удовлетворенность учащихся и их родителей помощью школы в выборе профессионального пути.

2. Оценка результативности предлагаемых программ и методик работы.

3. Выявление уровня сформированности составляющих профессионального самоопределения.

4. Уровень соответствия профессионального выбора учащихся личностным особенностям и потребностям социально-экономической сферы.

5. Эффективность управления системой профориентационной деятельности.

В рамках активизирующего подхода к профориентационной работе рекомендуется ввод в педагогическую практику образовательных учреждений элективных курсов по формированию и развитию профессионального самоопределения учащихся 8-11-х классов.

Основной посылкой для внедрения подобных курсов является предположение о том, что одним из способов целенаправленного, постепенного формирования профессионального самоопределения учащихся основной и старшей школы является психологическое образование, в процессе которого у обучаемых формируются следующие составляющие профессионального самоопределения: ориентация в мире профессий, умение планировать будущую деятельность, готовность к трудовой деятельности, готовность к преодолению жизненных трудностей, а также когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие.

По мнению многих авторов (Б.А.Голуб, В.Н.Карандашев, А.В.Хуторской и др.), главными аспектами воздействия психологии как учебного предмета в средней общеобразовательной школе являются психологическое просвещение, формирование психологической культуры обучаемых. В образовательной программе элективный учебный курс "Психология" может выполнять общеобразовательную, общекультурную и развивающую, а также профориентационную функции.

Отсюда цели преподавания психологии школьникам могут быть сформулированы следующим образом:

- обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры;

- знакомство с методами психологического познания и психологической практики;

- обучение психологии как средству познания других людей;

- обучение психологии как средству самопознания;

- обучение психологии как средству саморазвития;

- профессиональная ориентация.

В настоящее время необходимо в содержание деятельности учреждений системы дополнительного образования активнее включать работу по профориентации школьников и молодежи. Такая работа может иметь четыре направления:

1. Организация и проведение курса "Профессиональное самоопределение подростков с использованием информационных технологий".

2. Проведение рабочей группы психологов по сопровождению профильного обучения.

3. Информационное обеспечение профориентационной работы в районе и ОУ.

Реализация Концепции профориентационной работы в образовательных учреждениях Ленинградской области призвана способствовать объединению усилий всех заинтересованных сторон на уровне муниципального образования и образовательного учреждения; становлению и развитию профориентационной системы образовательного учреждения, образовательного пространства муниципального и регионального уровней; целенаправленной организации повышения квалификации классных руководителей, специалистов образования (социальных педагогов, педагогов-организаторов, психологов, сотрудников ресурсных центров, центров информационных технологий), а также руководителей образования разного уровня.

Система сотрудничества с центрами занятости населения; участие школьников в ярмарках рабочих и учебных мест; семинары с работодателями; проектная деятельность учащихся по созданию проектов личностного и профессионального развития; экскурсионная деятельность по изучению местных промышленных ресурсов и т.п. - все это должно иметь единую цель: создание условий для самореализации личности в условиях территории проживания.

Реализация программы повышения квалификации специалистов образования (базе ЛОИРО и опорных школ или муниципальных образований) предполагает использование таких форм работы, как семинары-практикумы, социальное проектирование, деловые игры, конференции, исследовательские практикумы и т.д.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: хвойные балансы по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 417
Скачать: Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 417
Наши предложения:
  1. Закон Санкт-Петербурга от 24.02.2009 N 32-13
  2. Закон Санкт-Петербурга от 30.05.2005 N 222-26
  3. Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 616-87
  4. Областной закон Ленинградской области от 15.07.2010 N 40-оз
  5. Областной закон Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз
  6. Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 N 247-38
  7. Областной закон Ленинградской области от 17.11.2006 N 134-оз
  8. Областной закон Ленинградской области от 21.12.2010 N 80-оз
  9. Закон Санкт-Петербурга от 16.07.2007 N 381-66
  10. Закон Санкт-Петербурга от 05.01.1996 N 156-27
  11. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 N 411-85
  12. Областной закон Ленинградской области от 16.04.1998 N 11-оз
  13. Областной закон Ленинградской области от 20.06.2005 N 47-оз
  14. Областной закон Ленинградской области от 23.07.2002 N 28-оз
  15. Областной закон Ленинградской области от 09.06.2001 N 38-оз
  16. Областной закон Ленинградской области от 13.05.2005 N 32-оз
  17. Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2003 N 409-52
  18. Постановление Губернатора Ленинградской области от 04.09.2007 N 166-пг
  19. Постановление Губернатора Ленинградской области от 13.10.2008 N 202-пг
  20. Постановление Губернатора Ленинградской области от 15.12.2004 N 188-пг
  21. Постановление губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-пг
  22. Постановление Губернатора Ленинградской области от 15.04.2009 N 41-пг
  23. Постановление губернатора Ленинградской области от 03.09.1996 N 121/3-пг
  24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225
  25. Постановление Правительства Ленинградской области от 11.08.2008 N 238
  26. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 N 876
  27. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 525
  28. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 736
  29. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2005 N 919
  30. Постановление Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295
  31. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 N 577
  32. Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2010 N 365
  33. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2010 N 326
  34. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 1678
  35. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 883
  36. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2006 N 609
  37. Постановление Правительства Ленинградской области от 12.08.2009 N 265
  38. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2010 N 1015
  39. Постановление Правительства Ленинградской области от 15.04.2010 N 89
  40. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2009 N 1569
  41. Постановление Правительства Ленинградской области от 19.10.2007 N 262
  42. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2010 N 1313
  43. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2010 N 636
  44. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2007 N 1078
  45. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.07.2009 N 883
  46. Постановление Правительства Ленинградской области от 05.03.2007 N 53
  47. Постановление Правительства Ленинградской области от 09.07.2007 N 170
  48. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 835
  49. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.06.2010 N 823
  50. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2010 N 727
  51. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 314
  52. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2010 N 351
  53. Постановление Правительства Ленинградской области от 19.02.2010 N 31
  54. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 N 176
  55. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2009 N 1110
  56. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.08.2009 N 888
  57. Постановление Правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 162
  58. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2009 N 655
  59. Постановление Правительства Ленинградской области от 21.05.2009 N 145
  60. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1431
  61. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 149
  62. Постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2008 N 422
  63. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2005 N 1004
  64. Постановление Правительства Ленинградской области от 02.05.2007 N 99
  65. Постановление Правительства Ленинградской области от 27.01.2005 N 15
  66. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 532
  67. Постановление Правительства Ленинградской области от 31.03.2006 N 96
  68. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2007 N 1055
  69. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 N 438
  70. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2007 N 299
  71. Постановление Правительства Ленинградской области от 22.02.2006 N 47
  72. Постановление Правительства Ленинградской области от 29.06.2006 N 205
  73. Постановление Правительства Ленинградской области от 24.03.2006 N 87
  74. Постановление Правительства Ленинградской области от 20.03.2006 N 72
  75. Постановление правительства Ленинградской области от 13.12.1994 N 345
  76. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2005 N 58-р
  77. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.08.2005 N 570
  78. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2010 N 1853-р
  79. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2010 N 51
  80. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2010 N 1854-р
  81. Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 24.09.2010 N 495
  82. Распоряжение Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 N 31-р
  83. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 2068-р
  84. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.11.2010 N 342
  85. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.11.2010 N 343
  86. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.11.2010 N 341
  87. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.11.2010 N 340
  88. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 1913-р
  89. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 1912-р
  90. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 1911-р
  91. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.11.2010 N 1873-р
  92. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 N 1872-р
  93. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2010 N 1871-р
  94. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2010 N 1817-р
  95. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2010 N 1818-р
  96. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2010 N 1819-р
  97. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2010 N 1820-р
  98. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.10.2010 N 337
  99. Распоряжение Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники от 18.01.2010 N 2-р
  100. Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 24.09.2010 N 496
  101. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.09.2010 N 334
  102. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2010 N 1616-р
  103. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 03.08.2010 N 325
  104. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2010 N 1415-р
  105. Распоряжение Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2010 N 129-р
  106. Распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2010 N 124-р
  107. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 19.07.2010 N 48
  108. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 19.07.2010 N 49
  109. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 07.07.2010 N 40
  110. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2010 N 1237-р
  111. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2010 N 1236-р
  112. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 05.02.2010 N 9
  113. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2009 N 104
  114. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 37
  115. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2010 N 1092-р
  116. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 991-р
  117. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 990-р
  118. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.05.2010 N 983-р
  119. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.05.2010 N 864-р
  120. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2008 N 1507-р
  121. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 571-р
  122. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 694-р
  123. Распоряжение Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 59-р
  124. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 702-р
  125. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2010 N 598-р
  126. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 592-р
  127. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2010 N 318-р
  128. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.02.2010 N 231-р
  129. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2010 N 218-р
  130. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2010 N 155-р
  131. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2010 N 145-р
  132. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2010 N 126-р
  133. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2010 N 125-р
  134. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 N 35
  135. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2009 N 1923-р
  136. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2009 N 1139-р
  137. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2004 N 398-р
  138. Распоряжение Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2009 N 133-р
  139. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.09.2009 N 661
  140. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2009 N 1555-р
  141. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2009 N 1518-р
  142. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 28.08.2009 N 609
  143. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 14.07.2009 N 431-р
  144. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 24.02.2009 N 103
  145. Распоряжение губернатора Ленинградской области от 12.09.2001 N 426-рг
  146. Приказ комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 03.12.2008 N 228
  147. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2008 N 04-5322/08
  148. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.11.2008 N 1633-р
  149. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2008 N 1533-р
  150. Приказ комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 13.10.2008 N 193
  151. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2008 N 499
  152. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.08.2008 N 1250-р
  153. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 21.10.1999 N 702
  154. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 09.02.2000 N 63
  155. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 02.02.2005 N 37-р
  156. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2007 N 1296-р
  157. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 196-р
  158. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 07.03.2001 N 21-р
  159. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 03.04.2000 N 50-р
  160. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2007 N 1073-р
  161. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2007 N 1072-р
  162. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 05.06.2001 N 32-р
  163. Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 14.05.2007 N 19-1956/07
  164. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 04.12.2001 N 54-р
  165. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 417
  166. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2005 N 24-р
  167. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.01.2007 N 73
  168. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2006 N 196-р
  169. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 04.07.2003 N 30-р
  170. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 653-р
  171. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.05.2006 N 395
  172. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.05.2006 N 363
  173. Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2006 N 2-атт
  174. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.01.2006 N 70
  175. Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22.09.2005 N 2572-01/19
  176. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 N 560
  177. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2005 N 552-р
  178. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2005 N 547-р
  179. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 16.06.2005 N 477
  180. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2004 N 291-р
  181. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 07.05.2004 N 412
  182. Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 63
  183. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 31.03.2004 N 259
  184. Распоряжение Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга от 25.01.2002 N 01-р
  185. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 23.08.2002 N 42-р
  186. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 05.06.2002 N 29-р
  187. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2000 N 226
  188. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 02.12.1999 N 82-р
  189. Приказ Комитета по культуре, Комитета по образованию и Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга от 04.10.1999 N 75а/669/237
  190. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.1998 N 609
  191. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 11.09.1998 N 585
  192. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 10.07.1998 N 506
  193. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 03.03.2011 N 193-р
  194. Закон Санкт-Петербурга от 28.02.2011 N 55-24
  195. Постановление Правительства Ленинградской области от 24.02.2011 N 31
  196. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2011 N 264-р
  197. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2011 N 228
  198. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2011 N 233-р
  199. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2011 N 234-р
  200. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2011 N 236-р

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика