ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2001 г. N 23
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
"О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2001-2004 ГГ.
"ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА-2004"
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и в целях обеспечения права детей Санкт-Петербурга на получение образования высокого качества Правительство Санкт-Петербурга решило:
1. Одобрить проект закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" согласно приложению.
2. Предложить губернатору Санкт-Петербурга внести проект закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в первоочередном порядке.
3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учитывать цели, задачи и основные направления программы развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" при разработке и реализации мер государственной поддержки в области образования.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга Шитарева В.И.
Губернатор Санкт-Петербурга -
председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 17.05.2001 N 23
Проект вносит губернатор
Санкт-Петербурга
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2001-2004 ГОДЫ "ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ШКОЛА-2004"
Принят Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга "___"___________ 2001 года
Статья 1
Утвердить программу развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" (далее - Программа) согласно приложению.
Статья 2
Финансирование мероприятии Программы осуществляется в пределах средств, выделяемых ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2002 по 2004 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
"__" ________ 200_ год
N
Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О программе развития системы
образования Санкт-Петербурга
на 2001-2004 гг.
"Петербургская школа-2004"
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2001-2004 ГОДЫ "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА-2004"
Введение
Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" (далее - Программа) разработана Комитетом по образованию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Санкт-Петербурга "О разграничении компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга в области образования" и документами, определяющими стратегию развития российской системы образования:
- Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-фз;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования Российской Федерации";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р "Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы".
Цели Программы:
- определение образовательной политики и стратегии развития образовательной системы Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу (на 2001-2004 годы), а также основных приоритетов развития образования и условий их реализации;
- обеспечение гарантий прав детей на получение образования высокого качества в условиях изменения структуры и содержания образования.
Исходные позиции при разработке Программы, ее методология основываются на следующих положениях:
1. Образование выступает в качестве новой социокультурной технологии, призванной помочь России ответить на вопросы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах.
2. Образование призвано обеспечить социальную мобильность личности в обществе, освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных ролей.
3. Образование рассматривается в качестве одного из важнейших факторов, способных оказать противодействие негативным социальным процессам (алкоголизму, наркомании, криминогенности в молодежной среде, беспризорности и т. п.).
4. Образование призвано обеспечить формирование сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, способного к самоорганизации, умеющего отстаивать свои права, терпимого к чужому мнению, ответственного за собственное благосостояние и состояние общества.
Эти стратегические установки приобретают особую актуальность в условиях Санкт-Петербурга, крупнейшего культурно-исторического, научного и промышленного центра. Город обладает богатейшим потенциалом в воспитании молодых петербуржцев, достойных продолжателей духовных традиций великого города, от уровня культуры которых во многом зависит его будущее.
Задачи Программы:
1. Сформировать региональную образовательную политику:
- реализующую Федеральный закон "Об образовании" и федеральной образовательной политики, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона;
- развивающую сеть образовательных учреждений;
- поддерживающую традиции Санкт-Петербургской школы как многовариантной разноуровневой личностно ориентированной образовательной системы;
- обеспечивающую взаимодействие науки, культуры, образования и общественности.
2. Создать социальные и организационно-педагогические условия для реализации в полном объеме права детей на образование:
- выбор образовательного учреждения;
- выбор образовательной программы;
- обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
- уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
- обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
- бесплатное образование (в пределах, установленных законом);
- обеспечение учебной литературой;
- получение образования в соответствии с установленными стандартами;
- поддержку наиболее талантливых, одаренных;
- получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
- социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования.
3. Создать условия, обеспечивающие совершенствование организации учебного процесса, в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Создать специальные условия для получения качественного образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
4. Обеспечить оптимальные условия для физического и спортивного совершенствования детей, формирование у них здорового образа жизни.
5. Создать условия для развития, разработки и реализации информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения.
6. Создать условия для повышения качества обучения и воспитания учащихся, расширения возможностей детей и учащейся молодежи с целью обогащения их опыта созидательной жизни в свободное от учебы время.
7. Обеспечить эффективное участие в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования, связанное с вариативным четырехлетним начальным общим и профильным средним общим образованием.
8. Обеспечить эффективное использование педагогических кадров в условиях существующей демографической ситуации; подготовить педагогические кадры к решению перспективных проблем развития региональной системы образования и совершенствовать их социальную защиту.
9. Завершить переход на договорные отношения учреждений образования и их учредителей; создать условия для самостоятельной деятельности образовательных учреждений в пределах установленной законом компетенции и повысить ответственность образовательных учреждений, предусмотренную Законом Российской Федерации "Об образовании".
10. Создать необходимые условия для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствования мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования.
11. Расширить масштабы и повысить уровень общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
12. Модернизировать ресурсное обеспечение всей городской системы образования.
I. Состояние и основные проблемы развития системы образования Санкт-Петербурга
Разработка основных направлений целевой программы "Петербургская школа-2004" основывается на учете специфики региональных тенденций и эволюции образовательной системы Санкт-Петербурга и основана на анализе результатов реализации программы "Петербургская школа-2000".
Петербургская школа сегодня - это развитая сеть учреждений: дошкольных, начального, основного и среднего образования, начального профессионального, среднего педагогического, дополнительного образования детей и взрослых. В образовательную систему Петербурга интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа.
В настоящее время в Санкт-Петербурге работает 2281 образовательное учреждение, в том числе 1243 дошкольных образовательных учреждения, 821 общеобразовательная школа, 115 учреждений дополнительного образования, 95 учреждений начального профессионального образования, 7 педагогических колледжей.
За период 1996-2000 гг. введено семь общеобразовательных школ на 9030 мест. После реконструкции введено 5 школ на 1695 мест, Дом творчества юных в г. Колпино, расширен на 575 мест Морской кадетский корпус в г. Кронштадте. В Невском административном районе Санкт-Петербурга переоборудованы помещения детского сада под начальную школу на 150 мест. С 15% до 1,5% сокращено количество образовательных учреждений, работающих во II смену.
Расширены возможности выбора вариативных образовательных программ в учреждениях дошкольного, школьного, дополнительного, начального профессионального образования.
Во всех районах города расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития дошкольников (физического, интеллектуального, эстетического). Функционирует 68 оздоровительных учреждений для ослабленных и длительно болеющих детей, действует около 800 групп по целенаправленному оздоровлению дошкольников. Создана широкая сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии (свыше 1900 групп).
Расширяется сеть общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня. В городе работает 69 гимназий, 35 лицеев, более 130 школ с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов.
В 116 учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга занимается около 230 тысяч детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет по 146 направлениям внешкольной деятельности. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства и Учебно-методическом центре ежегодно проходят повышение квалификации около 30 тысяч работников образования.
Органичной частью городской системы образования стали профессиональные училища, благодаря действиям Комитета по образованию переведенные с федерального на городской бюджет. В 95 учреждениях начального профессионального образования (УНПО) получают подготовку 57600 человек по 91 профессии, 156 специальностям. В том числе по заказам городских предприятий и организаций в системе начального профессионального образования обучаются 22 тысячи юношей и девушек.
В Санкт-Петербурге впервые в России создана система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, помогающая ребенку и его семье в решении личностных проблем. Сегодня в городе действуют 19 районных служб сопровождения и более 100 служб сопровождения в образовательных учреждениях.
Обеспечивается социальное устройство всех детей, оставшихся без попечения родителей.
В Санкт-Петербурге функционирует 56 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучается около 15 тысяч больных детей-инвалидов.
Главными достижениями последнего пятилетия следует считать расширение вариативности программ обучения и рост альтернативности его форм на всех уровнях - от детского сада до высшего учебного заведения. В числе позитивных направлений можно назвать:
- сохранение политики социальной поддержки семей, имеющих детей с отклонениями здоровья и психики;
- увеличение числа школ повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов), гимназий, лицеев;
- значительное увеличение часов, отводимых на изучение иностранных языков и компьютерных технологий;
- формирование системы обеспечения образовательного процесса учебной литературой;
- активное использование различных механизмов стимулирования личностных достижений учащихся (олимпиады, смотры, конкурсы и т. д.).
В то же время не удалось добиться:
- полного соблюдения прав ребенка на выбор образовательной программы и учреждения в системе образования;
- создания целостной системы воспитания и сохранения здоровья детей;
- создания системы стимулирования и поддержки молодых специалистов;
- создания в школах материально-технической базы для использования новых образовательных технологий и современных методов обучения, отвечающих требованиям нового содержания образования;
- информирования жителей города о состоянии дел в системе образования;
- создания условий для стимулирования деятельности общественных, государственных и частных структур, оказывающих финансовую, научную, организационно-управленческую и моральную поддержку школе.
II. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты
Анализ структурных и качественных преобразований во всех областях общественной жизни города, достижений и проблем в сфере образования, изучение социальных ожиданий жителей Петербурга, связанных с функционированием системы образования, ценностных ориентации выпускников средних школ позволяет выделить в Программе приоритетные стратегические направления.
К стратегическим направлениям, определяющим образовательную политику на региональном уровне, следует отнести:
1. Формирование единой образовательной политики Санкт-Петербурга во взаимодействии с развитием науки, культуры в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга:
В формировании единой образовательной политики главным является:
- развитие образовательной сети;
- обеспечение высокого качества образования;
- улучшение условий обучения;
- сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса;
- оптимизация системы управления образованием.
Развитие образовательной сети обеспечивается решением проблем:
- перехода на 4-летнее начальное и 11-летнее среднее (полное) общее образование;
- перепрофилирования начального профессионального образования в соответствии с нуждами города;
- сохранения учреждений повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов), лицеев, гимназий и их государственного финансирования.
Повышение качества обучения реализуется:
- через совершенствование системы независимой аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся;
- через проведение совместно с вузами Санкт-Петербурга единого государственного экзамена.
Улучшение условий обучения достигается развитием системы ресурсного обеспечения.
Сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса достигается путем:
- формирования навыков здорового образа жизни;
- расширения и совершенствования служб сопровождения, работающих в школе;
- социальной поддержки участников образовательного процесса.
Оптимизация управления образованием возможна при условии:
- формирования системы общественно-государственного управления;
- развития сети попечительских советов разного уровня.
Вся стратегия образования может быть реализована только в тесном взаимодействии с наукой, культурой и общественностью Санкт-Петербурга.
Образовательная политика неотделима от стратегических направлений развития города и конкретного участия системы образования в подготовке к празднованию его 300-летнего юбилея.
2. Развитие системы ресурсного обеспечения
Развитие данного направления предусматривает:
- замену морально и физически устаревших материально-технической и учебно-наглядной баз образовательных учреждений, не соответствующих современным требованиям и не обеспечивающих новое содержание образования;
- совершенствование системы экономического обеспечения, сохранение стабильного финансирования, внедрение финансовых нормативов, реализацию прав образовательных учреждений на пользование финансовыми и материальными средствами;
- развитие кадровых ресурсов, традиционно включающих в себя меры по комплектованию образовательных учреждений педагогическими и управленческими кадрами, повышение их профессионального мастерства, использование мер морального и материального стимулирования.
3. Формирование будущего здоровой нации
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков осуществляется через систему мер, обеспечивающих:
- создание оптимальных и безопасных условий для учебно-воспитательного процесса в школе;
- социальную поддержку детей путем организации доступного питания;
- обеспечение профилактических осмотров учащихся с использованием передовых медицинских технологий;
- профилактику социальных болезней: туберкулеза, СПИДа, наркомании и др.;
- формирование навыков адекватного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
- укрепление материально-технической базы медицинских кабинетов в образовательных учреждениях.
Формирование здорового образа жизни:
- вовлечение детей в активные занятия физической культурой и спортом;
- привитие им потребности в систематическом выполнении физических упражнений;
- совершенствование региональных учебных программ по физической культуре для всех типов и видов образовательных учреждений;
- обновление и модернизация существующего в образовательных учреждениях спортивного инвентаря и имущества;
- строительство новых, капитальный ремонт и реконструкция обветшавших школьных спортивных залов;
- максимальное использование возможностей спортивных сооружений города;
- разнообразие и увеличение массовости проводимых детско-юношеских спортивно-массовых мероприятий;
- разработка комплекса мер по поддержке детских и юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва.
Педагогическое влияние на организацию жизни детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время:
- включение большинства детей и подростков в разностороннюю деятельность на благо города;
- обновление форм и методов профилактики негативных социальных явлений;
- создание в каждом районе города некоммерциализированной системы педагогически организованной сферы досуга для детей, подростков и их родителей;
- приобщение юных петербуржцев к научному, культурному и художественному наследию;
- рациональное использование освобождающихся площадей образовательных учреждений, баз профессиональных училищ, лагерей отдыха для организации отдыха детей и подростков;
- формирование общественного мнения о необходимости участия горожан в решении проблем воспитания.
4. Участие образовательных учреждений в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования
Данная стратегическая линия образовательной политики Санкт-Петербурга реализуется через:
- обеспечение решения федеральной задачи по модернизации структуры и содержания образования;
- создание условий для проведения широкомасштабного эксперимента, включающего работу по изменению структуры и содержания всей системы образования от дошкольных учреждений до высшей школы во взаимодействии науки, педагогической практики и общественности.
В процессе проведения эксперимента необходимо предусмотреть:
- разработку направлений структурной перестройки системы образования с учетом сложной демографической ситуации, необходимостью сохранения многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ;
- разработку комплекта примерных учебных планов на основе федерального для разных сроков обучения;
- подготовку учебно-методического обеспечения;
- разработку научных и методических основ обеспечения и контроля качества образования в новых условиях;
- подготовку и повышение квалификации учителей, руководителей образовательных учреждений, методистов.
5. Поддержка наиболее талантливых, одаренных и активных молодых людей
Сохранение и повышение роли Санкт-Петербурга как культурной столицы России, восполнение интеллектуального потенциала города требует организации поддержки наиболее талантливых, одаренных и активных молодых людей, для чего потребуется:
- разработка к 2003 году целевой программы "Одаренные дети";
- сохранение бесплатного гимназического и лицейского образования;
- разработка образовательной программы для работы с одаренными детьми во всех типах и видах образовательных учреждений;
- создание общегородской научно-исследовательской лаборатории "Одаренные дети";
- организация и проведение районных и городских олимпиад, фестивалей, конкурсов, праздников, обеспечение их постоянного целевого финансирования;
- создание условий для подготовки сборной команды школьников Санкт-Петербурга - участников всероссийских и международных олимпиад;
- создание банка данных "Одаренные дети";
- введение системы грантов для поддержки наиболее одаренных учащихся.
6. Развитие системы начального профессионального образования
Ведущей задачей данного направления является:
- оптимизация действующей сети образовательных учреждений и совершенствование организации учебного процесса с учетом потребности города в квалифицированных кадрах;
- создание системы мониторинга социально-экономической ситуации в регионе, на рынке труда и рынке образовательных услуг;
- разработка модели спроса и предложения в профессионально-отраслевом разрезе;
- формирование перспективного заказа города на подготовку квалифицированных рабочих кадров;
- модернизация содержания общего и профессионального образования учреждений начального профессионального образования в соответствии с современными тарифно-квалификационными требованиями к рабочим профессиям и специальностям;
- реализация возможностей учреждений начального профессионального образования в краткосрочном профессиональном обучении взрослого населения города рабочим специальностям;
- включение в городской заказ Санкт-Петербурга продукции учебно-производственных мастерских учреждений начального профессионального образования;
- восстановление системы профориентации детей и подростков в новых условиях экономического развития.
Реализация данной Программы будет осуществляться образовательными учреждениями Санкт-Петербурга на основе следующих целевых программ:
- "Здоровый школьник";
- "Укрепление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений";
- "Учебник для петербургской школы";
- "Кадровое обеспечение системы образования Санкт-Петербурга";
- "Информатизация образования Санкт-Петербурга в 2001-2004 гг.";
- "Физическая культура и формирование здорового образа жизни";
- "Свободное время детей и учащейся молодежи";
- "Одаренные дети".
Кроме того, образовательные учреждения Санкт-Петербурга принимают участие в реализации городских целевых программ "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Санкт-Петербург и Россия" и др.
Взаимодополняя друг друга, все перечисленные программы обеспечат целостность Программы развития системы образования на 2001-2004 гг., направленной на повышение его качества и более эффективное решение воспитательных задач.
Принятие Закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования в Санкт-Петербурге на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" позволит использовать педагогический потенциал образовательной системы во взаимодействии с наукой, культурой и общественностью для расширения масштабов социального творчества учащихся, повысить уровень их образованности, создать условия, гарантирующие возможность получения полноценного образования для всех детей, сохранить квалифицированные кадры в условиях новой демографической ситуации, расширить масштабы государственной и общественной поддержки инновационной деятельности в системе образования, создать механизм государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге, укрепить материальную базу образовательной системы, внедрить в систему работы образовательных учреждений мультимедиа и компьютерные технологии нового поколения.
В ходе реализации целевых программ будет достигнуто решение следующих задач:
1. Обеспечение всех детей качественным разноуровневым личностно ориентированным образованием, удовлетворение потребностей жителей города в бесплатном дошкольном, общем, коррекционном, дополнительном и начальном профессиональном образовании.
2. Повышение уровня образованности выпускников школы, их готовность к самостоятельным решениям "послешкольных" проблем.
3. Участие общественности, представителей науки, культуры в развитии системы образования Санкт-Петербурга.
4. Разносторонняя поддержка наиболее талантливых и одаренных детей.
5. Обеспечение учебной литературой и учебными пособиями детей для освоения многоуровневых вариативных образовательных программ.
6. Укрепление здоровья детей и подростков, создание системы профилактики вредных привычек.
7. Вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом.
8. Создание моделей информатизации образовательных учреждений.
9. Создание системы досуга детей и учащейся молодежи, расширяющей их опыт созидательной жизни.
10. Создание стратегии кадровой политики в условиях сложившейся демографической ситуации и модернизация системы повышения профессиональной квалификации управленческих и педагогических кадров.
11. Взаимосвязь процедур управления и всех видов аттестации.
12. Сохранение и совершенствование социальной защиты работников сферы образования.
13. Создание нормативно-правовой базы, совершенствующей систему взаимоотношений образовательных учреждений всех типов и видов с органами управления, социальными структурами и общественностью.
14. Восстановление системы профессиональной ориентации детей и подростков в новых экономических условиях.
15. Вовлечение общественности и социальных партнеров в решение проблем образования.
16. Обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, создание необходимых условий всем детям города для качественной учебы и полноценного активного отдыха.
17. Объединение усилий всех образовательных учреждений города по укреплению и развитию системы образования.
Реализация Программы возможна при осуществлении в полном объеме бюджетного и дополнительного бюджетного финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на нужды образования. Необходимым условием реализации программы является создание системы и ее общественной поддержки путем активного привлечения отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, установления тесных контактов и сотрудничества с органами местного самоуправления и депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, привлечения средств массовой информации к освещению задач и хода реализации Программы.
Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: куплю горбыль по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.Скачать: Скачать: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2001 N 23
Скачать: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2001 N 23
|