АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 23 февраля 2001 г. N 101
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ
"О СОСТОЯНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
24 января 2001 г. состоялась коллегия Комитета по образованию "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
На коллегии было отмечено, что обучение русскому языку всегда было приоритетной задачей российского образования. В то же время в последние 5 лет наметилось явное снижение внимания к этому ведущему направлению образовательной деятельности.
Анализ показал, что сохраняется тенденция роста неграмотности устной и письменной речи, плохо выполняются "Единые требования к устной и письменной речи учащихся", по данным опроса руководителей школ качество уроков русского языка не является приоритетной областью педагогического анализа. Серьезную озабоченность вызывают условия и оплата труда учителей русского языка.
На основании изложенного приказываю:
1. Утвердить решение коллегии Комитета по образованию от 24.01.2001 N 1 "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" (приложение).
2. Пресс-секретарю Комитета Озерской И.Е. выйти с предложением в Комитет по печати и средствам массовой информации о разработке комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации.
Срок - до 01.05.01.
3. Заместителю председателя Комитета Румянцеву А.П.:
3.1. Обратиться с предложением в Правительство города об изменении оплаты труда учителей русского языка и литературы.
Срок - до 01.06.01.
3.2. Направить предложения в Министерство образования Российской Федерации об улучшении условий труда учителей русского языка и литературы с целью привлечения молодых учителей для работы в старших классах общеобразовательных учреждений.
Срок - до 01.05.01.
4. Управлению общего и дополнительного образования (Роговцева Н.И.) при составлении базисного учебного плана Санкт-Петербурга на 2001/2002 учебный год в инвариантном блоке при распределении часов учесть приоритеты русского языка.
5. Университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.):
5.1. Разработать план реализации проекта "Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин" и представить его в Комитет по образованию.
Срок - 01.05.01.
5.2. Включить в систему курсов повышения квалификации учителей всех школьных дисциплин вопросы речевого развития учащихся, выполнение единого режима грамотного письма и культуры речи, повышения грамотности населения и культуры владения русским языком, обновления содержания и методов обучения русскому языку.
5.3. В 2002 году провести анализ состояния преподавания и качества знаний учащихся по русскому языку в 6 и 10 классах образовательных учреждений города.
5.4. В срок до 01.05.01 провести экспертную оценку соответствия учебно-методических комплексов, реализуемых в образовательных учреждениях программам, и представить в Комитет по образованию.
6. Руководителям территориальных органов управления образованием и образовательных учреждений взять под контроль выполнение решения коллегии от 24.01.2001 N 1 "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
7. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
по образованию
Т.И.Голубева
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
Комитета по образованию
от 23.02.2001 N 101
АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 24 января 2001 г. N 1
О СОСТОЯНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Заслушав и обсудив вопрос "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях", коллегия отмечает, что будучи национальным достоянием общества, язык должен охраняться и поддерживаться государством.
Русский язык, являясь государственным языком, традиционно сохраняет национальную, культурную, историческую сущность России, выполняя интеграционную функцию социального, культурного, экономического развития страны. Русский язык выступает средством межнационального общения, обретая ведущую роль в формировании информационного пространства.
Русский язык способствует обеспечению государственности, культурного и хозяйственного развития страны. Однако в последние годы заметно снижение речевой культуры в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, и языке художественной литературы и журналистики, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных выражений, засорена жаргонными словами и оборотами. Не соблюдаются нормы литературного языка, неоправданные иноязычные заимствования все больше встречаются в нашей речи.
Обучение русскому языку всегда было приоритетной задачей российского образования. Опыт преподавания русского языка в Санкт-Петербурге активно изучался в стране, использовался при разработке федеральных образовательных программ.
В то же время в последние 5 лет наметилось явное снижение внимания к этому ведущему направлению образовательной деятельности.
Исследование, проведенное методистами кабинета русской словесности Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства в 1999/2000 учебном году, выявило, что только 57% посещенных уроков даны на высоком научно-теоретическом и методическом уровне с использованием современных технологий и усилением практической направленности обучения. Предложенный диктант (писали диагностические работы в 5-11 классах 3657 учащихся) написали на "4" и "5": в 5 классах - 65% учащихся, в 6 классах - 47%, в 7 классах - 51%, в 8 классах - 55%, в 9 классах - 63% и в 10 классах - 77% учащихся.
Анализ показал, что сохраняется тенденция роста неграмотности устной и письменной речи учащихся. Значительное количество выпускников школ не обладают самыми необходимыми знаниями в орфографии, пунктуации, устной речи, не владеют навыками правописания безударных гласных, приставок, окончаний имен существительных и глаголов. Плохо выполняются "Единые требования к устной и письменной речи учащихся", снижен контроль со стороны администрации образовательных учреждений за выполнением данного методического письма. Это подтверждают материалы анализа качества обученности выпускников, а также итоги городских и Всероссийских олимпиад по русскому языку. За последние 5 лет на Всероссийской олимпиаде по русскому языку ни один участник от Санкт-Петербурга не занял призового места.
Тревожную ситуацию в освоении учащимися родного языка подтверждают результаты аттестации образовательных учреждений. Средний балл уровня обученности по данному предмету составляет 3,8 для всех видов образовательных учреждений. При этом минимальный уровень обученности предъявили частные школы, максимальный - школы с углубленным изучением предметов и лицеи. Выше среднего показателя данные только по Невскому и Адмиралтейскому районам.
По данным опроса руководителей школ, качество уроков русского языка не является приоритетной областью педагогического анализа. Исчезла практика проведения срезовых административных контрольных работ по русскому языку. Планы методических объединений учителей русского языка не охватывают всех уровней анализа рассматриваемой на коллегии проблемы (методологического, предметно-содержательного, методического). Конкретные вопросы улучшения грамотности учащихся не всегда являются предметом рассмотрения в педагогических коллективах. Вопросы речевой культуры не стали заботой преподавателей других учебных дисциплин.
В практике преподавания русского языка не учитываются рекомендации врачей, возрастные, физиологические, психологические особенности учащихся, уровень их индивидуального развития. Не используются данные диагностик учебных возможностей школьников, логопедической службы города, не проводится своевременная коррекционная работа.
Многие проблемы преподавания русского языка объясняются и тем, что учителя имеют недостаточную базовую подготовку. Выпускники РГПУ им. А.И.Герцена испытывают трудности в выборе учебно-методического комплекса, соответствующего специфике реализуемых образовательных программ. Среди молодых учителей русского языка и литературы в школах Санкт-Петербурга практически нет выпускников СПбГУ.
От 40 до 55% учителей имеют стаж работы более 20 лет, и только 5-7% составляют молодые специалисты.
Серьезную озабоченность вызывают условия и оплата труда учителей русского языка. Проведенный анализ показывает, что их нагрузка составляет не менее 24 часов в неделю, так как заработная плата за 18 часов - 384 руб. - 9-й разряд, 702 руб. - высшая категория (без губернаторской надбавки). Оплата за проверку тетрадей проводится из надтарифного фонда и составляет от 70 до 150 руб. в месяц.
Руководители ТОУО и ОУ не в полной мере используют меры морального поощрения учителей. В числе награжденных государственными наградами незначительное число учителей русского языка.
Перегрузка учителей приводит к тому, что у них практически нет времени на самообразование и повышение квалификации, участие в смотрах-конкурсах, страдает качество работы, отсутствует необходимая индивидуальная работа с учащимися. При этом именно учитель русского языка несет ответственность за подготовку учащихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации, которая является обязательной.
На основании вышеизложенного Коллегия решает:
1. Комитету по образованию:
1.1. Выйти с предложением в Комитет по печати и средствам массовой информации о разработке комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры России в средствах массовой информации.
1.2. Обратиться с предложением в Правительство города об изменении оплаты труда учителей русского языка и литературы.
1.3. Направить предложения в Министерство образования Российской Федерации об улучшении условий труда учителей русского языка и литературы для привлечения молодых учителей для работы в старших классах общеобразовательных учреждений.
1.4. Приступить к реализации проекта "Русский язык как язык науки, культуры образования, язык всех школьных дисциплин".
1.5. При составлении базисного учебного плана Санкт-Петербурга на 2001-2002 учебный год в инвариантном блоке при распределении часов учесть приоритеты русского языка.
2. Университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.).
2.1. Включить в систему курсов повышения квалификации учителей всех школьных дисциплин вопросы речевого развития учащихся, выполнение единого режима грамотного письма и культуры речи, повышения грамотности населения и культуры владения русским языком, обновления содержания и методов обучения русскому языку.
2.2. В 2002 году провести анализ состояния преподавания и качества знаний учащихся по русскому языку в 6 и 10 классах образовательных учреждений города.
2.3. Провести экспертную оценку соответствия учебно-методических комплексов реализуемым в образовательных учреждениях программам.
3. Руководителям ТОУО:
3.1. Создать условия для работы специалистов по русскому языку и литературе с целью привлечения их для постоянной работы в ОУ города, используя средства морального и материального стимулирования их деятельности.
3.2. Совершенствовать работу методистов ИМЦ (РМК) по русскому языку по научно-методическому сопровождению и поддержке учителей русского языка и литературы.
4. Руководителям образовательных учреждений:
4.1. Взять под контроль выполнение методического письма Министерства образования Российской федерации "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы".
4.2. Принять меры по оснащению школьных библиотек и учебных кабинетов словарями, энциклопедиями, справочниками, учебно-наглядными пособиями, средствами обучения.
4.3. Усилить ответственность за выбор учебно-методического комплекса в соответствии с видом образовательного учреждения, реализуемой образовательной программой и методическим обеспечением преемственности в преподавании русского языка на протяжении всего периода обучения.
5. Просить ректоров СПбГУ (Вербицкая Л.А.) и РГПУ (Бордовский Г.А.) усилить научно-теоретическую и методическую подготовку будущих учителей русского языка и литературы, а также профориентацию для работы выпускников и образовательных учреждениях города.
Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: калькулятор расчета бруса по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.Скачать: Скачать: Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2001 N 101
Скачать: Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2001 N 101
|