Реклама от ассоциации:


Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 1994 г. N 583



Утверждаю

Председатель Комитета

Российской Федерации

по геологии и

использованию недр

В.П.Орлов

14 апреля 1994 г.


Согласовано

Минприроды России

Минздрав России

Госгортехнадзор России

Госсанэпиднадзор России

Роскомвод


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ" К УЧАСТКАМ НЕДР, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ

ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОДЗЕМНЫХ ВОД, А ТАКЖЕ ДРУГИХ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ЛЕЧЕБНЫХ


В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий.

Этим законом организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на государственный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21.02.92 N 2396-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах" функции управления государственным фондом недр возложены на Комитет по геологии и минеральным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр - Роскомнедра).

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами (далее по тексту "Положение"), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".

В настоящей Инструкции рассмотрены особенности применения указанного "Положения" при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (лечебные грязи: иловые сульфидные, сапропелевые, торфяные и сопочные, а также бишофит, нафталан и др.).


1. Общие положения


1.1. С введением в действие "Положения" ранее действовавший порядок предоставления недр в пользование для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в том числе получение разрешения на специальное водопользование для эксплуатации подземных вод в соответствии с "Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешения на специальное водопользование", утвержденной приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 30.12.83 N 354, не применяется на территории Российской Федерации.

При выдаче лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, Роскомнедра и его территориальные подразделения, осуществляющие лицензирование, руководствуются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

1.2. Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами по следующим направлениям деятельности:

- добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их последующего использования;

- извлечения подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий.

1.2.1. Добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

1.2.1.1. Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;

1.2.1.2. Добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;

1.2.1.3. Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;

1.2.1.4. Добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных для бальнеотерапевтического применения;

1.2.1.5. Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации.

1.2.2. Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

1.2.2.1. Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;

1.2.2.2. Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов;

1.2.2.3. Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий;

1.2.2.4. Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

1.2.3. Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

1.3. Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.

Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды и т.д.), определяются аналогичным образом.

1.4. Решение о предоставлении лицензии принимается совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации, и Роскомнедра или его территориальными подразделениями.

Распределение объектов лицензирования между Роскомнедра и его территориальными подразделениями при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, устанавливается следующим образом:

1.4.1. Роскомнедра осуществляет лицензирование объектов, эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия двух или более субъектов Федерации; месторождений питьевых подземных вод для водоснабжения городов с населением свыше 1 млн. человек; месторождений минеральных лечебных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и являющихся сырьевой базой курортов, имеющих общероссийское значение; месторождений промышленных вод (гидроминерального сырья), а также объектов, пользование которыми осуществляется или планируется осуществлять предприятиями с иностранными инвестициями или иностранными юридическими лицами. Соответствие объектов лицензирования перечисленным критериям определяется Роскомнедра при рассмотрении предложений о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования (п. 5.2 настоящей Инструкции).

1.4.2. Территориальные подразделения Роскомнедра проводят лицензирование всех объектов, находящихся на подведомственной территории, кроме объектов, перечисленных в п. 1.4.1 В тех случаях, когда по взаимной договоренности субъектов федерации функции нескольких территориальных подразделений Роскомнедра переданы Региональному геологическому центру, последний может осуществлять лицензирование всех объектов, расположенных на его территории, в том числе и тех объектов, эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия нескольких субъектов федерации, если все они расположены на территории, подведомственной этому центру.


2. Виды лицензий


2.1. Лицензия на право пользования недрами может предоставляться как для одной из целей, перечисленных в п. 1.2, так и для нескольких целей. Последнее относится к случаям, когда различные виды недропользования осуществляются одной организацией (добыча пресных питьевых вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и минеральных лечебных вод для бальнеолечения, а также в других случаях).

2.2. Все условия, связанные с отбором подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются в лицензии на основной вид недропользования.

Пользование недрами для извлечения подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий, не связанных с другими видами недропользования, в соответствии с целями, перечисленными в п. п. 1.2.2.2, 1.2.2.3, 1.2.2.4, может осуществляться только на основании самостоятельной лицензии.

2.3. На право пользования каждым участком недр в целях, указанных в п. 1.2, выдается лицензия. Допускается выдача одной лицензии на несколько участков недр, эксплуатируемых децентрализованными водозаборными сооружениями (одиночными скважинами), принадлежащими одному владельцу (п. 8.2 настоящей Инструкции).

2.4. В соответствии с п. 6.3 "Положения" лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может быть выдана как на разработку всего месторождения в целом, так и его отдельной части. Во втором случае разработка месторождения разными пользователями недр должна производиться по согласованной в установленном порядке технологической схеме, обеспечивающей условия рационального использования подземных вод и их охрану от загрязнения и истощения.

Координация действий пользователей по эксплуатации месторождения в целом возлагается на одного из пользователей. Это условие, как и условия, определяющие режим эксплуатации, исключающий негативное влияние разработки одной части месторождения на другие его части, фиксируется в лицензиях, выдаваемых каждому пользователю недр.

2.5. В соответствии с п. 6.9 "Положения"допускается выдача совмещенной лицензии, включающей разрешение на пользование недрами для проведения поисков (поисково-оценочных работ), разведки и добычи подземных вод на условиях предпринимательского риска.

Это положение не распространяется на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и минеральных лечебных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.


3. Порядок лицензирования пользования недрами

для добычи подземных вод и полезных ископаемых,

отнесенных к категории лечебных


3.1. Лицензия на право пользования недрами в соответствии с целями, перечисленными в п. 1.2, должна быть получена как на используемые для этих целей действующими предприятиями участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на которых только предполагается в дальнейшем отбор подземных вод и добыча полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (неэксплуатируемые участки).

3.2. Лицензия на право добычи подземных вод в соответствии с целями, перечисленными в п. 1.2, выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла соответствующую государственную экспертизу (п. 6.10 "Положения") и для которых проведена оценка воздействия эксплуатации на окружающую среду, т.е. проведена государственная экологическая экспертиза (согласование) проекта (технологической схемы) разработки недр в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3.3. Необходимая детальность изученности геолого - гидрогеологических условий и эксплуатационных запасов подземных вод, а также запасов других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, определяется действующей Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и другими действующими нормативными документами по подсчету запасов полезных ископаемых.

3.4. В соответствии с п. 14.1 "Положения" пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, производится в два этапа, что должно учитываться в лицензии на пользование недрами. Содержание этапов зависит от степени геологической, гидрогеологической и экологической изученности объекта лицензирования, а также степени подготовленности пользователя недр к заявленному виду недропользования.

3.4.1. Лицензия на право добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, на неэксплуатируемых участках может быть выдана только на те участки, на которых были проведены поисковые и поисково-разведочные работы, в результате которых достигнута изученность запасов, соответствующая категории C1 по требованиям действующих нормативных документов по подсчету запасов полезных ископаемых (за исключением случаев, указанных в пункте 3.4.2), была также проведена экспертиза запасов, согласованы условия природопользования со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды Минприроды России (далее по тексту органы Минприроды России) и предварительно установлены границы горного отвода.

В этом случае на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр.

Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр.

Проект (технологическая схема) разработки недр обязательно должен включать раздел с оценкой воздействия эксплуатации запасов на окружающую среду и согласовываться с органами Минприроды России (экологическая экспертиза), а также с органами Госгортехнадзора России по вопросам, отнесенным к их компетенции.

При добыче полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также питьевых подземных вод, теплоэнергетических подземных вод, используемых для горячего водоснабжения, проект (технологическая схема) разработки недр должен быть согласован с органами санитарно-эпидемиологического надзора и с территориальными органами Минприроды России.

До окончания первого этапа строительство и эксплуатация водозаборов и других сооружений для разработки недр запрещается, кроме случаев, предусмотренных в п. 3.4.3.

На втором этапе после указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к строительству и эксплуатации сооружений для разработки недр.

3.4.2. В тех случаях, если на предлагаемом к лицензированию неэксплуатируемом месторождении проведена разведка и утверждены эксплуатационные запасы подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, на первом этапе осуществляется подготовка проекта разработки и его согласование (в т.ч. экологическая экспертиза). Если с момента утверждения запасов произошло изменение природных и (или) водохозяйственных условий или требований к использованию подземных вод и природоохранных ограничений, на этом этапе проводится дополнительная разведка и вся процедура не отличается от изложенной в п. 3.4.1.

3.4.3. При выдаче совмещенной лицензии на правах предпринимательского риска (в отличие от случаев, указан ных в п. п.3.4.1 и 3.4.2) эксплуатация подземных вод может быть начата до проведения государственной экспертизы геологической информации, но при наличии согласования органами Минприроды России и другими заинтересованными государственными контрольными органами.

Срок эксплуатации недр до проведения государственной экспертизы геологической информации, подготовки проекта (технологической схемы) разработки недр и его согласования в установленном порядке оговаривается в лицензионном соглашении, но не должен превышать трех лет.

3.4.4. Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, действующими предприятиями проводится в процессе эксплуатации сооружений для разработки недр. В этих случаях на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных "Классификацией", переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований, перечисленных в п. 3.5 Все эти требования, как и срок их реализации определяются в лицензии. При невыполнении указанных требований в назначенный срок органы, выдающие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшее пользование недрами, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.

3.4.5. Особенности лицензирования недр для добычи подземных вод одиночными рассредоточенными скважинами изложены в разделе 8.

3.5. При выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод и их извлечения при других видах хозяйственной деятельности, а также для добычи полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, требуются следующие согласования:

3.5.1. С бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству:

- по вопросам возможности добычи подземных вод и использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым водоснабжением населения;

- по величине изменения поверхностного стока при планируемом отборе подземных вод;

- по возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод, в поверхностные водные объекты (кроме подземных вод питьевого назначения).

3.5.2. С органами Минприроды России:

- по вопросам возможного воздействия разработки недр на окружающую среду (при экологической экспертизе проектов или технологических схем разработки месторождений, в том числе, согласовываются и условия сброса подземных вод);

- по границам горных отводов для питьевых, минеральных лечебных вод и теплоэнергетических вод, используемых для горячего водоснабжения, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

3.5.3. С органами Министерства здравоохранения Российской Федерации:

- по вопросам использования минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также использования термальных минеральных лечебных вод для теплоснабжения.

3.5.4. С органами Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации:

- по вопросам пригодности питьевых, минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также теплоэнергетических вод при их использовании для горячего водоснабжения;

- по возможности организации зоны санитарной охраны и границам горного отвода для перечисленных типов вод.

3.5.5. С органами Федерального горного и промышленного надзора России:

- по условиям лицензии в части вопросов безопасности, экологии и охраны недр при разработке месторождений минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, теплоэнергетических и промышленных вод, а также проектов (технологических схем) разработки указанных месторождений и границ горных отводов.

3.6. Должностные лица Роскомнедра несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выдачи лицензии на право пользования недрами без согласования с перечисленными в п. 3.5 органами заинтересованных министерств и ведомств.


4. Система выбора претендентов на получение лицензий


4.1. Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в соответствии с п. 9.1 "Положения" могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

4.2. В соответствии с разделом 10 "Положения" лицензии на право пользования недрами предоставляются путем проведения конкурсов или аукционов. При этом учитываются следующие особенности лицензирования недр для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных:

4.2.1. Действующим предприятиям в соответствии с п. 19 "Положения" лицензии предоставляются без проведения конкурсов и аукционов.

4.2.2. В соответствии с п. п. 10.7 и 10.8 "Положения" собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребностей в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения аукционов и конкурсов с соблюдением требований, установленных в п. 14 "Положения". В случае использования первого от поверхности водоносного горизонта необходимо руководствоваться пунктом 1.3 настоящей Инструкции.

4.2.3. Аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных вод для целей питьевого водоснабжения не допускается (п. 10.8 "Положения").

4.2.4. Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других водопонижающих, осушительных и дренажных мероприятий выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на основной вид недропользования, без проведения конкурсов.

4.3. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации, и Роскомнедра или его территориальными подразделениями. Условия конкурсов и аукционов целесообразно согласовывать с бассейновыми и территориальными органами Роскомвода, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими заинтересованными организациями.

При определении условий конкурсов и аукционов целесообразно учитывать следующие рекомендации:

4.3.1. При проведении конкурсов на пользование месторождениями питьевых подземных вод при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать претендентам, реализующим право добычи этих вод для водоснабжения городов, населенных пунктов, сельскохозяйственных районов, не обеспеченных защищенными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4.3.2. При лицензировании разведанного, но неэксплуатируемого месторождения подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, разведка которого ранее была осуществлена за счет средств госбюджета для удовлетворения потребностей конкретного недропользователя, предпочтение при прочих равных условиях целесообразно отдавать этому недропользователю.

4.3.3. При проведении конкурсов на пользование месторождениями минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, условия конкурса согласовываются с органами здравоохранения.

4.3.4. Порядок предоставления лицензий, а также проведения конкурсов и аукционов определяется п. 11 "Положения".

В состав комиссий по оценке соответствия условиям конкурса технико-экономических показателей, разработанных предприятием - заявителем, целесообразно включать представителей бассейновых и территориальных органов Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, органов Минприроды России, органов Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и других заинтересованных организаций.


5. Планирование лицензионной деятельности


5.1. В соответствии с п. 2.3 "Положения" Роскомнедра и его территориальные подразделения на основании имеющейся геологической информации ведут учет ранее известных и вновь выявляемых объектов лицензирования, в том числе разведанных, но неосвоенных месторождений, подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья и поступающими заявками на разведку и разработку месторождений подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

5.2. В соответствии с п. 2.4 "Положения" предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с органами Министерства экономики Российской Федерации, бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими государственными органами, которые принимают участие в лицензировании в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах.

5.3. Предложения о вовлечении в освоение объектов лицензирования должны включать:

- наименование объекта и вид пользования недрами;

- цель использования добываемых подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;

- степень геологической изученности месторождения;

- величину утвержденных или апробированных эксплуатационных запасов с указанием даты и органа, их утвердившего;

- объем возможного отбора подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также данные об их качестве (для объектов с неутвержденными запасами);

- предполагаемый срок конкурса или аукциона;

- сведения о согласовании отвода земель.


6. Содержание лицензии


6.1. Лицензия на пользование недрами должна содержать данные, указанные в п. 8.1 "Положения". Дополнительные условия, устанавливаемые для пользования недрами с целью добычи подземных вод, сформулированы в п. 14.2 "Положения". В настоящем разделе дается разъяснение по содержанию ряда пунктов лицензии, относящихся к добыче различных типов подземных вод и извлечению подземных вод при разработке месторождений полезных ископаемых и других видах недропользования.

6.2. Целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами, должно соответствовать перечню, приведенному в п. 1.2 настоящей Инструкции.

6.3. Определение границ горного отвода.

Под горным отводом подразумевается участок недр, предоставляемый пользователю для добычи полезных ископаемых или для эксплуатации недр, не связанной с добычей полезных ископаемых, при условии соблюдения комплекса технических требований, обеспечивающих безопасность ведения работ и населения, а также охрану недр и окружающей среды.

При определении границ горного отвода могут учитываться не только размеры участка, определяющего объект пользования, но и площади, необходимые для размещения технологических служб, связанных с пользованием недрами по заданному назначению. При этом должна также учитываться необходимость обеспечения интересов пользователя недр при решении вопросов, связанных с застройкой площадей распространения полезного ископаемого.

Границы горного отвода, в т.ч. его ограничение по глубине, предварительно определяются Роскомнедра или его территориальным подразделением при выдаче лицензии, уточняются в проекте (технологической схеме) разработки недр и согласовываются в порядке, указанном в п. 3.4.1.

При определении пространственных границ горного отвода рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

6.3.1. При разработке месторождений питьевых и минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, горный отвод в плане должен совпадать или превосходить по площади границу зоны строгого режима санитарной охраны (первую зону округа санитарной охраны) водозабора (отдельной водозаборной скважины).

6.3.2. При извлечении подземных вод в процессе разработки месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении недропользования для других целей в соответствии с п. 1.2.2 границы горного отвода либо совпадают с участком недр, предоставленным для основного вида пользования недрами, либо превосходят его, если для извлечения подземных вод требуется сооружение водозаборных скважин вне этого участка.

6.4. Сроки пользования недрами.

6.4.1. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, предоставляется на определенный срок, а на извлечение подземных вод при строительстве и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений (метрополитены и др., срок действия которых не ограничивается) - без ограничения срока.

6.4.2. Сроки пользования недрами для добычи подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, не должны превышать пределов, установленных п. 7.1 "Положения", и в каждом конкретном случае определяются с учетом расчетного срока эксплуатации, на который утверждены эксплуатационные запасы, а также необходимости уточнений условий недропользования. При проектном сроке эксплуатации, превышающем 20 лет, по инициативе владельца лицензии срок ее действия может быть продлен (п. 7.3 "Положения").

6.5. Платежи при пользовании недрами.

Платежи при пользовании недрами включают плату за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы.

6.5.1. Платежи за право пользования недрами определяются "Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828. Установлены следующие предельные уровни регулярных платежей за право на добычу минерального сырья, в том числе подземных вод, в % от стоимости добытых подземных вод:

Подземные пресные воды - 2 - 8%

Термальные (теплоэнергетические)

воды, рассолы, горнохимическое

сырье (промышленные воды) - 1 - 5%

Размеры платежей за право на пользование недрами для добычи минеральных вод, а также в тех случаях, когда подземные воды в установленном порядке отнесены к общераспространенным полезным ископаемым, определяются субъектами Российской Федерации.

6.5.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Нормативы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок их определения устанавливаются специальными нормативными документами.

6.5.3. В лицензии на право пользования недрами для добычи питьевых и минеральных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их реализации платежи за право пользования недрами могут быть заменены полностью или частично поставками производимой продукции. В этих случаях (п. 5.4 "Положения") в лицензии указывается порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и т.д. Аналогичный порядок может быть установлен также для теплоэнергетических и промышленных подземных вод.

6.5.4. В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.

6.6. Требования к пользованию недрами.

6.6.1. В соответствии с требованиями, сформулированными в п. 14.2 "Положения", в лицензии должны быть установлены:

- максимальная величина и режим отбора питьевых и технических, теплоэнергетических, промышленных подземных вод, а также максимальная величина и режим отбора других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Эти величины устанавливаются исходя из обоснованных потребностей в подземных водах заданного назначения, при этом величина максимального водоотбора не может превышать эксплуатационных запасов подземных вод. Она может быть уточнена после составления проекта разработки недр.

Для минеральных вод величина и режим отбора устанавливаются технологической схемой разработки месторождения, а для лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, - коэффициентом извлечения залежи (КИЗ);

- величина и режим извлечения подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при других видах недропользования;

- пороговые и предельные требования к качеству подземных вод или других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (кондиции);

- допустимое понижение уровня подземных вод при эксплуатации;

- максимально допустимое понижение уровня подземных вод на других участках недр в связи с отбором подземных вод на лицензируемом участке с учетом интересов других земле- и недропользователей и ненанесения ущерба окружающей природной среде;

- состав и сроки мероприятий, которые должны быть проведены для компенсации негативного воздействия водоотбора на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;

- допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта;

- границы зоны (округа) санитарной охраны (при использовании подземных питьевых, минеральных лечебных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных). Состав и сроки проведения необходимых мероприятий по оздоровлению санитарной обстановки в пределах горного отвода;

- места и условия сброса вод после их использования по заданному назначению;

- условия проведения мониторинга подземных вод (требования к размещению наблюдательных пунктов, их конструкции, способам наблюдений за уровнем и качеством вод, качеством лечебного минерального сырья, состав и форма документации наблюдений, состав, форма и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга геологической среды);

- необходимость переоценки эксплуатационных запасов подземных вод в случаях, предусмотренных "Классификацией".

6.6.2. Все перечисленные в разделе 6 требования оформляются в виде приложений к лицензии, подготовленных на основании имеющихся гидрогеологических и других материалов. В проекте разработки недр (технологической схеме) эти требования могут быть уточнены.

При наличии согласованных со всеми заинтересованными органами проектов водозаборных сооружений и технологических схем отработки месторождений в качестве приложений могут быть использованы соответствующие выписки из них.

При выдаче лицензий действующим предприятиям указанные требования должны быть уточнены с учетом данных по эксплуатации недр.

6.6.3. Лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и их извлечения при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при других видах недропользования выдаются по единой типовой форме.


7. Порядок подготовки заявок на лицензию


7.1. Предприятия, в том числе и действующие, для получения лицензии должны подать заявку в территориальные подразделения Роскомнедра, которая должна содержать данные, указанные в п. п.11.4 и 19.2 "Положения".

В последующих пунктах данного раздела приводятся необходимые разъяснения по вопросам, рассматриваемым в настоящей Инструкции.

7.2. Для подтверждения данных о технических и технологических возможностях предприятия - заявителя, а также о других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков, должны быть представлены копии документов, удостоверяющие право этих предприятий на ведение соответствующих работ (бурение эксплуатационных скважин, горные работы и др.).

7.3. В заявке на лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод в соответствии с п. 11.4 (6) "Положения" должны быть приведены следующие предложения заявителя:

- целевое назначение использования подземных вод;

- утвержденные или апробированные эксплуатационные запасы;

- текущая и перспективная потребность в подземных водах заданного назначения;

- требования к качеству воды и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;

- возможное воздействие на компоненты окружающей среды при добыче подземных вод.

Аналогичные требования распространяются и на полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных.

7.4. В заявках, поданных недропользователями в соответствии с п. 19.2 "Положения", должно учитываться следующее:

7.4.1. К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих ранее предоставленное право на пользование недрами и земельными участками. К этим документам, в том числе, относятся:

- разрешение на специальное водопользование (для пресных подземных вод);

- акт о выделении горного отвода (для других типов подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных);

- акт о выделении земельного участка.

К заявке также должны быть приложены копии документов, определяющих условия недропользования, справка об отработанных и числящихся на балансе недропользователя запасах полезных ископаемых (кроме подземных вод) и приведены данные об основных технико-экономических показателях деятельности предприятия за последние 5 лет.

7.4.2. Раздел заявки "...данные об основных технико - экономических показателях деятельности предприятия..." должен содержать краткую характеристику объекта лицензирования. К ней, в том числе, относится:

- целевое назначение использования полезного ископаемого;

- схема размещения и конструкции водозаборных и дренажных сооружений;

- существующий объем добычи полезного ископаемого, расходы водозаборных и дренажных сооружений;

- понижения уровней и способы их определения, качество отбираемых вод, оценка влияния эксплуатации месторождения на окружающую среду;

- обоснование размеров зон санитарной охраны;

- характеристика имеющейся наблюдательной сети и методов наблюдений за дебитом, уровнями и качеством подземных вод;

- технико-экономические показатели эксплуатации месторождения.

Все эти данные предоставляются на момент подачи заявки.

Для подземных вод вместо данных об отобранных и числящихся на балансе предприятия запасах полезных ископаемых приводятся данные о текущей и перспективной потребности в подземных водах заданного назначения и данные об утвержденных (апробированных) эксплуатационных запасах.

7.5. В соответствии с п. 19.4 "Положения" проектные и фактические данные действующего предприятия - заявителя на пользование недрами могут быть подвергнуты технической, экологической и другим экспертизам. Необходимость проведения экспертиз устанавливается органом, проводящим лицензирование, в том числе по представлению других органов государственного надзора. В необходимых случаях может быть проведено обследование действующего предприятия для определения соответствия фактических условий пользования недрами требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, установленным документами, на основании которых разрешено недропользование.

При проведении упомянутых экспертиз органами, проводящими лицензирование, могут быть затребованы копии следующих документов:

- протокол государственной экспертизы запасов;

- протокол утверждения проекта разработки недр (технологической схемы);

- справка о регистрации водозаборного сооружения (одиночной скважины) в территориальном геологическом фонде;

- разрешение на бурение скважин (для подземных вод);

- справка об утверждении округа санитарной охраны (для минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных).


8. Особенности лицензирования пользования недрами

для добычи подземных вод одиночными скважинами


8.1. Лицензии на право пользования недрами должны быть получены на все участки недр, на которых добыча подземных вод осуществляется одиночными водозаборными скважинами, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1.3 настоящей Инструкции.

8.2. Лицензия выдается на право пользования каждым участком недр, эксплуатируемым одиночной скважиной. В тех случаях, когда на территории одного предприятия имеется несколько одиночных скважин, принадлежащих этому предприятию, допускается выдача одной лицензии (п. 2.3 настоящей Инструкции).

8.3. При рассмотрении заявок на пользование недрами для добычи подземных вод действующими одиночными водозаборными скважинами необходимо руководствоваться следующим:

8.3.1. К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих ранее предоставленное право на пользование недрами и земельными участками. К ним, в том числе, относятся:

- разрешение на специальное водопользование (для пресных подземных вод);

- акт о выделении горного отвода (для других типов подземных вод);

- акт о выделении земельного участка.

К заявке также должны быть приложены копии документов, определяющих условия недропользования, и приведены данные об основных технико-экономических показателях деятельности предприятия за последние 5 лет.

8.3.2. Раздел заявки "...данные об основных технико - экономических показателях деятельности предприятия..." должен содержать краткую характеристику объекта лицензирования и необходимые сведения о водозаборной скважине и режиме ее эксплуатации, в том числе:

- целевое назначение использования подземных вод;

- характеристику участка размещения скважины, ее конструкции и типа водоподъемного оборудования;

- сведения о режиме водоотбора, качестве подземных вод, понижении уровня и методах определения этих величин;

- данные о зонах санитарной охраны и о характере изменения природных условий за время эксплуатации скважины;

- данные о текущей и перспективной потребности в подземных водах заданного назначения и данные об утвержденных (апробированных) эксплуатационных запасах;

- экономические показатели (себестоимость добычи и цена реализуемой воды).

Все эти данные предоставляются на момент подачи заявки.

8.3.3. В лицензии на право пользования недрами для эксплуатации водозаборной скважины устанавливаются:

- срок эксплуатации;

- границы горного отвода;

- размер платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- требования к пользованию недрами, включающие: максимальную величину водоотбора; допустимое качество подземных вод; допустимое понижение уровня подземных вод; границы зон санитарной охраны; условия проведения мониторинга подземных вод (требования к наблюдениям за водоотбором, качеством и уровнем подземных вод; состав и форма документации наблюдений; состав, форма и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга подземных вод).

В необходимых случаях могут устанавливаться и другие требования по обеспечению безопасного ведения работ, экологически безопасному использованию недр и их охране.

В тех случаях, когда действующие водозаборные сооружения эксплуатируются при отсутствии необходимых согласований и (или) проекта водозаборного сооружения, без организации зон санитарной охраны и осуществления необходимых наблюдений за режимом подземных вод и других компонентов природной среды, в лицензии определяется состав мероприятий, которые следует выполнить водопользователю, и сроки их реализации.

При невыполнении мероприятий, указанных в лицензии, в установленные сроки органы, выдавшие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшую эксплуатацию недр, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.

8.3.4. При необходимости органы, проводящие лицензирование, могут провести обследование участка действующей водозаборной скважины с проведением контрольных замеров расходов и уровней воды в ней, а также могут затребовать копии следующих документов:

- проекта водозаборной скважины;

- разрешения на бурение скважины;

- справки о регистрации скважины в территориальном геологическом фонде;

- материалов по утверждению эксплуатационных запасов или бальнеологическое заключение для лечебных минеральных вод;

- справки об утверждении округа санитарной охраны (для минеральных лечебных вод);

- протокола утверждения технологической схемы разработки недр.

8.4. Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод новыми одиночными водозаборными скважинами проводится в соответствии с п. п. 13 и 14 "Положения".

В заявке, подаваемой в территориальные подразделения Роскомнедра предприятием - заявителем, в предложениях по условиям пользования недрами (п. 11.4 "Положения"), в том числе, должны быть указаны: целевое назначение использования подземных вод, текущая и перспективная потребность в подземных водах, требования к качеству воды и режиму эксплуатации, а также возможное воздействие планируемой эксплуатации недр на окружающую среду.

В заявке должна быть также указана организация, которая будет проводить бурение и оборудование водозаборной скважины, и представлена копия документа, оформленного в соответствии с действующим законодательством, подтверждающего право этой организации на ведение соответствующих работ. При подаче заявки должен быть также согласован вопрос о выделении земельного участка.

8.4.1. На первом этапе пользования недрами, осуществляемом после получения лицензии, недропользователь проводит необходимые дополнительные гидрогеологические исследования и составляет проект бурения скважины, неотъемлемым разделом которого является оценка воздействия на окружающую среду. Этот проект проходит необходимую экспертизу запасов, экологическую экспертизу и другие согласования в соответствии с п. 3.5.

До окончания первого этапа эксплуатация скважины запрещается. На втором этапе после проведения указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к эксплуатации водозаборной скважины и проведению мониторинга подземных вод.

8.4.2. Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод новыми водозаборными скважинами должна содержать все требования, перечисленные в п. 8.3.3.

8.5. Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод действующими водозаборными скважинами выдаются без проведения конкурсов, но с обязательным соблюдением сформулированных в лицензии условий эксплуатации подземных вод.

Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод новыми водозаборными сооружениями выдаются на конкурсной или аукционной основе.

Если в конкурсе принимает участие всего один претендент, он может получить лицензию только на объявленных конкурсных условиях.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: березовые дрова колотые купить по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Инструкция Роскомнедра от 14.04.1994
Скачать: Инструкция Роскомнедра от 14.04.1994
Наши предложения:
  1. Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731
  2. Приказ МЧС РФ N 776, Минэнерго РФ N 508 от 29.12.2003
  3. Приказ МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197
  4. Приказ МНС РФ от 15.02.2002 N БГ-3-21/71
  5. Распоряжение МПР РФ от 15.09.2003 N 408-р
  6. Приказ МЧС РФ N 482, Госгортехнадзора РФ N 175а от 15.08.2003
  7. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786
  8. Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
  9. Приказ МПР РФ от 18.04.2003 N 330
  10. Приказ Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49
  11. Приказ Росземкадастра от 12.03.2003 N П/42
  12. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 785
  13. Распоряжение МПР РФ от 15.11.2002 N 459-р
  14. Приказ МПР РФ от 12.09.2002 N 575
  15. Приказ МПР РФ от 05.09.2002 N 558
  16. Постановление Госкомстата РФ от 18.06.1999 N 44
  17. Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307
  18. Временные требования к содержанию пакета материалов, представляемых на рассмотрение экспертной рабочей группы МПР России, при переоформлении лицензий на пользование участками недр
  19. Распоряжение Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р
  20. Приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002
  21. Приказ МПР РФ от 05.09.2000 N 323
  22. Инструкция Госналогслужбы РФ от 12.08.1998 N 46
  23. Приказ МПР РФ от 27.06.2000 N 162
  24. Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84
  25. Приказ Минпромнауки РФ от 10.07.2001 N 264
  26. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511
  27. Приказ МПР РФ от 21.05.2001 N 433
  28. Приказ Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89
  29. Правила оформления кадастрового плана земельного участка. ГЗК-1-Т.О-04-01-01
  30. Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. ГЗК-1-Т.О-09-01-01
  31. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01
  32. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета. ГЗК-1-Т.О-07-01-01
  33. Приказ Росгидромета от 23.03.2001 N 40
  34. Письмо МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@
  35. Инструкция по порядку заполнения учетной формы Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности
  36. Приказ Росгидромета от 17.10.2000 N 150
  37. Приказ Госкомэкологии РФ от 18.05.2000 N 371
  38. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372
  39. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания
  40. Приказ Госкомэкологии РФ от 03.04.2000 N 202
  41. Приказ Рослесхоза от 10.03.2000 N 43
  42. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.02.2000 N 102
  43. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.12.1999 N 764
  44. Приказ Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 N 330
  45. Приказ Минземстроя РФ от 25.09.1998 N 98-1
  46. Приказ Госкомэкологии РФ от 02.11.1999 N 641
  47. Порядок расчета платы за загрязнение акваторий водных объектов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации (исключая подземные водные объекты), при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных
  48. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений
  49. Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999
  50. Приказ Минздрава РФ N 240, Госатомнадзора РФ N 65, Госкомэкологии РФ N 289 от 21.06.1999
  51. Приказ Минсельхозпрода РФ от 25.05.1999 N 399
  52. Приказ МПР РФ от 21.04.1999 N 86
  53. Постановление МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999
  54. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления
  55. Приказ Госкомзема РФ от 02.02.1999 N 15
  56. Приказ Госкомэкологии РФ N 787, Минздрава РФ N 396, Госгортехнадзора РФ N 256, ГТК РФ N 910 от 31.12.1998
  57. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
  58. Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами
  59. Приказ Госкомэкологии РФ от 04.09.1998 N 509
  60. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.1998 N 448
  61. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N 436
  62. Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
  63. Приказ Госкомзема РФ от 03.06.1998 N 68
  64. Приказ Госкомзема РФ от 18.05.1998 N 63
  65. Приказ Госкомэкологии РФ от 22.04.1998 N 238
  66. Приказ Рослесхоза от 15.04.1998 N 58
  67. Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 N 53
  68. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.01.1998 N 63
  69. Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России
  70. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.09.1997 N 411
  71. Приказ Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397
  72. Положение о лесопатологическом мониторинге
  73. Приказ Госкомэкологии РФ от 08.09.1997 N 379
  74. Приказ Госкомэкологии РФ от 28.08.1997 N 358
  75. Приказ Госкомзема РФ от 09.06.1997 N 34
  76. Приказ МПР РФ от 07.03.1997 N 40
  77. Приказ Госналогслужбы РФ N ВА-3-04/87, Госгортехнадзора РФ N 151 от 08.10.1996
  78. Постановление Госстандарта РФ от 01.10.1996 N 66-А
  79. Указание ГТК РФ от 29.05.1996 N 01-14/570
  80. Приказ Роскомзема от 16.04.1996 N 28
  81. Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ
  82. Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995
  83. Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды
  84. Приказ Минприроды РФ от 21.11.1995 N 469
  85. Приказ Роскомнедра от 08.11.1995 N 131
  86. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах
  87. Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392
  88. Указание Генпрокуратуры РФ от 22.09.1995 N 7/3-1-87-95, Роскомзема от 31.08.1995 N 7
  89. Приказ Минприроды РФ от 17.08.1995 N 326
  90. Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий
  91. Распоряжение Госкомимущества РФ N 791-р, Минприроды РФ N 1 от 08.06.1995
  92. Положение о лесничем федеральной службы лесного хозяйства России
  93. Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582
  94. Приказ Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45
  95. Приказ Роскомзема от 25.01.1995 N 6
  96. Инструкция о порядке учета рыбоводной продукции, выпускаемой организациями Российской Федерации в естественные водоемы и водохранилища
  97. Приказ Рослесхоза от 24.10.1994 N 224
  98. Приказ Минприроды РФ от 23.09.1994 N 275
  99. Приказ Минприроды РФ от 05.09.1994 N 259
  100. Письмо Роскомзема от 18.08.1994 N 5-10/1246
  101. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации
  102. Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды
  103. Приказ Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160
  104. Приказ Роскомзема от 26.04.1994 N 32
  105. Инструкция Роскомнедра от 14.04.1994
  106. Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
  107. Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 N 273
  108. Приказ Роскомзема от 02.08.1993 N 38
  109. Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в Российской Федерации
  110. Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ
  111. Приказ Роскомзема от 15.03.1993 N 13
  112. Разъяснения Госналогслужбы РФ от 08.02.1993 N ВГ-6-02/69
  113. Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 N 14
  114. Приказ Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 N 26
  115. Методические рекомендации о порядке оформления протоколов и иной документации о нарушениях заповедного режима
  116. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
  117. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха
  118. Типовой договор купли - продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности
  119. Указания Минстроя РФ N ВБ-1/2, Госкомимущества РФ N ПМ-9/4500 от 14.07.1992
  120. Приказ Минприроды РФ от 16.04.1992 N 60
  121. Положение о районной Комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов
  122. Рекомендации Минсельхоза РФ от 14.01.1992
  123. Временный порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства, а также за задержку выделения земли и имущественного пая гражданам, выходящим из колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для создания крестьянских (фермерских) хозяйств
  124. Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
  125. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)
  126. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства
  127. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды
  128. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов
  129. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов
  130. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26
  131. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
  132. Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2010 N ГКПИ10-10
  133. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
  134. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П
  135. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64
  136. Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000
  137. Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2007 N ГКПИ07-736
  138. Определение ВАС РФ от 17.05.2007 N 3737/07
  139. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14
  140. Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2006 N ГКПИ05-1461
  141. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
  142. Решение Верховного Суда РФ от 02.04.2003 N ГКПИ03-80
  143. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49
  144. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О
  145. Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178
  146. Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ00-1120
  147. Постановление Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 N 22
  148. Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2000 N ГКПИ00-198
  149. Решение Верховного Суда РФ от 09.09.1998 N ГКПИ98-439
  150. Решение Верховного Суда РФ от 19.08.1998 N ГКПИ98-284
  151. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П
  152. Информационное письмо ВАС РФ от 23.02.1993 N С-13/ОП-77
  153. Информационное письмо ВАС РФ от 27.11.1992 N С-13/ОП-334
  154. Письмо Минэкономразвития РФ от 10.03.2011 N д23-922
  155. Федеральный закон от 07.03.2011 N 24-ФЗ
  156. Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ
  157. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 105
  158. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 109
  159. Приказ Минфина РФ от 24.02.2011 N 23н
  160. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 54
  161. Постановление Правительства РФ от 26.02.2009 N 176
  162. Постановление Правительства РФ от 27.01.2010 N 31
  163. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 736
  164. Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2011 N ГКПИ10-1618
  165. Письмо Минэкономразвития РФ от 17.01.2011 N 306-ИМ/Д23
  166. Приказ Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3
  167. Письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N 26025-ИМ/Д23
  168. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ
  169. Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ
  170. Приказ Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558
  171. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 639
  172. Приказ Минприроды РФ от 09.12.2010 N 542
  173. Федеральный закон от 08.12.2010 N 347-ФЗ
  174. Приказ Минприроды РФ от 01.12.2010 N 531
  175. Постановление Правительства РФ от 30.11.2010 N 960
  176. Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 N 351
  177. Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ
  178. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1080
  179. Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ
  180. Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2010 N ГКПИ10-1296
  181. Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 N 898
  182. Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ
  183. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ
  184. Приказ Минприроды РФ от 02.11.2010 N 480
  185. Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 820
  186. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2010 N 471
  187. Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167
  188. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 790
  189. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О
  190. Приказ Росреестра от 22.09.2010 N П/509
  191. Приказ Минприроды РФ от 09.09.2010 N 373
  192. Приказ Минприроды РФ от 08.09.2010 N 369
  193. Приказ Минсельхоза РФ от 27.08.2010 N 293
  194. Приказ Росгидромета от 19.08.2010 N 261
  195. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 N КАС10-370
  196. Приказ Минсельхоза РФ от 17.08.2010 N 287
  197. Письмо Минэкономразвития РФ от 05.08.2010 N Д23-3031
  198. Постановление Правительства РФ от 28.07.2010 N 575
  199. Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23
  200. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43| 44| 45|
46| 47| 48| 49| 50| 51| 52| 53| 54| 55| 56| 57| 58| 59| 60|
61| 62| 63| 64| 65| 66| 67| 68| 69| 70| 71| 72| 73| 74| 75|
76| 77| 78| 79| 80| 81| 82| 83| 84| 85|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика