Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Окружающая среда и природные ресурсы » Общие вопросы » Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых


Утверждаю

Первый заместитель

Министра природных ресурсов

Российской Федерации

Б.А.ЯЦКЕВИЧ

22 июня 1998 года


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ,

НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ


В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование специальным разрешением - в виде лицензий.

Организационное обеспечение системы лицензирования осуществляет государственный орган управления государственным фондом недр, функции которого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588 возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Порядок лицензирования регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 и Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции от 08.02.95).

В настоящих методических указаниях рассмотрены особенности лицензирования пользования недрами, предоставляемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая системы закачки сточных вод, захоронения отходов (в том числе радиоактивных) и вредных веществ, возврата (закачки) в недра использованных или попутно извлеченных подземных вод.


1. Общие положения


Указания предназначены для использования органами управления государственным фондом недр при подготовке и оформлении лицензий на недропользование.

1.1. С введением в действие Закона Российской Федерации "О недрах" ранее действовавший порядок предоставления недр в пользование для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утратил силу.

1.2. Методические указания применяются при предоставлении в пользование недр для следующих целей:

а) строительства и эксплуатации подземных сооружений (объектов) различного назначения, размещаемых в специально пройденных горных выработках или выработках, пройденных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также в естественных подземных полостях (пещерах) <*>;

--------------------------------

<*> Все виды подземных горных выработок и естественные полости (пещеры), перспективные для размещения объектов различного назначения, далее по тексту именуются "выработками".


б) захоронения в недрах отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ, сброса сточных вод;

в) возврата (обратной закачки) в недра дренажных, попутно извлеченных, а также использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных и технических вод;

г) создания подземных хранилищ газа и нефтепродуктов.

1.3. К сооружениям (объектам) различного назначения, размещаемым в выработках, относятся:

а) технические системы, требующие особых условий эксплуатации (в том числе обеспечивающие научные исследования);

б) сооружения транспортного и энергетического назначения (линии метрополитена, путепроводы глубокого заложения, тоннели, электростанции различных типов, трансформаторные станции и т.д.);

в) объекты оборонного и иного специального назначения, в т.ч. обеспечивающие научные исследования для целей обороны, других специальных целей, и защитные сооружения гражданской обороны;

г) хранилища газонефтепродуктов, химических и радиоактивных веществ;

д) склады длительного хранения продовольственных, промышленных товаров, иной продукции и материалов, в т.ч. для создания и хранения запасов на особые периоды;

е) сооружения, предназначенные для хранения особо ценных вещей и предметов, государственных архивов и культурных ценностей;

ж) сооружения, предназначенные для организации учреждений здравоохранения (соляные пещеры и др.);

з) сооружения, предназначенные для организации туризма, отдыха и досуга людей;

и) выработки, являющиеся памятниками природы, культуры и истории. Перечисленные выше сооружения и объекты, в дальнейшем именуются "объекты".

1.4. К объектам для захоронения отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ, возврата в недра использованных или дренажных и попутно извлеченных подземных вод относятся:

а) системы закачки сточных вод, не содержащих радиоактивных и вредных компонентов <*>;

--------------------------------

<*> Лицензирование пользования недрами для закачки сточных, подземных и поверхностных вод с целью поддержания пластового давления при разработке месторождений нефти в настоящем документе не рассматривается. Лицензирование этого вида недропользования осуществляется в процессе лицензирования пользования недрами для разработки месторождений нефти.


б) системы подземного захоронения жидких радиоактивных отходов и вредных веществ;

в) системы возврата (обратной закачки) в недра попутно извлеченных и использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных, дренажных и технических вод <*>;

--------------------------------

<*> Лицензирование пользования недрами для закачки сточных, подземных и поверхностных вод с целью поддержания пластового давления при разработке месторождений нефти в настоящем документе не рассматривается. Лицензирование этого вида недропользования осуществляется в процессе лицензирования пользования недрами для разработки месторождений нефти.


г) системы подземного захоронения твердых и отвержденных вредных веществ и отходов (в т.ч. радиоактивных).

1.5. Порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

К таким объектам относятся:

а) линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи и другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;

б) транспортные сооружения местного значения - путепроводы, подземные переходы и т.д.;

в) подземные сооружения глубиной до 5 м - погреба, подвалы и другие виды небольших хранилищ, используемые для своих нужд (для хранения продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т.д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

1.6. При предоставлении лицензий на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимо руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными актами МПР России в части охраны природы и рационального использования недр.

1.7. Право пользования недрами может быть приобретено на основании:

а) решения Правительства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых будет использоваться для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

б) решения, принятого в соответствии с порядком, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при пользовании участками недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в случае использования подземного пространства для местных нужд;

в) совместного решения федерального или его территориального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона;

г) решения федерального или его территориального органа управления государственным фондом недр, согласованного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей геологического изучения недр.

1.8. Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

1.8.1. Федеральный орган управления государственным фондом недр осуществляет лицензирование:

а) объектов, эксплуатация которых оказывает влияние на геоэкологические или гидрогеологические условия двух или более субъектов Российской Федерации;

б) объектов, пользование которыми осуществляется в целях обеспечения обороноспособности, безопасности населения и функционирования государственных органов, а также в случаях, когда использование недр составляет государственную тайну;

в) объектов, пользование которыми осуществляется или планируется осуществлять предприятиями с участием иностранных инвестиций.

Распределение объектов лицензирования между федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными органами устанавливается на основании решения федерального органа, принимаемого при рассмотрении перечней объектов лицензирования (п. 3.6 настоящих указаний).

1.8.2. В случаях когда недропользование оказывает влияние на территорию сопредельных с Российской Федерацией государств, предоставление лицензии осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется недропользование.

1.9. На каждый участок недр, предоставляемый в пользование для строительства и эксплуатации объектов и систем, указанных в п. п. 1.3 - 1.4, выдается отдельная лицензия. Допускается выдача одной лицензии на несколько участков недр, если действующие и (или) проектируемые объекты в недрах расположены в границах земельного отвода, принадлежащего одному предприятию, и находятся на его балансе. Возможность выдачи такой "объединенной" лицензии определяется соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.

1.10. На пользование недрами для строительства систем возврата (обратной закачки) в недра попутно извлеченных, дренажных, использованных минеральных, технических, теплоэнергетических или промышленных вод может быть выдана либо отдельная лицензия, либо условия, связанные с указанными видами недропользования, должны быть установлены в лицензии на пользование недрами для добычи соответствующего полезного ископаемого.

Отдельная лицензия выдается во всех случаях, когда участок недр находится в стадии разработки в соответствии с ранее утвержденным техническим проектом (технологической схемой), а условия пользования недрами для возврата использованных вод в ранее выданной лицензии на пользование недрами не были установлены.

1.11. Предоставление лицензий, дающих право недропользователю осуществлять весь цикл работ по недропользованию (поисково - оценочных и разведочных работ, инженерно - геологических изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации сооружений), допускается только на основании специального решения федерального или территориального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


2. Требования к лицензированию


2.1. Лицензия на пользование недрами для строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляется как на используемые действующими предприятиями участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на которых только предполагается строительство и эксплуатация таких объектов.

2.2. Лицензия на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляется только на те участки недр, геологическая информация по которым получила положительную оценку государственной (геологической) экспертизы.

При этом в зависимости от степени геолого - гидрогеологической изученности территории, сложности горно - геологических условий, проектного объема закачки (захоронения) сточных и возвратных вод устанавливается следующий порядок пользования недрами:

2.2.1. В тех случаях, когда имеющаяся геолого - гидрогеологическая изученность не позволяет выделить участок недр и определить водоносные горизонты, перспективные для закачки (захоронения) сточных и возвратных вод или строительства других подземных объектов, должны быть проведены соответствующие геологические и гидрогеологические исследования, для проведения которых должна быть получена лицензия на геологическое изучение недр. Материалы проведенных исследований предоставляются на государственную экспертизу геологической информации.

2.2.2. В тех случаях, когда геолого - гидрогеологическая изученность достаточна для пользования недрами в намеченных целях, работы по геологическому изучению недр не проводятся, а составляется соответствующее заключение, которое предоставляется на государственную (геологическую) экспертизу в установленном порядке.

2.2.3. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и "Положением о порядке лицензирования пользования недрами" в лицензии на пользование недрами для строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусматривается двухэтапный порядок пользования недрами. На первом этапе владелец лицензии должен осуществить детальные геолого - гидрогеологические исследования, необходимые для подготовки технического проекта (технологической схемы) строительства и эксплуатации соответствующего объекта, и подготовить указанный проект (схему). Подготовленный технический проект должен быть согласован с соответствующими органами исполнительной власти и утвержден в установленном порядке. До окончания первого этапа (утверждения проекта) пользование недрами для строительства и эксплуатации объекта не разрешается.

На втором этапе владелец лицензии осуществляет реализацию утвержденного проекта.

В тех случаях, когда имеется согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект (технологическая схема), недропользование может осуществляться сразу после получения лицензии.

2.2.4. В очень сложных горно - геологических условиях по решению территориального органа управления государственным фондом недр для объектов, перечисленных в п. 1.4 а) - в), может быть выдана лицензия на пользование недрами для опытно - промышленной эксплуатации. В этих случаях в лицензии устанавливаются соответствующие требования к проекту опытно - промышленной эксплуатации. После окончания опытно - промышленной эксплуатации ее результаты предоставляются на государственную (геологическую) экспертизу.

2.3. Указанные в п. 2.2 требования к лицензированию пользования недрами сохраняются и для случаев, когда для строительства и эксплуатации подземных объектов предполагается использовать имеющиеся выработки, перспективные для размещения объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 3 настоящих указаний), а также при планируемом использовании отработанных карьеров для складирования твердых бытовых и промышленных отходов.

2.4. Лицензирование пользования недрами для эксплуатации объектов и систем, перечисленных в п. п. 1.3 и 1.4, действующими предприятиями проводится непосредственно в процессе их эксплуатации. В этих случаях в лицензии устанавливается срок, в течение которого действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации объектов: создание или расширение сети мониторинга геологической среды, уточнение проекта эксплуатации и проведение необходимых согласований, в том числе проведение государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.

При невыполнении указанных требований в назначенные сроки органы, выдающие лицензию, могут запретить пользование недрами.

2.5. Особенности лицензирования пользования недрами для сброса сточных вод, захоронения радиоактивных отходов и вредных (токсичных) веществ, возврата использованных или попутно извлеченных из недр вод изложены в разделе 7 настоящих указаний.

2.6. Технические проекты (технологические схемы) строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть согласованы в установленном порядке.


3. Порядок предоставления лицензий и планирование

лицензионной деятельности


3.1. Владельцами лицензии на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут быть юридические и физические лица, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Пользователями недр для захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия Российской Федерации.

3.2. Лицензии предоставляются на основании результатов проведения конкурсов или аукционов либо на бесконкурсной основе. При этом учитываются следующие особенности лицензирования пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:

3.2.1. Действующим предприятиям лицензии на пользование недрами предоставляются без проведения конкурсов и аукционов, но при обязательном выполнении включенных в приложение к лицензии условий пользования недрами.

3.2.2. Предоставление недр в пользование для обеспечения обороноспособности России, безопасности населения и функционирования государственных органов, служб, а также в случаях, когда использование недр составляет государственную тайну, производится в особо устанавливаемом порядке.

3.2.3. Лицензия на пользование недрами для строительства систем возврата в недра использованных минеральных, технических, теплоэнергетических или промышленных вод выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на эксплуатацию соответствующих месторождений подземных вод, без конкурса.

3.3. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными органами. Условия конкурсов и аукционов согласовываются с органами Госкомэкологии России, Госгортехнадзора России и другими заинтересованными организациями.

При определении условий конкурсов целесообразно учитывать следующие рекомендации:

3.3.1. При проведении конкурсов на пользование участком недр, геолого - гидрогеологическое и инженерно - геологическое изучение которого было выполнено ранее за счет госбюджета для удовлетворения потребностей какого-либо конкретного субъекта хозяйственной деятельности, при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать последнему.

3.3.2. При проведении конкурса на пользование участком недр, который может быть использован в лечебных целях, условия конкурса согласовываются с органами Минздрава России.

3.4. С учетом выявленных потребностей в использовании недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, территориальные органы управления государственным фондом недр на основании имеющихся материалов определяют участки недр, представляющие интерес в качестве объектов лицензирования.

3.5. В соответствии с конкретными потребностями субъектов хозяйственной деятельности и на основе указанных материалов территориальные органы управления государственным фондом недр разрабатывают программы лицензирования, составной частью которых являются перечни объектов лицензирования, предоставляемых в пользование на конкурсной или аукционной основе.

Перечень объектов лицензирования должен включать:

а) наименование объекта и его краткую характеристику;

б) возможное целевое использование объекта;

в) степень геологической, гидрогеологической и инженерно - геологической изученности;

г) предполагаемый срок проведения конкурса или аукциона;

д) сведения о согласовании отвода земель;

е) сведения о наличии полезных ископаемых в зоне влияния объекта.

3.6. Перечень объектов лицензирования составляется на несколько лет, согласовывается с органами Госгортехнадзора России и утверждается органами управления государственным фондом недр и органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.


4. Содержание лицензии


4.1. В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части должны содержать:

а) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание для предоставления лицензии;

б) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, включая характеристику вида специального водопользования подземным водным объектом;

в) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

г) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

д) срок действия лицензии и срок начала работ;

е) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании участками недр и земельными участками;

ж) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

з) условия, выполнение которых установлено законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами), требованиями по охране недр и окружающей природной среды и по безопасному ведению работ;

и) требования к техническому проекту (технологической схеме), сроки его государственной экспертизы либо условия пользования недрами в соответствии с техническим проектом (технологической схемой) с учетом данных эксплуатации соответствующих объектов (для действующих систем);

к) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации объектов.

В настоящем разделе дается разъяснение по содержанию некоторых положений, включаемых в лицензию и приложения к ней.

4.2. Определение границ горного отвода

4.2.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" при выдаче лицензии устанавливаются предварительные границы горного отвода, которые при необходимости уточняются при составлении технического проекта (технологической схемы) и утверждаются органами Госгортехнадзора России горноотводным актом, являющимся неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами.

4.2.2. Границы горного отвода определяются техническими границами проектируемого подземного объекта с учетом зон сдвижения и обрушения горных пород, а также предохранительных и барьерных целиков, обеспечивающих нормальное функционирование этих объектов. Особенности определения границ горных отводов для подземных хранилищ газа, а также при захоронении вредных веществ, отходов и закачки сточных и возвратных вод рассмотрены в разделах 6 и 7 настоящих указаний.

4.3. Сроки пользования недрами

4.3.1. Лицензия на недропользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, может выдаваться на срок до 20 лет, а для создания подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их переработки - на срок не более 5 лет.

4.3.2. Лицензия на пользование недрами для строительства и эксплуатации объектов, срок действия которых не ограничен (например, метрополитены, тоннели), может выдаваться без ограничения срока действия. Перечень таких объектов определяется совместно органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом управления государственным фондом недр.

4.3.3. По инициативе недропользователя органы, предоставляющие лицензию, имеют право продлить срок ее действия, если продление срока связано с более длительными сроками работы объекта. Продление сроков выполнения условий пользования недрами, установленных в лицензии, с целью обеспечения безопасности проведения работ, экологической безопасности, охраны недр, сохранности инженерных сооружений, не допускается.

При невыполнении пользователем указанных требований в установленные сроки действие лицензии прекращается.

4.4. Платежи при пользовании недрами

Установлены следующие виды платежей при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых:

а) платежи за пользование недрами;

б) платежи за пользование природными ресурсами, связанное с недропользованием (землей, поверхностными водными объектами, лесными ресурсами и др.);

в) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

4.4.1. Платежи за пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяются в соответствии с "Положением о порядке и условиях взимания платежей за право пользованием недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828.



В соответствии с ним платежи взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей.

Размеры платежей определяются в пределах 1 - 3% сметной стоимости объекта и предоставляемых услуг при его эксплуатации.

Конкретные размеры платежей определяются органами, предоставляющими лицензию на недропользование, в зависимости от размера участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать иные конкретные размеры платежей в указанном диапазоне (например, максимальный процент при представлении недр для захоронения вредных веществ и отходов, строительстве подземных АЭС и т.д.) или освобождать от платы за право пользования недрами в случаях, когда недропользование обеспечивает решение задач по социальному развитию территории.

4.4.2. Плата за пользование земельными участками и другими природными ресурсами производится в соответствии с нормативно - правовыми актами, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.5. Требования к техническому проекту (технологической схеме) либо условия недропользования в соответствии с утвержденным техническим проектом (технологической схемой)

4.5.1. Обязательной частью лицензии на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются требования к условиям недропользования, обеспечивающим безопасность проведения работ, экологическую безопасность территории, охрану недр, сохранность инженерных сооружений в зоне влияния недропользования.

4.5.2. Общими обязательными требованиями к условиям недропользования являются:

а) создание и ведение мониторинга геологической среды, представление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные подразделения данных наблюдений и материалов геологических исследований, проведенных в пределах горного отвода;

б) компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, инженерные сооружения, невозможности использования земель в пределах зоны влияния объекта;

в) создание санитарно - защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта может привести к негативным изменениям санитарной обстановки.

Кроме того, в лицензию могут быть включены дополнительные требования, определяемые специфическими условиями объекта и участка недр.

4.5.3. В материалах лицензии устанавливается также порядок распоряжения геологической информацией, полученной в процессе пользования недрами. Вся информация о недрах, полученная недропользователем за счет собственных средств, является его собственностью. Недропользователь направляет эту информацию или ее часть, установленную в лицензии, в территориальные органы управления государственным фондом недр и определяет условия использования этой информации.

4.5.4. Специфические требования к недропользованию при подземном захоронении радиоактивных отходов, токсичных и вредных веществ, закачке сточных вод, возврате (обратной закачке) дренажных или попутно извлеченных из недр подземных вод изложены в разделе 7 настоящих указаний.

4.5.5. Лицензии на пользование недрами выдаются по единой типовой форме.

Неотъемлемыми составными частями лицензии являются приложения к ней.

Обязательным приложением являются условия пользования недрами.

Кроме того, приложения должны включать:

а) топографический план масштаба от 1:5000 - 1:10000 в зависимости от размера участка;

б) ситуационный план с отражением размещения подземных объектов, границ горного и земельного отвода, санитарно - защитных зон, наблюдательных скважин. Допускается совмещение ситуационного и топографического планов;

в) основные показатели, связанные с недропользованием, из утвержденных технических проектов (технологических схем) объектов, проектов санитарно - защитных зон, программ мониторинга геологической среды (в виде выписок из упомянутых документов);

г) копию акта о земельном отводе;

д) копию документа об утверждении горного отвода и копию горноотводного акта;

е) копии документов с согласованиями проектов (технологических схем) с органами охраны окружающей природной среды, Госгортехнадзора России и Госсанэпиднадзора Минздрава России, а также копию документа о государственной экологической экспертизе проекта.


5. Порядок подготовки и содержание заявки на лицензию


5.1. Предприятия, в том числе и действующие, для получения лицензии должны подать заявку в соответствующий территориальный орган управления государственным фондом недр.

5.2. Заявка и прилагаемые к ней документы должны содержать:

а) данные о предприятии - заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;

б) данные о руководителях или владельцах предприятия - заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;

в) данные о финансовых возможностях предприятия - заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недрами;

г) данные о технических и технологических возможностях предприятия - заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

д) информацию о предыдущей деятельности предприятия - заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность за последние пять лет;

е) характеристику объекта лицензирования по проектным и фактическим данным;

ж) предложения предприятия - заявителя по условиям пользования недрами.

5.3. Действующие предприятия должны дополнительно представить копии документов, подтверждающих ранее предоставленное право пользования недрами. К этим документам относятся:

а) акт выделения земельного отвода;

б) горноотводный акт;

в) протокол утверждения соответствующего технического проекта (технологической схемы);

г) ранее выданное разрешение на специальное водопользование (для систем подземного захоронения жидких отходов и закачки в недра сточных и возвратных вод);

д) согласование с органом охраны окружающей среды.

В тех случаях, когда горноотводный акт или разрешение на специальное водопользование отсутствует либо они выданы в нарушение установленного порядка, действующие предприятия должны получить соответствующие согласования.

5.4. В материалах заявки, характеризующих объект лицензирования по проектным или фактическим (для эксплуатирующихся объектов) данным, должны содержаться следующие сведения: целевое назначение недропользования; краткая характеристика геологического строения и гидрогеологических условий предоставляемого участка недр; схема размещения и конструкция горных выработок, нагнетательных скважин, хранилищ твердых отходов и т.д.; количество и качество захороняемых (сбрасываемых) отходов и сточных вод; расходы и качество закачиваемых в недра вод в системах возврата использованных или попутных вод; емкость хранилища твердых отходов; возможность создания или наличие санитарно - защитных зон; влияние эксплуатации действующих объектов на окружающую среду; имеющаяся наблюдательная сеть и методы наблюдений; технико - экономические показатели эксплуатации.

Все указанные данные приводятся в пояснительной записке, к которой должны быть приложены топографический и ситуационный планы в соответствии с требованиями п. 4.5 настоящих указаний.

Для случаев использования отработанных горных выработок должны быть приведены также данные о предприятии, осуществляющем добычу полезных ископаемых или осуществлявшем ранее добычу полезных ископаемых, а в настоящее время ликвидированном, в том числе данные о системе разработки месторождения, состоянии выработок, буровых скважин, подлежащих использованию.

5.5. Проектные и фактические данные по объекту лицензирования могут быть подвергнуты экспертизе. Необходимость проведения экспертизы устанавливается органами, проводящими лицензирование. В необходимых случаях эти органы во взаимодействии с органами Госкомэкологии России, Госсанэпиднадзора Минздрава России, Госгортехнадзора России и другими заинтересованными организациями могут провести обследование действующего предприятия с целью определения соответствия фактических условий пользования недрами требованиям действующего законодательства, а также требованиям, установленным документами, на основании которых осуществляется недропользование.


6. Особенности лицензирования пользования

недрами для создания и эксплуатации подземных хранилищ

газа (ПГХ), нефти и нефтепродуктов


6.1. Границы горного отвода для ПГХ и нефтепродуктов определяются в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Госгортехнадзором России Приказом от 11.09.96 N 35 (зарегистрирована Минюстом России 09.10.96 N 1175).

6.2. Предложения заявителя по условиям пользования недрами представляются в форме пояснительной записки и приложений к ней.

6.2.1. В пояснительной записке и приложениях к ней должны быть отражены следующие сведения:

а) административное положение предполагаемого объекта лицензирования (субъект Российской Федерации, район, город или другой населенный пункт и т.д.);

б) цели и задачи создания подземного хранилища газа или нефтепродуктов;

в) наименование организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию;

г) общие сведения о градации земель над горным отводом, а также о наличии зданий и сооружений различного назначения;

д) обоснование границ хранилища, перечень и характеристика пластов - коллекторов, предназначенных под закачку газа или нефтепродуктов;

е) сведения о величине остаточных балансовых запасов нефти, конденсата, газа и сопутствующих компонентов в случае, если хранилище создается на базе истощенных нефтяных, газоконденсатных и газовых месторождений, а также согласование о передаче этих запасов на баланс заявителя;

ж) перечень требований, подлежащих выполнению при строительстве и эксплуатации хранилища.

6.2.2. В текстовых приложениях к пояснительной записке должны быть приведены следующие сведения:

а) выписка из технологической схемы создания и эксплуатации хранилища, в которой приводятся число пластов - коллекторов и основные параметры каждого из них (активный и буферный объемы газа или нефтепродуктов, период освоения, допустимые давления в процессе эксплуатации, площадь распространения газа в пласте, фонд скважин, намеченных к бурению, порядок разбуривания, конструкция скважин, метод и периодичность испытания скважин на герметичность, акт обследования состояния ранее пробуренных скважин);

б) заключение автора технологической схемы о пригодности горизонтов для использования их в целях создания хранилищ, а также надежности и герметичности перекрывающих пород;

в) согласования на создание хранилища с субъектами хозяйственной деятельности, под земельными участками которых намечается строительство подземного хранилища газа;

г) копии протокола Центральной комиссии по разработке Российского акционерного общества "Газпром" об утверждении технологической схемы создания и эксплуатации хранилища;

д) согласование министерства, ведомства или субъекта хозяйственной деятельности, в ведении которого находится действующее или временно законсервированное месторождение, на строительство подземного хранилища газа в выработанных залежах этого месторождения.

6.2.3. Графические приложения к пояснительной записке должны содержать:

а) копию топографического плана участка с нанесенными границами испрашиваемого горного отвода;

б) структурные карты по каждому пласту, намеченному под хранилище газа, с указанием границ контура распространения газа;

в) сводный геологический разрез участка недр, передаваемого в пользование.

Масштабы карт и профилей не должны быть мельче 1:25000, но допускается, для наглядности, изменение соотношений вертикального и горизонтального масштабов при построении геологических профилей.

6.3. Основанием для составления пояснительной записки и приложений к ней являются материалы проведенных поисково - разведочных, гидрогеологических, инженерно - геологических и геоэкологических исследований, данные эксплуатации по отработанным месторождениям, прошедшие государственную (геологическую) экспертизу.


7. Особенности лицензирования пользования недрами

для подземного захоронения вредных веществ и отходов

и закачки вод в недра для различных целей


Рассматриваемые способы использования недр перечислены в п. 1.4 настоящих указаний. Для обеспечения экологической безопасности при их лицензировании необходимо выполнение ряда специальных условий и требований.

7.1. Границы горных отводов для перечисленных в п. 1.4 видов пользования недрами определяются следующим образом:

7.1.1. Для систем подземного захоронения жидких отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ горный отвод определяется как непосредственно по пласту - коллектору, так и по вышележащему (при наличии - и по нижележащему) "буферному" водоносному горизонту.

И в пласте - коллекторе, и в "буферных" горизонтах границами горного отвода в плане является прогнозируемый контур распространения отходов в пласте - коллекторе на конец расчетного срока эксплуатации с коэффициентом запаса 1.5 для гранулярных и 2.0 - 3.0 для трещиноватых коллекторов. При прогнозировании контура распространения отходов учитывается гравитационная деформация и фильтрационная дисперсия границы раздела "отходы - пластовые воды", а при наличии надежного обоснования - и сорбция основных токсичных и вредных компонентов, содержащихся в отходах, породами пласта - коллектора. Для радиоактивных отходов учитывается уменьшение их концентраций во времени за счет радиоактивного распада.

7.1.2. Для систем возврата (обратной закачки) в недра дренажных, использованных минеральных, термальных, промышленных и технических вод возможны два варианта использования недр и, соответственно, два варианта обоснования горного отвода:

а) если возврат вод предусматривается в тот же водоносный горизонт, из которого осуществляется добыча подземных вод для использования, определяются общие (единые) контуры горного отвода для эксплуатации и возврата вод;

б) если возврат вод предусматривается в другой водоносный горизонт, горный отвод определяется в соответствии с требованиями ст. 7 Закона Российской Федерации "О недрах" и п. 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и непосредственно не связывается с горным отводом, обеспечивающим эксплуатационный водоотбор.

7.1.3. Для систем подземного захоронения твердых вредных веществ и отходов контуры горного отвода определяются на основе прогнозирования геомеханического, теплового, радиационного и других возможных видов воздействия хранилища на окружающие участки недр, с учетом обеспечения допустимого уровня такого воздействия.

7.2. Перечисленные в п. 1.4 настоящих указаний виды недропользования требуют соблюдения ряда специальных условий, выполнение которых должно быть предусмотрено проектами соответствующих систем.

7.2.1. Предоставление лицензий для подземного захоронения жидких отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ требует:

а) обоснования технической невозможности, экономической либо экологической нецелесообразности их обезвреживания и утилизации, а также совместимости с вмещающими породами и пластовыми водами потенциального пласта - коллектора;

б) выбора в качестве пластов - коллекторов водоносных горизонтов, приуроченных к зоне застойного режима и содержащих не используемые в народном хозяйстве и не представляющие практической ценности в перспективе высокоминерализованные воды;

в) нормирования объемов захороняемых жидких вредных веществ и отходов и концентраций основных компонентов в них;

г) нормирования давлений на устьях эксплуатационных нагнетательных скважин, а также пластовых давлений в пласте - коллекторе и соседних водоносных горизонтах в области гидродинамического влияния системы подземного захоронения;

д) организации санитарно - защитных зон вокруг поверхностного комплекса, а также в недрах;

е) организации и ведения мониторинга подземных вод в пласте - коллекторе, "буферных" горизонтах, на действующих близлежащих водозаборах и очагах естественной разгрузки подземных вод;

ж) разработки моделей возможных отклонений от регламента эксплуатации системы подземного захоронения и способов их устранения.

Обеспечения выполнения всех перечисленных в п. 7.2.1 настоящих указаний специфических условий предоставления лицензий для подземного захоронения жидких радиоактивных отходов и токсичных веществ должно быть обосновано в проекте системы подземного захоронения.

7.2.2. Для систем закачки сточных вод и возврата (обратной закачки) в недра использованных минеральных, термальных, промышленных и дренажных вод нормируются: объем и физико - химические параметры вод, давление на устьях нагнетательных скважин, организация и ведение мониторинга процесса эксплуатации систем. Все перечисленные позиции должны быть обоснованы в проекте системы.

7.2.3. В системах подземного захоронения твердых вредных веществ и отходов необходимы:

а) обеспечение мониторинга (геомеханического и температурного состояния горного массива, состояния горных выработок и поверхности земли, гидрогеологических условий соседних водоносных горизонтов);

б) разработка возможных отклонений от регламента эксплуатации и способов их устранения.

7.3. Перечисленные в п. 1.4 настоящих указаний виды недропользования обуславливают некоторые специальные технические и технологические требования к соответствующим объектам, которые должны быть удовлетворены предусмотренными в проектах решениями.

7.3.1. Для подземного захоронения жидких радиоактивных отходов, токсичных и вредных веществ, закачки сточных вод и использованных подземных вод предусматриваются:

а) схемы размещения нагнетательных скважин, их конструкции и оборудование устьев, обеспечивающие проведение необходимых измерений и опробования;

б) конструкции нагнетательных скважин, технические решения и применение материалов, исключающих возможность вертикальных перетоков закачиваемой жидкости по затрубному пространству;

в) регламенты эксплуатации, исключающие превышение предельного избыточного давления на устьях нагнетательных скважин; при этом для вредных и радиоактивных отходов оно должно составлять не более 5 МПа, а для возврата вод - величина предельного избыточного давления лимитируется условием отсутствия предпосылок для гидроразрыва пласта (при котором возможен также и разрыв перекрывающего водоупора);

г) выбор участков, предоставляемых для подземного захоронения токсичных и радиоактивных отходов, с сейсмичностью, не превышающей (по шкале Рихтера):

- для жидких отходов - 6 баллов,

- для твердых отходов - 7 баллов.

7.3.2. Для систем подземного захоронения твердых вредных веществ и отходов предусматриваются:

а) выбор участка недр, сложенного практически водонепроницаемыми породами (кристаллические интрузивные, эффузивные или метаморфические; глинистые и галогенные толщи);

б) конструкции и технические решения (крепление и гидроизоляция выработок, упаковка отходов и др.), обеспечивающие безаварийную эксплуатацию и надежную изоляцию от подземной гидросферы.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска половая по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Скачать: Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Наши предложения:
  1. Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731
  2. Приказ МЧС РФ N 776, Минэнерго РФ N 508 от 29.12.2003
  3. Приказ МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197
  4. Приказ МНС РФ от 15.02.2002 N БГ-3-21/71
  5. Распоряжение МПР РФ от 15.09.2003 N 408-р
  6. Приказ МЧС РФ N 482, Госгортехнадзора РФ N 175а от 15.08.2003
  7. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786
  8. Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
  9. Приказ МПР РФ от 18.04.2003 N 330
  10. Приказ Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49
  11. Приказ Росземкадастра от 12.03.2003 N П/42
  12. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 785
  13. Распоряжение МПР РФ от 15.11.2002 N 459-р
  14. Приказ МПР РФ от 12.09.2002 N 575
  15. Приказ МПР РФ от 05.09.2002 N 558
  16. Постановление Госкомстата РФ от 18.06.1999 N 44
  17. Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307
  18. Временные требования к содержанию пакета материалов, представляемых на рассмотрение экспертной рабочей группы МПР России, при переоформлении лицензий на пользование участками недр
  19. Распоряжение Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р
  20. Приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002
  21. Приказ МПР РФ от 05.09.2000 N 323
  22. Инструкция Госналогслужбы РФ от 12.08.1998 N 46
  23. Приказ МПР РФ от 27.06.2000 N 162
  24. Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84
  25. Приказ Минпромнауки РФ от 10.07.2001 N 264
  26. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511
  27. Приказ МПР РФ от 21.05.2001 N 433
  28. Приказ Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89
  29. Правила оформления кадастрового плана земельного участка. ГЗК-1-Т.О-04-01-01
  30. Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. ГЗК-1-Т.О-09-01-01
  31. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01
  32. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета. ГЗК-1-Т.О-07-01-01
  33. Приказ Росгидромета от 23.03.2001 N 40
  34. Письмо МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@
  35. Инструкция по порядку заполнения учетной формы Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности
  36. Приказ Росгидромета от 17.10.2000 N 150
  37. Приказ Госкомэкологии РФ от 18.05.2000 N 371
  38. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372
  39. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания
  40. Приказ Госкомэкологии РФ от 03.04.2000 N 202
  41. Приказ Рослесхоза от 10.03.2000 N 43
  42. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.02.2000 N 102
  43. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.12.1999 N 764
  44. Приказ Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 N 330
  45. Приказ Минземстроя РФ от 25.09.1998 N 98-1
  46. Приказ Госкомэкологии РФ от 02.11.1999 N 641
  47. Порядок расчета платы за загрязнение акваторий водных объектов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации (исключая подземные водные объекты), при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных
  48. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений
  49. Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999
  50. Приказ Минздрава РФ N 240, Госатомнадзора РФ N 65, Госкомэкологии РФ N 289 от 21.06.1999
  51. Приказ Минсельхозпрода РФ от 25.05.1999 N 399
  52. Приказ МПР РФ от 21.04.1999 N 86
  53. Постановление МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999
  54. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления
  55. Приказ Госкомзема РФ от 02.02.1999 N 15
  56. Приказ Госкомэкологии РФ N 787, Минздрава РФ N 396, Госгортехнадзора РФ N 256, ГТК РФ N 910 от 31.12.1998
  57. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
  58. Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами
  59. Приказ Госкомэкологии РФ от 04.09.1998 N 509
  60. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.1998 N 448
  61. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N 436
  62. Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
  63. Приказ Госкомзема РФ от 03.06.1998 N 68
  64. Приказ Госкомзема РФ от 18.05.1998 N 63
  65. Приказ Госкомэкологии РФ от 22.04.1998 N 238
  66. Приказ Рослесхоза от 15.04.1998 N 58
  67. Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 N 53
  68. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.01.1998 N 63
  69. Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России
  70. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.09.1997 N 411
  71. Приказ Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397
  72. Положение о лесопатологическом мониторинге
  73. Приказ Госкомэкологии РФ от 08.09.1997 N 379
  74. Приказ Госкомэкологии РФ от 28.08.1997 N 358
  75. Приказ Госкомзема РФ от 09.06.1997 N 34
  76. Приказ МПР РФ от 07.03.1997 N 40
  77. Приказ Госналогслужбы РФ N ВА-3-04/87, Госгортехнадзора РФ N 151 от 08.10.1996
  78. Постановление Госстандарта РФ от 01.10.1996 N 66-А
  79. Указание ГТК РФ от 29.05.1996 N 01-14/570
  80. Приказ Роскомзема от 16.04.1996 N 28
  81. Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ
  82. Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995
  83. Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды
  84. Приказ Минприроды РФ от 21.11.1995 N 469
  85. Приказ Роскомнедра от 08.11.1995 N 131
  86. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах
  87. Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392
  88. Указание Генпрокуратуры РФ от 22.09.1995 N 7/3-1-87-95, Роскомзема от 31.08.1995 N 7
  89. Приказ Минприроды РФ от 17.08.1995 N 326
  90. Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий
  91. Распоряжение Госкомимущества РФ N 791-р, Минприроды РФ N 1 от 08.06.1995
  92. Положение о лесничем федеральной службы лесного хозяйства России
  93. Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582
  94. Приказ Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45
  95. Приказ Роскомзема от 25.01.1995 N 6
  96. Инструкция о порядке учета рыбоводной продукции, выпускаемой организациями Российской Федерации в естественные водоемы и водохранилища
  97. Приказ Рослесхоза от 24.10.1994 N 224
  98. Приказ Минприроды РФ от 23.09.1994 N 275
  99. Приказ Минприроды РФ от 05.09.1994 N 259
  100. Письмо Роскомзема от 18.08.1994 N 5-10/1246
  101. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации
  102. Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды
  103. Приказ Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160
  104. Приказ Роскомзема от 26.04.1994 N 32
  105. Инструкция Роскомнедра от 14.04.1994
  106. Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
  107. Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 N 273
  108. Приказ Роскомзема от 02.08.1993 N 38
  109. Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в Российской Федерации
  110. Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ
  111. Приказ Роскомзема от 15.03.1993 N 13
  112. Разъяснения Госналогслужбы РФ от 08.02.1993 N ВГ-6-02/69
  113. Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 N 14
  114. Приказ Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 N 26
  115. Методические рекомендации о порядке оформления протоколов и иной документации о нарушениях заповедного режима
  116. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
  117. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха
  118. Типовой договор купли - продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности
  119. Указания Минстроя РФ N ВБ-1/2, Госкомимущества РФ N ПМ-9/4500 от 14.07.1992
  120. Приказ Минприроды РФ от 16.04.1992 N 60
  121. Положение о районной Комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов
  122. Рекомендации Минсельхоза РФ от 14.01.1992
  123. Временный порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства, а также за задержку выделения земли и имущественного пая гражданам, выходящим из колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для создания крестьянских (фермерских) хозяйств
  124. Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
  125. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)
  126. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства
  127. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды
  128. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов
  129. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов
  130. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26
  131. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
  132. Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2010 N ГКПИ10-10
  133. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
  134. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П
  135. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64
  136. Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000
  137. Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2007 N ГКПИ07-736
  138. Определение ВАС РФ от 17.05.2007 N 3737/07
  139. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14
  140. Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2006 N ГКПИ05-1461
  141. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
  142. Решение Верховного Суда РФ от 02.04.2003 N ГКПИ03-80
  143. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49
  144. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О
  145. Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178
  146. Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ00-1120
  147. Постановление Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 N 22
  148. Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2000 N ГКПИ00-198
  149. Решение Верховного Суда РФ от 09.09.1998 N ГКПИ98-439
  150. Решение Верховного Суда РФ от 19.08.1998 N ГКПИ98-284
  151. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П
  152. Информационное письмо ВАС РФ от 23.02.1993 N С-13/ОП-77
  153. Информационное письмо ВАС РФ от 27.11.1992 N С-13/ОП-334
  154. Письмо Минэкономразвития РФ от 10.03.2011 N д23-922
  155. Федеральный закон от 07.03.2011 N 24-ФЗ
  156. Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ
  157. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 105
  158. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 109
  159. Приказ Минфина РФ от 24.02.2011 N 23н
  160. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 54
  161. Постановление Правительства РФ от 26.02.2009 N 176
  162. Постановление Правительства РФ от 27.01.2010 N 31
  163. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 736
  164. Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2011 N ГКПИ10-1618
  165. Письмо Минэкономразвития РФ от 17.01.2011 N 306-ИМ/Д23
  166. Приказ Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3
  167. Письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N 26025-ИМ/Д23
  168. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ
  169. Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ
  170. Приказ Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558
  171. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 639
  172. Приказ Минприроды РФ от 09.12.2010 N 542
  173. Федеральный закон от 08.12.2010 N 347-ФЗ
  174. Приказ Минприроды РФ от 01.12.2010 N 531
  175. Постановление Правительства РФ от 30.11.2010 N 960
  176. Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 N 351
  177. Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ
  178. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1080
  179. Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ
  180. Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2010 N ГКПИ10-1296
  181. Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 N 898
  182. Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ
  183. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ
  184. Приказ Минприроды РФ от 02.11.2010 N 480
  185. Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 820
  186. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2010 N 471
  187. Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167
  188. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 790
  189. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О
  190. Приказ Росреестра от 22.09.2010 N П/509
  191. Приказ Минприроды РФ от 09.09.2010 N 373
  192. Приказ Минприроды РФ от 08.09.2010 N 369
  193. Приказ Минсельхоза РФ от 27.08.2010 N 293
  194. Приказ Росгидромета от 19.08.2010 N 261
  195. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 N КАС10-370
  196. Приказ Минсельхоза РФ от 17.08.2010 N 287
  197. Письмо Минэкономразвития РФ от 05.08.2010 N Д23-3031
  198. Постановление Правительства РФ от 28.07.2010 N 575
  199. Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23
  200. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43| 44| 45|
46| 47| 48| 49| 50| 51| 52| 53| 54| 55| 56| 57| 58| 59| 60|
61| 62| 63| 64| 65| 66| 67| 68| 69| 70| 71| 72| 73| 74| 75|
76| 77| 78| 79| 80| 81| 82| 83| 84| 85|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика