Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Окружающая среда и природные ресурсы » Общие вопросы » Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах


Утверждена

Министерством рыбного

хозяйства СССР

18 декабря 1989 года


Госкомприроды СССР

20 октября 1989 года


Согласована

Минфином СССР

21 декабря 1989 года


ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ УЩЕРБА, НАНОСИМОГО РЫБНЫМ ЗАПАСАМ В РЕЗУЛЬТАТЕ

СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И РАСШИРЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ,

СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

ВИДОВ РАБОТ НА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВОДОЕМАХ


1. Введение


Строительство, реконструкция и расширение предприятий, сооружений, других объектов и их эксплуатация, производство различных работ на рыбохозяйственных водоемах в большинстве случаев оказывают отрицательное воздействие на экологические условия в этих водоемах и приводят к снижению их продуктивности, ухудшению видового состава ихтиофауны, истощению запасов рыб и других объектов водного промысла <*>.

--------------------------------

<*> В дальнейшем тексте для краткости изложения термин "рыбные запасы" распространяется и на другие объекты водного промысла.


При проектировании строительства объектов или производства работ на акватории, в пойме или в прибрежной полосе рыбохозяйственных водоемов в соответствии с природоохранным законодательством и по согласованию с территориальными органами охраны природы и рыбохозяйственными организациями должны предусматриваться мероприятия по максимальному предотвращению неблагоприятного воздействия на условия обитания и размножения рыб.

При выборе вариантов размещения объекта необходимо учитывать влияние того или иного варианта на рыбные запасы, при этом должна обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания рыб. При проектировании объектов должны предусматриваться природоохранные мероприятия (водоочистные сооружения, введение оборотных систем водоснабжения и наименее водоемких технологий производства и другие меры). В ходе проектирования предусматриваются также и специальные предупредительные рыбоохранные меры. Водозаборные сооружения должны оборудоваться специальными рыбозащитными устройствами, а при проектировании плотин, в случаях экономической эффективности и технологической возможности, - предусматриваться рыбопропускные сооружения, обеспечивающие возможность естественной миграции рыб.

Размещение объектов и производство работ предусматриваются в местах, в сроки и способами, оказывающими минимальное неблагоприятное воздействие на водные экосистемы и рыбные запасы. Если эти мероприятия не позволяют полностью избежать отрицательного влияния на экологические условия в водоемах и обеспечить сохранение и воспроизводство в них рыбных запасов, производится оценка наносимого рыбным запасам ущерба и разработка мероприятий, на основании которых при утверждении проектной документации принимается решение о необходимости и целесообразности выполнения дополнительных мероприятий по сохранению рыбных запасов.

Методика разработана в соответствии с действующим законодательством, директивными и нормативными документами, определяющими принципы комплексного использования водных ресурсов, охраны и рационального использования рыбных запасов.


2. Общие положения


2.1. Настоящая Методика предназначена для:

- оценки не предотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба, наносимого рыбным запасам в результате намечаемого строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов, проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, ухудшающих условия естественного воспроизводства, нагула и зимовки промысловых рыб в связи с изменением гидрологического режима или под воздействием других факторов;

- определения направления разработки мероприятий, обеспечивающих сохранение рыбных запасов для дальнейшей проектной их проработки.

Настоящая Методика не распространяется на оценку ущерба рыбным запасам, причиненного противоправными действиями, при загрязнении водоемов и в других случаях нарушения законодательства об охране рыбных запасов.

2.1.1. Оценка ущерба рыбным запасам и разработка мероприятий для его предупреждения выполняется рыбохозяйственными научно-исследовательскими и проектными организациями или, по согласованию с органами охраны природы и рыбохозяйственными организациями, институтами биологического профиля других ведомств, при разработке:

- схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

- схем развития и размещения отдельных отраслей народного хозяйства, связанных с использованием рыбохозяйственных водоемов (мелиорация земель, гидроэнергетическое строительство и т.п.);

- технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий, сооружений и других объектов и проведение различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах.

На стадии разработки схем оценка ущерба рыбным запасам выполняется, как правило, на основе имеющихся материалов, а при необходимости проводятся дополнительные научно - исследовательские работы.

На стадии разработки технико-экономических обоснований и проектов данная в схеме оценка ущерба уточняется с учетом детализации размещения объектов, конструктивных решений, технологий и способов производства строительных работ.

2.1.2. При разработке схем, технико-экономических обоснований или проектов территориальные органы Госкомприроды СССР и органы рыбоохраны с привлечением научно - исследовательских организаций принимают участие в работе комиссий по выбору площадок для строительства или районов проведения различных работ на рыбохозяйственных водоемах и дают заключения, прилагаемые к актам выбора площадок. В заключениях указываются возможности полного или частичного исключения ущерба рыбным запасам и определяются необходимые для этого направления предупредительные рыбоохранные меры.

В тех случаях, когда исключение ущерба рыбным запасам путем проведения предупредительных рыбоохранных мер не представляется возможным, бассейновые рыбохозяйственные научно-исследовательские организации (приложение 3) производят ориентировочную его оценку по настоящей Методике и передают генеральному проектировщику выполненные обоснования и расчеты величины возникающего ущерба, а также предложения по разработке мероприятий, обеспечивающих сохранение и воспроизводство запасов промысловых рыб.

2.1.3. В том случае, если ущерб запасам особо ценных видов рыб (осетровых, сиговых, лососевых и др.) не наносится, а величина ущерба запасам других видов не превышает 50 т в год, генеральный проектировщик определяет в проекте только объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ (по действующим нормативам удельных капитальных вложений) для долевого участия в осуществлении рыбохозяйственными организациями региона рыбоводно-мелиоративных мероприятий.

В других случаях в составе проекта, в разделе "Охрана окружающей природной среды", специализированными рыбохозяйственными проектными организациями по заданиям генеральных проектировщиков должно быть выполнено обоснование оценки влияния строительства и эксплуатации объекта на рыбные запасы, уточнены расчеты величины ущерба, состав, мощность, стоимость и сроки осуществления мероприятий для сохранения и воспроизводства рыбных запасов, а также дано экономическое обоснование этих мероприятий.

При разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, утверждаемых в установленном порядке, ущерб, причиняемый рыбным запасам изменением гидрологического режима, а также отнесение мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов на конкретные объекты отраслей народного хозяйства, определяются в этих схемах. При разработке в соответствии с указанными схемами проектов на строительство этих объектов оценка ущерба рыбным запасам, состав и объем мероприятий по сохранению промысловых рыбных запасов определяются по совокупности влияния на эти запасы всех участников комплекса, с включением затрат на их осуществление в сводный сметный расчет основных объектов.

При разработке проектов других (неосновных) объектов, предусмотренных в этих схемах, влияние изменения гидрологического режима на рыбные запасы не учитывается.

При отсутствии указанных схем стоимость мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов включается в сводный сметный расчет проектируемого объекта, причиняющего ущерб.

2.1.4. Стадия разработки мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов должна соответствовать стадии разработки технической документации на строительство объекта, причиняющего ущерб рыбным запасам.

2.1.5. Проектирование предупредительных рыбоохранных мероприятий (рыбозащитных устройств, рыбопропускных сооружений и т.п.) осуществляет генеральный проектировщик, привлекая для составления технологической части проекта рыбохозяйственные организации. Исходные биологические данные и условия для проектирования выдаются рыбохозяйственными научно - исследовательскими организациями по районам согласно приложению 3.

2.2. Результаты отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятий, а также проведения различных работ на рыбохозяйственных водоемах, не устраняемые предупредительными рыбоохранными мерами, определяются размером ожидаемого ущерба рыбным запасам водоема в натуральном выражении.

Ущерб рыбным запасам, независимо от уровня их эксплуатации, оценивается разницей в уловах, возможных до и после осуществления проекта, изменяющего условия воспроизводства рыбных запасов.

2.3. Независимо от того, ведется ли в настоящее время в данном водоеме промысел, за базу при расчетах ущерба рыбным запасам принимается возможный в естественных условиях при рациональном ведении рыболовства (сохранении уровня воспроизводства) годовой улов <*> на единицу площади водоема.

--------------------------------

<*> Учитывается, что Методика ориентирована на компенсационные мероприятия, восполняющие объем годовых потерь, возникающих в результате строительства, реконструкции, расширения предприятий.


При оценке ущерба от строительства или производства работ, намечаемых в текущей или следующей за ней пятилетке, базовая рыбопродуктивность определяется исходя из средней за последние 5 - 10 лет величины промыслового запаса. При оценке рыбопродуктивности должно учитываться не только современное состояние запасов, но и промысловый возврат от уже осуществленных или осуществляемых в настоящее время рыбоводно - мелиоративных мероприятий.

Если в рассматриваемой перспективе ожидается уменьшение или изменение состава рыбных запасов вследствие предшествующих хозяйственных мероприятий, приводящих к невосполнимому снижению продуктивности водоема или его участка, затрагиваемого намечаемым строительством, базовые для расчетов рыбопродуктивность и другие биологические показатели определяются с учетом этих изменений.

При оценке ущерба от строительства объектов или производства работ в более отдаленной перспективе величина рыбопродуктивности определяется с учетом прогнозируемого режима водоемов и намечаемых на этот период мероприятий для повышения рыбопродуктивности и уточняется при разработке проектов.

2.4. Величина рыбопродуктивности водоемов и другие биологические показатели (площади нерестилищ, места нагула и зимовки, биомасса кормовых организмов, концентрация молоди, коэффициент промыслового возврата и т.п.) определяется по статистическим данным об уловах, отчетным данным добровольных спортивных обществ, экспертным оценкам любительского и потребительского рыболовства, а также по данным имеющихся публикаций и отчетных материалов по проведенным исследованиям. В случаях отсутствия таких материалов проводятся необходимые дополнительные исследования.

2.5. Расчетные характеристики строительства и производства работ, влияющие на экологические условия в водоеме (границы отторгаемых участков акватории и поймы, размещение и конструкции гидротехнических сооружений и водозаборных устройств, прогнозные изменения гидрологического, термического, ледового режима и др.), представляются организациями, разрабатывающими схемы или проектирующими намечаемые к строительству объекты.

2.6. Отрицательное воздействие намечаемого к строительству объекта на рыбные запасы может проявиться не только в районе строительства, но и в других водоемах данного бассейна. В этом случае учитываются суммарные потери промысловой продукции по всем участкам и водоемам бассейна, подвергающимся этому воздействию.

2.7. В тех случаях, когда намечаемое строительство или работы наряду с отрицательным влиянием на рыбные запасы (в определенных районах или на определенные виды рыб) оказывает и положительное влияние (в других районах или на другие виды рыб), или же в результате строительства создаются новые водоемы, пригодные для использования в рыбохозяйственных целях, это учитывается при оценке ожидаемого ущерба и определении состава и объема мероприятий по сохранению и воспроизводству запасов промысловых рыб.


3. Расчет ущерба рыбным запасам


3.1. Для расчета ущерба рыбным запасам необходимо располагать данными о характере и интенсивности воздействия намечаемых хозяйственных мероприятий на условия обитания и размножения рыб, прогнозами гидрологической обстановки, а также информацией о рыбопродуктивности водоемов и условиях ее формирования. На основе технических характеристик проектируемого объекта, данных об объеме и характере намечаемых работ выявляется специфика ожидаемых отрицательных воздействий на водоемы. Эти воздействия разделяются: по времени (временные и постоянные), по месту (локальные и общие), по интенсивности (частичные и полные) и по характеру (прямые и косвенные).

3.2. Ущерб рыбным запасам может быть вызван:

- полной потерей рыбопродуктивности водоема или его части (п. 3.3);

- снижением рыбопродуктивности водоема вследствие ухудшения условий размножения, нагула и зимовки рыб (п. 3.4);

- непосредственно гибелью кормовых организмов, рыб и других объектов водного промысла на разных стадиях развития (п. 3.5).

3.3. В случае полной потери рыбопродуктивности всего водоема ущерб рассчитывается по формуле:


                                       -3

                      N = P(0) x S x 10  ,                     (1)


    где N - ущерб, в тоннах;

    P(0) -  рыбопродуктивность  водоема  в  килограммах  с гектара

(кг/га);

    S - площадь водоема, утрачивающего рыбохозяйственное  значение

в гектарах;

      -3

    10 - множитель для перевода килограммов в тонны.

При полной потере рыбопродуктивности части водоема необходимо установить, какое значение имеет эта часть для формирования рыбных запасов водоема в целом. Поскольку рыбопродуктивность определяется условиями существования рыб на каждом из этапов годового цикла (нерест, нагул, зимовка), то расчет ущерба проводится отдельно по каждому этапу. Величина ущерба принимается по этапу, на котором причиняется наибольший ущерб, остальные этапы из оценки исключаются во избежание повторного счета. Расчет производится по каждому виду (или по группам экологически близких видов) отдельно по формуле:


                                   F(1)         -3

              N = СИГМА P(i) x S x ---- x q x 10  ,            (2)

                                   F(0)


где P(i) - рыбопродуктивность водоема по данному виду или по экологически близким видам в килограммах с гектара;

F(0) - исходная зона (общая площадь нерестилищ, нагульная площадь, акватория зимовки в данном водоеме) в гектарах;

F(1) - часть зоны, подвергающаяся отрицательному воздействию, в гектарах;

q - поправочный коэффициент на разнокачественность нерестовых, нагульных или зимовальных площадей, определяющийся как отношение качественных показателей данного рыбохозяйственного участка к таким же показателям, средним для всех таких площадей в водоеме (для нагульных площадей - биомасса кормовых организмов, для нерестилищ - количество нарождающейся молоди, для зимовальных ям - количество особей, залегающих на единице площади) <*>.

--------------------------------

<*> Коэффициент q принимается по данным рыбохозяйственных научно - исследовательских организаций, а также научных учреждений биологического профиля системы АН СССР.


В случае, когда необходимые для расчета по формуле (2) материалы отсутствуют или сезонное распределение обитающих в водоеме видов рыб относительно однородно, выполнение расчета допускается по рыбопродуктивности водоема в целом, т.е. в формулу (2) вместо P(i) вводится P(0) (общая рыбопродуктивность по всем видам рыб).

3.4. Снижение рыбопродуктивности водоема может вызываться как локальным ухудшением условий обитания рыб на различных этапах годового и жизненного цикла, так и изменением всей экосистемы из-за нарушения естественного гидрологического и гидрохимического режима в целом бассейне.

При локальном ухудшении условий, так же как и при полной потере рыбопродуктивности, расчет проводится по методу площадей.

3.5. В случаях, если использование метода площадей затруднительно, при ожидаемом изменении всей экологической системы, для расчета ущерба могут использоваться эмпирически выявленные количественные зависимости уловов в данном бассейне от тех определяющих рыбопродуктивность факторов, естественные параметры которых нарушаются в результате осуществления проекта.

В этих случаях ущерб от нарушения современного (естественного или сложившегося в результате водохозяйственных мероприятий) гидрологического режима во всем бассейне определяется на основе выявленных зависимостей величины годового улова от показателей гидрологического режима в годы формирования промыслового запаса (объем стока, уровенный режим, минерализация воды и др.).

Такие зависимости, специфичные для каждого бассейна, выявляются методом корреляционного анализа многолетних (за 20 - 25 лет) данных о фактических уловах рыб и данных Гидрометслужбы о параметрах гидрологического режима в годы, определившие формирование промысловых запасов (пример 9 приложения 2). Такие зависимости также могут определяться методом аналогов, экспертных оценок и другими, наиболее отвечающими специфике данного объекта.

3.6. Расчет ущерба от локального ухудшения условий нереста, нагула или зимовки рыб ведется по методу площадей, через приведение подвергающихся изменениям площадей к площади полной потери рыбопродуктивности, по формуле:


                                 F(1)             -3

            N = СИГМА P(i) x S x ---- x q x d x 10  ,          (3)

                                 F(0)


где d - коэффициент интенсивности неблагоприятного воздействия <*>.

--------------------------------

<*> Расчет d выполняется в ходе обоснования и оценки ущерба, наносимого рыбным запасам.


Расчет d проводится через приведение к 100% потере рыбопродуктивности, например, из 50 га площади, затрагиваемой неблагоприятным воздействием, на 10 га потери составят в среднем 50% от исходной рыбопродуктивности, на 20 га - 20% и на 20 га - 5%, тогда:


    10 га x 50 + 20 x 20 + 20 x 5

    ----------------------------- = 0,2

            50 га x 100


Расчеты выполняются отдельно для разных видов или экологических групп рыб по каждому этапу годового жизненного цикла (нерест, нагул, зимовка). Величина ущерба принимается по максимальному из полученных значений, остальные не учитываются во избежание повторного счета.

3.7. Уменьшение рыбных запасов может иметь место в результате непосредственной гибели икры, личинок, молоди и взрослых особей, а также гибели кормовых организмов, планктона и бентоса.

3.7.1. Расчет ущерба, причиняемого гибелью рыб и кормовых организмов при эксплуатации проектируемых водозаборных установок, может производиться прямым расчетом или с помощью данных о действующем водозаборе - аналоге, где проводились наблюдения за попаданием рыбы и кормовых организмов. В этом случае, если полная мощность проектируемого водозабора составляет более 30 куб. м/сек, а также, вне зависимости от мощности, если он располагается на водных объектах с напряженной экологической обстановкой (например, низовья Волги, Урала, Дона, Кубани), необходимо проведение ихтиологических исследований с использованием принятых методов рыбопромыслового прогнозирования.

3.7.1.1. Методом прямого расчета достоверно оценивается ущерб от гибели кормовых организмов, пелагической икры, личинок и ранней молоди рыб, пассивно выносимой с током воды.

Ущерб от гибели икры, личинок и ранней молоди рыб определяется по формуле:


                         (100 - K(0))   K(1)         -3

       N = П(0) x W(0) x ------------ x ---- x p x 10  ,       (4)

                             100        100


где П(0) - средняя за период встречаемость данной стадии или весовой категории концентрация пелагической икры, личинок или ранней молоди рыб в зоне проектируемого водозабора, в экземплярах на метр кубический;

W(0) - объем воды, забираемой проектируемым водозабором, за этот период, в метрах кубических;

K(0) - коэффициент эффективности рыбозащитного устройства на проектируемом водозаборе, в %;

K(1) - коэффициент промыслового возврата, в процентах;

p - средняя масса особи в промысловых уловах, в килограммах.

Расчет проводится отдельно для разных видов (экологически близких групп видов), стадий развития и весовых категорий молоди, отличающихся коэффициентом промыслового возврата, согласно приложению 5. При отсутствии данных по отдельным категориям молоди коэффициенты промвозврата для них определяются методом интерполяции.

Ущерб от гибели кормовых организмов определяется по формуле:


                             P     1     k(3)     -6

           N = n(0) x W(0) x -- x ---- x ---- x 10  ,          (5)

                             B    k(2)   100


        P

    где -- - коэффициент для перевода биомассы кормовых организмов

        B

в продукцию кормовых организмов;

    n(0) - средняя концентрация кормовых  организмов  в граммах на

кубический метр воды;

    k(2) - кормовой коэффициент для  перевода  продукции  кормовых

организмов в рыбопродукцию;

    k(3) - показатель предельно возможного использования  кормовой

базы рыбой в процентах;

      -6

    10   - множитель для перевода граммов в тонны.

Средняя концентрация кормовых организмов, икры, личинок и ранней молоди рыб определяется применительно к проектному режиму работы водозабора с учетом сезонной и суточной динамики численности их в планктоне.

Мелкие, непромысловые виды рыб расцениваются как кормовая база для промысловых рыб - хищников. Ущерб от их попадания в водозабор рассчитывается как частное от деления массы вынесенной рыбы на кормовой коэффициент.

Итоговая оценка ущерба принимается по максимальной из рассчитанных величин потерь от гибели рыб или от гибели кормовых организмов, суммирование их не допускается.

3.7.1.2. Более точную оценку ущерба от гибели рыб и кормовых организмов в проектируемом водозаборе может дать использование материалов учета фактического попадания их в действующий водозабор - аналог, который по техническим характеристикам и условиям эксплуатации близок к проектируемому и расположен на сходном по рыбохозяйственной характеристике участке водоема.

Ущерб от водозабора - аналога рассчитывается как промысловый возврат от икры, личинок и молоди рыб, погибших за год работы водозабора, или же как улов, обеспечиваемый приростом ихтиомассы, который мог быть получен за счет использования погибшей кормовой базы. Ущерб принимается по наибольшему из этих значений, суммирование их не допускается. Расчет ведется отдельно по каждому виду и каждой размерной или возрастной группе рыб, отличающейся коэффициентом промыслового возврата. Мелкие непромысловые виды рыб, попадающие в водозабор, расцениваются как кормовая база для промысловых рыб - хищников.

Прогнозная оценка ущерба по проектируемому водозабору принимается на уровне расчетной величины ущерба в водозаборе - аналоге, скорректированной с учетом различий в концентрациях рыб и кормовых организмов в районе размещения проектируемой и действующей установок и их мощностей. Искомый ущерб в этом случае определяется по формуле:


                       n(0)   W(0)   (100 - K(0))

              N = N' x ---- x ---- x ------------,             (6)

                        n'     W'     (100 - K')


где N' - ущерб, наносимый водозабором - аналогом в тоннах;

n(0) - концентрация рыб в экземплярах;

n' - то же, в районе водозабора - аналога;

W(0) - объем воды, забираемый проектируемым водозабором в метрах кубических;

W' - то же для водозабора - аналога;

K(0) - коэффициент эффективности рыбозащитного устройства на проектируемом водозаборе в процентах;

K' - коэффициент эффективности рыбозащитного устройства на водозаборе - аналоге в процентах.

Коэффициент эффективности рыбозащитных устройств (РЗУ) - одна из их проектных характеристик - выражается отношением (в %) количества рыб, гибель которых предотвращается РЗУ, к числу рыб, которые погибли бы в водозаборе без оборудования его РЗУ. Устанавливается путем модельных и натурных испытаний различных систем РЗУ.

При отсутствии данных о концентрации рыб и кормовых организмов (n(0)) в формулу (6) вместо отношения n(0)/n' подставляется отношение P(0)/P' - рыбопродуктивностей в данном водоеме (P(0)) и в водоеме - аналоге (P'). В этом случае при выборе аналога необходимо особенно тщательно вести подбор с точки зрения местоположения объектов и периода их действия по этапам годового цикла рыб в сравниваемых водоемах.

В тех случаях, когда проектируется одновременный ввод в эксплуатацию нескольких водозаборов, последовательно расположенных на пути покатной миграции молоди рыб, то исходная концентрация молоди (n(0)) в формулах (4 - 9) для верхнего по течению водозабора определяется по материалам фактических ихтиопланктонных съемок, а для нижерасположенных рассчитывается с учетом ее уменьшения из-за выноса молоди в вышерасположенные. Поправочный коэффициент на уменьшение концентрации покатной молоди рассчитывается как разность


                         Q в         k

                       I --- x (I - ---),

                         Q p        100


где Qв - расход вышележащего водозабора;

Qр - расход живого сечения зоны активного ската молоди в его створе;

k - коэффициент эффективности рыбозащитного устройства на вышележащем водозаборе.

При нулевом или отрицательных значениях поправочного коэффициента, т.е. когда вышележащим водозабором отбирается вся скатывающаяся в потоке молодь, а на участке между вышележащим и нижележащим водозаборами нет источников пополнения реки молодью (нерестилища, пойменные займища, притоки и протоки, рыбоводно - мелиоративные объекты), расчет ущерба не производится.

3.7.2. Принципы расчета возникающего ущерба рыбным запасам при других видах механического воздействия (взрывные работы, выработка грунта с ложа водоема с помощью средств гидромеханизации, дражные разработки полезных ископаемых и др.) аналогичны вышеизложенным в п. п. 3.7.1.1 и 3.7.1.2, но в расчетную формулу (6) вводится показатель продолжительности или кратности неблагоприятного воздействия.

Модифицированные формулы принимают следующий вид:

а) с помощью прямого расчета:

от гибели рыбы:


                     K(1)             (100 - K(0))     -3

          N = n(0) x --- x F(0) x p x ------------ x 10        (7)

                     100                  100


    от гибели кормовых организмов:


                P     I     K(3)          (100 - K(0))     -6

     N = n(0) x -- x ---- x ---- x F(0) x ------------ x 10    (8)

                B    K(2)   100               100


    б) с использованием аналога:


                ,   n(0)   F(0)   T(0)   (100 - K(0))

           N = N  x ---- x ---- x ---- x ------------,         (9)

                     n'     F'     T'     (100 - K')


где N - фактический размер ущерба, установленного в аналогичных условиях в тоннах;

F(0) и F' - зоны поражения в проектных условиях и в условиях аналога, кв. м;

T(0) - продолжительность или кратность воздействия в проектных условиях;

T' - то же в водоеме - аналоге;

n(0) и n' - количество организмов под 1 кв. м акватории (шт.);

K(0) и K' - коэффициенты эффективности устройств или мероприятий, снижающих поражающее действие, в процентах.

3.8. Если влияние осуществления проекта на рыбные запасы обусловливается несколькими негативными факторами, одни из которых могут приводить к снижению численности рыб и рыбопродуктивности водоема в результате ухудшения условий размножения и обитания, а другие - к непосредственной гибели части оставшихся особей, то ущерб определяется двумя составляющими: уменьшением вылова из-за снижения рыбопродуктивности и потерями из-за гибели рыбы.

В этих случаях ввиду сложности прогнозирования концентрации рыбы на участке, подвергаемом воздействию фактора, вызывающего ее гибель, в расчетные формулы (4 - 9) вводится поправочный коэффициент, определяемый как отношение прогнозируемой рыбопродуктивности водоема к современной.

При одновременном влиянии нескольких различных факторов, снижающих рыбопродуктивность водоема, воздействие этих факторов рассчитывается путем последовательного определения ущерба:


                    N(1) = f(P(0) x S x K(1))


               N(2) = f[(P(0) x S - N(1)) x K(2)]


           N(n) = f[(P(0) x S - сигма N(n-1) x K(n)],


где N(1), N(2) ... N(n) - расчетная величина ущербов от воздействия соответствующих факторов (в тоннах);

K(1), K(2) ... K(n) - факторы, воздействующие на снижение рыбопродуктивности водоема (безразмерная);

P(0) - первоначальная рыбопродуктивность водоема (тонн/га);

S - площадь водоема (участка), на рыбопродуктивности которого скажется воздействие неблагоприятных факторов (га).

3.9. Независимо от использованного способа расчета ущерба от непосредственной гибели рыб и кормовых организмов, результат расчета должен быть сопоставлен с величиной реальной промысловой рыбопродуктивности водоема, рыбным запасам которого причиняется ущерб.


4. Расчет капитальных вложений на осуществление

мероприятий, предотвращающих ущерб рыбным запасам


4.1. Объем капитальных вложений (K), необходимых для осуществления намеченных мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов на стадии схемы и в проектах на строительство народно - хозяйственных объектов, определяется по формуле:


                          n

                     K = SUM (M(i) x K (i)),                 (4.1)

                         i=1


где i - тип мероприятия или объекта;

M(i) - мощность его по промысловому возврату в тоннах;

K(i) - удельные капитальные вложения в объекты данного типа (рублей на 1 тонну промыслового возврата).

Удельные капитальные вложения в осуществление намеченных мероприятий определяются по утвержденным нормативам удельных капитальных вложений на данный период или по объектам - аналогам и уточняются при разработке проекта компенсационных мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов.

4.2. Если неблагоприятное воздействие на рыбные запасы не носит постоянного характера и его продолжительность меньше нормативного срока окупаемости капитальных вложений, то объем капитальных вложений (K) определяется по формуле:


                   n

              K = SUM (M(i) x K(i)) x E(n) x t(i),           (4.2)

                  i=1


где E(n) - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;

t(i) - время отрицательного воздействия на рыбные запасы (год);

M(i) и K(i) - те же обозначения, что и в формуле 4.1.

4.3. Если при замене одного вида рыб другим стоимость теряемой продукции выше стоимости продукции из промыслового возврата, мощность рыбоводного объекта устанавливается с учетом поправочного коэффициента к объему потерь рыбных запасов.

Поправочный коэффициент определяется отношением стоимости теряемой рыбопродукции к стоимости продукции промыслового возврата в оптовых ценах.

Стоимость (C) теряемой рыбопродукции и рыбопродукции, которая может быть получена из промыслового возврата, определяется по формуле:


                          n

                     C = SUM (C(i) x N (i)),                 (4.3)

                         i=1


где i - вид рыбы;

C(i) - оптовая цена 1 тонны живой или охлажденной рыбы i-вида;

N (i) - объем теряемой или воспроизводимой промысловой продукции (улова) i-го вида рыб в тоннах.

4.4. Рыбоводно - мелиоративные мероприятия для компенсации ущерба, как правило, должны осуществляться в том же водоеме или бассейне, где он ожидается, а при отсутствии такой возможности - в других водоемах или бассейнах данного региона.

При невозможности сохранения продуктивности естественных водоемов и водохранилищ допускается компенсация путем строительства товарных рыбоводных хозяйств в данном районе и только после соответствующего заключения экологической экспертизы.

4.5. Экономическая эффективность капитальных вложений в компенсационные мероприятия по сохранению и воспроизводству рыбных запасов определяется в соответствии с действующими методиками оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий.

4.6. На стадии разработки схемы комплексного использования охраны водных ресурсов, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, ТЭО и ТЭР на строительство, реконструкцию и расширение народно - хозяйственных объектов необходимо определять и учитывать в расчетах по выбору вариантов хозяйственных решений объем эксплуатационных (текущих) затрат на предприятиях и объектах, предназначенных для компенсации ущерба, наносимого рыбным запасам. Такие расчеты проводятся по каждому варианту хозяйственных решений.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: бревно цена за куб по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
Скачать: Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
Наши предложения:
  1. Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731
  2. Приказ МЧС РФ N 776, Минэнерго РФ N 508 от 29.12.2003
  3. Приказ МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197
  4. Приказ МНС РФ от 15.02.2002 N БГ-3-21/71
  5. Распоряжение МПР РФ от 15.09.2003 N 408-р
  6. Приказ МЧС РФ N 482, Госгортехнадзора РФ N 175а от 15.08.2003
  7. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786
  8. Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
  9. Приказ МПР РФ от 18.04.2003 N 330
  10. Приказ Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49
  11. Приказ Росземкадастра от 12.03.2003 N П/42
  12. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 785
  13. Распоряжение МПР РФ от 15.11.2002 N 459-р
  14. Приказ МПР РФ от 12.09.2002 N 575
  15. Приказ МПР РФ от 05.09.2002 N 558
  16. Постановление Госкомстата РФ от 18.06.1999 N 44
  17. Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307
  18. Временные требования к содержанию пакета материалов, представляемых на рассмотрение экспертной рабочей группы МПР России, при переоформлении лицензий на пользование участками недр
  19. Распоряжение Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р
  20. Приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002
  21. Приказ МПР РФ от 05.09.2000 N 323
  22. Инструкция Госналогслужбы РФ от 12.08.1998 N 46
  23. Приказ МПР РФ от 27.06.2000 N 162
  24. Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84
  25. Приказ Минпромнауки РФ от 10.07.2001 N 264
  26. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511
  27. Приказ МПР РФ от 21.05.2001 N 433
  28. Приказ Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89
  29. Правила оформления кадастрового плана земельного участка. ГЗК-1-Т.О-04-01-01
  30. Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. ГЗК-1-Т.О-09-01-01
  31. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01
  32. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета. ГЗК-1-Т.О-07-01-01
  33. Приказ Росгидромета от 23.03.2001 N 40
  34. Письмо МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@
  35. Инструкция по порядку заполнения учетной формы Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности
  36. Приказ Росгидромета от 17.10.2000 N 150
  37. Приказ Госкомэкологии РФ от 18.05.2000 N 371
  38. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372
  39. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания
  40. Приказ Госкомэкологии РФ от 03.04.2000 N 202
  41. Приказ Рослесхоза от 10.03.2000 N 43
  42. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.02.2000 N 102
  43. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.12.1999 N 764
  44. Приказ Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 N 330
  45. Приказ Минземстроя РФ от 25.09.1998 N 98-1
  46. Приказ Госкомэкологии РФ от 02.11.1999 N 641
  47. Порядок расчета платы за загрязнение акваторий водных объектов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации (исключая подземные водные объекты), при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных
  48. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений
  49. Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999
  50. Приказ Минздрава РФ N 240, Госатомнадзора РФ N 65, Госкомэкологии РФ N 289 от 21.06.1999
  51. Приказ Минсельхозпрода РФ от 25.05.1999 N 399
  52. Приказ МПР РФ от 21.04.1999 N 86
  53. Постановление МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999
  54. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления
  55. Приказ Госкомзема РФ от 02.02.1999 N 15
  56. Приказ Госкомэкологии РФ N 787, Минздрава РФ N 396, Госгортехнадзора РФ N 256, ГТК РФ N 910 от 31.12.1998
  57. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
  58. Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами
  59. Приказ Госкомэкологии РФ от 04.09.1998 N 509
  60. Приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.1998 N 448
  61. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N 436
  62. Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
  63. Приказ Госкомзема РФ от 03.06.1998 N 68
  64. Приказ Госкомзема РФ от 18.05.1998 N 63
  65. Приказ Госкомэкологии РФ от 22.04.1998 N 238
  66. Приказ Рослесхоза от 15.04.1998 N 58
  67. Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 N 53
  68. Приказ Госкомэкологии РФ от 14.01.1998 N 63
  69. Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России
  70. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.09.1997 N 411
  71. Приказ Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397
  72. Положение о лесопатологическом мониторинге
  73. Приказ Госкомэкологии РФ от 08.09.1997 N 379
  74. Приказ Госкомэкологии РФ от 28.08.1997 N 358
  75. Приказ Госкомзема РФ от 09.06.1997 N 34
  76. Приказ МПР РФ от 07.03.1997 N 40
  77. Приказ Госналогслужбы РФ N ВА-3-04/87, Госгортехнадзора РФ N 151 от 08.10.1996
  78. Постановление Госстандарта РФ от 01.10.1996 N 66-А
  79. Указание ГТК РФ от 29.05.1996 N 01-14/570
  80. Приказ Роскомзема от 16.04.1996 N 28
  81. Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ
  82. Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995
  83. Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды
  84. Приказ Минприроды РФ от 21.11.1995 N 469
  85. Приказ Роскомнедра от 08.11.1995 N 131
  86. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах
  87. Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392
  88. Указание Генпрокуратуры РФ от 22.09.1995 N 7/3-1-87-95, Роскомзема от 31.08.1995 N 7
  89. Приказ Минприроды РФ от 17.08.1995 N 326
  90. Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий
  91. Распоряжение Госкомимущества РФ N 791-р, Минприроды РФ N 1 от 08.06.1995
  92. Положение о лесничем федеральной службы лесного хозяйства России
  93. Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582
  94. Приказ Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45
  95. Приказ Роскомзема от 25.01.1995 N 6
  96. Инструкция о порядке учета рыбоводной продукции, выпускаемой организациями Российской Федерации в естественные водоемы и водохранилища
  97. Приказ Рослесхоза от 24.10.1994 N 224
  98. Приказ Минприроды РФ от 23.09.1994 N 275
  99. Приказ Минприроды РФ от 05.09.1994 N 259
  100. Письмо Роскомзема от 18.08.1994 N 5-10/1246
  101. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации
  102. Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды
  103. Приказ Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160
  104. Приказ Роскомзема от 26.04.1994 N 32
  105. Инструкция Роскомнедра от 14.04.1994
  106. Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
  107. Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 N 273
  108. Приказ Роскомзема от 02.08.1993 N 38
  109. Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в Российской Федерации
  110. Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ
  111. Приказ Роскомзема от 15.03.1993 N 13
  112. Разъяснения Госналогслужбы РФ от 08.02.1993 N ВГ-6-02/69
  113. Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 N 14
  114. Приказ Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 N 26
  115. Методические рекомендации о порядке оформления протоколов и иной документации о нарушениях заповедного режима
  116. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации
  117. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха
  118. Типовой договор купли - продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности
  119. Указания Минстроя РФ N ВБ-1/2, Госкомимущества РФ N ПМ-9/4500 от 14.07.1992
  120. Приказ Минприроды РФ от 16.04.1992 N 60
  121. Положение о районной Комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов
  122. Рекомендации Минсельхоза РФ от 14.01.1992
  123. Временный порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства, а также за задержку выделения земли и имущественного пая гражданам, выходящим из колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для создания крестьянских (фермерских) хозяйств
  124. Временная Методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
  125. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)
  126. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства
  127. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды
  128. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов
  129. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов
  130. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26
  131. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
  132. Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2010 N ГКПИ10-10
  133. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
  134. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П
  135. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64
  136. Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000
  137. Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2007 N ГКПИ07-736
  138. Определение ВАС РФ от 17.05.2007 N 3737/07
  139. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14
  140. Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2006 N ГКПИ05-1461
  141. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
  142. Решение Верховного Суда РФ от 02.04.2003 N ГКПИ03-80
  143. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49
  144. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О
  145. Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178
  146. Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ00-1120
  147. Постановление Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 N 22
  148. Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2000 N ГКПИ00-198
  149. Решение Верховного Суда РФ от 09.09.1998 N ГКПИ98-439
  150. Решение Верховного Суда РФ от 19.08.1998 N ГКПИ98-284
  151. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П
  152. Информационное письмо ВАС РФ от 23.02.1993 N С-13/ОП-77
  153. Информационное письмо ВАС РФ от 27.11.1992 N С-13/ОП-334
  154. Письмо Минэкономразвития РФ от 10.03.2011 N д23-922
  155. Федеральный закон от 07.03.2011 N 24-ФЗ
  156. Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ
  157. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 105
  158. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 109
  159. Приказ Минфина РФ от 24.02.2011 N 23н
  160. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 54
  161. Постановление Правительства РФ от 26.02.2009 N 176
  162. Постановление Правительства РФ от 27.01.2010 N 31
  163. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 736
  164. Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2011 N ГКПИ10-1618
  165. Письмо Минэкономразвития РФ от 17.01.2011 N 306-ИМ/Д23
  166. Приказ Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3
  167. Письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N 26025-ИМ/Д23
  168. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ
  169. Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ
  170. Приказ Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558
  171. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 639
  172. Приказ Минприроды РФ от 09.12.2010 N 542
  173. Федеральный закон от 08.12.2010 N 347-ФЗ
  174. Приказ Минприроды РФ от 01.12.2010 N 531
  175. Постановление Правительства РФ от 30.11.2010 N 960
  176. Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 N 351
  177. Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ
  178. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1080
  179. Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ
  180. Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2010 N ГКПИ10-1296
  181. Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 N 898
  182. Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ
  183. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ
  184. Приказ Минприроды РФ от 02.11.2010 N 480
  185. Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 820
  186. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2010 N 471
  187. Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167
  188. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 790
  189. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О
  190. Приказ Росреестра от 22.09.2010 N П/509
  191. Приказ Минприроды РФ от 09.09.2010 N 373
  192. Приказ Минприроды РФ от 08.09.2010 N 369
  193. Приказ Минсельхоза РФ от 27.08.2010 N 293
  194. Приказ Росгидромета от 19.08.2010 N 261
  195. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 N КАС10-370
  196. Приказ Минсельхоза РФ от 17.08.2010 N 287
  197. Письмо Минэкономразвития РФ от 05.08.2010 N Д23-3031
  198. Постановление Правительства РФ от 28.07.2010 N 575
  199. Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23
  200. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43| 44| 45|
46| 47| 48| 49| 50| 51| 52| 53| 54| 55| 56| 57| 58| 59| 60|
61| 62| 63| 64| 65| 66| 67| 68| 69| 70| 71| 72| 73| 74| 75|
76| 77| 78| 79| 80| 81| 82| 83| 84| 85|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика