Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Основы государственного управления » Административные правонарушения и административная ответственность » Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности


"Медицинское право", 2010, N 2


ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД,

ПРИЧИНЕННЫЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В статье юридическая ответственность рассматривается в двух аспектах: перспективный (позитивный) (ответственность за выполнение обязанности - способность или обязанность дать отчет в своих действиях, как ответственность "чувство") и ретроспективный (следствие нарушения прав). Приводятся законодательные акты, которые раскрывают перспективную сторону ответственности в медицинской сфере, и делается вывод о том, что медицинской организации предписано держать отчет за осуществление своей деятельности с самого возникновения правоотношения.


Комплекс проблем качества медицинской помощи, защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении медицинской деятельности имеет принципиально важное значение. Большую актуальность в последние годы приобретают вопросы возмещения вреда, причиненного при осуществлении медицинской деятельности. Недостаточное освещение вопросов квалификации деяний субъектов оказания медицинской помощи приводит к отсутствию устоявшейся правоприменительной практики по данной категории дел.

Крайне важное значение при рассмотрении гражданских дел о возмещении вреда, причиненного при осуществлении медицинской деятельности, имеют основания и условия ответственности.

Определение данных категорий зависит от основного понятия в юриспруденции - "ответственности". Одни ученые определяют юридическую ответственность как особую разновидность охранительного правоотношения, возникающего при нарушении требований закона <1>, другие <2> отождествляют ответственность с наказанием или с "ограничением личного или имущественного порядка" <3>, "санкцией" <4>. Не поддерживая указанные точки зрения, мы согласны с В.А.Тарховым, который понимает юридическую ответственность как обязанность дать отчет в своем поведении и выделяет два аспекта ответственности: перспективный (позитивный) (ответственность за выполнение обязанности - способность или обязанность дать отчет в своих действиях, как ответственность "чувство") и ретроспективный (следствие нарушения обязанности) <5>. Мы убеждены, что значение ответственности не в суровых наказаниях, а в побуждении человека самому выполнять обязанности, и тогда незачем будет привлекать к ответственности. В общечеловеческом плане мы стремимся к тому, чтобы все выполняли свои обязательства из внутреннего побуждения, а не из-за боязни карательных мер.

--------------------------------

<1> См.: Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 501; Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л., 1983. С. 27.

<2> См.: Самощенко И.С. Юридическая ответственность - важнейшее средство укрепления социалистической законности // Сов. юстиция. 1966. N 13. С. 6.

<3> Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 314 - 318.

<4> Флейшиц Е.А. Общие начала ответственности по основам гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик // Сов. гос-во и право. 1962. N 3. С. 35.

<5> См.: Тархов В.А. Гражданское право. Уфа, 1998. С. 274.


Недооценка перспективного аспекта ответственности приводит к отождествлению ответственности с осуждением и наказанием и снижению ее воспитательного значения. "Ответственность заключается в общем предупреждении нарушений путем влияния на сознание членов общества и воздействия на лицо, допустившее нарушение" <*>.

--------------------------------

<*> Там же. С. 281.


Некоторые исследователи (например, В.П.Грибанов <*>) отмечают, что определение ответственности как обязанности дать отчет не предоставляет возможности выделить существенные признаки гражданско-правовой ответственности, так как не учитывает специфику гражданско-правовых отношений. На наш взгляд, оно не может быть узким, а должно охватывать все без исключения существующие в обществе юридические обязанности. Такое понятие ответственности выдержало проверку временем и находит свое применение. По любому заявлению <**> и при неблагоприятных отклонениях в намеченном лечении в медицине сложилась практика проведения клинико-экспертных комиссий (врачебных комиссий), где врачи обязаны дать отчет о своих действиях <***>. Это не что иное, как проявление перспективной ответственности.

--------------------------------

<*> См.: Гражданское право / Под. ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т. 1. С. 170.

<**> См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Ст. 30; Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 5 мая 1998 г. N 1993/36-и О методических рекомендациях по возмещению вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования, п. 9 // Здравоохранение. 1998. N 8.

<***> См.: Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 г. N 513н // Рос. газ. 2009. 2 янв.


Указанное определение вбирает в себя и отношение к ответственности как к чему-то необходимому не только государству, но и самому человеку, чтобы чувствовать себя спокойно и стремиться в своих действиях к принципу "не навреди", а не только из-за боязни наказания от государства. Именно на таких идеях построены Этический кодекс врача <*> и прежде всего Клятва врача <**>.

--------------------------------

<*> См.: Этический кодекс российского врача: утв. 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г. URL: www.med-pravo.ru; Этический кодекс медицинской сестры России. URL: www.med-pravo.ru.

<**> См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 60.


Таким образом, приведенный анализ взглядов позволяет нам сделать вывод о том, что гражданско-правовая ответственность есть обязанность дать отчет в своих действиях.

Мы согласны с мнением В.Т.Смирнова и А.А.Собчака, что основание - это то, что порождает какое-либо явление, фундамент, на который последнее опирается и который определяет его природу. "Условия - те признаки, которые характеризуют основание и без наличия которых явление не может возникнуть" <*>.

--------------------------------

<*> Смирнов В.Т., Собчак А.А. Указ. соч. С. 59.


Исходя из позитивного и ретроспективного аспектов юридической ответственности, рассмотрим основание ответственности.

Существование позитивного аспекта ответственности обусловлено объективной необходимостью. Развитие человеческого общества является прогрессивным. Деятельность людей, имеющих сознание и понимание, зависит от сознательности и ответственного отношения к делу. Существование данной ответственности не зависит от того, знают о ней люди или нет. Когда же люди станут поступать неправильно, вразрез с общественными интересами, то общество должно реагировать на это, и тогда возникает ответственность в ретроспективном аспекте. Несмотря на то что отчетливого представления о данных аспектах не сложилось, ответственность в перспективном смысле заслуживает главного внимания.

Человек с самого начала возникновения правоотношения обязан держать отчет о своей деятельности, быть более требовательным к себе, ну и, само собой разумеется, честным. Отчитываться исполнитель должен не только при неправильных действиях, но и при выполнении обязательств. Если правоотношение началось, то с этого момента обязанное лицо должно постоянно вести самоконтроль. Это может проходить и без каких-либо внешних психических проявлений, а возможно, и с ними.

Сознательный участник правоотношения должен в первую очередь дать отчет в своем поведении самому себе. В то же время юридическая обязанность всегда связана с правом какого-то другого субъекта (в медицине это орган исполнительной власти в сфере здравоохранения), перед которым ответственное лицо несет обязанность дать отчет в произведенных действиях (бездействии), касающихся выполнения данной обязанности.

В медицине утверждено очень много нормативных актов, которые раскрывают перспективную сторону ответственности. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <*> закреплено право пациента на обращение в медицинскую организацию в случае нарушения прав пациента и проведение по его просьбе консилиума и консультаций.

--------------------------------

<*> См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 30.


Федеральным фондом обязательного медицинского страхования <*> закреплено, что при обращении застрахованного по поводу некачественного оказания медицинской помощи страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в учреждение здравоохранения. Принятое заявление должно быть рассмотрено руководителем учреждения здравоохранения или частнопрактикующим врачом не позднее 10 дней. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден Административный регламент для Фонда обязательного медицинского страхования по исполнению функции организации обеспечения своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан <**>.

--------------------------------

<*> См.: Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 5 мая 1998 г. N 1993/36.1-и "О методических рекомендациях возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования", п. 9 // Здравоохранение. 1998. N 8.

<**> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 947н "Об утверждении Административного регламента Фонда обязательного медицинского страхования по исполнению государственной функции "Организации обеспечения своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан с уведомлением заявителей о принятии по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" // Рос. газ. 2010. 19 фев.


В самом медицинском учреждении в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н должна действовать врачебная комиссия, которая участвует в рассмотрении обращений граждан по вопросам организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий <*>.

--------------------------------

<*> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 г. N 513н "Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации", пп. 11 п. 12 // Рос. газ. 2009. 2 янв.


В органах исполнительной власти в сфере здравоохранения при обращении пациента в соответствии с законом <*> должны обязательно рассмотреть принятое обращение. Органы государственной власти в сфере здравоохранения, основной задачей которых является обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий, обязаны в пределах своей компетенции проводить ведомственный контроль качества медицинской помощи, анализировать жалобы граждан по вопросам организации медицинской помощи <**> и проводить контроль за деятельностью государственных учреждений здравоохранения.

--------------------------------

<*> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 9 // СПС "КонсультантПлюс".

<**> См.: Постановление Правительства Рязанской области от 9 июля 2008 г. N 90 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Рязанской области", п.п. 19, 20 гл. 3 // СПС "КонсультантПлюс".


В основном при осуществлении медицинской деятельности все ответственно относятся к своим обязанностям, и вмешательства не требуется. Чаще всего истребуется отчет при обращениях граждан, когда имеется подозрение на правонарушение.

Истребование отчета - важнейшее средство воспитания, неотвратимости ответственности. В ходе рассмотрения обращения граждан и истребования отчета выясняется, следует ли принять меры к обеспечению выполнения обязанности, оказать обязанному лицу помощь, воздействовать на него, принять меры ответственности. Отчет медицинского работника представляет собой объяснительную записку по произведенным действиям (бездействию). Отчетом медицинской организации является протокол врачебной комиссии данной организации. При получении данных отчетов ответственность во многих случаях имеет место без признаков осуждения и наказания <*>.

--------------------------------

<*> См.: Тархов В.А. Указ. соч. С. 279.


Таким образом, при осуществлении медицинской деятельности медицинский работник, медицинская организация и орган исполнительной власти, в ведении которого находится данная организация, обязаны рассмотреть обращение пациентов и дать отчет по указанным в обращении нарушениям.

Отчеты, таким образом, производятся не только при неправильных действиях, но и при выполнении обязательств. Тем самым стороны гражданского правоотношения при осуществлении медицинской деятельности должны знать, что неисполнение ими своих обязанностей может повлечь за собой нарушение общественных отношений и другие неблагоприятные последствия для другой стороны и общества в целом, и не допускать нарушения своих обязанностей.

Ответственность в перспективном аспекте существует с возникновением любой обязанности независимо от поведения. Отчет о своих действиях обязанное лицо должно держать с самого начала возникновения правоотношения, независимо от правомерности поведения. Главный упор должен быть сделан на собственном критическом отношении лица к своему поведению.

Медицинская организация при оценке осуществленной медицинской деятельности должна руководствоваться высокой требовательностью к себе, а также всесторонним анализом обстановки и последствий. При наличии или отсутствии недостатков необходимо разобрать процесс осуществления медицинской деятельности, оценить, насколько оно соответствует предъявляемым требованиям.

Возможность истребования отчета при осуществлении медицинской деятельности опирается на законодательное закрепление обязанности рассмотрения обращений граждан в медицинскую организацию либо вытекает из общих положений подотчетности медицинских организаций.

Исходя из вышеизложенных рассуждений можно прийти к выводу, что готовность отвечать за свои поступки предписана медицинскому корпусу. Такое понимание ответственности при осуществлении медицинской деятельности характерно и для биоэтики.

В науке же гражданского права является доминирующим понимание гражданско-правовой ответственности как ретроспективной. По общему мнению юридическим основанием привлечения к ответственности является правонарушение, а ее условиями - состав правонарушения, т.е. совокупность элементов (признаков) правонарушения <*>.

--------------------------------

<*> См.: Громов А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М., 1969; Давыдовский И.В. Врачебные ошибки // Сов. медицина. 1941. N 3.


На протяжении долгого периода господствовало мнение, что основанием гражданско-правовой ответственности признавался состав гражданского правонарушения в смысле совокупности общих, типичных условий, наличие которых необходимо для возложения ответственности на правонарушителя <*>. Основания ответственности во всех отраслях права равны: "...составы любых правонарушений выражают собой самые существенные признаки антиобщественных явлений...". Под составом гражданского правонарушения понималась совокупность определенных признаков правонарушения, характеризующих его как достаточное основание ответственности или как совокупность общих, типичных условий, наличие которых необходимо для возложения ответственности на нарушителя гражданских прав и обязанностей и которые в различных сочетаниях встречаются при любом гражданском правонарушении. Традиционный набор элементов состава гражданского правонарушения: противоправное действие (бездействие), вред, причинная связь, вина правонарушителя.

--------------------------------

<*> См.: Матвеев Г.К. Вина в советском гражданском праве. Киев, 1951. С. 7; Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955. С. 94; Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М., 1968. С. 22.


Другие авторы, критикуя эту концепцию, указывают на необоснованность распространения на гражданско-правовые отношения положений уголовного права о составе преступления. Кроме того, отмечается неприемлемость положения о том, что в ряде случаев возможен "ограниченный" (усеченный) состав гражданского правонарушения.

Не соглашаясь с позицией о составе правонарушения, укажем, что гражданская ответственность строится на иных началах, нежели уголовная ответственность. Если уголовная ответственность не существует без уголовного правонарушения, то гражданская ответственность может быть возложена на лицо, причинившее вред без всякой вины или вред, вообще причиненный не им.

Основанием гражданско-правовой ответственности (единственным и общим), как считает один из противников концепции состава гражданского правонарушения В.В.Витрянский, является нарушение субъективных гражданских прав, поскольку гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность нарушителя перед потерпевшим, ее общей целью является восстановление нарушенного права <*>. Наряду с этим указывается, что для применения гражданско-правовой ответственности необходимо наличие предусмотренных законом условий, и называются те же условия, которые исследуют и сторонники состава гражданского правонарушения, - противоправность нарушения субъективных гражданских прав, наличие убытков (вреда), причинная связь между нарушением прав и убытками (вредом), вина нарушителя.

--------------------------------

<*> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2002. С. 705.


На наш взгляд, при совершении деяний, противоречащих нормам и обладающих общественной опасностью, возникают отношения ответственности. Следовательно, основанием возникновения ответственности служат противоправные деяния - правонарушения.

Деяние может быть признано правонарушением, если его признаки заранее установлены в законе. Они образуют совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения ответственности. Нормативные требования, которым должно отвечать основание и при отсутствии которых не могут возникнуть или измениться соответствующие правоотношения, потому что соответствующий факт не приобретает юридического значения, являются условиями.

Так как ответственность реализуется в правоотношении, то, как и другие виды ответственности, отношения ответственности возникают в соответствии с нормой права.

Мы поддерживаем мнение о том, что основанием ответственности является правонарушение, под которым следует понимать, как утверждали В.Т.Смирнов и А.А.Собчак, всякое нарушение чужого субъективного права. Данная позиция основана на том, что целевое назначение гражданско-правовой ответственности состоит в защите от всяких нарушений имущественных интересов субъектов гражданского права.

С помощью такой ответственности имущественные потери потерпевшего переносятся в сферу причинителя вреда. Но это не простое перенесение потерь, в нем выражается отношение государства к правонарушителю, и оно применяется только при наличии определенных условий.

Таким образом, основанием в ретроспективном аспекте ответственности является правонарушение, а условиями - указанные в законе требования для возникновения ответственности.

Исходя из вышеизложенного мы определили, что основанием позитивной ответственности является существование обязанностей, возложенных на всех без исключения участников общественных отношений. Медицинская организация должна держать отчет за осуществление своей деятельности с самого начала возникновения правоотношения. Основанием гражданской ответственности в ретроспективном аспекте является правонарушение, под которым следует понимать нарушение чужого субъективного права, а условиями - указанные в законе требования для возникновения ответственности.


Главный специалист Арбитражного суда

Рязанской области, соискатель кафедры

гражданского права и процесса Рязанского

государственного университета им. С.Есенина

С.В.ШИМАНСКАЯ

Подписано в печать

01.03.2010


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: куплю штакетник по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности
Скачать: Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности
Наши предложения:
  1. Указ Президиума ВС СССР от 25.09.1987 N 7764-XI
  2. Письмо Минфина СССР N 171, МВД СССР N 1/4708 от 18.08.1987
  3. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.06.1987 N 6462-XI
  4. Указ Президиума ВС РСФСР от 25.08.1972
  5. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1987 N 7226-XI
  6. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961
  7. Указ Президиума ВС РСФСР от 05.06.1987 N 6266-XI
  8. Указ Президиума ВС РСФСР от 16.05.1985 N 398-XI
  9. Указ Президиума ВС РСФСР от 11.03.1977
  10. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.05.1987 N 6195-XI
  11. Постановление Президиума ВС СССР от 30.09.1985
  12. Указ Президиума ВС СССР от 16.05.1985
  13. Указ Президиума ВС СССР от 08.02.1977 N 5200-IX
  14. Указ Президиума ВС СССР от 28.05.1987 N 7095-XI
  15. Указ Президиума ВС СССР от 30.11.1976
  16. Указ Президиума ВС РСФСР от 03.02.1987 N 5221-XI
  17. Постановление Совмина РСФСР от 22.07.1986 N 329
  18. Приказ Минрыбхоза СССР от 18.06.1986 N 322
  19. Указ Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986 N 3356-XI
  20. Указ Президиума ВС СССР от 23.05.1986 N 4719-XI
  21. Указ Президиума ВС СССР от 03.12.1982
  22. Постановление Совмина СССР от 15.05.1986 N 575
  23. Указ Президиума ВС СССР от 29.06.1973
  24. Постановление Совмина СССР от 08.02.1986 N 197
  25. Указ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1986 N 2526-XI
  26. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.01.1986
  27. Указ Президиума ВС РСФСР от 13.12.1977
  28. Указ Президиума ВС РСФСР от 11.07.1979
  29. Указ Президиума ВС СССР от 26.12.1985 N 3879-XI
  30. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 N 15
  31. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985 N 1524-XI
  32. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.03.1974
  33. Указ Президиума ВС РСФСР от 21.08.1972
  34. Указ Президиума ВС СССР от 14.08.1985 N 3022-XI
  35. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1985 N 2923-XI
  36. Указ Президиума ВС СССР от 19.08.1982
  37. Постановление Совмина РСФСР от 28.06.1985 N 273
  38. Приказ Минобороны СССР от 26.06.1985 N 150
  39. Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5362-VI
  40. Указ Президиума ВС СССР от 05.03.1985 N 1989-XI
  41. Указ Президиума ВС РСФСР от 20.02.1985
  42. Постановление Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5363-VI
  43. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 4
  44. Указ Президиума ВС РСФСР от 28.11.1984
  45. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
  46. Постановление ВС РСФСР от 20.06.1984
  47. Указ Президиума ВС СССР от 14.06.1984 N 368-XI
  48. Указ Президиума ВС СССР от 08.06.1984 N 341-XI
  49. Указ Президиума ВС СССР от 25.05.1984
  50. Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1984
  51. Указание Минавтотранса РСФСР от 03.04.1984 N 40-ц
  52. Указ Президиума ВС СССР от 30.03.1984 N 11012-X
  53. Постановление Совмина СССР от 19.03.1984 N 241
  54. Указ Президиума ВС СССР от 23.08.1983 N 9868-X
  55. Типовые правила любительского и спортивного рыболовства
  56. Указ Президиума ВС СССР от 28.02.1983 N 8870-X
  57. Постановление Совмина СССР от 28.01.1983 N 98
  58. Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 587
  59. Постановление Совмина РСФСР от 24.11.1982 N 604
  60. Указ Президиума ВС СССР от 08.09.1982 N 7880-X
  61. Постановление Президиума ВС СССР от 04.04.1962
  62. Указ Президиума ВС СССР от 02.06.1966 N 5059-VI
  63. Указ Президиума ВС СССР от 08.05.1963 N 1318-VI
  64. Указ Президиума ВС СССР от 15.01.1976 N 2849-IX
  65. Постановление Президиума ВС СССР от 30.11.1976
  66. Указ Президиума ВС СССР от 10.08.1972
  67. Указ Президиума ВС СССР от 17.02.1977
  68. Указ Президиума ВС СССР от 13.10.1976
  69. Указ Президиума ВС СССР от 27.03.1965
  70. Указ Президиума ВС СССР от 11.01.1955
  71. Указ Президиума ВС СССР от 09.02.1968
  72. Указ Президиума ВС СССР от 06.08.1980
  73. Указ Президиума ВС СССР от 14.05.1970
  74. Постановление Совмина СССР от 01.04.1982 N 250
  75. Письмо Минпроса СССР от 31.03.1982 N 17-М
  76. Указ Президиума ВС СССР от 28.08.1981 N 5542-X
  77. Указ Президиума ВС СССР от 24.08.1981
  78. Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1981 N 3942-X
  79. Постановление ВС СССР от 23.10.1980 N 3146-X
  80. Указ Президиума ВС СССР от 07.05.1980
  81. Указ Президиума ВС СССР от 10.05.1979
  82. Указ Президиума ВС СССР от 07.09.1978
  83. Постановление Совмина РСФСР от 05.04.1978 N 172
  84. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.12.1977
  85. Письмо Минфина СССР от 17.03.1977 N 13
  86. Указ Президиума ВС РСФСР от 07.08.1975
  87. Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 31.01.1974 N 71
  88. Указ Президиума ВС РСФСР от 15.12.1972
  89. Постановление Совмина РСФСР от 23.10.1972 N 662
  90. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.06.1972
  91. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1971 N 1990-VIII
  92. Указ Президиума ВС РСФСР от 24.07.1970
  93. Инструкция о порядке исчисления и взыскания ущерба, причиненного гражданами незаконным выловом или уничтожением ценных видов рыб в рыбохозяйственных водоемах СССР
  94. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22.10.1969 N 50
  95. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения в лесах СССР
  96. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.06.1968
  97. Инструкция о порядке составления протоколов (актов) и по учету отобранных орудий лова, плавучих средств и рыбы
  98. Информационное письмо ГТУ Минвнешторга СССР от 02.12.1966 N 016-1/350р
  99. Постановление Совмина РСФСР от 10.02.1964 N 182
  100. Закон СССР от 19.12.1963 N 2003-VI
  101. Указ Президиума ВС РСФСР от 14.10.1963
  102. Постановление Совмина СССР от 03.06.1963 N 612
  103. Указ Президиума ВС СССР от 03.11.1962 N 591-VI
  104. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 10.06.1961 N 3
  105. Указ Президиума ВС СССР от 11.03.1955
  106. Инструкция о порядке наложения штрафов органами Всесоюзной государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы Министерства здравоохранения СССР
  107. Постановление Совмина СССР от 28.07.1948 N 2744
  108. Указ Президиума ВС СССР от 02.05.1943
  109. Указ Президиума ВС СССР от 15.04.1943
  110. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1940
  111. Приказ Наркомюста СССР от 22.12.1939 N 135
  112. Постановление СНК СССР от 29.09.1939 N 1593
  113. Постановление СНК СССР от 04.05.1934 N 1026
  114. Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2652 от 08.12.1933
  115. Постановление СНК СССР от 11.10.1933 N 2233
  116. Постановление СНК СССР от 25.05.1933 N 1027
  117. Постановление ЦИК СССР от 14.03.1933
  118. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 09.01.1933
  119. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 526 от 20.07.1931
  120. Постановление НКТ СССР от 11.12.1929 N 376
  121. Постановление СНК РСФСР от 08.09.1928
  122. Постановление СНК РСФСР от 27.04.1928
  123. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926
  124. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1926
  125. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 14.07.1924
  126. Циркуляр Наркомюста РСФСР от 08.07.1924 N 104
  127. Циркуляр Наркомюста РСФСР N 72, НКТ РСФСР N 916 от 30.06.1924
  128. Декрет СНК СССР от 11.12.1923
  129. Постановление Наркомюста РСФСР, Наркомзема РСФСР от 28.07.1923
  130. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923
  131. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.03.1923
  132. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.02.1923
  133. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 11.01.1923
  134. Декрет СНК РСФСР от 09.01.1923
  135. Постановление НКВД РСФСР от 03.01.1923
  136. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 27.07.1922
  137. Декрет СНК РСФСР от 03.12.1921
  138. Декрет СНК РСФСР от 03.11.1921
  139. Постановление СТО РСФСР от 19.10.1921
  140. Постановление ВЦИК от 08.08.1921
  141. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 23.06.1921
  142. Декрет СНК РСФСР от 16.03.1921
  143. Постановление Наркомюста РСФСР от 26.02.1921
  144. Декрет СНК РСФСР от 10.06.1920
  145. Постановление СТО РСФСР от 12.05.1920
  146. Постановление СТО РСФСР от 03.06.1919
  147. Постановление СТО РСФСР от 03.03.1919
  148. Приказ ФМБА РФ от 11.01.2011 N 3
  149. Приказ ФМБА РФ от 22.06.2009 N 461
  150. Статья. Антон Беляков положил фальсификат под елочку
  151. Вопрос: Сотрудником милиции общественной безопасности (без предъявления распоряжения) в аптеке была проведена внеплановая проверка, по результатам проверки составлен акт, где отражены: условия хранения лекарственных средств, температурный режим в помещении, санитарные книжки, оформление ценников и т.д. (все было в норме).
  152. Вопрос: Наркоконтролем была сделана контрольная закупка Линдаксы 15 мг N 30. Фармацевт отпустила препарат без рецепта, завели уголовное дело, следователь на основании Постановления N 964 от 29.12.2007 предъявляет крупный размер (взяли коробку этой Линдаксы взвесили все капсулы и получили вес 7,8 г). Везде в протоколах фигурирует
  153. Статья. Первичный обзор системы страхования гражданской ответственности в связи с проектом Федерального закона Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами от 01.09.10
  154. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522
  155. Статья. Проверка родовых сертификатов
  156. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308
  157. Статья. Скорая может не выезжать
  158. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, в соответствии с новым ФЗ Об обращении лекарственных средств при обнаружении брака лекарственных средств (несоответствия их требованиям нормативной документации) должна ли организация-покупатель извещать соответствующий государственный орган и соответствующего поставщика о таком браке и,
  159. Статья. Закон и подарок
  160. Приказ ФМБА РФ от 10.08.2010 N 422
  161. Статья. Неоказание помощи больному: проблемы ответственности
  162. Статья. Смертельное недоразумение
  163. Приказ Росздравнадзора от 15.06.2010 N 5503-Пр/10
  164. Статья. К вопросу о правовой защищенности медиков
  165. Статья. Нецелевое использование бюджетных средств: причины и последствия
  166. Письмо Роспотребнадзора от 28.05.2010 N 01/8017-10-32
  167. Статья. За качество ответят
  168. Статья. Законное беспокойство
  169. Статья. Особенности национальной маршрутизации
  170. Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2010 N КАС10-165
  171. Статья. Судебно-медицинская оценка степени тяжести вреда здоровью, причиненного при насильственном нанесении татуировки
  172. Статья. Из истории отечественного законодательства в области врачевания и охраны здоровья населения
  173. Статья. Юридические риски в сфере офтальмологической практики
  174. Статья. Укол ниже пояса
  175. Статья. Правовые особенности косметологических услуг
  176. Статья. Осведомленность медицинских работников по этико-правовым вопросам медицинской практики
  177. Статья. Уголовно- и гражданско-правовые аспекты профессиональной медицинской деятельности: вопросы разграничения
  178. Статья. Правовое регулирование хранения половых клеток и эмбрионов
  179. Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности
  180. Статья. Проблемы доказывания профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками
  181. Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2010 N ГКПИ09-1750
  182. Вопрос: Прокуратура при проверке обнаружила, что закончился срок действия договора на охрану аптеки. Аптека не работает ни с наркотическими, ни с ядовитыми препаратами. Является ли это грубым нарушением лицензионных требований? Какова мера ответственности за такое нарушение?
  183. Статья. Право на выбор
  184. Вопрос: Существует Постановление N 90 от 21.11.2007 года об утверждении формы статистической отчетности N 62. В данной форме предлагается заполнить графы с подсчетом конкретно затраченных и полученных сумм в рублях которые проходили в течении отчетного года, что для частных медицинских организаций без сомнения является
  185. Статья. Правовое регулирование отношений в здравоохранении
  186. Статья. Мобильный контроль
  187. Статья. Подношения врачам будут запрещены
  188. Статья. Установление причинности в судебно-медицинских экспертизах живых лиц
  189. Статья. Бесплатное лечение по месту жительства - только через суд!
  190. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 N 937
  191. Статья. Кушвинская компенсация
  192. Статья. Не надо тут говорить, что вы вынесли на своих плечах образование врачей! Заседание Экспертного совета ФАС прошло в режиме назидания
  193. Статья. Возвращение долга
  194. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1366-О-О
  195. Статья. Штраф для гиганта
  196. Статья. Противодействие по плану
  197. Статья. Гарантии под грифом секретно
  198. Статья. К вопросу о страховании врачебной профессиональной ответственности
  199. Вопрос: Имеют ли право сотрудники прокуратуры, ссылаясь на статьи 6, 8, 22 Федерального Закона о прокуратуре РФ, без предписаний для проверки, осуществлять проверки, предъявив только удостоверение?

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика