Реклама от ассоциации:


"Медицинский вестник", 2010, N 23-24


"СКОРАЯ" МОЖЕТ НЕ ВЫЕЗЖАТЬ


Быстрая смерть пациента спасла медиков от наказания - такой вывод следует из решения Нижнетуринского городского суда, который отказал в удовлетворении иска жительницы поселка Сигнального к службе СМП Нижнетуринской ЦГБ в связи со смертью мужа, наступившей после отказа "скорой" приехать по вызову. А еще, как оказалось, от ответственности службу может освободить оснащение автомобиля "скорой", аналогичное "арсеналу" поселкового фельдшера.


Прокуратуре виднее


По сути, суд косвенным образом констатировал факт, что у нас в стране возможность граждан получить доступ к медицинским услугам существенно различается. В городе (большом) "скорая", оборудованная всем необходимым, едет на помощь страдающему пациенту, в то время как в деревне граждане ни на кого, кроме как на фельдшера с чемоданчиком, спешащим через сугробы, рассчитывать не могут. И, значит, на жителей села "программа государственных гарантий" распространяется в урезанном виде. Хотя об этом не сказано ни в одном официальном документе.

О беде, которая привела в суд гр. Д-ву, пострадавшую от такой дискриминации, много писалось в СМИ. Она даже обсуждалась на "Первом". Задавали вопрос: почему вместо "скорой" на вызов к умирающему человеку был направлен специалист, заведомо не способный справиться с тяжелой ситуацией? В том, что "должна во всем разобраться прокуратура", у большинства экспертов, говорящих с экранов телевизора, сомнений не было. Но прокуратурой не только было отказано, причем дважды, в возбуждении уголовного дела в отношении медицинских работников, но и в действиях вдовы, пожаловавшейся на скорую помощь в правоохранительные органы, усмотрели признаки преступления (ложный донос). Такой исход дела только подтверждает мнение - прокуратура способна правильно оценить дефекты качества медицинской помощи лишь тогда, когда они очевидны.

Правда, есть еще суд.


Суд и дело


Ситуация, приведшая к трагическому финалу, развивалась так. Служба СМП (подстанция в п. Ис) к Д-ву в п. Сигнальный (соседний с поселком Ис) была вызвана соседкой (Ш-ой) больного по его просьбе в 09:20. Как сообщила в суде Ш-а, Д-ов позвонил в дверь, попросил вызвать "скорую", потому что ему плохо, и сразу после этого ушел к себе. Какие именно симптомы были у Д-ова, она пояснить не может, позже она говорила, что у больного было красное лицо и он держался за правое плечо, но диспетчеру СМП она этого не сказала, не могла даже ответить на вопрос о возрасте пациента. На звонок Ш-ой о том, что соседу плохо, диспетчер СМП посоветовала: "У вас в поселке есть фельдшер, его и вызывайте". Ш-ва перезвонила фельдшеру своего поселка, которая через 20 минут (минимально возможное время) прибыла по адресу, но в 9:40 пациент уже был в состоянии клинической смерти. Тем не менее, фельдшер П-ва начала проводить реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, массаж сердца) и попросила Ш-ву снова вызвать СМП. СМП приехала по вызову фельдшера около 10:00 (к трупу). Реанимационные мероприятия оказались неэффективными. Причиной смерти в акте патологоанатомического исследования указана острая коронарная недостаточность.

Вдова покойного, действуя от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери, обратилась в Нижнетуринский городской суд с иском о взыскании с Нижнетуринской ЦГБ возмещения вреда, причиненного в связи с отказом в выезде СМП по вызову к ее мужу, в связи с потерей кормильца, а также убытков в связи с расходами на погребение и морального вреда. Доводы стороны истца базировались на том, что угрожающее жизни состояние, которое имелось у Д-ва на момент вызова СМП (исходя из последствий - летальный исход), является безусловным показанием к оказанию экстренной медицинской помощи (т.е. к вызову именно "скорой", а не фельдшера/терапевта). В случае, если бы работники СМП выполнили нормативные указания Минздравсоцразвития России (приказ N 179), Минздрава Свердловской области (приказ N 176-п) и правительства Свердловской области (приложение N 9 к Территориальной программе госгарантий), то с учетом нормативов времени оказания СМП, расстояния между поселками Ис и Сигнальный и средней скорости автомобиля у бригады СМП была возможность застать пациента еще живым и оказать ему эффективную медицинскую помощь (через 15 минут). Отказ в принятии вызова свел существующие шансы на спасение жизни к нулю. Немаловажно также то, что объективной невозможности в прибытии бригады СМП к данному пациенту не было (интервалы между вызовами в тот день составляли 2,5-3 часа, бригада в момент вызова находилась в комнате отдыха). Более того, к трупу СМП все же приехала, несмотря на отсутствие такой обязанности (в нормативных актах прямо предусмотрено, что к трупу выезд СМП не осуществляется).

Возражения стороны ответчика базировались на том, что согласно описанным вызывающей стороной симптомам ("плохо") у диспетчера СМП не было оснований заподозрить угрозу для жизни (сердечно-сосудистое заболевание), а в этом случае безусловных показаний к выезду СМП не имеется. К тому же оснащенность фельдшерской бригады аналогична оснащенности поселкового фельдшера (машины СМП были поставлены недоукомплектованными), а у фельдшера п. Сигнальный имеется обязанность на основании должностной инструкции (что, правда, не подтвердилось) и устной договоренности оказывать экстренную медицинскую помощь населению поселка в любое время суток, за что она получает "хорошую зарплату". Ответчик также считает, что время прибытия по вызову фельдшера короче, чем время прибытия СМП. В итоге, по мнению представителя ответчика, причиной смерти послужило само заболевание, возможно, спровоцированное вредными привычками пациента, а вовсе не отказ в оказании СМП.

Интересен такой факт. Согласно показаниям свидетелей (диспетчера СМП и фельдшерской бригады СМП) накануне Нового года (злополучный вызов пришелся на 1 января 2010 года) в больнице было совещание, на котором заместитель главврача Нижнетуринской ЦГБ М-ва распекала СМП за то, что они "гоняют машину" в Сигнальный, хотя там есть фельдшер. Поэтому теперь они туда "машину не гоняют". Диспетчер СМП пояснила, что она выполняла указания руководства больницы.


Неутешительные выводы


Кто же прав? Конечно, при оказании медицинской помощи в выходные, праздничные дни и в нерабочее время суток вступает в действие "человеческий фактор". Потому в обязанности диспетчера СМП и входит опрос звонящего на предмет установления симптомов заболевания, послужившего причиной вызова. В рассматриваемом случае больницей не было доказано, что диспетчер проводила опрос. Более того, обязанностью медиков был, прежде всего, выезд на вызов, а уже после - установление диагноза и соответствующая помощь. Кстати, как дополнительно указали страховщики, моральный вред истцам причинен не только смертью близкого, но и самим фактом отказа в выезде СМП (т.е. сам по себе отказ - отдельное основание для компенсации морального вреда). Однако доводы истца судом отклонены, поскольку помощь была оказана - если не в лице СМП, то в лице фельдшера П-вой. При этом суд указал, что даже приезд бригады СМП не смог бы изменить ситуацию - ее техническое оснащение аналогично возможностям поселкового фельдшера, т.к. аппарата искусственного дыхания, дефибриллятора и т.п. на Исовской "скорой" нет.

Таким образом, получается, что от ответственности медиков скорой помощи, не приехавших по первому телефонному звонку, освободила быстрая смерть больного и... их собственное плохое оснащение. Казус? Но не для суда. Что ж, нам остается только подождать случая, когда катастрофа окажется "условно предотвратимой". Но кому от этого будет легче? Может, прокуратуре?


Специалисты из медицинской страховой компании, выдавшей Д-ву полис ОMC, были привлечены в качестве третьего лица по инициативе суда. Так как иск составлялся без их участия, представителям страховщика оставалось только поддерживать в суде исковые требования, в том числе корректировать недоработки юриста, составившего иск.


В апреле 2010 года издано Постановление главы Нижнетуринского ГО об утверждении правил оказания СМП на территории округа, в т.ч. в п. Сигнальном (приложение N 3). Согласно этим правилам, не все заболевания являются поводом для вызова СМП, часть патологий "обслуживается" поселковым фельдшером.


Президент Ассоциации

региональных медицинских

страховщиков "Территория"

(Свердловская область)

М.СТАРОДУБЦЕВ

Подписано в печать

24.08.2010


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: брус 100 50 по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Скорая может не выезжать
Скачать: Статья. Скорая может не выезжать
Наши предложения:
  1. Указ Президиума ВС СССР от 25.09.1987 N 7764-XI
  2. Письмо Минфина СССР N 171, МВД СССР N 1/4708 от 18.08.1987
  3. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.06.1987 N 6462-XI
  4. Указ Президиума ВС РСФСР от 25.08.1972
  5. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1987 N 7226-XI
  6. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961
  7. Указ Президиума ВС РСФСР от 05.06.1987 N 6266-XI
  8. Указ Президиума ВС РСФСР от 16.05.1985 N 398-XI
  9. Указ Президиума ВС РСФСР от 11.03.1977
  10. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.05.1987 N 6195-XI
  11. Постановление Президиума ВС СССР от 30.09.1985
  12. Указ Президиума ВС СССР от 16.05.1985
  13. Указ Президиума ВС СССР от 08.02.1977 N 5200-IX
  14. Указ Президиума ВС СССР от 28.05.1987 N 7095-XI
  15. Указ Президиума ВС СССР от 30.11.1976
  16. Указ Президиума ВС РСФСР от 03.02.1987 N 5221-XI
  17. Постановление Совмина РСФСР от 22.07.1986 N 329
  18. Приказ Минрыбхоза СССР от 18.06.1986 N 322
  19. Указ Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986 N 3356-XI
  20. Указ Президиума ВС СССР от 23.05.1986 N 4719-XI
  21. Указ Президиума ВС СССР от 03.12.1982
  22. Постановление Совмина СССР от 15.05.1986 N 575
  23. Указ Президиума ВС СССР от 29.06.1973
  24. Постановление Совмина СССР от 08.02.1986 N 197
  25. Указ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1986 N 2526-XI
  26. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.01.1986
  27. Указ Президиума ВС РСФСР от 13.12.1977
  28. Указ Президиума ВС РСФСР от 11.07.1979
  29. Указ Президиума ВС СССР от 26.12.1985 N 3879-XI
  30. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 N 15
  31. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985 N 1524-XI
  32. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.03.1974
  33. Указ Президиума ВС РСФСР от 21.08.1972
  34. Указ Президиума ВС СССР от 14.08.1985 N 3022-XI
  35. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1985 N 2923-XI
  36. Указ Президиума ВС СССР от 19.08.1982
  37. Постановление Совмина РСФСР от 28.06.1985 N 273
  38. Приказ Минобороны СССР от 26.06.1985 N 150
  39. Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5362-VI
  40. Указ Президиума ВС СССР от 05.03.1985 N 1989-XI
  41. Указ Президиума ВС РСФСР от 20.02.1985
  42. Постановление Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5363-VI
  43. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 4
  44. Указ Президиума ВС РСФСР от 28.11.1984
  45. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
  46. Постановление ВС РСФСР от 20.06.1984
  47. Указ Президиума ВС СССР от 14.06.1984 N 368-XI
  48. Указ Президиума ВС СССР от 08.06.1984 N 341-XI
  49. Указ Президиума ВС СССР от 25.05.1984
  50. Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1984
  51. Указание Минавтотранса РСФСР от 03.04.1984 N 40-ц
  52. Указ Президиума ВС СССР от 30.03.1984 N 11012-X
  53. Постановление Совмина СССР от 19.03.1984 N 241
  54. Указ Президиума ВС СССР от 23.08.1983 N 9868-X
  55. Типовые правила любительского и спортивного рыболовства
  56. Указ Президиума ВС СССР от 28.02.1983 N 8870-X
  57. Постановление Совмина СССР от 28.01.1983 N 98
  58. Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 587
  59. Постановление Совмина РСФСР от 24.11.1982 N 604
  60. Указ Президиума ВС СССР от 08.09.1982 N 7880-X
  61. Постановление Президиума ВС СССР от 04.04.1962
  62. Указ Президиума ВС СССР от 02.06.1966 N 5059-VI
  63. Указ Президиума ВС СССР от 08.05.1963 N 1318-VI
  64. Указ Президиума ВС СССР от 15.01.1976 N 2849-IX
  65. Постановление Президиума ВС СССР от 30.11.1976
  66. Указ Президиума ВС СССР от 10.08.1972
  67. Указ Президиума ВС СССР от 17.02.1977
  68. Указ Президиума ВС СССР от 13.10.1976
  69. Указ Президиума ВС СССР от 27.03.1965
  70. Указ Президиума ВС СССР от 11.01.1955
  71. Указ Президиума ВС СССР от 09.02.1968
  72. Указ Президиума ВС СССР от 06.08.1980
  73. Указ Президиума ВС СССР от 14.05.1970
  74. Постановление Совмина СССР от 01.04.1982 N 250
  75. Письмо Минпроса СССР от 31.03.1982 N 17-М
  76. Указ Президиума ВС СССР от 28.08.1981 N 5542-X
  77. Указ Президиума ВС СССР от 24.08.1981
  78. Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1981 N 3942-X
  79. Постановление ВС СССР от 23.10.1980 N 3146-X
  80. Указ Президиума ВС СССР от 07.05.1980
  81. Указ Президиума ВС СССР от 10.05.1979
  82. Указ Президиума ВС СССР от 07.09.1978
  83. Постановление Совмина РСФСР от 05.04.1978 N 172
  84. Указ Президиума ВС РСФСР от 01.12.1977
  85. Письмо Минфина СССР от 17.03.1977 N 13
  86. Указ Президиума ВС РСФСР от 07.08.1975
  87. Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 31.01.1974 N 71
  88. Указ Президиума ВС РСФСР от 15.12.1972
  89. Постановление Совмина РСФСР от 23.10.1972 N 662
  90. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.06.1972
  91. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1971 N 1990-VIII
  92. Указ Президиума ВС РСФСР от 24.07.1970
  93. Инструкция о порядке исчисления и взыскания ущерба, причиненного гражданами незаконным выловом или уничтожением ценных видов рыб в рыбохозяйственных водоемах СССР
  94. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22.10.1969 N 50
  95. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения в лесах СССР
  96. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.06.1968
  97. Инструкция о порядке составления протоколов (актов) и по учету отобранных орудий лова, плавучих средств и рыбы
  98. Информационное письмо ГТУ Минвнешторга СССР от 02.12.1966 N 016-1/350р
  99. Постановление Совмина РСФСР от 10.02.1964 N 182
  100. Закон СССР от 19.12.1963 N 2003-VI
  101. Указ Президиума ВС РСФСР от 14.10.1963
  102. Постановление Совмина СССР от 03.06.1963 N 612
  103. Указ Президиума ВС СССР от 03.11.1962 N 591-VI
  104. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 10.06.1961 N 3
  105. Указ Президиума ВС СССР от 11.03.1955
  106. Инструкция о порядке наложения штрафов органами Всесоюзной государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы Министерства здравоохранения СССР
  107. Постановление Совмина СССР от 28.07.1948 N 2744
  108. Указ Президиума ВС СССР от 02.05.1943
  109. Указ Президиума ВС СССР от 15.04.1943
  110. Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1940
  111. Приказ Наркомюста СССР от 22.12.1939 N 135
  112. Постановление СНК СССР от 29.09.1939 N 1593
  113. Постановление СНК СССР от 04.05.1934 N 1026
  114. Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2652 от 08.12.1933
  115. Постановление СНК СССР от 11.10.1933 N 2233
  116. Постановление СНК СССР от 25.05.1933 N 1027
  117. Постановление ЦИК СССР от 14.03.1933
  118. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 09.01.1933
  119. Постановление ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 526 от 20.07.1931
  120. Постановление НКТ СССР от 11.12.1929 N 376
  121. Постановление СНК РСФСР от 08.09.1928
  122. Постановление СНК РСФСР от 27.04.1928
  123. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926
  124. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1926
  125. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 14.07.1924
  126. Циркуляр Наркомюста РСФСР от 08.07.1924 N 104
  127. Циркуляр Наркомюста РСФСР N 72, НКТ РСФСР N 916 от 30.06.1924
  128. Декрет СНК СССР от 11.12.1923
  129. Постановление Наркомюста РСФСР, Наркомзема РСФСР от 28.07.1923
  130. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923
  131. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.03.1923
  132. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.02.1923
  133. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 11.01.1923
  134. Декрет СНК РСФСР от 09.01.1923
  135. Постановление НКВД РСФСР от 03.01.1923
  136. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 27.07.1922
  137. Декрет СНК РСФСР от 03.12.1921
  138. Декрет СНК РСФСР от 03.11.1921
  139. Постановление СТО РСФСР от 19.10.1921
  140. Постановление ВЦИК от 08.08.1921
  141. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 23.06.1921
  142. Декрет СНК РСФСР от 16.03.1921
  143. Постановление Наркомюста РСФСР от 26.02.1921
  144. Декрет СНК РСФСР от 10.06.1920
  145. Постановление СТО РСФСР от 12.05.1920
  146. Постановление СТО РСФСР от 03.06.1919
  147. Постановление СТО РСФСР от 03.03.1919
  148. Приказ ФМБА РФ от 11.01.2011 N 3
  149. Приказ ФМБА РФ от 22.06.2009 N 461
  150. Статья. Антон Беляков положил фальсификат под елочку
  151. Вопрос: Сотрудником милиции общественной безопасности (без предъявления распоряжения) в аптеке была проведена внеплановая проверка, по результатам проверки составлен акт, где отражены: условия хранения лекарственных средств, температурный режим в помещении, санитарные книжки, оформление ценников и т.д. (все было в норме).
  152. Вопрос: Наркоконтролем была сделана контрольная закупка Линдаксы 15 мг N 30. Фармацевт отпустила препарат без рецепта, завели уголовное дело, следователь на основании Постановления N 964 от 29.12.2007 предъявляет крупный размер (взяли коробку этой Линдаксы взвесили все капсулы и получили вес 7,8 г). Везде в протоколах фигурирует
  153. Статья. Первичный обзор системы страхования гражданской ответственности в связи с проектом Федерального закона Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами от 01.09.10
  154. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522
  155. Статья. Проверка родовых сертификатов
  156. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308
  157. Статья. Скорая может не выезжать
  158. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, в соответствии с новым ФЗ Об обращении лекарственных средств при обнаружении брака лекарственных средств (несоответствия их требованиям нормативной документации) должна ли организация-покупатель извещать соответствующий государственный орган и соответствующего поставщика о таком браке и,
  159. Статья. Закон и подарок
  160. Приказ ФМБА РФ от 10.08.2010 N 422
  161. Статья. Неоказание помощи больному: проблемы ответственности
  162. Статья. Смертельное недоразумение
  163. Приказ Росздравнадзора от 15.06.2010 N 5503-Пр/10
  164. Статья. К вопросу о правовой защищенности медиков
  165. Статья. Нецелевое использование бюджетных средств: причины и последствия
  166. Письмо Роспотребнадзора от 28.05.2010 N 01/8017-10-32
  167. Статья. За качество ответят
  168. Статья. Законное беспокойство
  169. Статья. Особенности национальной маршрутизации
  170. Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2010 N КАС10-165
  171. Статья. Судебно-медицинская оценка степени тяжести вреда здоровью, причиненного при насильственном нанесении татуировки
  172. Статья. Из истории отечественного законодательства в области врачевания и охраны здоровья населения
  173. Статья. Юридические риски в сфере офтальмологической практики
  174. Статья. Укол ниже пояса
  175. Статья. Правовые особенности косметологических услуг
  176. Статья. Осведомленность медицинских работников по этико-правовым вопросам медицинской практики
  177. Статья. Уголовно- и гражданско-правовые аспекты профессиональной медицинской деятельности: вопросы разграничения
  178. Статья. Правовое регулирование хранения половых клеток и эмбрионов
  179. Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности
  180. Статья. Проблемы доказывания профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками
  181. Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2010 N ГКПИ09-1750
  182. Вопрос: Прокуратура при проверке обнаружила, что закончился срок действия договора на охрану аптеки. Аптека не работает ни с наркотическими, ни с ядовитыми препаратами. Является ли это грубым нарушением лицензионных требований? Какова мера ответственности за такое нарушение?
  183. Статья. Право на выбор
  184. Вопрос: Существует Постановление N 90 от 21.11.2007 года об утверждении формы статистической отчетности N 62. В данной форме предлагается заполнить графы с подсчетом конкретно затраченных и полученных сумм в рублях которые проходили в течении отчетного года, что для частных медицинских организаций без сомнения является
  185. Статья. Правовое регулирование отношений в здравоохранении
  186. Статья. Мобильный контроль
  187. Статья. Подношения врачам будут запрещены
  188. Статья. Установление причинности в судебно-медицинских экспертизах живых лиц
  189. Статья. Бесплатное лечение по месту жительства - только через суд!
  190. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 N 937
  191. Статья. Кушвинская компенсация
  192. Статья. Не надо тут говорить, что вы вынесли на своих плечах образование врачей! Заседание Экспертного совета ФАС прошло в режиме назидания
  193. Статья. Возвращение долга
  194. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1366-О-О
  195. Статья. Штраф для гиганта
  196. Статья. Противодействие по плану
  197. Статья. Гарантии под грифом секретно
  198. Статья. К вопросу о страховании врачебной профессиональной ответственности
  199. Вопрос: Имеют ли право сотрудники прокуратуры, ссылаясь на статьи 6, 8, 22 Федерального Закона о прокуратуре РФ, без предписаний для проверки, осуществлять проверки, предъявив только удостоверение?

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика