Реклама от ассоциации:


"Медицинский вестник", 2010, N 3


ЗАКОН НЕПОЛНОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ


Психиатрия - особая область медицины. В глазах немалой части населения человек, страдающий психическим расстройством, словно отмечен клеймом позора, сопровождающим его всю жизнь. И сила предубеждения трудно истребима. Такое отношение преследует данную категорию больных с незапамятных времен. К чести современного общества, в большинстве стран интересы подобной группы больных находятся под защитой государства, а необходимость соблюдения их прав заложена в скрижали ООН. По меткому выражению профессора кафедры философии РАМН и кафедры этики МГУ Александра Иванюшкина, прозвучавшему с трибуны конференции "Правовые и этические проблемы психиатрической помощи", нынче смирительную рубашку "надевают на стигму самих психических заболеваний".


А как в нашей стране обстоят дела с этой "смирительной рубашкой"? Принятый в 1993 г. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" приблизил правовые устои оказания данного вида специализированной медицинской помощи к международным стандартам. Но жизнь не стоит на месте. И то, что 17 лет назад представлялось огромным шагом вперед в деле защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями, сегодня, по прошествии времени, оценивается уже несколько по-иному. К тому же многие положения закона попросту не выполняются. Проявились "узкие" места в организации психиатрической помощи, особенно острые вопросы возникают при госпитализации больных и признании их недееспособными. Не случайно ведущий сотрудник Института государства и права РАН Светлана Полубинская вынуждена была признать, что целый ряд положений закона и их реализация еще далеки от международных правовых стандартов. Обсуждению изменений, которые желательно внести в новое издание закона о психиатрической помощи, и была посвящена состоявшаяся конференция, собравшая многих известных психиатров и юристов страны.


В интересах отнюдь не гуманных


Одним из лейтмотивов конференции стала тема недееспособности больных. В большинстве выступлений прозвучало, что процедура признания их таковыми далека от совершенства. Недопустимым является положение, при котором суд сплошь и рядом принимает решение о признании человека недееспособным лишь по заявлению родственников и в интересах отнюдь не гуманных. Связаны они главным образом с отчуждением собственности больного. А доказательной базой нередко служит лишь суждение психиатрической экспертизы, в основе которого только история болезни. Свидетелей и, главное, самого пациента по разным причинам, объективным и не слишком, чаще всего к судебному процессу не привлекают. Легче объявить человека недееспособным, чем иметь дело с длительными тяжбами, связанными с оспариванием его полномочий на имущество, с утверждением его прав на собственное достоинство. Хотя признание судом человека недееспособным заочно, без его участия - прямое нарушение закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

И, как следствие, отметила советник юстиции Юлия Аргунова, примерно из 40 тысяч заявлений, ежегодно поступающих в российские суды о признании психически больных недееспособными, около 97% удовлетворяются. Оправданность такого вердикта в большинстве случаев у нее вызывает сомнение.

Участники конференции считают обязательным предоставлять лицам, признанным недееспособными, право оспаривать и пересматривать это решение суда. К слову, Конституционный суд РФ минувшим летом, правда, применительно к конкретному случаю, тоже определил свою позицию на сей счет, объявив недопустимым лишение человека гражданских прав и отказ в пересмотре его дееспособности. Вероятно, комиссии из психиатров и юристов предстоит уточнить, в каких ситуациях и с какой периодичностью суд обязан пересматривать свое решение о признании человека недееспособным, а также оговорить, в каком состоянии здоровья больного его личное присутствие при этом обязательно. Нельзя мириться также с сокрытием от человека самого факта лишения его дееспособности, как это на практике нередко случается.

Многое, очевидно, следует менять и в работе психиатров, привлекаемых в качестве экспертов, считает профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии Минздравсоцразвития РФ (ГНЦССП) им. В.П. Сербского Наталья Харитонова.


Недобровольная госпитализация - благо или вред?


Не менее противоречив круг вопросов, связанных с недобровольным лечением психически больных и порядком помещения тех, кто признан недееспособным, в психиатрические стационары. В законе о психиатрической помощи обоснования недобровольной госпитализации четко оговорены. В двух словах они сводятся к ситуациям, когда больной опасен для окружающих, когда он абсолютно беспомощен или его состояние вне психиатрического учреждения может резко ухудшиться, и, следовательно, недобровольная госпитализация применяется лишь во благо больного.

Между тем, если в одних регионах показатель ее растет, то в других находится "на нуле". Причин тому, по мнению профессора Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ Исаака Гуровича, несколько: не проводится анализ состояния госпитализации этой категории больных, нет ясности, кто определяет обязательность недобровольной госпитализации. Порой врач психоневрологического диспансера или скорой психиатрической помощи направляет пациента в стационар, а там его коллеги необходимость госпитализации не признают. Все это бьет по имиджу отечественной психиатрии, служит источником жалоб и недоразумений.

Трудно согласиться и с тем, что в разных действующих законодательных актах по-разному трактуются правила принудительного лечения больных, осужденных за уголовные преступления. В любом случае решение о недобровольной госпитализации разумнее принимать комиссионно несколькими врачами, причем представляющими разные специализированные учреждения.

Отмечали участники конференции и ряд других упущений в законе о психиатрической помощи. Так, недостаточно четко оговорены правила недобровольного лечения амбулаторных больных. И, надо полагать, прав главный научный сотрудник ГНЦССП профессор Вячеслав Котов, настаивая на том, что все, кому назначено обязательное активное диспансерное наблюдение, должны быть обеспечены бесплатной лекарственной помощью, а медицинский персонал, работающий с этим контингентом больных, - определенными материальными льготами.

Не решен вопрос применения недобровольного лечения к так называемым неприкосновенным лицам. И дабы избежать ненужных нареканий, психиатры стараются обходить их стороной. Хотя по логике вещей все больные независимо от их титулов и должностей перед медициной равны.


Этика клинических испытаний


Клинические исследования новых психотропных средств требуют особого подхода. Заместитель директора ГНЦССП профессор Анатолий Дрожжин считает, что они не могут быть втиснуты в декретированные сроки испытания препарата. Наблюдения, связанные с приемом препарата, должны вестись на протяжении всего срока лечения больного, но прекращаться при малейшем подозрении на риск возникновения побочных эффектов. При этом пациенту в дееспособном состоянии следует предоставлять полную информацию о проводимых испытаниях и получать на то его согласие. За недееспособного ту же ответственность несет опекун.

Далеко не столь однозначна проблема участия детей в исследовании новых препаратов. С какого, например, возраста допустимо вовлекать их в такого рода клинические испытания без согласия законного представителя? Можно ли на детях старшего возраста проводить апробацию препаратов широкого психотропного профиля? Вероятно, и эти вопросы должны найти свое разрешение в новой редакции закона.


И еще раз о законодательстве


Как обычно во время такого рода встреч, обмен мнениями вышел за рамки правовых и этических вопросов, затронув ряд проблем, касающихся организации психиатрической помощи. В то время, как в одних регионах успешно развиваются целевые программы оказания специализированной помощи (в Ханты-Мансийском автономном округе, Самарской, Смоленской областях), в других заметно сокращается число психиатрических больниц и амбулаторных кабинетов. И это при том, что закон 1993 года предписывает максимально приближать психиатрическую помощь к месту проживания больных.

Что же касается недостатков действующего законодательства, то в нем нет четкого разграничения функций федеральных, региональных и муниципальных психиатрических учреждений; не конкретизированы вопросы трудоустройства больных, которые в силу своего состояния вполне могут участвовать в общественно полезном труде; не разработана система защиты прав пациента, находящегося в психиатрическом стационаре...

В то же время, вопреки закрепленному законодательно запрету, в психоневрологических диспансерах с легкостью выдают справки по обращению различных инстанций, не связанных с правовыми службами, подтверждающие или отрицающие наличие у конкретного лица психического заболевания. Недостаточно, по мнению участников конференции, в психиатрии используются и высокотехнологичные виды лечения.

Здесь приведен далеко не полный перечень не решенных в психиатрии проблем и противоречий, в том числе по-разному трактуемых в параллельно действующих законодательных актах.

17 лет жизни закона о психиатрической помощи показали, что общественность не готова в полной мере к его исполнению. Не созданы механизмы контроля за его реализацией, многие рядовые психиатры даже не знакомы с целым рядом его положений. С другой стороны, стало ясно: некоторые статьи требуют дополнения, конкретизации. В общем, закон о психиатрической помощи ждет обновления. Будем надеяться, что прошедшая конференция станет своеобразной к тому увертюрой.


М.МЕЛКОНЯН

Подписано в печать

19.01.2010


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: кол виноградный по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Закон неполной дееспособности
Скачать: Статья. Закон неполной дееспособности
Наши предложения:
  1. Постановление НКТ РСФСР от 22.02.1918
  2. Постановление Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР от 23.01.1918
  3. Приказ Народного Комиссариата по военным делам РСФСР от 23.01.1918
  4. Приказ Народного Комиссариата по военным делам РСФСР от 23.01.1918
  5. Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918
  6. Декрет СНК РСФСР от 29.12.1917
  7. Декрет СНК РСФСР от 29.12.1917
  8. Постановление СНК РСФСР от 23.12.1917
  9. Декрет ВЦИК от 22.12.1917
  10. Постановление СНК РСФСР, Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР от 16.12.1917
  11. Положенiе о страховыхъ присутствiяхъ
  12. Постановление НКВД РСФСР от 13.12.1917
  13. Постановление Наркомюста РСФСР от 11.12.1917
  14. Декрет СНК РСФСР от 11.12.1917
  15. Положенiе о страхованiи на случай безработицы
  16. Положенiе о Страховомъ Совете
  17. Приказ Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР от 19.11.1917 N 68
  18. Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 131
  19. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2011 N 30-4/10/2-1226
  20. Распоряжение Правительства Москвы от 08.02.2011 N 91-РП
  21. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.02.2011 N 85н
  22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н
  23. Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 N 877
  24. Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 812
  25. Постановление Правительства РФ от 24.03.2009 N 249
  26. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 423
  27. Постановление Правительства РФ от 02.11.2007 N 738
  28. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 155
  29. Постановление Правительства МО от 26.01.2011 N 61/2
  30. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2011 N 10
  31. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2009 N 1051
  32. Постановление Правительства Москвы от 18.01.2011 N 7-ПП
  33. Постановление Правительства Москвы от 16.03.2010 N 219-ПП
  34. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 5
  35. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 28.12.2010 N 2-10/5623
  36. Постановление Правительства РФ от 12.10.2007 N 670
  37. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1156
  38. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323
  39. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321
  40. Письмо Росздравнадзора от 24.12.2010 N 04И-1367/10
  41. Приказ Минздрава МО от 20.12.2010 N 1019
  42. Информационное письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.12.2010 N 31/361
  43. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1
  44. Федеральный закон от 08.12.2010 N 341-ФЗ
  45. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ
  46. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2010 N 1061н
  47. Постановление Правительства РФ от 30.11.2010 N 961
  48. Постановление Правительства РФ от 17.10.2007 N 682
  49. Федеральный закон от 18.07.2009 N 185-ФЗ
  50. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н
  51. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2010 N 1980-р
  52. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р
  53. Статья. Дорогу инвалидам!
  54. Постановление Правительства Москвы от 02.11.2010 N 997-ПП
  55. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2010 N 935н
  56. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2010 N 938
  57. Письмо Минздравсоцразвития РФ N 22-4/10/2-9969, ФСС РФ N 02-03-09/07-2482П от 29.10.2010
  58. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 650
  59. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2010 N 530
  60. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.10.2010 N 923
  61. Приказ Росздравнадзора от 25.10.2010 N 9991-Пр/10
  62. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2010 N 913н
  63. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.10.2010 N 873н
  64. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.10.2010 N 874
  65. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2010 N 529
  66. Вопрос: Работаю в Москве в сетевой аптеке провизором. Прописана в Калужской области. Имею Чернобыльское удостоверение (зона отселения проживавшей в зоне отселения с 1986 по 1990 гг.). Какое заявление нужно написать в бухгалтерию для снижения налоговых вычетов? Ксерокопию удостоверения в отделе кадров взяли. Кто оплачивает
  67. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
  68. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2010 N 826
  69. Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 676
  70. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 N 864
  71. Приказ Росстата от 31.08.2010 N 300
  72. Постановление Росстата от 11.10.2006 N 59
  73. Информационное письмо ФФОМС от 30.08.2010 N 4003/30-и
  74. Постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 N 115-ПП
  75. Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 319-ПП
  76. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2010 N 18-0/10/2-7209
  77. Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2010 N КАС10-352
  78. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010
  79. Письмо Росздравнадзора от 05.08.2010 N 04И-770/10
  80. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.08.2010 N 595
  81. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ
  82. Закон Московской области от 23.07.2010 N 100/2010-ОЗ
  83. Закон Московской области от 11.11.2005 N 240/2005-ОЗ
  84. Приказ Минздрава МО от 09.07.2010 N 549
  85. Письмо Росздравнадзора от 09.07.2010 N 04И-684/10
  86. Приказ Минздрава МО от 28.12.2009 N 889
  87. Статья. Особые показания
  88. Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2010 N КАС10-271
  89. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2010 N 413
  90. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.10.2008 N 571
  91. Приказ Росздравнадзора от 31.05.2010 N 4979-Пр/10
  92. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 402
  93. Приказ Росздравнадзора от 18.11.2009 N 9292-Пр/09
  94. Закон г. Москвы от 26.05.2010 N 21
  95. Постановление Правительства МО от 26.05.2010 N 378/21
  96. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2010 N 382н
  97. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328
  98. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.05.2010 N 71-18-185
  99. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2010 N 780
  100. Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2010 N ГКПИ10-324
  101. Приказ Минздрава МО от 12.05.2010 N 354
  102. Постановление Правительства МО от 12.05.2010 N 326/19
  103. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 339
  104. Приказ Минздрава МО от 03.03.2009 N 132
  105. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.04.2010 N 693
  106. Постановление Правительства МО от 28.04.2010 N 281/17
  107. Постановление Правительства МО от 01.02.2008 N 55/2
  108. Постановление Правительства МО от 28.11.2007 N 902/43
  109. Приказ Минздрава МО от 23.04.2010 N 301
  110. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.04.2010 N 594
  111. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28.12.2009 N 1835
  112. Приказ Минздрава МО от 13.04.2010 N 268
  113. Приказ Минздрава МО от 28.12.2009 N 888
  114. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 12.04.2010 N 21/62
  115. Решение Верховного Суда РФ от 02.04.2010 N ГКПИ10-195
  116. Решение Коллегии Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.04.2010
  117. Приказ Минздрава МО от 30.03.2010 N 216
  118. Приказ Росздравнадзора от 22.03.2010 N 2291-Пр/10
  119. Приказ ФМБА РФ от 19.03.2010 N 151
  120. Закон г. Москвы от 17.03.2010 N 7
  121. Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 N 150
  122. Постановление Правительства МО от 10.03.2010 N 130/9
  123. Постановление Правительства МО от 29.12.2007 N 1064/48
  124. Постановление Правительства Москвы от 09.03.2010 N 197-ПП
  125. Постановление Правительства Москвы от 15.04.2008 N 302-ПП
  126. Приказ Минздрава МО от 03.03.2010 N 149
  127. Письмо ФФОМС от 03.03.2010 N 427/30-4
  128. Письмо Росздравнадзора от 02.03.2010 N 04И-158/10
  129. Статья. О формировании системы правозащитной деятельности медицинских работников
  130. Статья. Основания гражданской ответственности за вред, причиненный при осуществлении медицинской деятельности
  131. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.03.2010 N 301
  132. Вопрос: Разъясните, пожалуйста, вопрос, связанный с включением в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, времени работы с 1984 по 1986 гг. в детских яслях Москвы в качестве групповой сестры.
  133. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 163-О-О
  134. Приказ Росздравнадзора от 15.02.2010 N 1000-Пр/10
  135. Приказ Минздрава МО от 08.02.2010 N 83
  136. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.02.2010 N 69
  137. Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 136-О-П
  138. Статья. Кто написал диспетчер?
  139. Статья. Закон неполной дееспособности
  140. Постановление Правительства РФ от 19.01.2010 N 7
  141. Постановление Правительства РФ от 19.01.2010 N 8
  142. Постановление Правительства РФ от 28.11.2006 N 722
  143. Вопрос: Учитывается ли при исчислении среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности работнику, выполняющему работу на условиях внутреннего совместительства, зарплата, начисленная по совместительству?
  144. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 N 18-6/10/2-10749
  145. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121
  146. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95
  147. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н
  148. Статья. Некоторые международно-правовые и сравнительно-правовые аспекты дееспособности лиц, страдающих психическими заболеваниями
  149. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2009 N 993н
  150. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2009 N 994н
  151. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294
  152. Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010-2012 годы
  153. Приказ Росздравнадзора от 15.12.2009 N 10253-Пр/09
  154. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2009 N 963н
  155. Постановление Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1348-ПП
  156. Постановление Правительства Москвы от 14.04.2009 N 312-ПП
  157. Приказ Минздрава МО от 03.12.2009 N 815
  158. Федеральный закон от 28.11.2009 N 298-ФЗ
  159. Вопрос: Относится ли должность главного фельдшера к льготным для начисления льготной пенсии, если да, то на основании каких нормативных актов?
  160. Приказ Минздрава МО от 24.11.2009 N 782
  161. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2009 N 916н
  162. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 195
  163. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н
  164. Приказ Минздрава МО от 10.11.2009 N 741
  165. Приказ Минздрава МО от 02.11.2009 N 721
  166. Приказ Минздрава МО от 31.12.2008 N 1037
  167. Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 N 867
  168. Постановление Правительства РФ от 21.09.2005 N 579
  169. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2009 N 852н
  170. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2009 N 853н
  171. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77
  172. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 N 874
  173. Постановление Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1179-ПП
  174. Приказ Минздрава МО от 27.10.2009 N 706
  175. Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2009 N КАС09-461
  176. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.10.2009 N 828н
  177. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.10.2009 N 825н
  178. Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1327-О-О
  179. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2009 N 813н
  180. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74
  181. Приказ Минздрава МО от 28.09.2009 N 632
  182. Приказ Минздрава МО от 27.02.2009 N 116
  183. Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2009 N КАС09-430
  184. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 21.09.2009 N 1167
  185. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.12.2005 N 489
  186. Приказ Минздрава МО от 16.09.2009 N 618
  187. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2009 N 747н
  188. Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 2009-2011 годы
  189. Приказ Росстата от 11.09.2009 N 196
  190. Вопрос: Я провизор, проработала по специальности 30 лет, могу ли я рассчитывать на пенсию по выслуге?
  191. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.08.2009 N 41-18-735/1
  192. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.08.2009 N 41-18-735
  193. Постановление Правительства Москвы от 25.08.2009 N 841-ПП
  194. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.08.2009 N 596
  195. Статья. Обеспечение прав пациентов при проведении медико-психологической реабилитации ветеранов войн
  196. Распоряжение Правительства РФ от 13.08.2009 N 1162-р
  197. Решение Верховного Суда РФ от 12.08.2009 N ГКПИ09-930
  198. Постановление Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП
  199. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2009 N 571

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43| 44| 45|
46| 47| 48| 49| 50| 51| 52| 53| 54| 55| 56| 57| 58| 59| 60|
61| 62| 63| 64| 65| 66| 67| 68| 69| 70| 71| 72| 73| 74| 75|
76| 77| 78| 79| 80| 81| 82| 83| 84| 85| 86| 87| 88|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика