Реклама от ассоциации:
Главная страница » Законодательство » Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм » Здравоохранение » Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)


Утверждаю

Заместитель Начальника Главного

санитарно-эпидемиологического

управления МЗ СССР

А.И.ЗАИЧЕНКО

14 мая 1984 г. N 3029-84


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Решениями XXVI съезда КПСС, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" (1977 г.), "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" (1982 г.) определена программа мероприятий по совершенствованию медико-социальной помощи женщинам и детям. Важное место в ней отводится повышению эффективности профилактики и диспансеризации детского населения. Одним из звеньев общей системы профилактики является борьба за сохранение полноценного зрения, роль которого в познании мира и трудовой деятельности человека исключительно велика.

Большая социальная значимость проблемы охраны зрения определяется распространенностью заболеваний органа зрения (до 25 - 30% к концу обучения в школе) и связанной с ними частотой профессиональных ограничений (до 40%) у подростков, а в ряде случаев и инвалидизацией. В связи с предстоящей реформой общеобразовательной школы, намечаемой в соответствии с Постановлением апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС, и переходом к обучению детей с 6-летнего возраста особое значение приобретает реабилитация детей с патологией органа зрения в дошкольном возрасте. Для осуществления реабилитации дошкольников с нарушениями зрения создана система государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход развития детского организма, и стойкую постоянную компенсацию нарушенных функций и обеспечивающих адаптацию к обычным или новым условиям существования, физическую, психическую и социальную полноценность ребенка.

Дошкольные детские учреждения для детей с нарушениями зрения организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.

Количество мест в группах и объемно-планировочное решение здания следует принимать в соответствии с номенклатурой типовых положений и инструкций по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. В случае необходимости допускается открытие дошкольных групп для детей с нарушениями зрения при детских дошкольных учреждениях общего типа, в том числе в учреждениях круглосуточного и круглогодичного функционирования, при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.

В специализированных дошкольных учреждениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в специализированном учреждении с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами.

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЖИМУ ДНЯ


В режиме дня чередование и сочетание учебно-воспитательных и лечебно-восстановительных процессов должны обеспечивать достаточную продолжительность сна (не менее 2 ч днем и 10 - 11 ч ночью), рациональное распределение приемов пищи (при четырехразовом питании с интервалом в 3 - 3,5 ч), регулярное и достаточное пребывание на открытом воздухе (ежедневно не менее 4 ч). Не изменяя содержания "Программы воспитания в детском саду", во все формы работы вводятся упражнения и игры, способствующие развитию зрительных функций, тренировка зрительно-двигательного восприятия, упражнения, направленные на коррекцию вторичных дефектов развития.

В Приложении 1 приведен ориентировочный распорядок дня для детей с патологией зрения в специализированном учреждении с круглосуточным пребыванием.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К РЕЖИМУ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


Организация учебно-воспитательной работы с косоглазыми и слабовидящими детьми в специализированных учреждениях в соответствии с режимом обязательных занятий для детей дошкольных учреждений общего профиля приводит к выраженному снижению уровня функционального состояния организма и развитию утомления, что отражается на эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

В таблице 1 представлен режим обязательных занятий, разработанный с учетом дневной и недельной динамики функционального состояния организма детей с косоглазием в зависимости от характера патологии. При этом два занятия проводятся в первую половину дня, а третье - во вторую (после дневного сна). Следует отметить, что по мере излечения детей (от группы А к группе В) улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, а также происходит повышение работоспособности. Однако при достижении конечного лечебного эффекта (восстановление бинокулярного зрения - группа Г) наблюдаются выраженное уменьшение работоспособности и снижение функционального состояния зрительного анализатора, восстанавливающихся по мере закрепления бинокулярного зрения. Поэтому для детей с восстановленным бинокулярным зрением (подгруппа Г) зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть исключена или сведена до минимума до тех пор, пока под влиянием специальных упражнений и лечебных мероприятий не произойдет полная перестройка зрительной системы и ребенок не приспособится к работе в новых условиях.


Таблица 1


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ХАРАКТЕРА

ПАТОЛОГИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ


------------T------T-----------------T-----------------T---------¬

¦  Группа   ¦Харак-¦  Число занятий  ¦Продолжительность¦Перерыв  ¦

¦           ¦тер   ¦                 ¦занятий (мин.)   ¦между за-¦

¦           ¦пато- ¦                 +-----T-----T-----+нятиями  ¦

¦           ¦логии ¦                 ¦  1  ¦  2  ¦  3  ¦(мин.)   ¦

+-----------+------+-----------------+-----+-----+-----+---------+

¦Средняя    ¦   А  ¦Ежедневно по 2   ¦  15 ¦  10 ¦  -  ¦     -   ¦

¦(4 - 5 лет)¦      ¦занятия (одно -  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦утром, второе -  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦вечером)         ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   Б  ¦Ежедневно по 2   ¦  15 ¦  10 ¦  -  ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦занятия (утром)  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   В  ¦То же            ¦  20 ¦  15 ¦  -  ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦                 ¦         ¦

¦           ¦   Г  ¦        -        ¦  по показаниям  ¦     -   ¦

+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+

¦Старшая    ¦   А  ¦3 дня по 3 заня- ¦  15 ¦  10 ¦  10 ¦    15   ¦

¦(5 - 6 лет)¦      ¦тия (два - утром,¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦третье - вече-   ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦ром);            ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦2 дня по 2 заня- ¦  15 ¦  15 ¦  -  ¦     -   ¦

¦           ¦      ¦тия (утром)      ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   Б  ¦То же            ¦  20 ¦  15 ¦  10 ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦  20 ¦  20 ¦   - ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   В  ¦То же            ¦  20 ¦  20 ¦  15 ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦  25 ¦  20 ¦  -  ¦     -   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦                 ¦         ¦

¦           ¦   Г  ¦        -        ¦  по показаниям  ¦     -   ¦

+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+

¦Подготови- ¦   А  ¦4 дня по 3 заня- ¦  20 ¦  15 ¦  15 ¦    15   ¦

¦тельная    ¦      ¦тия (два - утром,¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦(6 - 7 лет)¦      ¦третье - вече-   ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦ром);            ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦один день 2 заня-¦  20 ¦  15 ¦  -  ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦тия (утром)      ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   Б  ¦То же            ¦  20 ¦  20 ¦  15 ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦  25 ¦  20 ¦  -  ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦     ¦     ¦     ¦         ¦

¦           ¦   В  ¦То же            ¦  25 ¦  20 ¦  20 ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦  30 ¦  25 ¦  -  ¦    15   ¦

¦           ¦      ¦                 ¦                 ¦         ¦

¦           ¦   Г  ¦        -        ¦  по показаниям  ¦     -   ¦

L-----------+------+-----------------+-----------------+----------


А - дети с амблиопией высокой степени;

Б - дети с амблиопией средней степени;

В - дети с альтернирующим косоглазием;

Г - дети с восстановленным бинокулярным зрением, требующие мероприятий по его закреплению.

Что касается слабовидящих, то приведенный режим продолжительности обязательных занятий адекватен только для группы детей с аномалиями рефракции без патологических изменений глазного дна (исключая детей с миопией средней и высокой степени, у большинства из которых увеличивается острота зрения и которые нуждаются в тренирующем режиме нагрузок). Во всех остальных случаях продолжительность обязательных занятий не должна превышать соответствующих величин для детей с косоглазием и амблиопией высокой степени, однако непрерывная зрительная нагрузка в этом случае не должна быть более 5 - 10 мин.

Большое значение имеет организация занятий. На занятиях плоховидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных занятий.

Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих отмечено после 5 - 10 мин., а у детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия. Это лишний раз свидетельствует о необходимости дифференцированного нормирования зрительной нагрузки слабовидящих с различными нарушениями зрения и тщательного учета этих нарушений при комплектации групп.

Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора косоглазых и слабовидящих детей как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ


Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.

Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.

Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТНЫХ

ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения), правильное цветовое оформление помещений.


Естественное освещение


Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групповых ячеек, зала для музыкальных и гимнастических занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства - подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс). Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется:

- ограждающие поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка - не ниже 0,70, стен - 0,50 - 0,60, пола - 0,25 - 0,30, столов и стульев - не ниже 0,45, классной доски - 0,20;

- оконные стекла не замазывать краской, проводить их очистку не реже 3 - 4 раз в год снаружи и 1 - 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять комнатные растения;

- деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.


Искусственное освещение


В групповых, классах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминесцентные лампы типа "белого" света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Светильники устанавливаются рядами параллельно линии окон, включение их должно осуществляться раздельно по рядам с освещением в первую очередь части помещения, удаленной от окон. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.

В групповых и классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии (табл. 2). Детям со светобоязнью рекомендуются очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50% света.


Таблица 2


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УРОВНИ

ОСВЕЩЕННОСТИ НА РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И СЛАБОВИДЕНИЕМ


---------------------------------------T-------------------------¬

¦           Форма патологии            ¦Уровень освещенности (лк)¦

+--------------------------------------+-------------------------+

¦   Косоглазие                         ¦                         ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦амблиопия слабой степени              ¦        700 - 1000       ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦амблиопия средней степени             ¦       1000 - 1500       ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦амблиопия высокой степени             ¦       1500 - 2000       ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦   Слабовидение                       ¦                         ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦аномалии рефракции без патологических ¦                         ¦

¦изменений глазного дна, атрофия зри-  ¦                         ¦

¦тельного нерва                        ¦       1000 - 1500       ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦аномалии рефракции с патологическим   ¦                         ¦

¦изменением глазного дна               ¦        500 - 1000       ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦помутнение преломляющих сред:         ¦                         ¦

¦   а) заболевания роговицы, афакия    ¦        300 - 500        ¦

¦   б) катаракта                       ¦        700 - 900        ¦

¦                                      ¦                         ¦

¦болезни сетчатой и сосудистой оболо-  ¦                         ¦

¦чек:                                  ¦                         ¦

¦   а) альбинизм, ахромазия            ¦        100 - 200        ¦

¦   б) макулярная дегенерация сетчатки ¦        800 - 1000       ¦

L--------------------------------------+--------------------------


В системе общего освещения групповых, спален, комнат для музыкальных и гимнастических занятий, занятий коррегирующей гимнастикой, палат изолятора предусматривать установку источников ультрафиолетового излучения - эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,9 м от пола и источники бактерицидного облучения типа ДБ-15 из расчета 1 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,8 м от пола.


Мебель и оборудование


Групповые ячейки должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Типы и основные размеры столов, стульев и кроватей предусмотрены соответствующими ГОСТ 19301.1-73 - 19301.3-73 "Мебель детская дошкольная (функциональные размеры)". Групповые для слабовидящих детей оборудуются одноместными столами, для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях групповых ячеек необходимо руководствоваться требованиями действующих "Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений общего типа" и следующими рекомендациями:

- столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение столов в зависимости от характера занятий с целью наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий. При этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 - 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 град.;

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к преподавателю и доске, а для детей, страдающих светобоязнью, - дальше от окон и источников света;

- классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 - 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.

Окраску столов производят светло-зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски - темно-зеленых или коричневых цветов.

Во время занятий по рисованию целесообразно использовать мольберты.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Нарушения зрения, затрудняя ориентировку детей в пространстве, препятствуют реализации их естественной потребности в движениях. Низкая двигательная активность детей приводит к задержке и нарушениям биологического развития всего организма, проявляющимся в отставании уровня физического развития и отклонениях со стороны опорно-двигательного аппарата, в отставании уровня развития физических качеств и низком уровне функционирования физиологических систем. Поэтому физическое воспитание детей с нарушениями органа зрения в условиях специализированных дошкольных учреждений должно быть направлено на решение следующих задач: 1) развитие основных двигательных качеств; 2) повышение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 3) коррекция вторичных дефектов развития. Основными формами физического воспитания являются утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна и прогулки, дополнительными - музыкальные занятия, физкультпаузы и перерывы между занятиями.


Таблица 3


КОЛИЧЕСТВО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗНЫХ ФОРМ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


---------------T---------------T---------------------------------¬

¦Форма физичес-¦  Количество   ¦     Продолжительность, мин.     ¦

¦кого воспита- +------T--------+-------T-------T-------T---------+

¦ния           ¦в день¦в неделю¦младшая¦средняя¦старшая¦подгото- ¦

¦              ¦      ¦        ¦группа ¦ группа¦группа ¦вительная¦

¦              ¦      ¦        ¦(3 - 4 ¦(4 - 5 ¦(5 - 6 ¦группа (6¦

¦              ¦      ¦        ¦ года) ¦ лет)  ¦ лет)  ¦- 7 лет) ¦

+--------------+------+--------+-------+-------+-------+---------+

¦Утренняя гиги-¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦еническая гим-¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦настика       ¦   1  ¦        ¦ 8 - 10¦10 - 12¦12 - 15¦ 15 - 17 ¦

¦              ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦Гимнастика    ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦после сна     ¦   1  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦              ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦Физкультурное ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦занятие       ¦      ¦    3   ¦15 - 20¦20 - 25¦25 - 30¦ 30 - 35 ¦

¦              ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦Музыкальное   ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦занятие       ¦      ¦    2   ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦              ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦

¦Прогулки      ¦   2  ¦        ¦   2 ч ¦  2 ч  ¦  2 ч  ¦   2 ч   ¦

L--------------+------+--------+-------+-------+-------+----------


Таблица 4


УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

И ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА


------------T------------------T-----------------T---------------¬

¦ Структура ¦ Подготовительная ¦ Основная часть  ¦Заключительная ¦

¦           ¦       часть      ¦                 ¦     часть     ¦

+-----------+------------------+-----------------+---------------+

¦Задачи     ¦Обеспечить быстрый¦Тренировка и со- ¦Нормализовать  ¦

¦           ¦переход от сна к  ¦вершенствование  ¦физиологические¦

¦           ¦бодрствованию; по-¦физиологических  ¦функции; умень-¦

¦           ¦высить эмоциональ-¦функций; формиро-¦шить двигатель-¦

¦           ¦ный тонус         ¦вание правильной ¦ное возбуждение¦

¦           ¦                  ¦осанки и свода   ¦               ¦

¦           ¦                  ¦стопы и коррекция¦               ¦

¦           ¦                  ¦их нарушений     ¦               ¦

¦           ¦                  ¦                 ¦               ¦

¦Содержание ¦Строевые упражне- ¦Упражнения для   ¦Дыхательные уп-¦

¦           ¦ния; упражнения   ¦формирования пра-¦ражнения; упра-¦

¦           ¦для тренировки мо-¦вильной осанки и ¦жнения для рас-¦

¦           ¦торного аппарата  ¦свода стопы; кор-¦слабления мышц ¦

¦           ¦глаза             ¦ригирующие упраж-¦глаза          ¦

¦           ¦                  ¦нения; основные  ¦               ¦

¦           ¦                  ¦движения         ¦               ¦

¦           ¦                  ¦                 ¦               ¦

¦Организация¦Построение, равне-¦Упражнение для   ¦В процессе вы- ¦

¦           ¦ние, перестроение ¦формирования пра-¦полнения дыха- ¦

¦           ¦выполнять с движе-¦вильной осанки и ¦тельных упраж- ¦

¦           ¦ниями глаз во всех¦свода стопы, кор-¦нений включать ¦

¦           ¦направлениях (по 4¦ригирующие упраж-¦упражнения на  ¦

¦           ¦- 6 раз)          ¦нения чередовать ¦расслабление   ¦

¦           ¦                  ¦с ходьбой и бегом¦мышц глаза     ¦

¦           ¦                  ¦в разном темпе (с¦(3 - 4 упражне-¦

¦           ¦                  ¦разной скоростью)¦ния)           ¦

L-----------+------------------+-----------------+----------------


Физкультурное занятие. Выбор содержания занятия и дозирования физической нагрузки зависит от характера и формы патологии, степени снижения остроты зрения, наличия других отклонений в состоянии здоровья и осуществляется по рекомендации врача-окулиста и педиатра. Физкультурные занятия, как правило, следует проводить на открытом воздухе. В холодную погоду надо использовать физические упражнения и игры большей подвижности и интенсивности, причем они должны быть хорошо знакомы детям, чтобы избежать длительных пауз на объяснения.


Таблица 5


------------T----------------T--------------------T--------------¬

¦ Структура ¦Подготовительная¦   Основная часть   ¦Заключительная¦

¦           ¦      часть     ¦                    ¦     часть    ¦

+-----------+----------------+--------------------+--------------+

¦Задачи     ¦Активизировать  ¦Формирование пра-   ¦Нормализовать ¦

¦           ¦внимание; подго-¦вильной осанки и    ¦физиологичес- ¦

¦           ¦товить к пред-  ¦свода стопы; разви- ¦кие функции;  ¦

¦           ¦стоящей физичес-¦тие фических качеств¦уменьшить дви-¦

¦           ¦кой нагрузке;   ¦(быстроты, координа-¦гательное     ¦

¦           ¦тренировка мо-  ¦ции движений, силы);¦возбуждение   ¦

¦           ¦торного аппарата¦тренировка сердечно-¦              ¦

¦           ¦глаз; ориентиро-¦сосудистой и дыха-  ¦              ¦

¦           ¦вание в прост-  ¦тельной систем; раз-¦              ¦

¦           ¦ранстве         ¦витие и тренировка  ¦              ¦

¦           ¦                ¦зрительных функций; ¦              ¦

¦           ¦                ¦коррекция нарушений ¦              ¦

¦           ¦                ¦опорно-двигательного¦              ¦

¦           ¦                ¦аппарата            ¦              ¦

¦           ¦                ¦                    ¦              ¦

¦Содержание ¦Строевые упраж- ¦Общеразвивающие уп- ¦Медленный бег;¦

¦           ¦нения; упражне- ¦ражнения (3 - 7     ¦дыхательные   ¦

¦           ¦ния для трени-  ¦мин.) из различных  ¦упражнения;   ¦

¦           ¦ровки моторного ¦исходных положений  ¦упражнения для¦

¦           ¦аппарата глаз;  ¦на все группы мышц; ¦расслабления  ¦

¦           ¦бег в медленном ¦основные движения (8¦мышц глаза    ¦

¦           ¦темпе; дыхатель-¦- 12 мин.); обучение¦              ¦

¦           ¦ные упражнения  ¦новым движениям, со-¦              ¦

¦           ¦                ¦вершенствование и   ¦              ¦

¦           ¦                ¦закрепление извест- ¦              ¦

¦           ¦                ¦ных (2 - 3 движе-   ¦              ¦

¦           ¦                ¦ния); подвижная игра¦              ¦

¦           ¦                ¦(4 - 6 мин.)        ¦              ¦

¦           ¦                ¦                    ¦              ¦

¦Организация¦Построение, рав-¦После общеразвиваю- ¦Медленный бег ¦

¦           ¦нение с движени-¦щих упражнений, уп- ¦переходит в   ¦

¦           ¦ями глаз во всех¦ражнений в равнове- ¦ходьбу, во    ¦

¦           ¦направлениях,   ¦сии, метании, лаза- ¦время которой ¦

¦           ¦дыхательные уп- ¦нии и прыжках вклю- ¦выполняются   ¦

¦           ¦ражнения (3 -   ¦чать бег со средней ¦дыхательные   ¦

¦           ¦5), ходьба, пе- ¦скоростью; заканчи- ¦упражнения (6 ¦

¦           ¦реходящая в раз-¦ваются упражнения в ¦- 8) <...>    ¦

¦           ¦ные виды медлен-¦основных движениях  ¦              ¦

¦           ¦ного бега <...>,¦медленным бегом; ор-¦              ¦

¦           ¦ходьба с пере-  ¦ганизуется подвижная¦              ¦

¦           ¦строением       ¦игра                ¦              ¦

L-----------+----------------+--------------------+---------------


Занятия со слабовидящими детьми могут существенно отличаться от традиционных как содержанием, так и структурой их организации. Учитывая интересы слабовидящих детей, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Для детей с выраженными дефектами развития и хроническими заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем необходимо организовать занятия лечебной физкультурой.

Специальные музыкальные занятия в значительной степени должны проводиться в движении на высоком эмоциональном уровне и, помимо воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма и любви к музыке, способствовать преодолению вторичных отклонений в двигательной деятельности - улучшению координации, точности и скорости движений. Музыкальные подвижные игры, связанные со зрительным и звуковым восприятием предметов, должны включать упражнения, развивающие приемы дистантного восприятия, фиксации взгляда, сопутствующие формированию бинокулярного зрения.

Прогулки должны носить организованный характер с широким введением спортивных развлечений, упражнений и подвижных игр, способствующих совершенствованию функций основных физиологических систем и зрительных функций. Для реализации программы физического воспитания в детском учреждении должен быть набор необходимого физкультурного оборудования, предусмотренного рекомендациями "Сборника руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских яслей-садов" (М., 1979).


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАНИЯ


Закаливание включает мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к влияниям внешней среды, особенно к воздействию метеорологических факторов. Закаливание проводится на основании "Методических рекомендаций по закаливанию детей в дошкольных учреждениях", утвержденных МЗ СССР (М., 1980), и с учетом характера патологии. Все виды закаливания должны проводиться под контролем врача, который дает рекомендации индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и зрения ребенка. Слабовидящим детям с глаукомой, злокачественной близорукостью, с изменениями на глазном дне время пребывания на солнце надо ограничить до 20 - 25 мин. Более длительное пребывание на солнце может вызвать у этих детей излишний прилив крови к глазам, голове. Детям, страдающим высокой близорукостью, афакией, подвывихом хрусталика, глаукомой, во время купания нельзя разрешать нырять.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ


Выбор упражнений и игр зависит не только от возраста и индивидуального развития ребенка, но и от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т.д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, пионербол, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон; организуются спартакиады, ежедневные прогулки, однодневные походы.

Выбор упражнений и игр для детей со слабовидением зависит и от формы патологии. Детям с высокой близорукостью, глаукомой, афакией, подвывихом хрусталика, с аномалиями рефракции и патологическими изменениями глазного дна, с заболеваниями сетчатой и сосудистой оболочек глаза, с атрофией зрительного нерва и с сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы (наклоны туловища), перемещением тела в вертикальной плоскости (приседания, прыжки в высоту, спрыгивания) и сотрясением тела (подскоки, бег с максимальной скоростью).


Таблица 6


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ


----------------T------------------------------T-----------------¬

¦   Упражнения  ¦    Содержание упражнений     ¦   Применение    ¦

¦               ¦                              ¦   упражнений    ¦

+---------------+------------------------------+-----------------+

¦Улучшающие кро-¦Крепко зажмурить глаза на 3 - ¦Заключительная   ¦

¦вообращение и  ¦5 сек., открыть глаза на 3 - 5¦часть физкультур-¦

¦способствующие ¦с; повторить 6 - 8 раз; быстро¦ного занятия и   ¦

¦расслаблению   ¦моргать в течение 1 мин.; зак-¦гимнастики, физ- ¦

¦мышц глаза     ¦рыть веки, массировать их с   ¦культпауза       ¦

¦               ¦помощью круговых движений     ¦                 ¦

¦               ¦пальца в течение 1 мин.       ¦                 ¦

¦               ¦                              ¦                 ¦

¦Улучшающие цир-¦Тремя пальцами каждой руки    ¦Физкультпауза    ¦

¦куляцию внутри-¦легко нажать на верхнее веко, ¦                 ¦

¦глазной жидкос-¦через 1 - 2 с снять пальцы с  ¦                 ¦

¦ти             ¦век; повторить 3 - 4 раза     ¦                 ¦

¦               ¦                              ¦                 ¦

¦Снижающие утом-¦Смотреть прямо перед собой 2 -¦Физкультпауза    ¦

¦ление, облегча-¦3 с, поставить палец правой   ¦                 ¦

¦ющие зрительную¦руки по средней линии лица на ¦                 ¦

¦работу на близ-¦расстоянии 25 - 30 см от глаз,¦                 ¦

¦ком расстоянии ¦перенести взгляд на конец     ¦                 ¦

¦               ¦пальца и смотреть на него 3 - ¦                 ¦

¦               ¦5 с; повторить 8 - 10 раз; вы-¦                 ¦

¦               ¦тянуть руку вперед, смотреть  ¦                 ¦

¦               ¦на конец пальца вытянутой ру- ¦                 ¦

¦               ¦ки, расположенной по средней  ¦                 ¦

¦               ¦линии лица, медленно прибли-  ¦                 ¦

¦               ¦жать палец, не отводя с него  ¦                 ¦

¦               ¦глаз до тех пор, пока палец не¦                 ¦

¦               ¦начнет двоиться; повторить 4 -¦                 ¦

¦               ¦5 раз                         ¦                 ¦

¦               ¦                              ¦                 ¦

¦Способствующие ¦Поставить палец правой руки по¦Основная часть   ¦

¦развитию бино- ¦средней линии на расстоянии 25¦физкультурного   ¦

¦кулярного зре- ¦- 30 см от глаз, смотреть дву-¦занятия, прогулка¦

¦ния            ¦мя глазами на конец пальца 3 -¦                 ¦

¦               ¦5 с, прикрыть ладонью левой   ¦                 ¦

¦               ¦руки левый глаз на 3 - 5 с,   ¦                 ¦

¦               ¦убрать ладонь, смотреть двумя ¦                 ¦

¦               ¦глазами на конец пальца 3 - 5 ¦                 ¦

¦               ¦с, сменить руки и выполнить то¦                 ¦

¦               ¦же упражнение; повторить 4 - 6¦                 ¦

¦               ¦раз; движения глаз во всех    ¦                 ¦

¦               ¦направлениях, повторить 4 - 6 ¦                 ¦

¦               ¦раз; следить за передвижением ¦                 ¦

¦               ¦пальца во всех направлениях   ¦                 ¦

¦               ¦при неподвижной голове; повто-¦                 ¦

¦               ¦рить 8 - 10 раз               ¦                 ¦

¦               ¦                              ¦                 ¦

¦Способствующие ¦Передача мяча от груди, от    ¦Перерывы между   ¦

¦тренировке ак- ¦плеча, из-за головы (7 - 10   ¦занятиями, про-  ¦

¦комодации      ¦раз); подбрасывание мяча одной¦гулка            ¦

¦               ¦и обеими руками; бросок мяча в¦                 ¦

¦               ¦стену на расстоянии 5 - 8 м в ¦                 ¦

¦               ¦мишень (6 - 8 раз); бросок мя-¦                 ¦

¦               ¦ча об пол с ударом о стену (6 ¦                 ¦

¦               ¦- 8 раз); бросок мяча в бас-  ¦                 ¦

¦               ¦кетбольное кольцо двумя и од- ¦                 ¦

¦               ¦ной рукой с расстоянием 3 - 5 ¦                 ¦

¦               ¦м (10 - 12 раз); подача волей-¦                 ¦

¦               ¦больного мяча через сетку,    ¦                 ¦

¦               ¦верхняя и нижняя (3 - 5 мин.);¦                 ¦

¦               ¦удары футбольного мяча по     ¦                 ¦

¦               ¦стенке и в квадраты с расстоя-¦                 ¦

¦               ¦ния 8 - 10 м (3 - 5 мин.); пе-¦                 ¦

¦               ¦редача футбольного мяча в па- ¦                 ¦

¦               ¦рах на расстоянии 10 - 12 м (5¦                 ¦

¦               ¦- 7 мин.); игра в бадминтон,  ¦                 ¦

¦               ¦настольный и большой теннис   ¦                 ¦

¦               ¦через сетку и без нее (5 - 7  ¦                 ¦

¦               ¦мин.); игра в пионербол и во- ¦                 ¦

¦               ¦лейбол (5 - 7 мин.)           ¦                 ¦

L---------------+------------------------------+------------------


Упражнения, игры, занятия на аппаратах

для формирования бинокулярного зрения


Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных процедур и игр должен применяться комплекс упражнений в следующей последовательности.

1. Упражнения, способствующие улучшению восприятия форм, предметов и повышению остроты зрения амблиопичного глаза (перерисовка изображений предметов через прозрачную бумагу, раскрашивание картинок, мозаика, классификация геометрических фигур по форме, величине и цвету, проставление точек в фигурах, нанизывание бус, бисера, разбор бусинок, крупы, вышивание, шнуровка, обведение фигур по контуру, вырезывание деталей, фигур, рассматривание картинок в монокулярный фильмоскоп, просмотр диафильмов и детских телепередач и т.п.).

2. Упражнения, способствующие повышению уровня зрительного анализа и синтеза сложной формы (аппликация, составление картинок из фигур, кубиков, нахождение части целого, обнаружение различий в похожих рисунках, лепка и т.п.).

3. Развитие пространственных представлений и ориентировок (нахождение предмета по словесному описанию, размещение предметов по заданию на плоскости, понятия верх, низ, правая и левая стороны, угол, составление окружающих предметов по качественным и количественным признакам и т.п.).

4. Упражнения, направленные на коррекцию глазодвигательных функций (обведение контурных очертаний предметов, распутывание лабиринта, тренировка на мускултренере, конвергенцтренере, синоптофоре или упрощенным методом, перемещая перед глазом ребенка предмет в разных направлениях).

5. Упражнения, способствующие улучшению зрительно-двигательной координации и повышению скорости зрительного восприятия (стрельба в цель из детского пистолета, лука, набрасывание колец, забрасывание мячей в корзину, теннис, детский биллиард и т.п.).

6. Упражнения, способствующие улучшению интеграции зрительного анализатора со слуховым и тактильным анализаторами (приборы типа стереозуммера, стереолокализатора).

7. Упражнения, направленные на восстановление плоскостного бинокулярного зрения после излечения амблиопии и установления симметричного положения глаз (просмотр телевизионных передач через поляроидные пленки, чтение с решеткой, использование зеркального стереоскопа, цветового прибора, синоптофора).

8. Упражнения, направленные на развитие глубинного (стереоскопического) зрения при восстановлении симметричного положения глаз и плоскостного бинокулярного зрения (щелепалочковый прибор, прибор для забрасывания шариков, доска с гвоздями, параллаксный визускоп, разделитель полей зрения, хейроскоп, призменный стереоскоп).

9. Упражнения, направленные на компенсацию существующих дефектов и повышение дееспособности бинокулярной зрительной системы, улучшение резервов аккомодации (дивергентная дезаккомодация, оптическое микрозатуманивание) и фузионных резервов (синоптофор, призма Гершеля).

В процессе применения упражнений нужно руководствоваться интересами и склонностями ребенка, ежедневно использовать разнообразные упражнения, постепенно усложняя их. Выбор зрительных упражнений определяется возрастом, индивидуальным развитием ребенка и остротой зрения. Продолжительность упражнений развлекательного характера определяется желанием ребенка и рекомендацией лечащего врача (обычно не более 15 - 20 мин.). Продолжительность лечебных упражнений на специальных аппаратах должна составлять в зависимости от возраста и состояния органа зрения не более 5 - 15 мин. Ортоптические упражнения целесообразно проводить дважды в течение дня, причем в течение одного сеанса повторять процедуру дробно 2 - 3 раза по 5 - 10 мин. с 5-минутным перерывом.

В проведении этой работы необходим постоянный творческий контакт воспитателей и медицинских работников.


Упражнения и игры, направленные на развитие

основных двигательных качеств


Развитие скорости двигательных реакций осуществляется с помощью рефлексометра. Звуковые и световые сигналы подаются серийно - по 10 повторений в серии.

Развитие максимальной частоты движений рук осуществляется с помощью тремометра. Постукивания с максимальной частотой производятся в течение 5, 10, 15 с, с интервалом отдыха 1 - 2 мин.; ног - осуществляется под звуковой сигнал электрометронома. Длительность бега на месте в одном повторении - 5, 10, 15 с. Интервалы отдыха между нагрузками - 1 - 3 мин.

Тренировка скорости бега осуществляется на отрезках от 10 до 30 м.

Развитие прыжковой силы осуществляется при выполнении прыжков в длину, в высоту, с места, с разбега.

Развитие силы броска осуществляется при метании на дальность.

Тренировка статического равновесия осуществляется при выполнении следующих упражнений:

- стойка на носках с различным положением рук;

- стойка на одной ноге с различными положениями свободной ноги на полу и предметах (гимнастическая скамейка, кубики, табуретки, бревно) с различным положением или различными движениями рук;

- удержание на голове груза весом до 400 г;

- балансирование гимнастической палки на ладони, ноге;

- стойка на одной ноге после поворота на 360 град., на 2 и 3 оборота.

Упражнения выполняются на время до потери равновесия. Число повторений - 3 - 5; интервалы отдыха - 25 - 30 с.

Тренировка динамического равновесия осуществляется при выполнении следующих упражнений:

- ходьба на носках вперед, назад, с поворотами на 180 град.;

- ходьба по линии (расстояние 10 - 15 м) с различным положением рук, с предметами, после 1 - 2 оборотов вокруг себя;

- ходьба по предметам с различным положением рук, с поворотами на 90 град. и 180 град., с движениями рук, боком, спиной, в полуприседе, с перешагиванием через веревочку и подлезанием под веревочку, с предметами в руках и на голове;

- внезапная остановка во время ходьбы, бега, игр;

- балансирование гимнастической палкой на ладони при ходьбе.

Тренировка точности воспроизведения движений происходит при выполнении следующих упражнений:

- отведение и приведение, сгибание и разгибание конечностей до заданного угла (повторение за воспитателем), ходьба, бег, прыжки, броски мячей на заданное расстояние (воспроизведение движений в пространстве);

- ходьба, бег на месте, другие общеразвивающие упражнения, упражнения с мячом в течение регламентированного времени (20, 30, ..., 180 с) в заданном темпе (воспроизведение временных интервалов).

Для тренировки точности воспроизведения мышечного усилия используют кистевой и становой динамометры. Вначале определяется максимальная сила, а затем путем расчета определяется мышечное усилие в 10, 20, 30, ..., 90% от максимальной мощности.

Упражнения на ориентирование:

- ходьба, бег, броски мяча на звуковой сигнал;

- ходьба, бег в различных направлениях за звуковым сигналом;

- ходьба, бег боком, спиной, после поворотов на 90 град., 180 град., 270 град., 360 град., 420 град.;

- ходьба по лабиринту с воспроизведением маршрута по памяти;

- ходьба с изменением длины шага (по разметкам).


Упражнения и спортивные развлечения, направленные

на развитие выносливости и повышение работоспособности

сердечно-сосудистой системы


Важнейшим средством воспитания общей выносливости является бег. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега и расстояние. Быстрый бег (с максимальной для данного ребенка скоростью) является составной частью самостоятельной деятельности детей, широко используется в играх и эстафетах. Бег со средней скоростью (составляющий 50 - 60% от максимальной скорости) и медленный бег (соответствующий моменту перехода от быстрой ходьбы к бегу) включаются в разные формы физического воспитания как самостоятельные упражнения.

Для повышения работоспособности сердечно-сосудистой системы целесообразно применять упражнения на детских велотренажерах, велоэргометре. Из спортивных развлечений с целью повышения общей выносливости следует применять катание на велосипеде и лыжах.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982.

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста (методические рекомендации). М., 1983.

Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития. М., 1978.

Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. М., 1980.

Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских садов-яслей. М., 1979.






Приложение 1


ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ


Подъем, утренний туалет                              7.00 - 7.30


Утренняя гимнастика, водные процедуры                7.30 - 8.00


Лечебные процедуры, проведение окклюзии, трудовые

операции, лечение по показаниям на аппаратах         8.00 - 8.30


Подготовка к завтраку, завтрак, выдача лекарств      8.30 - 9.00


Первое занятие                                       9.00 - 9.25


Перерыв (физкультурные упражнения)                   9.25 - 9.40


Второе занятие <*>                                   9.40 - 10.00


Прогулка                                             10.00 - 12.00


Наблюдение за природой, труд, подвижные игры, зимой

- спортивные (лыжи, санки, коньки); зрительные

двигательные упражнения (воспитателю должны быть

даны конкретные рекомендации)


Игры, подготовка к обеду; занятия на аппаратах       12.00 - 12.30


Обед                                                 12.30 - 13.00


Дневной сон                                          13.00 - 15.00


Подъем, туалет, гимнастика после сна                 15.00 - 15.20


Третье занятие                                       15.20 - 15.40


Игры, труд, процедуры, занятия на аппаратах

по показаниям                                        15.40 - 16.00


Полдник                                              16.00 - 16.30


Вечерняя прогулка; подвижные игры, зрительные

двигательные упражнения                              16.30 - 18.30


Возвращение с прогулки; процедуры                    18.30 - 19.00


Ужин                                                 19.00 - 19.30


Вечерний туалет; спокойные игры, не связанные

с интенсивной зрительной нагрузкой                   19.30 - 20.00


Сон                                                  20.00


--------------------------------

<*> В процессе проведения занятий необходим индивидуальный подход в зависимости от характера патологии и работоспособности. Для каждого ребенка ежедневно должен составляться перечень зрительных упражнений с использованием дидактических игр и специальных пособий. По показаниям можно брать детей для занятий на аппаратах.


Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска клен купить по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)
Скачать: Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)
Наши предложения:
  1. Временные методические указания по определению остаточных количеств препарата 320-К в зерне и воде тонкослойной хроматографией
  2. Временные методические указания по определению актеллика и базудина в чае с помощью тонкослойной и газожидкостной хроматографии
  3. Временные методические указания по измерению концентрации митрана в воздухе рабочей зоны хроматографическими методами
  4. Методические указания по определению дифоса (абата) в продуктах растениеводства методом тонкослойной хроматографии
  5. Временные методические указания по определению ДРХ-4189 (глин) в воде, почве, растительном материале методом газожидкостной хроматографии
  6. Временные методические указания по определению дилора в меде методом тонкослойной хроматографии
  7. Временные методические указания по определению дактала в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  8. Временные методические указания по фотометрическому и хроматографическому измерению концентрации микала в воздухе рабочей зоны
  9. Временные методические указания по определению набу в воде, почве, капусте, сое и зеленых листьях методом хроматографии в тонком слое
  10. Временные методические указания по хроматографическому определению ДД в воде
  11. Методические указания по определению содержания меди в почвах, природной воде, сушеных плодах и овощах полярографическим методом
  12. Временные методические указания по определению микроколичеств лассо в рапсовом масле хроматографией в тонком слое
  13. Методические указания по хроматографическому измерению концентраций циклофоса в воздухе рабочей зоны
  14. Методические указания по определению актеллика и базудина в чае методами тонкослойной и газожидкостной хроматографии
  15. Методические указания по определению дилора в меде методом тонкослойной хроматографии
  16. Методические указания по определению ДД в воде методом газожидкостной хроматографии
  17. Методические указания по определению лепидоцида на обработанных им растениях иммунофлюоресцентным методом
  18. Методические указания по измерению концентраций дактала в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  19. Методические указания по вопросам сбора, обработки и порядка представления данных об изменениях в состоянии здоровья населения, связанных с загрязнением окружающей природной среды
  20. Ветеринарно-санитарные требования к племенным рыбоводным хозяйствам
  21. Приказ Минздрава СССР от 23.04.1985 N 547
  22. Приказ Минздрава СССР от 22.04.1985 N 535
  23. Перечень полимерных материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР
  24. Временные методические указания по определению методами газожидкостной и тонкослойной хроматографии аналога ювенильного гормона п-хлорфенилового эфира гераниола в зерне пшеницы, почве, воде и зеленых листьях растений
  25. Временные методические указания по определению лентаграна в продукции, почве и воде хроматографией в тонком слое
  26. Временные методические указания по определению стомпа методом газожидкостной хроматографии в табаке
  27. Методические указания по определению гидразида малеиновой кислоты в табаке колориметрическим методом
  28. Временные методические указания по газохроматографическому измерению концентраций ди-трапекса в воздухе рабочей зоны
  29. Временные методические указания по газохроматографическому определению ди-трапекса в почве
  30. Временные методические указания по определению лентаграна в кукурузе, почве и воде методом тонкослойной хроматографии
  31. Методические указания по определению гидразида малеиновой кислоты в табаке фотометрическим методом
  32. Приказ Минздрава СССР от 10.04.1985 N 480
  33. Инструкция по измерению гамма-фона в городах и населенных пунктах (пешеходным методом)
  34. Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 09.04.1985 N 147
  35. Гигиенические требования к производствам винилхлорида и поливинилхлорида
  36. Инструкция по методике расчета сбалансированной среднедушевой потребности в пищевых веществах и энергии населения СССР
  37. Санитарно-гигиенические требования к аэровокзалам гражданской авиации
  38. Санитарные правила устройства и эксплуатации земледельческих полей орошения
  39. Гигиенические требования к детской обуви (методические указания)
  40. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)
  41. Организационные, профилактические и лечебные принципы оздоровления часто болеющих детей (методические рекомендации)
  42. Приказ Минздрава СССР от 15.03.1985 N 300
  43. Об использовании школьной мебели (методические рекомендации)
  44. Методические указания по гигиенической оценке использования доочищенных городских сточных вод в промышленном водоснабжении
  45. Приказ Минздрава СССР от 12.03.1985 N 280
  46. Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах
  47. Унифицированная методика определения фосфорорганических пестицидов в продуктах растительного и животного происхождения, лекарственных растениях, кормах, воде, почве хроматографическими методами
  48. Методические указания по санитарно-микологической оценке и улучшению качества кормов
  49. Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий
  50. Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 - 7 классов
  51. Организация рационального питания юных спортсменов в школах-интернатах спортивного профиля (методические рекомендации)
  52. Приказ Минздрава СССР от 06.02.1985 N 138
  53. Эпидемиология, диагностика, клиника, лечение и профилактика чесотки (методические рекомендации)
  54. Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя. Методические рекомендации
  55. Методические указания по диагностике, клинике, лечению, эпидемиологии и профилактике эхинококкоза и альвеококкоза в СССР
  56. Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц
  57. Методические указания по гигиенической оценке основных параметров магнитных полей, создаваемых машинами контактной сварки переменным током частотой 50 Гц
  58. Гигиена труда в производстве искусственных кож и пленочных материалов на основе поливинилхлорида (методические рекомендации)
  59. Приказ Минздрава РСФСР от 08.01.1985 N 14-ДСП
  60. Методические указания по определению препарата ЭФ-34 (гаметана) в зерне методом газожидкостной хроматографии
  61. Методические указания по определению хлорофоса в картофеле методом тонкослойной хроматографии
  62. Временные методические указания по определению соналена в воде, почве и зеленой массе сои хроматографическими методами
  63. Методические указания по определению сульфидофоса в мясе, молоке и кормах методом тонкослойной хроматографии
  64. Методические указания по определению тилта в растениях, почве, воде методом газожидкостной хроматографии
  65. Методические указания по определению монурона и диурона в чае методом газожидкостной хроматографии
  66. Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций 2М-4Х, 2М-4ХП и 2М-4ХМ в воздухе рабочей зоны
  67. Временные методические указания по хроматографическому измерению концентраций тербацила в воздухе рабочей зоны
  68. Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций диазинона, гамма-изомера ГХЦГ, фосфамида, пиразона и фенмедифама при их совместном присутствии в воздухе рабочей зоны
  69. Временные методические указания по хроматографическому измерению концентраций релдана и продукта его гидролиза 3,5,5-трихлорпиридинола в воздухе рабочей зоны
  70. Методические указания по хроматографическому измерению концентраций тиокарбаминовых пестицидов в воздухе рабочей зоны
  71. Временные методические указания по газохроматографическому измерению сульфазина в воздухе рабочей зоны
  72. Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций тиодана и его метаболита тиодансульфата в воздухе рабочей зоны
  73. Методические указания по идентификации гамма-ГХЦГ, его изомеров (альфа-, бета- и дельта-ГХЦГ) и метаболитов (полихлорированных фенолов) в биологических жидкостях (крови), органах, тканях и субклеточных фракциях печени теплокровных животных методом тонкослойной хроматографии
  74. Методические указания по измерению концентраций 2М-4Х, 2М-4ХП и 2М-4ХМ в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  75. Методические указания по измерению концентраций тербацила в воздухе рабочей зоны хроматографическими методами
  76. Методические указания по измерению концентраций релдана и продукта его гидролиза 3,5,6-трихлор-2-пиридинола в воздухе рабочей зоны хроматографическими методами
  77. Методические указания по измерению концентраций тиокарбаминовых пестицидов в воздухе рабочей зоны методом тонкослойной хроматографии
  78. Методические указания по измерению концентраций тиодана и его метаболита тиодансульфата в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  79. Методические указания по измерению концентраций метазина, сульфазина и компонентов гербицидной смеси карагарда в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  80. Методические указания по измерению концентраций диазинона, эптама, гамма-изомера ГХЦГ, фенмедифама, ленацила, фосфамида и пиразона при их совместном присутствии в воздухе рабочей зоны хроматографическими методами
  81. Приказ Минздрава СССР от 03.01.1985 N 5
  82. Приказ Минобороны СССР от 02.01.1985 N 1
  83. Методические указания по санитарно-микробиологическому контролю икорного производства
  84. Инструкция по санитарно-микробиологическому контролю сухих и быстрозамороженных продуктов из картофеля
  85. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85). СанПиН 42-129-11-3938-85
  86. Методические указания по обнаружению, идентификации и определению содержания Т-2 токсина в пищевых продуктах и продовольственном сырье. Методика определения Т-2 токсина в пищевых продуктах и продовольственном сырье
  87. Санитарно-гигиенические требования к структурным подразделениям больниц и других стационаров, условиям труда и личной гигиене персонала
  88. Методические указания по микробиологическому контролю в аптеках
  89. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)
  90. Методические указания по гигиенической оценке малых рек и санитарному контролю за мероприятиями по их охране в местах водопользования
  91. Приказ Минздрава СССР от 28.12.1984 N 1475
  92. Инструктивно-методические указания по организации санитарно-гигиенических и бактериологических исследований в санэпидстанциях по разделу гигиены детей и подростков
  93. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обусловливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности
  94. Промышленный санитарный надзор за объектами крупного рогатого скота. Методические рекомендации
  95. Постановление Совмина СССР от 21.12.1984 N 1255
  96. Приказ Минздрава СССР от 14.12.1984 N 1412
  97. Организация и проведение санитарно-гигиенического надзора при перевозке и перегрузке пылящих навалочных грузов в портах. Методические указания
  98. Методика санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды на предприятиях гражданской авиации
  99. Методические указания по определению препарата ЭФ-165 (эфогама) в зерне методом газожидкостной хроматографии
  100. Временные методические указания по определению блазера в воде, почве, сое и зеленых листьях методом хроматографии в тонком слое
  101. Методические указания по определению топсина-М в яблоках, персиках, фейхоа и хурме тонкослойной хроматографией
  102. Методические указания по определению остаточных количеств ромуцида в воде, почве и растительном материале (огурцах, пшенице и сахарной свекле) методом тонкослойной хроматографии
  103. Временные методические указания по определению действующего вещества препарата гибберсиб в воде и почве методом тонкослойной хроматографии
  104. Временные методические указания по измерению концентраций покоящихся спор энтомофторовых грибов (микоафидина, энтомофторина) методом световой микроскопии в воздухе рабочей зоны
  105. Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций 2,4-дихлорфеноксипропионовой кислоты в воздухе рабочей зоны
  106. Временные методические указания по определению остаточных количеств рубигана в воде, почве и растительном материале тонкослойной хроматографией
  107. Методические указания по хроматографическому измерению концентрации анометрина-Н в воздухе рабочей зоны
  108. Временные методические указания по газохроматографическому определению фарнезилацетата в воздухе рабочей зоны
  109. Временные методические указания по газохроматографическому измерению концентраций иллоксана в воздухе рабочей зоны
  110. Методические указания по избирательному газохроматографическому определению хлорорганических пестицидов в биологических средах (моче, крови, жировой ткани и грудном женском молоке)
  111. Методические указания по измерению концентрации покоящихся спор энтомофторовых грибов (микоафидина, энтомофторина) методом световой микроскопии в воздухе рабочей зоны
  112. Методические указания по измерению концентраций анометрина-Н в воздухе рабочей зоны хроматографическими методами
  113. Методические указания по измерению концентраций иллоксана в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  114. Методические указания по измерению концентраций 2,4-дихлорфеноксипропионовой кислоты в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  115. Методические указания по определению 4-хлор-2 метилфеноксиуксусной кислоты (2М-4Х) в воде, почве, растительном масле и продуктах питания методом тонкослойной хроматографии
  116. Приказ Минздрава СССР от 19.11.1984 N 1300
  117. Приказ МВД СССР от 19.11.1984 N 235
  118. Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6
  119. Контроль воздуха на предприятиях по переработке пластмасс (полиолефинов, полистиролов и фенопластов) (методические указания)
  120. Приказ Минздрава СССР от 31.10.1984 N 1240
  121. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях (методические рекомендации)
  122. Указания по внедрению нового ГОСТ 2874-82 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством
  123. Постановление Секретариата ВЦСПС от 04.10.1984 N 19-32
  124. Методические указания по определению остаточных количеств омайта в меде методом тонкослойной хроматографии
  125. Приказ Минздрава СССР N 1115, Минвуза СССР N 661 от 28.09.1984
  126. Разработка рациональных санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению загрязнения водоемов патогенными энтеробактериями и вибрионами в южной зоне РСФСР. Методические рекомендации
  127. Приказ Минздрава СССР от 19.09.1984 N 1081
  128. Приказ Минздрава РСФСР от 17.09.1984 N 653
  129. Приказ Минздрава СССР от 14.09.1984 N 1050
  130. Постановление Совмина РСФСР от 13.09.1984 N 403
  131. Приказ Минздрава СССР от 10.09.1984 N 1044
  132. Приказ Минздрава СССР от 05.09.1984 N 1030
  133. Приказ Минздрава СССР от 29.08.1984 N 1003
  134. Методы оценки репродуктивной функции женщин, работающих с источниками ионизирующего излучения. Методические рекомендации
  135. Приказ Минсоцобеспечения РСФСР N 104, Минздрава РСФСР N 575-дсп от 03.08.1984
  136. Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки
  137. Методические указания по определению девринола в семенах подсолнечника методом тонкослойной хроматографии
  138. Методические указания по определению цианокса в меде методом тонкослойной хроматографии
  139. Методические указания по определению гоала в воде, почве и растительных объектах методом тонкослойной хроматографии
  140. Методические указания по определению ботрана в почве, воде, растительной продукции методами тонкослойной и газожидкостной хроматографии
  141. Методические указания по определению карахола и его метаболита бензоилпропкислоты в почве методом газожидкостной хроматографии
  142. Временные Методические указания по определению ровраля методом хроматографии в тонком слое в биосубстратах
  143. Временные методические указания по определению действующего вещества препарата А-1 методом ГЖХ в воде, почве и растительном материале
  144. Временные методические указания по газохроматографическому измерению концентраций селекрона в воздухе рабочей зоны
  145. Временные методические указания по определению остаточных количеств омайта в меде методом тонкослойной хроматографии
  146. Временные методические указания по определению остаточных количеств мирала в воде, почве и растительной продукции методом тонкослойной хроматографии
  147. Временные методические указания по определению текто в овощах и фруктах (яблоки, лимоны, апельсины, томаты, морковь, лук, капуста) тонкослойной хроматографией
  148. Методические указания по измерению концентраций селекрона в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  149. Методические указания по определению котофора в воде, почве, семенах хлопчатника, продуктах питания растительного происхождения и биологическом материале методом тонкослойной хроматографии и УФ-спектроскопии
  150. Методические указания по определению витавакса в зерне и воде методом тонкослойной хроматографии
  151. Инструкция о мероприятиях по профилактике и ликвидации заболевания крупного рогатого скота инфекционным ринотрахеитом - пустулезным вульвовагинитом
  152. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.07.1984 N 812
  153. Приказ Минздрава СССР N 781, Госпрофобра СССР N 104 от 05.07.1984
  154. Методические указания по фотометрическому измерению концентраций фундазола в воздухе рабочей зоны
  155. Методические указания по определению остаточных количеств антибиотиков в продуктах животноводства
  156. Методические указания по клинике, диагностике, лечению и профилактике трихинеллеза
  157. Питание при хронических заболеваниях органов пищеварения у детей (методические указания)
  158. Санитарные нормы вибрации рабочих мест
  159. Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих
  160. Приказ Минздрава СССР от 12.06.1984 N 666
  161. Приказ Минздрава СССР от 12.06.1984 N 670
  162. Инструкция о порядке проверки состояния учета и отчетности в санитарно-эпидемиологических станциях
  163. Методические указания по борьбе с серой крысой (Rattus norvegicus Berk) в природных очагах иктерогеморрагического лептоспироза
  164. Приказ Минздрава СССР от 04.06.1984 N 630
  165. Методические указания по проведению анализа состояния метрологического обеспечения в санитарно-эпидемиологических станциях
  166. Приказ Минречфлота РСФСР N 63, Минздрава РСФСР N 420 от 29.05.1984
  167. Обнаружение и идентификация Pseudomonas aeruginosa в объектах окружающей среды (пищевых продуктах, воде, сточных жидкостях). Методические рекомендации
  168. Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)
  169. Методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению проекта годового учебно-производственного плана факультета усовершенствования врачей (провизоров) медицинского (фармацевтического) института в системе Министерства здравоохранения РСФСР
  170. Методические указания по определению дроппа в воде, почве, семенах хлопчатника, волокне, хлопковом масле, шроте методом газожидкостной хроматографии
  171. Методические указания по определению девринола в почве, растениях и эфирных маслах методом газожидкостной хроматографии
  172. Методические указания по определению альдикарба и его основных метаболитов (сульфоксида и сульфона) в воде, почве и растительном материале методами тонкослойной и газожидкостной хроматографии
  173. Методические указания по определению этафоса в молоке и мясопродуктах методом газожидкостной хроматографии
  174. Методические указания по определению амибена в почве методом тонкослойной хроматографии
  175. Методические указания по унифицированному методу иммунофлюоресцентного выявления бакуловирусов в воздухе рабочей зоны
  176. Методические указания по определению ровраля в растительном материале, почве, воде методом газожидкостной хроматографии
  177. Методические указания по систематическому газохроматографическому анализу микроколичеств гербицидов различной химической природы при совместном присутствии в пробах воды, почвы и растениях
  178. Временные методические указания по определению трефлана методом газожидкостной хроматографии в почве, табаке и табачном дыме
  179. Временные методические указания по газохроматографическому измерению концентраций альфа-3 в воздухе рабочей зоны
  180. Временные методические указания по определению остаточных количеств ронстара в почве, растениях и эфирных маслах газожидкостной хроматографией
  181. Временные методические указания по газохроматографическому измерению концентраций дроппа в воздухе
  182. Временные методические указания по обнаружению рицида-П в воздухе методом хроматографии в тонком слое силикагеля и определению его фотометрическим методом
  183. Временные методические указания по определению действующего вещества препарата пликтран и его метаболитов (окиси дициклогексилолова, циклогексилоловянной кислоты) в биосубстратах хроматографическим методом
  184. Временные методические указания на газохроматографическое определение геранилбутирата в воздухе
  185. Временные методические указания по определению плантвакса в зерне и воде хроматографией в тонком слое
  186. Временные методические указания по газохроматографическому определению АЮГ-80А в воздухе рабочей зоны
  187. Методические указания по определению рамрода, лассо и дуала в воде, почве и растительных пробах хроматографией в тонком слое
  188. Временные методические указания по определению микроколичеств лассо в почве и зеленой массе кукурузы методом хроматографии в тонком слое
  189. Временные методические указания по определению остаточных количеств церкоцида в картофеле, огурцах, помидорах и воде тонкослойной хроматографией
  190. Временные методические указания по определению панорама в воде, почве и зерне методом газожидкостной хроматографии
  191. Временные методические указания по определению сикарола в воде, почве и зерне методом газожидкостной хроматографии
  192. Методические указания по определению остаточных количеств пиклорама в воде, почве, зерне и растительном материале газохроматографическим методом
  193. Методические указания по определению фосфорорганического пестицида релдана в зерне и воде методом газожидкостной хроматографии
  194. Методические указания по определению карбофоса и трихлорметафоса-3 в чае методом газожидкостной хроматографии
  195. Методические указания по унифицированному методу иммунофлюоресцентного выявления бакуловирусов в воздухе рабочей зоны
  196. Методические указания по систематическому газохроматографическому определению микроколичеств гербицидов различной химической природы при совместном присутствии в пробах воды, почвы и растениях
  197. Методические указания по измерению концентраций дроппа в воздухе рабочей зоны газохроматографическим методом
  198. Методические указания по определению голтикса в воде, почве и растениях методом тонкослойной хроматографии
  199. Методические указания по определению пиклорама в воде, почве, зерне и растительном материале газохроматографическим методом
  200. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397

Части:

1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|
16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|
31| 32| 33| 34| 35| 36| 37| 38| 39| 40| 41| 42| 43| 44| 45|
46| 47| 48| 49| 50| 51| 52| 53| 54| 55| 56| 57| 58| 59| 60|
61| 62| 63| 64| 65| 66| 67| 68| 69| 70| 71| 72|
Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011
тел./факс: (8142) 796-288
Яндекс.Метрика