» » Проблема номер один, (Лесной регион-Архангельск (газета), 27-04-2009)
Проблема номер один, (Лесной регион-Архангельск (газета), 27-04-2009)
Дата: 27 апреля 2009, просмотров (2601)
Давая оценку работе предприятий ООО «ИлимСеверЛес» в 2008 году, управляющий директор Владимир Федфебелев отметил, что, несмотря на все трудности, ряд предприятий (ОАО «Агросервис-Вилегодское», ООО «Литвиново КЦБК», ООО «Сорово КЦБК») сработали на вывозке леса лучше, чем в 2007 году. На других предприятиях снижение объёмов производства незначительное, за исключением ОАО «Комплекс», где снижение составило 33,2% к уровню 2007 года. Существенное влияние на деятельность лесозаготовителей оказывает погода - в прошлом году удалось попасть в зимние делянки значительно позже намеченных сроков. По словам Владимира Ильича, мировой финансовый кризис сказался на работе лесозаготовителей «ИлимСеверЛеса». Это коснулось и закупочных цен на лесопродукцию, сократились инвестиции в производство. Не подверглись секвестрации лишь расходы на охрану труда, поскольку сохранению здоровья работающих в «ИлимСеверЛес» уделяется самое пристальное внимание. Разработан и реализован целый комплекс мер по снижению травматизма. Есть и ощутимые результаты: если в 2002 году было зарегистрировано 256 травм, то в 2008-м - только 18. В течение двух последних лет нет смертельных травм, снижено количество тяжёлых травм (2007 - 3, 2008 - 1). Рабочие обеспечиваются качественной спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Самое серьёзное внимание уделяется производственной дисциплине - появление на работе в нетрезвом состоянии означает неминуемое увольнение работника. Существенное влияние на снижение травматизма оказывает внедрение современной техники на лесозаготовке. Харвестеры и форвардеры на лесных делянках «ИлимСеверЛеса» уже давно не новинка, и сокращение ручной заготовки леса бензопилами также позволило значительно снизить уровень травматизма. Большинство работающих сознают, что их безопасность во многом зависит от соблюдения ими правил техники безопасности. В последнее время в «ИлимСеверЛесе» активно сокращают количество посредников, поставляющих сырьё на ЦБК. Покупатели продукции ЦБК требуют, чтоб она была изготовлена из законно заготовленной древесины. Принимая лес от посредника сложно отследить, где и как эта древесина заготовлена. Заключая договор непосредственно с лесозаготовителем, всегда можно узнать - где он зарегистрирован, как платит налоги, где и как ведёт заготовку леса, и если такой лесозаготовитель нарушает законодательство, договор с ним не будет заключён. В результате проделанной работы количество посредников значительно сократилось. Тем не менее есть посредники, оказывающие услуги лесозаготовителям на погрузке и перевозке древесины, без них некоторые не смогут реализовать заготовленный лес. Работа без посредников позволяет увеличить (на процент, который прежде брал себе посредник) доходы лесозаготовителей. Касаясь недавно принятых изменений в Лесной кодекс, Владимир Ильич Федфебелев (на верхнем снимке) отметил, что, с одной стороны, отказ от аукционов по продаже права на заготовку древесины на корню вполне оправдан. Переход на арендные отношения в лесопользовании - это перспективное и важное решение законодателей. С другой стороны, в области крайне мало удобных для освоения лесных массивов, много недорубов, оставшихся с прежних времён, и заключать договоры аренды на лесные участки, уже пройденные рубками - желающих не будет. А вот договоры купли-продажи лесных насаждений позволяли малому бизнесу осваивать такие островки леса. Отказ от договоров купли-продажи осложнит работу малого бизнеса и приведёт к существенному сокращению поставок сырья на лесоперерабатывающие предприятия. В условиях кризиса такие решения законодателей не принесут пользы лесной отрасли. По словам Владимира Ильича, ряд производственных и социальных проблем смогла бы решить дорога В.Тойма-Комарово-Коряжма. Зимник в этом направлении уже работает, а вот дороги круглогодового действия нет. Из-за аномально тёплой погоды жители Верхнетоемского и Красноборского районов на период ледостава оказываются на длительное время отрезанными от Большой земли, и автодорога решила бы транспортные проблемы жителей правобережья. Одновременно эта дорога позволила бы и лесозаготовителям осваивать глубинные лесные массивы двух районов, практически вдвое сократить расстояние доставки леса на ЦБК, снизить нагрузку на автодорогу Котлас-В.Тойма. Но без поддержки государства эту дорогу не построить. Одной из самых главных и болезненных проблем лесной отрасли руководитель «ИлимСеверЛеса» считает строительство лесовозных дорог. По словам Владимира Ильича, несмотря на все усилия лесозаготовителей, до настоящего времени государство не выделяет средства на строительство лесных дорог - то средств нет, то нет механизма расходования этих средств. И леспромхозы остаются один на один с проблемой. Только в 2008 году предприятия, входящие в состав «ИлимСеверЛеса», построили 52,8 км УЖД, 55,1 км дорог с гравийным покрытием, 22,7 км лежнёвых дорог. Казалось бы, сделано немало, и всё же дорог необходимо строить больше. И здесь у лесозаготовителей нет иного выхода кроме как снижать затраты на строительство лесных дорог, а в себестоимости дорожного строительства расходы на отсыпку дорожного полотна занимают от 50 до 90%. Ещё одна важная деталь - лесные дороги служат не только лесозаготовителям, но и лесному хозяйству, по лесным дорогам жители области едут за грибами, ягодами, на охоту, на отдых, некоторые лесные дороги соединяют лесные посёлки, также все лесные дороги являются противопожарными полосами, препятствующими распространению лесных пожаров. Закончив освоение лесфонда, лесозаготовитель оставляет после себя дорогу, не получая никакой компенсации понесённых затрат. Исходя из этого государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы лесные дороги строились и как можно быстрей, и как можно дешевле. Казалось бы, государство должно всемерно помогать лесным дорожным строителям. На практике же получается, что государство чинит разные препятствия лесозаготовителям. Чего стоит только один закон «О недрах» (от 30.12.2008 № 309-ФЗ). В первый вариант закона вносились несущественные поправки, и он успешно прошёл первое чтение, регионы согласовали этот вариант. Перед вторым чтением в закон внесли весьма существенную поправку, закон был принят, и теперь, чтобы получить лицензию на пользование недрами, лесозаготовителю придётся потерять более 5 месяцев на сбор необходимых документов, получение всех согласований и главное - пройти через аукцион, дабы получить право пользоваться недрами, или, проще говоря, разрабатывать карьер для строительства лесной дороги. Согласно новому закону требуется проведение аукциона, а чтобы аукцион состоялся - необходимо не менее двух участников. А теперь самое главное. В соответствии с законодательством, без согласия арендатора участка лесного фонда никто не имеет права вести на нём какую-либо производственную деятельность. Таким образом, только арендатор лесного фонда и может быть победителем аукциона, поскольку только он вправе работать на нём. Второй участник аукциона должен быть или добрым другом арендатора и участвовать в аукционе формально (в этом случае какой смысл проводить липовый аукцион?), или недоброжелателем, который в стремлении насолить арендатору в ходе торгов может в несколько раз увеличить стоимость пользования недрами для арендатора, либо, выиграв аукцион, конкурент не позволит арендатору пользоваться карьером, при этом имея возможность в течение трёх месяцев отказаться от лицензии, сославшись на объективные причины. А затем вновь подать заявку на участие в аукционе. В этом случае арендатор окажется в проигрыше. Зачем законодателям нужно было создавать проблемы дорожным строителям? Загадка. При этом законодатели проявили заботу о недроспекулянтах, которые имеют возможность оформить на свои предприятия наиболее перспективные карьеры для дальнейшей перепродажи либо самого предприятия, получившего лицензию, либо полезных ископаемых. Возникает закономерный вопрос: что делать лесозаготовителям, чтобы и дорогу построить в короткие сроки и недорого, и законодательство лесное, о земле, о недрах не нарушить, не совершать административных правонарушений и не угодить под статью Уголовного кодекса? За ответом редакция обратилась к специалистам Мнение Росприроднадзора Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области Анатолий Миняев (на снимке) считает, что до начала строительства лесовозной (лесной) дороги лесозаготовитель должен принять решение - после окончания пользования построенной лесной дорогой передать её владельцу участка лесного фонда, в нашем случае - департаменту лесного комплекса. В соответствии с Лесным кодексом арендатор лесного фонда имеет право создавать инфраструктуру по согласованию с владельцем, в том числе строить дороги. После завершения строительства дороги лесозаготовители должны рекультивировать карьеры или оставить в качестве пожарного водоёма - всё это по согласованию с лесничеством. Проект лесной дороги также должен быть согласован с лесничеством. В полосе отвода дороги грунт брать можно, для этого не требуется лицензия. С карьером для добычи песчано-гравийной смеси (ПГС) значительно сложнее, здесь в соответствии с законодательством уже требуется получение лицензии. По мнению Анатолия Петровича, действующее законодательство нередко противоречиво, и чтобы не нажить неприятностей, юридической службе лесозаготовительных предприятий необходимо тщательно изучить не только лесное законодательство, но и Земельный кодекс, Закон «О недрах», судебную практику. Было бы не лишним провести семинар со всеми заинтересованными структурами, включая ИФНС, прокуратуру, департамент природных ресурсов, департамент лесного комплекса, чтобы расставить все точки над i и чтобы лесные дороги строились без нарушений закона. Мнение департамента природных ресурсов И. о. директора департамента природных ресурсов Архангельской области Евгений Малютин (на снимке) считает, что в своё время был принят очень нужный лесопромышленникам областной закон «О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области», который позволил без излишних бюрократических проволочек предоставлять недра в пользование лесозаготовителям при строительстве дорог. Проблем с оформлением документов на разработку карьеров прежде у лесозаготовителей не возникало, сроки оформления документов были минимальные. С вступлением в силу закона «О недрах» от 30.12.2008 № 309 ситуация резко изменилась, государством определены жёсткие сроки проведения аукционов, без которых добыча полезных ископаемых запрещена, и на получение лицензии уйдёт не менее трёх месяцев. Чтобы как-то сократить столь длительный срок, департамент может принять только заявку на получение права добычи полезных ископаемых, а остальные документы можно предоставить позже. С момента получения заявки департамент и приступит к проведению аукциона. Далее Евгений Иванович предостерёг строителей дорог от произвольного трактования закона «О недрах», где речь идёт о добыче полезных ископаемых для собственных нужд. Как ни странно, но о понятии «собственные нужды» даже судебные органы имеют абсолютно противоположное мнение. Так, в решении Верховного суда РФ от 27.07.2002. сказано, что использование собственниками, владельцами земельных участков общераспространённых полезных ископаемых на производственные и технологические цели не может считаться использованием общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ) непосредственно для своих нужд, поскольку конечной целью любой производственной (технологической) деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Абсолютно противоположное мнение содержится в постановлении ФАС СЗО от 17.10.2000. Здесь суд посчитал, что так как предприятие не реализовывало ОПИ или созданную из них продукцию на сторону, то использовало песок и гравий для собственных нужд. Если у высоких судов диаметрально противоположное мнение, то единственно верное решение - чтобы не нажить неприятностей - получать лицензию. По логике вещей, собственные нужды (свои нужды) - это в том числе и добыча полезных ископаемых для строительства лесных дорог, которые в свою очередь используются для освоения арендованного лесфонда. Мнение налоговой инспекции по этому поводу совсем иное. По её мнению, добыча полезных ископаемых для строительства лесных дорог не относится к собственным нуждам предприятия. По мнению налоговой, строительство дорог ведётся для получения прибыли и строительство лесной дороги не является собственными нуждами предприятия (хотя в уставах всех предприятий чётко прописано: цель деятельности - получение прибыли. - Прим. автора). Мнение департамента лесного комплекса Как сообщил редакции заместитель руководителя департамента лесного комплекса Юрий Трубин (на снимке), арендатор участка лесного фонда до начала строительства лесной (лесовозной) дороги обязан подготовить проект этой дороги, согласовать с департаментом лесного комплекса и департаментом природных ресурсов, включить данную дорогу в проект освоения лесного фонда, после чего имеет право приступить к строительству. При этом надо помнить: максимальная ширина полосы отвода дороги - 50 метров. Если строитель дороги решит, что ему нужен карьер для добычи ПГС, то вариант один - получать лицензию в соответствии с требованиями законодательства. Мнение А. Ш. Давитиашвили По словам и. о. администрации области Александра Давитиашвили (на снимке), не возникает проблем у лесозаготовителей с переоформлением уже действующих карьеров. Есть случаи, когда лесозаготовители отказываются от карьера, от лицензии на право пользования ими, а затем просят вернуть это право. Теперь нет упрощённой схемы получения права на добычу полезных ископаемых. И если своевременно не подана заявка на получение лицензии, то время упущено: только на проведение аукциона отводится 45 дней, добавьте сюда получение всех согласований, подготовку документов. Как видим, законодатели, не задумавшись о последствиях, послушно проголосовали за закон «О недрах», чем нанесли строителям лесных дорог ощутимый ущерб, создав им новые препятствия. В «ИлимСеверЛесе» очень серьёзно относятся к строительству лесных дорог, что сказывается на деятельности этого предприятия. Если проанализировать итоги работы «ИлимСеверЛеса» за 3 месяца этого года, можно видеть, то все предприятия и лесозаготовительные участки значительно превысили показатели 2008 года, сумели максимально использовать благоприятные условия первых трёх месяцев года. Весьма своевременно ООО «ИлимСеверЛес» поднял тему карьеров для строительства лесных дорог. Законодательство о недрах с начала года претерпело изменения, и теперь лесозаготовителям придётся строить свою работу с учётом этих изменений. По мнению Александра Шалвича, не исключено проведение ещё одного совещания с лесозаготовителями для разъяснения изменений в законодательстве о недрах. В настоящее время идёт подготовка областного закона о недропользовании с учётом поправок, внесённых федеральным законом «О недрах», и скоро он будет направлен в областное Собрание депутатов. В ходе командировки наш корреспондент и директор по лесному хозяйству ООО «ИлимСеверЛес» Дмитрий Пахомов побывали в карьере «ЛЗУ Удимский». Технология строительства лесных дорог в «ИлимСеверЛесе» такова: экскаватором формируется дорожное полотно, далее на него подвозится ПГС, которая планируется бульдозером. По мнению Дмитрия Александровича, такая технология строительства дорог позволяет значительно снизить себестоимость и построить больше дорог. В Красноборском ЛЗУ мы посмотрели заготовку леса. Директор производства Юрий Лихачёв посетовал, что с карьерами возникла проблема и строительство лесных дорог на участке приостановлено. Предприятия «ИлимСеверЛеса» по традиции приняли участие в соревнованиях на кубок губернатора среди лесозаготовительных предприятий области. К этим соревнованиям лесозаготовители относятся серьёзно, и для людей важно знать, что их предприятие - лучшее в области. Напомним, что первым обладателем кубка губернатора стало ООО «Удимское ЛК КЦБК», руководителем которого в то время и был Дмитрий Пахомов. По словам Дмитрия Александровича, и в этом году предприятия и лесозаготовительные участки «ИлимСеверЛеса» вновь приняли участие в соревнованиях, победить в которых без строительства дорог просто невозможно. А без карьеров, без ПГС пока не научились строить дороги. Так что строительство лесных дорог можно назвать проблемой номер один. Архангельск-Удима-Красноборск-Коряжма-Котлас-Архангельск.
Отзыв:

Оценить

Наши авторские проекты
Политики о Третейских судах
Законодательство
АЛППП © 2011-
тел./факс: (8142) 796-288
моб. тел.: +7 921 451 37 91
Яндекс.Метрика